Виртуальный бизнес-инкубатор как форма стратегического развития инновационной деятельности региона

Номер 7. Мир вразнос

В статье описаны функциональные стратегии, которые необходимо применять для эффективной деятельности бизнес-инкубаторов, а также ряд конкретных мер, оптимизирующих организационные требования к выработке этих стратегий.

Людмила Воронина, Наталья Иванова, Светлана Ратнер
Виртуальный бизнес-инкубатор как форма стратегического развития инновационной деятельности региона

"Экономические стратегии", №07-2008, стр. 128-132

Воронина Людмила Анфимовна — заведующий кафедрой менеджмента и управления качеством Кубанского государственного университета, д.э.н., профессор. Иванова Наталья Евгеньевна — заведующий кафедрой финансов и кредита Северокавказского университета экономики и права, к.э.н., доцент. Ратнер Светлана Валерьевна — ведущий научный сотрудник Южного научного центра РАН, к.ф.-м.н., доцент. Работа выполнена при частичной финансовой поддержке гранта РФФИ № 08-06-99011_р_офи.

Большинство промышленно развитых стран мира считают инновационную деятельность залогом своей национальной безопасности и экономической стабильности, а потому в стратегии их развития ведущая роль отводится науке как основе реализации инновационной парадигмы. Наиболее распространенными способами стратегического развития инновационной деятельности в мировой практике являются:

  • создание инкубаторов бизнеса, технопарков, заводов технологий;
  • обучение и подготовка кадров за счет государства;
  • уменьшение суммы налога для предприятий, создающих и внедряющих инновации;
  • беспроцентные ссуды или льготные кредиты, гранты.

В России первые технопарки, инновационно-технологические центры и инкубаторы бизнеса начали появляться чуть более 10 лет назад. Сейчас они есть практически во всех регионах страны. Это организации, обычно тесно связанные с научными учреждениями (вузами и НИИ). Их основная стратегическая задача – поддержка инновационного бизнеса. Решается она по-разному: через предоставление малым инновационным предприятиям льгот по аренде офисных и производственных помещений, оборудования, оказание консалтинговых и рекламных услуг бесплатно или на льготной основе, выделение ссуд, кредитов, грантов.

Таким образом "выращиваются" новые фирмы, им помогают выжить и успешно работать на ранней стадии развития, когда их стратегия еще не соответствует их рыночной ориентации.
Возникнув в результате осуществления стратегических планов некоторых американских университетов, имевших целью эффективное использование земли и зданий, в мировой практике инновационного развития технопарки до сих пор рассматриваются как "продавцы недвижимости". На самом деле их содержание, по сути, гораздо шире. Университет, имея в своем составе инкубатор бизнеса, поддерживает предпринимателей из числа ученых и инженеров, преподавателей и студентов, новаторов и изобретателей. Располагая землей и привлекая на свою территорию научно-исследовательские подразделения крупных, в том числе иностранных корпораций, он извлекает конкурентоспособную ренту из факторных доходов. При этом добавленная стоимость зачастую увеличивает доходы самого университета через инновационно-практическую деятельность.

Иными словами, технопарки, как, впрочем, и инкубаторы, формируют среду, благоприятную для ускоренной коммерциализации результатов научных исследований, превращения их в высококонкурентоспособные товары и услуги, востребованные различными сегментами рынка. Следует также отметить, что многие выдающиеся технопарки начинались с инкубаторов бизнеса и все они развивались постепенно, шаг за шагом, при активном участии местных, региональных, а иногда и национальных органов власти и управления, при реальной поддержке со стороны учредителей, деловых и финансовых кругов, а также местного сообщества. Технопарк – это форма реализации стратегического плана развития территории. Там, где реализация деятельности технопарка является успешной, происходит структурная перестройка промышленности, создаются новые рабочие места, формируется престижный имидж территории. Там, где к этой инициативе подходят формально, технопарки преобразуются в коммерческие структуры другого вида, например в бизнес-парки.

В зарубежной практике бизнес-инкубаторами являются обычно относительно небольшие организации, стратегические задачи которых соответствуют их названию – выхаживание молодых, "неоперившихся" фирм и начинающих предпринимателей. Инкубаторы бизнеса можно разделить на два основных вида: инкубаторы наукоемкого бизнеса и инкубаторы нетехнологических фирм. Если для Европы характерны инкубаторы первого вида, то для США – второго. Остановимся на рассмотрении инкубаторов наукоемких фирм, хотя для регионов России стратегически важно и становление инкубаторов "обычного типа" для ускорения развития малого предпринимательства. В 2005 г. решение этой стратегически важной задачи было поручено Департаменту проектного сопровождения администрации Краснодарского края.

Что касается наукоемкого бизнеса, то достаточно очевидно, что множество технологий, имеющих потенциальную стратегическую важность, просто-напросто гибнут, так и не успев превратиться в товар. В условиях все более жесткой глобальной конкуренции, когда не только успех, но и выживание определяется комбинацией блестящих идей и скоростью вывода их на рынок в виде готовой продукции, нельзя позволить себе роскошь разбрасываться талантливыми носителями идей, разработчиками технологий. Для этого в технологически развитых странах, например в США, была создана соответствующая инфраструктура поддержки наукоемкого предпринимательства – инкубаторы бизнеса.

Опыт США позволяет констатировать, что для эффективной работы инкубатора наукоемкого бизнеса на уровне региона необходимо использовать следующие функциональные стратегии:

1. Стратегия использования зданий и помещений: здание должно находиться в собственности муниципалитета и требовать лишь незначительного ремонта. Необходимо наличие зон для коммуникации (общения), таких как единая приемная, совместные комната для переговоров и помещение, где располагается техника, и т.д.

2. Правовая стратегия: в принципе здесь возможны различные варианты организационно-правового оформления функционирования бизнес-инкубатора. В то же время следует обратить внимание на два важных обстоятельства:

  • бизнес-инкубатор не преследует цели извлечения прибыли, т.е. не является коммерческим предприятием, и с этой точки зрения должна избираться одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций (фонд, некоммерческое партнерство и др.);
  • муниципальное образование через систему муниципальных предприятий должно выступать в качестве учредителя или одного из основных соучредителей бизнес-инкубатора.

Правовое обеспечение создания и деятельности бизнес-инкубатора гарантируется уставом и/или учредительным договором, а также внутренними документами, регламентирующими полномочия и работу отдельных органов и должностных лиц, правилами внутреннего распорядка, договорами аренды помещений. Что касается органов управления, то, наряду с директором и собранием учредителей, особое значение придается попечительскому совету как стратегическому органу управления.

3. Кадровая стратегия: персонал, который должен соответствовать современным требованиям, наряду с директором включает в себя секретаря, бухгалтеров и консультантов, которые работают для всех предпринимателей.

4. Стратегия финансирования: первоначальные (стартовые) расходы на подготовку здания и закупку техники для совместного использования берут на себя учредители. Текущие эксплуатационные расходы (оплата персонала, расходные материалы, канцелярия и т.д.) в полной мере должны покрываться за счет арендной платы. В России это возможно в том случае, если общая площадь помещений составляет не менее 500 м2.

5. Стратегия выбора претендентов: она должна осуществляться в соответствии с условиями открытого конкурса, при этом изначально необходимо определить профиль бизнес-инкубатора. Преимущество следует отдавать наукоемким предприятиям и фирмам. Выбранные предприятия проходят строгую проверку, они должны не конкурировать между собой, а скорее дополнять друг друга.

6. Стратегия оказания консультационных и сервисных услуг: консультационные услуги, предоставляемые консультантами, можно четко дифференцировать: консультирование по производственно-экономическим вопросам, маркетинговые услуги, опосредование контактов, информационная поддержка, мероприятия по обучению и т.д. Однако предоставление этих, как правило, бесплатных сервисных услуг не должно ограничиваться инкубируемыми предприятиями, их следует предлагать всем молодым предпринимателям региона.

Если в регионе создана благоприятная для предпринимательства экономическая среда, а тем более если инкубатор бизнеса является, как это очень часто бывает на практике и уже становится нормой, составной частью технологического парка, то он переходит на территорию регионального парка.

Как показал опыт создания бизнес-инкубаторов в Краснодарском крае, без выполнения всех вышеперечисленных шести функциональных стратегий бизнес-инкубатора попытки его создания обречены на провал. Однако есть некоторые возможности, позволяющие видоизменять традиционную стратегию, в частности за счет активного использования новых информационных технологий. В последнее десятилетие, в том числе и в Краснодарском крае, успешно развивались интернет-технологии, позволяющие предприятиям через информационную сеть обмениваться данными и документами с покупателями и контрагентами. Новые возможности работы в сети, появившиеся в интегрированных системах управления, выходят за традиционные рамки ERP-систем (Enterprise Resource Planning system), замкнутых внутри производственного цикла предприятия. Сочетание традиционной ERP-системы предприятия с интернет-решениями для электронного бизнеса привело к созданию новой организационной и управленческой среды и систем нового качества. Результатом этого явилась концепция систем нового поколения – ERP II – Enterprise Resource and Relationship Processing – управление ресурсами и внешними отношениями предприятия. Они имеют как бы два контура управления: традиционный внутренний, управляющий внутренними бизнес-процессами предприятия, и внешний – управляющий взаимодействиями с контрагентами и покупателями продукции. При этом традиционный внутренний контур управления принято называть back-office – внутренняя система, а функции взаимодействия с контрагентами и заказчиками – front-office – внешняя система. Таким образом, ERP-II-система – это методологии ERP-системы с возможностью более тесного взаимодействия предприятия с клиентами и контрагентами посредством информационных каналов, предоставляемых интернет-технологиями, вплоть до образования виртуальной бизнес-сети.

Как показывает зарубежный опыт, объединение рыночных партнеров в физические и виртуальные сети приобретает сегодня все больший вес в хозяйственной деятельности и организационных процессах. Сетевым постепенно становится весь бизнес. Бизнес-процессы специализируются и одновременно объединяются в цепи. Одни компании нащупывают новые рынки, осуществляя развивающий маркетинг, другие формируют концепцию продукта, с которым можно на эти рынки прийти, третьи его разрабатывают, четвертые изготавливают, пятые поставляют потребителям. Подобная сетевая организация бизнеса позволяет реализовывать полный инновационный цикл – от разработки идеи инновационного товара или услуги до ее фактического производства и реализации – и преодолеть таким образом барьеры взаимодействия бизнеса и науки. Кроме того, сетевая организация бизнеса позволяет малым фирмам кооперироваться друг с другом, а также с поставщиками и покупателями, что увеличивает значимость малого и среднего бизнеса. Средние размеры фирм в новой экономике уменьшаются. Например, начиная с 2002 г. основная часть экономического роста в США определяется средними компаниями с оборотами 100-150 млн долл.

По нашему мнению, для того чтобы за счет сетевых решений смягчить организационные требования к выработке стратегий, необходимых для эффективной работы бизнес-инкубатора, нужно:

  • строить работу бизнес-инкубатора на основе методологии управления процессами, внедрить одну из ERP-II-систем на всех предприятиях, реализующих полный инновационный цикл;
  • создать систему управления интеллектуальной собственностью, в основе которой лежит принцип формирования единого хранилища данных, которое содержало бы всю информацию о доступных технологиях, как минимум, на региональном уровне. Обеспечить одновременный доступ к этой информации любому необходимому числу сотрудников предприятий, входящих в бизнес-инкубатор и наделенных соответствующими полномочиями. Интегрировать упомянутую СУБД в общую ERP-II-систему;
  • создать систему электронного документооборота, что должно не только повысить эффективность производственной деятельности бизнес-инкубатора, но и сократить внутренние информационные потоки, уменьшив тем самым затраты на их обеспечение;
  • активно развивать электронную коммерцию: продвижение и продажа продукции через Интернет, использование электронных платежей, электронных подписей и т.д.;
  • предоставлять консультационные услуги частично или полностью в режиме online или по электронной почте.

Все указанные меры позволят сократить количество необходимых помещений для аренды (за счет уменьшения количества офисов и переговорных), расширить число фирм-участниц бизнес-инкубатора, снизить количество его штатных сотрудников за счет использования аутсорсинга, привлечь более квалифицированных консультантов из других регионов России, расширить географию продаж, повысить прозрачность бизнеса и вместе с тем его инвестиционную привлекательность.

Следует подчеркнуть, что уровень развития интернет-технологий в Краснодарском крае достаточно высок (край входит в пятерку регионов-лидеров по количеству и активности интернет-аудитории), что позволяет эффективно решать вышеперечисленные задачи. Однако нельзя не отметить и сложности, существующие в сфере внедрения своевременных информационных технологий. В нашей стране до сих пор существуют серьезные проблемы с получением информации о финансовых результатах деятельности бизнеса – как во внутренних сферах, так и в отношениях с внешним миром. Так, в отечественных компаниях по-прежнему распространена практика сокрытия информации о реальных собственниках и аффилированных организациях. Фрагментарность информационных систем, разрозненность данных по важнейшим экономическим показателям существенно снижают возможности инвестирования в российскую экономику, т.к. никто не хочет вкладывать средства в "черный ящик". Прозрачность бизнеса в России отсутствует, что фактически не дает возможности развиваться такому широко распространенному на Западе механизму финансирования, как эмиссия ценных бумаг.

Исследование информационной прозрачности, проведенное службой рейтингов корпоративного управления Standart&Poor’s в 2005 г. среди 30 крупнейших российских банков, показало низкий уровень прозрачности их деятельности – 36%. Средний показатель раскрытия информации в 10 крупнейших международных банках, используемых для сравнения, составляет 85%. Средний уровень прозрачности 54 крупнейших российских компаний из разных отраслей был равен 50%, что несколько выше, чем у банковского сектора, но все же недостаточно для привлечения серьезного интереса инвесторов.

Данные статистики не всегда верны, иногда они заведомо искажаются. Кроме того, используемые статистические технологии не полностью адаптированы к изменениям, происходящим в социально-экономической сфере в процессе экономических реформ. Требуется комплексный и согласованный пересмотр статистических показателей, форм отчетности и развитие других источников и методов получения необходимых данных; нужны прогрессивные методы наблюдения и современные информационно-технологические средства сбора, передачи и обработки данных; необходимо эффективное обеспечение всех категорий пользователей на различных уровнях статистической информацией.

Переход государственных служб на электронный документооборот ведется медленно и носит неорганизованный характер – он не осуществляется по единым стандартам, информационные системы отдельных ведомств фрагментарны и не интегрированы на федеральном уровне, отсутствует центр координации и управления государственными информационными ресурсами, в зачаточном состоянии находится система информационно-коммуникационного взаимодействия федеральных органов государственной власти с гражданами и организациями. Существует разнородность в полномочиях, кадровом и финансовом обеспечении, осуществляемые целевые программы по некоторым пунктам дублируют друг друга. Таким образом, отсутствует целостный, системный подход к развитию информационного рынка.

В России только складываются предпосылки для развития межфирменной кооперации, необходимой для отлаживания хозяйственных связей между сферой НИОКР и наукоемкими отраслями материального производства. Информационное пространство этих сфер также отличается фрагментарностью, дублированием некоторых информационных потоков, отсутствием полноценной статистики, необходимой для проведения мониторинга рынка инновационных разработок, отсутствием координирующего центра и общепринятых стандартов. Такой вывод можно сделать на основании исследования электронных информационных ресурсов в сфере науки и инноваций.

Невозможно изучать региональные сайты поддержки инновационной деятельности и предпринимательства, малого и среднего бизнеса в области науки и технологий в отрыве от общероссийских. Это связано с развитостью указанных направлений и сосредоточением накопленного опыта в Москве. Сайты весьма информативны и систематизированы, содержат ссылки на интересные источники дополнительной и сопутствующей информации, касающейся не только базовых принципов и подходов к инновационной деятельности, но и конкретных практических примеров. Не менее интересны в качестве банка вторичной информации аналитические статьи и обзоры, специализированные базы данных, координаты компаний, работающих в научно-технической сфере, интернет-магазины и прочее.

Все вышесказанное определяет острую необходимость скорейшего формирования общей федеральной и региональных систем информационной поддержки малого и среднего бизнеса в наукоемких отраслях. Попытки создания такого механизма в Краснодарском крае неоднократно предпринимались учеными Кубанского государственного университета в рамках выполнения научно-исследовательских проектов по Программе Минобразования РФ "Федерально-региональная политика в науке и образовании", однако для успешного функционирования созданной системы необходима стратегическая поддержка виртуальных бизнес-инкубаторов на постоянной основе.

ПЭС 8005/16.01.2008

Литература
1. Грицай В.В., Иосифова Л.В., Ратнер С.В. Вопросы формирования региональной информационно-аналитической системы поддержки развития инновационной деятельности. Труды КубГТУ, Краснодар: ГОУВПО "Кубан. гос. технол. ун-т", 2005. Т. XXIII. Сер. Совершенствование образовательных технологий. Вып.З, с. 29-36.
2. www.standardandpoor.su/_Images/Pdfs/2159.pdf
3. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. М: Экзамен, 2003.
4. Темердашев З.А., Грицай В.В., Ратнер С.В. Использование информационных технологий в инновационном менеджменте // Сб. материалов семинара-совещания по итогам выполнения в 2003 году проектов Научно-технической программы Минобразования России "Инновационная деятельность высшей школы". М.: Ассоциация "Технопарк", 2004, с. 440-446.

Следить за новостями ИНЭС: