Жизнь — это вызов, и бизнес — не исключение

Номер 5. Любой ценой!?

Председатель правления «Райффанзенбанка» Мишель Пиререн размышляет о плюсах и минусах российской банковской системы. «Банк заинтересован в сотрудничестве не только с крупными, но и с начинающими перспективными компаниями. В данном случае критерием для нас является надежность организации, ее стабильное, динамичное развитие».

Мишель ПЕРИРЕН
Жизнь – это вызов, и бизнес – не исключение

"Экономические стратегии", 2002, №5, стр. 62-65.

"Райффайзенбанк" – один из наиболее известных австрийских банков. Долгие годы практически безупречной работы обеспечили ему репутацию стабильного и надежного финансового института, высококлассного эксперта на рынке финансовых услуг. "Райффайзенбанк" – 100% дочерний банк австрийской банковской группы "Райффайзен". Банк работает в России с 1996 года, является членом Ассоциации российских банков.
История банков группы "Райффайзен" восходит к середине XIX века, когда появились кооперативы взаимопомощи, поддерживавшие крестьян во время голода и экономических трудностей. В 1862 году Фридрих Вильгельм Райффайзен (1818-1888) создал банковский кооператив в Анхаузене (Германия), который и стал прообразом банков "Райффайзен". Первый "Райффайзенбанк" открылся в Австрии в 1886 году.
Мишель Перирен, председатель правления "Райффайзенбанка", работает в банковском секторе уже давно: в России Перирен открывал КАБ "Банк Сосьете Женераль Восток" в 1993 году, а с 1996 года возглавил ЗАО "Райффайзенбанк Австрия". На его глазах происходили экономические кризисы, взлеты и падения банков. Профессионала с огромным опытом работы, наверное, трудно чем-либо удивить. И все же. Российская банковская система, во всяком случае на сегодняшний день, во многом отличается от западной. Каковы ее плюсы и минусы, какие главные проблемы, с точки зрения стороннего наблюдателя, стоят перед ней, насколько актуально для нас вступление в ВТО? На эти и другие вопросы Мишель Перирен отвечает в интервью журналу "Экономические стратегии".

На логотипе «Райффайзенбанка» изображены две перекрещенные головы лошадей – символ, который использовался западноевропейскими народами с давних времен. Люди прикрепляли этот знак к фронтонам своих домов, чтобы уберечь свои семьи от зла и несчастья. В некоторых отдаленных деревнях Европы традиция до сих пор жива. Преданность и сила лошади, защищенность в доме – вот, что выбрал «Райффайзенбанк» в качестве символа безопасности ваших денег под общей крышей группы «Райффайзен» в мире экономических потрясений.

Есть мнение, что вступление России в ВТО будет иметь пагубные последствия, в частности, нежелательна либерализация российского банковского сектора. Какова Ваша позиция по этому вопросу?

Я думаю, чем шире зона влияния рынка, тем лучше, особенно, если это мировой рынок. Компании стран, входящих в Евросоюз, а также другие международные группы активно осваивают финансовое пространство Центральной и Восточной Европы. Экономическая интеграция не претерпит существенных изменений, так как в целом картина уже сложилась. Вступление РФ в ВТО для российских и всех других участников рынка чревато, скорее, новыми возможностями, нежели угрозами.

Россия в любом случае должна стать частью мировой торговой системы и, тем самым, получить дополнительные преимущества, например, возможность контролировать изнутри правила всемирной торговли. Очень важно, чтобы в процессе обсуждения условий вступления в ВТО Россия смогла отстоять свои интересы.

Упрощенно говоря, есть две доминирующие банковские системы: англо-американская, где банкам не разрешается приобретать акции предприятий, и японско-германская, где банки покупают акции и активно управляют предприятиями. Какая из этих систем, по Вашему мнению, более жизнеспособна? Которая из них больше подходит для России?

Обе эти системы на практике показали свою жизнеспособность, и та и другая вполне подходят для России. Хотя, в случае глобального кризиса, японско-германская модель, возможно, несколько более уязвима.

Сегодня в РФ практически не развито венчурное финансирование. Насколько "Райффайзенбанк" готов к кредитованию небольших высокотехнологичных фирм?

Банк заинтересован в сотрудничестве не только с крупными, но и с начинающими перспективными компаниями. В данном случае критерием для нас является надежность организации и ее стабильное, динамичное развитие. У нас есть определенные планы, касающиеся предприятий среднего и малого бизнеса. На сегодняшний день им уже выдано кредитов на сумму более 200 млн долларов.

Некоторые специалисты утверждают, что в России нет дефицита капитала, скорее, наблюдается дефицит взвешенных проектов и высококвалифицированных управленцев. Каков Ваш опыт поиска прибыльных проектов для финансирования?

Уровень капитала в секторе пока очень низок и не отвечает запросам развивающейся экономики. Ощущается недостаток средств, что объясняется дефицитом доверия со стороны потенциальных клиентов. Впрочем, ситуация постепенно налаживается. В последнее время предпринимаются значительные усилия, направленные на изменение существующего законодательства в соответствии с потребностями российского банковского сектора. В то же время, нельзя сказать, что есть проблемы с ликвидностью для инвестиционных проектов: это частично доступные частные депозиты, а также заемные средства финансовых институтов, как внешних, так и внутренних. Еще одним положительным фактором является исключение России из черных списков FATF.

Что касается кадровых проблем, я вынужден признать, что в секторе не хватает опытных специалистов. Между тем, наличие квалифицированного персонала, в определенной степени, гарантирует успешность и прибыльность проектов/продуктов банка.

Сегодня россияне практически не хранят деньги в банках. Существуют ли эффективные механизмы, использование которых позволило бы изменить такое положение дел?

Как я уже сказал, это объясняется недостатком доверия со стороны потенциальных клиентов, но картина меняется и, мне кажется, достаточно быстро. Ситуация постепенно улучшается – увеличивается уровень прозрачности сектора, конкуренция заставляет банки уделять особое внимание потребностям клиентов и предлагать им лучшие услуги и продукты.

Какое значение в бизнесе имеют личные связи?

Несомненно, личные отношения способствуют налаживанию серьезных деловых контактов. Тем не менее, нельзя забывать общеизвестное правило: "Знай своего клиента". Его соблюдение является залогом успешной работы банка.

Расскажите, что такое "хорошая репутация" банка? Как ее заслужить, и что может ее испортить?

Для банка хорошая репутация означает, чтобы и клиентам, и партнерам было удобно иметь дело именно с ним. Вы должны приложить максимум усилий, чтобы работать как можно лучше, а насколько вам это удалось, оценят другие.

Какое мнение сложилось у Вас о российской банковской системе и российском бизнесе в целом?

В российском бизнесе, особенно в банковском секторе, есть отличные специалисты, которые способны решать проблемы и достигать поставленных целей. По крайней мере, именно такие высококвалифицированные сотрудники, хорошо знающие специфику российского рынка, работают в "Райффайзенбанке".

Некоторые бизнесмены утверждают, что бизнес – это война? Что Вы думаете по этому поводу?

Мы всегда должны быть готовы к "войне" в бизнесе. Вообще, жизнь – это своего рода вызов, и бизнес – не исключение. Чем больше успех, тем труднее его удерживать.
С другой стороны, если вы не стремитесь к лидерству, воевать не обязательно.

Каково соотношение российских и иностранных специалистов в "Райффайзенбанке"?

У нас только четыре иностранных специалиста, включая меня, что составляет менее 1% от общего числа сотрудников. Наше правление состоит из пяти членов, четверо из них русские. Политика банковской группы "Райффайзен" – это максимальное делегирование полномочий дочерним структурам, что, однако, не исключает контроля. Кадровая политика банка отражает наши потребности: если есть необходимость, мы приглашаем новых сотрудников.

Следить за новостями ИНЭС: