Хроники «Апостола Андрея»

Номер 2. Тайна странника

Продолжение публикации дневников Николая Литау.
Новый год на Южных Сандвичах. – Шторм в море Содружества. – Играем в салочки с китами. – Ледяные монстры моря д’Юрвиля. – Мушкетеры базы «Дюмон д’Юрвиль».

Николай Литау
Хроники "Апостола Андрея"
"Экономические стратегии", №2-2005, стр. 78-79

Мы продолжаем публиковать дневники шкипера Николая Литау, повествующие о кругосветном плавании яхты "Апостол Андрей", организованном Клубом "Приключение" Дмитрия Шпаро и журналом "Вокруг cвета". Цель путешествия – обогнуть Антарктиду внутри 60-й параллели южной широты, которая является международной границей антарктического региона.

Новый год на Южных Сандвичах

Южные Сандвичевы острова – это, конечно, еще не шестой континент, но описание архипелага помещено в лоцию Антарктики. От идеи посетить остров Сондерс, средний в архипелаге, пришлось отказаться. Ночной штормовой ветер, резво гнавший нас вперед, к утру скис, и мы стали болтаться на зыби, вяло помахивая парусами. Затем ветер вообще зашел навстречу, отжимая нас к группе Кандлмас – двум островам, разделенным проливом с массой рифов и скал. До них было недалеко, и мы надеялись успеть туда к Новому году.

Разыскивая между айсбергами вход в пролив, яхта разбила носом перемычку тертого льда, который колыхался на крупной зыби и залетал к нам на палубу.
В 20.00 встали на якорь, в Москве было уже 23 часа. Экипаж сгрудился на носу, наблюдая за якорной цепью. Кто-то поинтересовался, сможет ли пингвин запрыгнуть на палубу? Кто-то ответил, что, наверное, сможет – видели, как высоко они выскакивают из воды, когда забираются на айсберги. В этот момент я обернулся и… увидел стоящего на палубе пингвина, слушающего наш разговор. Когда он только успел залезть?! Разглядев нацеленные на него фото- и видеокамеры, гость начал отступать к борту. Запутавшись в веревках и пару раз навернувшись, он соскользнул в воду.

К московской полуночи уселись за стол и хлопнули шампанским. Кулинарный талант доктора Шмигельского превзошел все наши ожидания: четыре вида салатов, и селедка под шубой, и фаршированные яйца, и овощи, которые удалось сберечь с Уругвая. Через три часа наступил Новый год по судовому времени, теперь настал черед отдать должное искусству доктора в области горячих блюд.

Шторм в море Содружества.

Первый шторм в Южном океане настиг нас 27 января в трехстах милях к западу от входа в залив Прюдс, в глубине которого расположена российская станция "Прогресс". Область низкого давления смещалась с севера поперек нашего курса, и мы поменяли галс, собираясь идти на юг параллельно циклону. К ночи ветер достиг силы в 9 баллов, а утром во вторник анемометр показывал уже среднюю скорость ветра в 23 м/с – 10 баллов по шкале Бофорта. Бег наперегонки с циклоном продолжался весь день, но после обеда падение давления прекратилось. И вовремя – дальше на юг пути не было: мы уперлись в Антарктиду. До Земли Эндерби оставалось 30 миль. Радар показывал, что "Апостол Андрей" вошел в скопление айсбергов, а в 7 милях по курсу обозначилась граница припая. Рассматривать с близкого расстояния, как выглядит кромка льдов при штормовом ветре и плохой видимости, желания не было, и мы положили яхту на обратный галс.

Играем в салочки с китами

3 февраля после обеда нас навестили горбатые киты. Подплывали по двое-трое, в итоге их собралось не меньше семи особей. Горбач – кит не самый большой: 11-15 метров длиной, весит 25-30 тонн – как раз весом и размером с нашу яхту, – но достаточно общительный и наиболее энергичный среди больших китов. Отличить его от собратьев легко по очень длинным боковым плавникам, которые достигают трети длины тела и напоминают крылья. Вначале киты спокойно ходили вокруг, но потом начали резвиться. Подныривали под яхту, пересекали курс перед самым форштевнем, переворачивались на спину, демонстрируя светлое брюхо, поднимали над водой боковые плавники и взмахивали хвостом. Представление длилось около часа, и команда извела не один метр фотопленки. К концу аттракциона, выбирая точку съемки, я забрался на релинг у грот-мачты. В этот момент перед штевнем прошел кит. Перевернувшись на спину, он шлепнул хвостом по корпусу яхты. Удар был мягким, почти неощутимым, но эффект получился хороший – с меня ручьем стекала вода. Поприветствовав таким образом капитана, киты стали понемногу отставать. Декорациями к этому спектаклю служили красавцы айсберги, окружавшие яхту.

Ледяные монстры моря д’Юрвиля

17 февраля путь "Апостолу Андрею" преградил гигантский айсберг. Яхта уперлась в его южную стену, которая простиралась в обе стороны на сколько хватало видимости. По радару определили его протяженность – около 18 миль. Скрутили поворот в двух кабельтовых от отвесно обрывающейся ледяной стены и несколько часов шли на юг, пока дорогу не преградила группа "мелких" айсбергов. Здесь легли на обратный курс. Теперь "Апостол Андрей" двигался параллельно восточной стенке гиганта, в трех милях от него. Почти 25 миль прошли мы этим курсом, но так и не увидели северного края айсберга. Москва, со всеми своими новыми районами, целиком могла бы уместиться на этом монстре.

Температура воздуха последние дни выше нуля не поднимается. Яхта обледенела: леера украсили сосульки, палуба покрылась тонкой коркой льда. Снасти замерзли и стоят колом, лебедки покрылись льдом. При поворотах паруса сбрасывают наледь – и палубу, и команду осыпает ледяной крошкой.

Мушкетеры базы "Дюмон д’Юрвиль"

В полдень 19 февраля "Апостол Андрей" пересек Южный полярный круг. Крещение новичков – а таких у нас трое: художник Семенов, доктор Шмигельский и матрос Балымов, – пришлось отложить, так как до французской антарктической базы "Дюмон д’Юрвиль" оставалось несколько часов хода.

На причале нас встречали начальник станции Диди Беллё и шеф сезонной партии Патрис Годон. Поинтересовавшись, чем они могут быть нам полезны, и выслушав пожелания, обещали во всем помочь. Работа закипела. Через полчаса подъехал трактор с цистерной, и в наши изрядно опустевшие танки полилось дизтопливо. Управлял трактором мсье, роскошными усами и бородкой клинышком очень походивший на д’Артаньяна. Позже мы узнаем, что коллеги его так и зовут. На самом деле его имя Патрик Блэз, а на визитке указано: механик-авантюрист. Затем над "Апостолом Андреем" завис вертолет, на его подвесе в контейнере стояло два десятка канистр с пресной водой. Закончив разгрузку, экипаж сел в "тузик" и отправился в душ и на ужин. Ужин прошел очень весело, а так как на следующий день было воскресенье, то затянулся он почти до завтрака.

После обеда стал свидетелем забавной "охоты" на пингвинов Адели. Биологи ловили их для каких-то своих целей. Пингвины бегали довольно шустро, забавно оттопырив назад крылья и возмущенно крича. Ученые – чертыхаясь и поскальзываясь на пингвиньих экскрементах. Потом один из "аделек" пришел к нам в гости, гордо демонстрируя цифру "8" на груди.

Два дня стояла великолепная погода. Было ясно, тепло и безветренно. Ледники Антарктиды и айсберги в проливах сверкали под ярким солнцем. В понедельник мы уходим в море. Напутствия, обмен адресами, посошок на дорожку – теперь и французы знают, что это такое. Было видно, что хозяева станции искренне переживают за нас. Удивительно быстро устанавливаются дружеские отношения на краю земли.

 

Следить за новостями ИНЭС: