Взгляд со стороны МВФ

Номер 2. (С)Бой часов

Рецензия на книгу «Россия приходит в себя». (Под ред. Д. Оуэна, Д.О. Робинсона. Пер. с англ. М.: «Весь мир», 2004. 232 с.)

Альберт ТОТОНОВ
Взгляд со стороны МВФ

"Экономические стратегии", №2-2004, стр. 102-103

Россия приходит в себя.
Под ред. Д. Оуэна, Д.О. Робинсона.
Пер. с англ. М.: "Весь мир", 2004. 232 с.

На завершившейся недавно ежегодной встрече Всемирного экономического форума в Давосе российская тема оказалась на периферии дискуссий. Наблюдатели расценили это как позитивное явление, как подтверждение того, что Россия уже здоровый субъект мировой экономики. Тем важнее глубокая оценка событий последних пяти-шести лет и обоснованные прогнозы относительно перспектив достижения устойчивого роста. Именно этому посвящена книга "Россия приходит в себя", недавно вышедшая в свет в издательстве "Весь Мир". Ее авторы – сотрудники Международного валютного фонда, работавшие над российской проблематикой в течение целого ряда лет. Поэтому можно сказать, что книга, где рассматриваются итоги экономических преобразований в нашей стране со времени финансового кризиса 1998 года и оценивается экономическая стратегия действующего правительства, в значительной мере отражает официальную позицию МВФ.

Эта работа тем более интересна, что в ней заключена скрытая полемика с нобелевским лауреатом, бывшим главным экономистом Всемирного Банка Джозефом Стиглицем. Именно Стиглиц в своей книге "Глобализация: тревожные тенденции", вышедшей на русском языке в 2003 году, резко критиковал действия МВФ вообще и в России в особенности.

Думается, что такое мнение "со стороны" имеет большое значение. Во-первых, международные финансово-экономические организации – это не пассивные наблюдатели, а, по существу, участники процесса экономических реформ в России. Поэтому оценки их экспертов вряд ли можно считать мнением "пикейных жилетов". Во-вторых, их суждения если не абсолютно объективны (это вряд ли кому под силу), то уж точно мало зависят от позиции российских властей и конкретной политической ситуации. И, в-третьих, анализ международных экспертов всегда вписан в общемировой контекст, что позволяет оценивать происходящее по более строгим критериям.

И еще одно замечание общего порядка. В середине осени 2003 года книга была издана на английском языке и всего через четыре месяца она выходит на русском. Поэтому некоторые события последнего полугодия, в частности, резкое падение курса доллара, беспрецедентный рост золотовалютных резервов ЦБ, ряд важных законодательных актов и итоги думских выборов в ней не могли быть отражены. Однако все это нисколько не умаляет аналитической ценности работы.

В книге семь глав. Первая – общий обзор, являющийся плодом коллективного труда не только ее авторов, но и других сотрудников МВФ, включая руководителя представительства фонда в России Пола М. Томсена. Остальные шесть глав посвящены разработке макроэкономической политики (Д. Робинсон), структурным реформам и перспективам роста (Т. Валила), налоговой реформе (Д. Чуа), реформе государственных расходов (Д. Робинсон), банковскому кризису и последующему восстановлению
(Д. Робинсон) и, наконец, долговому кризису и его разрешению (А. Сантос).

Первоначальный посыл книги заключается в следующем: большинство экспертов не ожидали столь быстрого восстановления российской экономики после глубокого финансового кризиса 1998 года. Теперь же на финансовых рынках царит растущий оптимизм в отношении России в отличие от сдержанных прогнозов по поводу будущего мировой экономики в целом. Однако природа новоприобретенного благополучия остается неясной, поскольку непонятно, в какой мере это благополучие зиждется на фундаментальных изменениях в экономике, а в какой является следствием конъюнктуры. Это обусловило задачу авторов, – дать свою интерпретацию экономического развития России за последние пять-шесть лет и постараться обозначить ключевые вызовы, с которыми она сталкивается.

В книге отмечается, что, пожалуй, самым очевидным следствием кризиса стала многократно возросшая ответственность российских политиков и тех, кто влияет на принятие решений по формированию и осуществлению экономической политики. Не случайно в интервью, которое в связи с выходом в свет рецензируемой книги дал директор Второго Европейского департамента МВФ Джон Одлинг-Сми, прозвучал следующий ответ на вопрос о роли МВФ в России: "Полагаю, что главный канал воздействия МВФ – это образовательные и "педагогические" функции. С 1992 года мы вместе с ключевыми людьми из числа принимающих решения и техническими сотрудниками Центрального банка, Минфина и многих других учреждений много работали над проблемой макроэкономической стабильности и методов ее достижения. Поэтому, когда политический климат изменился и руководство страны продемонстрировало стремление к макроэкономической стабильности, русские были уже готовы к действиям" (источник: IMF Survey. 2003. March 17).

По мнению авторов, возросшая ответственность ярко проявилась уже в работе правительства Евгения Примакова, которое смогло настоять на жестком бюджете 1999 года. Главным достижением в бюджетной политике 2000 и 2001 годов стало успешное противодействие попыткам нерационального использования сверхдоходов от нефти, а также то, что энергетические компании удалось заставить выполнять налоговые обязательства. Бюджеты 2002 и 2003 годов были менее жесткими в расходной части, что отражало возросшие поступления. Авторы книги предупреждают: несмотря на то, что бюджетная политика остается под контролем правительства, в самом ближайшем будущем руководству страны понадобится политическая решимость, чтобы сохранить этот контроль в условиях растущих расходов и уменьшения налогового бремени. Иначе все достижения могут испариться в случае падения цен на нефть или замедления экономического роста. Контролю над расходами в книге посвящена специальная пятая глава.
В новых условиях, считают авторы книги, от Центрального банка требуется более активная позиция. Если в первые годы после кризиса пополнение золотовалютных резервов было приоритетной задачей по сравнению со сдерживанием инфляции, то теперь ситуация диаметрально изменилась. При этом подчеркивается, что опыт всех стран с переходной экономикой показывает, насколько трудно одновременно удерживать разумный обменный курс национальной валюты к доллару и сводить уровень инфляции до однозначных величин.

Авторы не только приводят перечень основных структурных реформ и примерные сроки их осуществления, но и делают попытку оценить их воздействие на экономический рост как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Очевидный приоритет авторы отдают проведению банковской и налоговой реформ, а также преобразованию естественных монополий. Очень большое значение в работе придается созданию динамично развивающегося сектора малых и средних предприятий, который, в отличие от господствующих сегодня вертикально интегрированных корпораций, нередко построенных по принципу южнокорейских чеболей, только и способен стать фундаментом долгосрочного и здорового роста экономики.

Несмотря на сравнительно небольшой объем книга "Россия приходит в себя" охватывает все основные аспекты современной экономической политики. Она опирается на выверенные статистические данные и содержит хорошо обоснованные выводы. Теперь у российских экономистов и аналитиков появляется возможность ознакомиться с тем, как МВФ оценивает преобразования, происходящие в Россиийской Федерации.

Следить за новостями ИНЭС: