Ювелирное дело — прежде всего, искусство

Номер 4. … дело тонкое

Современное состояние российской ювелирной промышленности автор сравнивает с мозаикой, отдельные элементы которой уже созданы, осталось только сложить их в единую картину.

Андрей ГИЛОДО
Ювелирное дело – прежде всего, искусство

"Экономические стратегии", 2002, №4, стр. 80-83

Ювелирное дело – это не только одна из древнейших профессий, истоки которой связаны с рождением цивилизации, но и искусство. И в этом качестве оно апеллирует к человеку. Такая установка лежала в основе творчества лучших ювелиров дореволюционной России – Фаберже, Овчинникова, Хлебникова.

Формирование русской ювелирной промышленности началось в середине XIX века. До этого ювелиры работали, выполняя заказы императорского двора, церкви или богатых клиентов. Одним из стимулов для перехода от ремесленного к промышленному производству ювелирных изделий была отмена крепостного права, обусловившая увеличение объема денежных средств, а следовательно, и рост покупательной способности населения. Логика финансового развития потребовала укрупнения производства, что отразилось на динамике формирования рынка.
Миф о том, что производитель откликается на запросы рынка, давно не актуален. Любой профессионал прекрасно знает, что уже с конца XIX века ювелиры сами формировали спрос. Главной их целью было создание ассортиментного разнообразия товаров для удовлетворения как ценовых, так и эстетических требований представителей разных социальных групп. В результате клиентами Фаберже стали не только члены императорской семьи и высший свет; предметы сервировки стола и украшения покупали в его магазинах даже квалифицированные рабочие. Их заработок составлял 100-120 рублей в месяц, что по тем временам было равнозначно жалованию чиновника среднего ранга или командира роты в чине штабс-капитана. Достаточно широкая потребительская база позволила ювелирной промышленности бурно развиваться. Российские производители работали не только на отечественный рынок, они продавали свои вещи в Европе и Америке, в частности, через фирму Tiffany, с неизменным успехом выставлялись на всемирных художественно-промышленных выставках.

Несмотря на очевидные успехи, уже тогда сложился круг проблем, характерных для крупного промышленного производства, связанного с тиражированием изделий: низкое качество сырья, нерациональный подход к его переработке, недостаточное использование современных технологий в работе с драгоценными металлами и камнями. К сожалению, их не удалось решить до сих пор.

Еще одна серьезная проблема, с которой сталкивается российская ювелирная промышленность – неконкурентоспособность продукции на мировом рынке. Причина наших неудач проста: успех во многом зависит от художника-дизайнера, который должен быть не только высоким профессионалом, но и человеком, остро чувствующим веяния времени. Сегодня обязательным условием успешной работы является стилевое соответствие ювелирных изделий новейшим тенденциям в создании одежды, оформлении интерьеров и т.п. Это относится не только к украшениям, но и к большой группе предметов обихода, таких как посуда, вещи, характерные для кабинета или будуара. До тех пор, пока российские предприниматели не научатся относиться к художнику как он того заслуживает, серийная продукция нашей ювелирной промышленности будет лишена индивидуальности.

Вышесказанное не означает, что в России нет хороших художников-ювелиров. Несколько лет назад художница Опалева из Екатеринбурга получила гран-при компании Де Бирс за свою работу. Мы с полным правом гордимся талантливыми работами российских мастеров, которые могут украсить любую музейную коллекцию. Они, без сомнения, несут на себе отпечаток индивидуальности мастера. Хотелось бы, чтобы это качество не было чуждо и серийной продукции ювелирной промышленности. До сих пор ее ассортимент формировался так же незамысловато, как в советское время. В те годы ювелирные изделия, считавшиеся товарами народного потребления, производились по номенклатурным заказам "Росгалантереи", а затем оптом покупались государством у государства. Если товар не пользовался спросом, его отправляли в переработку. Такую роскошь могло себе позволить только социалистическое государство. Ни одной современной фирме это не под силу. Тем не менее, сегодня в России все еще следуют старому советскому принципу: упор в бизнесе делается на широту и взаимозаменяемость ассортимента. Как показывает международная практика, ситуация давно изменилась, особенно для малых и средних фирм.

Создавая бренд, производитель вынужден сужать ассортимент – выпускать коллекции, небольшой набор вещей, например, только броши, но эти броши должны знать во всем мире, от Танзании до Чукотки. Проблема узнаваемости изделий стоит практически перед всеми российскими производителями. Исключение составляют завод "Кристалл" в Смоленске, московская фирма "Сирин", Костромской ювелирный завод, ювелирная мастерская Н.И. Балмасова в Ярославле. Изделия этих предприятий выполнены на высочайшем уровне. Сейчас собственный бренд создает ювелирный театр "ЮТэ", продукция которого отличается современным дизайном. Все остальные пытаются копировать дореволюционные вещи. На определенном этапе такой подход был оправдан – после долгих лет запретов и ограничений, когда работать с драгоценными металлами и драгоценными камнями разрешалось только государственным организациям, нужно было восстанавливать профессиональные навыки. Сегодня этот этап пройден, у нас нет недостатка в квалифицированных кадрах. Однако старые психологические установки ограничивают динамизм субъектов ювелирного рынка.

В первую очередь в ювелирном бизнесе необходимо ввести разрешительную систему для занятия этим видом деятельности; демократизировать законодательство, регулирующее работу с драгоценными металлами и драгоценными камнями; гармонизировать нормативные акты в сфере добычи, переработки, производства и торговли. Подобные меры, на мой взгляд, помогут консолидировать профессиональные интересы участников процесса на всех этапах – от добычи драгоценного сырья до реализации готового изделия, позволят создать мощное корпоративное лобби.

Сегодня на Западе производитель ювелирных изделий, как правило, не занимается их продажей, поскольку затраты на содержание сети сбыта отражаются на стоимости вещей. В России дело обстоит иначе. Поэтому не стоит удивляться, что отечественная продукция неконкурентоспособна по сравнению с итальянской или таиландской, даже ввезенной с полным соблюдением таможенных правил. Торговать должны профессионалы, а чтобы делать это успешно, надо уметь показать товар лицом. Нам нужен большой национальный конкурс. В его регулярном проведении должны быть заинтересованы все участники ювелирного рынка, от производителя до торгующих организаций. Необходимо также создать информационный банк данных о российских художниках-дизайнерах, как это давным-давно делается во всем мире. В нашей стране чем-то подобным пока занимаются только музеи.

Еще одна беда ювелирной отрасли – нехватка оборотных средств.

С этой же проблемой столкнулись российские ювелиры в конце XIX века, когда начался процесс акционирования, направленный на привлечение крупных инвесторов. Так, например, все прейскуранты Фаберже сопровождались информацией о том, что вещи, выставленные в магазинах фирмы, пойдут в переработку, если не будут проданы в течение года. Сто лет спустя история повторилась.

Мощный потенциал отечественной ювелирной промышленности обусловлен наличием собственной сырьевой базы, высокопрофессиональных мастеров, работающих в ювелирном производстве, талантливых художников-дизайнеров. Наших ювелиров приглашают в США и Европу выполнять штучные заказы стоимостью в несколько миллионов долларов, потому что Россия – одна из немногих стран, где сохранились навыки ручной доделки вещей. Но, обладая такими богатствами, мы плохо умеем ими пользоваться. Сегодня ювелирная промышленность создает множество рабочих мест. За последние пять лет возросло количество мелких и средних фирм и не только в столицах, но и в регионах, особенно там, где традиционно был развит ювелирный промысел – в Ярославской области, на Урале. Используя современные методы организации производства, небольшие фирмы добиваются снижения себестоимости продукции, в результате чего она становится конкурентоспособной.

Российскую ювелирную отрасль можно сравнить с мозаикой – отдельные ее элементы уже созданы, осталось только сложить их в единую картину. Импульсом для ее развития могло бы стать большое политическое решение, принятое в результате осознания той роли, которую ювелирная промышленность играет в обществе и государстве.

Следить за новостями ИНЭС: