Управление смыслами и политическая модернизация. Опыт осмысления программ казахстанских и российских партий

Номер 5-6. Отражение варварства

Статья Игоря Яковлева посвящена проблеме создания эффективной системы управления политическими смыслами. Автор исходит из допущения, что если политика есть концентрированное выражение экономики, то смыслы, содержащиеся в партийных программах, – концентрированное выражение политики.

Игорь Яковлев
Управление смыслами и политическая модернизация

"Экономические стратегии", №5-6-2004, стр. 50-55

Политические реалии Казахстана и России во многом похожи. Это связано не только с общностью исторических судеб двух дружественных стран, но и со сходством политических традиций, а также с евразийским менталитетом. Одной из важнейших задач, которую нашим народам необходимо решить в ходе политической модернизации, является построение полноценного гражданского общества, что вряд ли возможно без создания эффективной системы управления политическими смыслами. Ведь если политика есть концентрированное выражение экономики, то смыслы, содержащиеся в партийных программах, – концентрированное выражение политики.

Партийная программа – точка отсчета

По Зигмунду Нойманну, большое значение имеет различие между партиями интеграции, в которых деятельность членов связана с определенной идеологией, и партиями представительства, видящими свою функцию в овладении голосами на выборах, но не стремящимися к идеологической замкнутости. Характер партии можно определить по ее программным документам и заявлениям. Чем неопределеннее программа партии, тем дальше она от интегративного типа и ближе к представительскому. На практике это означает, что чем более подробно и скрупулезно выписаны в программных документах политические цели и задачи, тем более идеологизированной является партия и тем меньше у нее свободы для политического маневра.

Категоричность программы хотя и приводит к интеграции партийного ядра, но в целом обычно не способствует укреплению электоральной базы. Для расширения круга потенциальных избирателей желательна интрига, некоторая недосказанность по ряду программных положений. Ситуация, сложившаяся в казахстанской политической системе, отражена на рис. 1. Наличие недосказанности создает поле для маневра смыслами, что потенциально связано с возможностью манипулирования сознанием избирателей.

Рисунок 1. Одномерная модель степени идеологизированности различных современных казахстанских партий

Фактически это означает наличие противоречия. С одной стороны, партии необходима определенность политической платформы, с другой – однозначность программных положений снижает возможность применения стратагем и других политических уловок, повышая вероятность того, что может возникнуть неприятное для политического объединения расхождение между его реальными заявлениями и зарегистрированными программными положениями.

Опасность размывания смыслов

Наличие партий представительства, согласно Сеймуру Липсету, есть существенное условие либеральной демократии, которая является основной целью политической модернизации, проводимой в Казахстане и России. Однако, по мнению этого американского политического социолога, наличие крупных партий такого рода представляет собой препятствие для либерально-демократической формы правления. Возникает опасность придания таким политическим объединениям авторитарных черт под видом обеспечения единства. Именно с этим связаны опасения некоторых наблюдателей по поводу положения, складывающегося в политической системе России после парламентских выборов 2003 года. Существует мнение, что сокрушительная победа "Единой России", получившей квалифицированное большинство в Государственной думе, несет определенную угрозу стабильности демократии. Связано это с тем, что данное крупнейшее в РФ политическое объединение является классической партией представительства. Заметим, что ее программа представляет собой полторы страницы довольно общих лозунгов, делающих ее политическую идентификацию довольно затруднительной даже для специалистов. В то же время поражение на выборах потерпело "Яблоко" – партия интеграции, программа которой представляет собой тщательно прописанный стостраничный документ.

Опасность дестабилизации демократии в случае прихода к власти крупной партии представительства связана с потенциально возможными резкими сменами политического курса, затрагивающими интересы части избирателей. В самом деле, программная стратегия типа "сначала проголосуйте, а потом узнаете правила игры" дает правящей партии пространство для политического лавирования. Однако это лавирование само по себе имеет границы, выход за которые может быть легко интерпретирован как нарушение демократических принципов.

Смыслы – инструмент политической борьбы

От программы партии нельзя отмахнуться: как уже говорилось, это официальный документ. Например, статья 15 Закона Республики Казахстан "О политических партиях" рассматривает права и обязанности политических партий в связи с осуществлением ими целей и задач, определенных партийными программами. На практике это означает, что наличие действий или публичных высказываний представителей парламентских партий, противоречащих программным положениям этих партий, дает основания говорить о нарушении действующего законодательства с соответствующими юридическими последствиями.

В ежегодном послании 2004 года президент Владимир Путин отметил прямую связь между строительством зрелого гражданского общества и качеством общественно-политической системы. Сложившееся в ходе политической модернизации положение дел вызывает у российского президента вопросы, поскольку "политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту на фоне… унылого однообразия большинства партийных программ". Но так ли уж однообразны программы политических партий, как об этом президенту докладывают его советники?

Слово в защиту партийных программ

Министерством юстиции РФ зарегистрировано почти полсотни политических партий, каждая из которых имеет собственную программу. Эти программы различны по объему (от полутора до сотен страниц), форме (набор лозунгов, совокупность проектов, более или менее связанный текст) и содержанию (практически весь спектр мыслимых, а иногда и немыслимых идей). Но чтобы программные документы заиграли всеми красками, нужен инструмент, позволяющий раскрыть и сопоставить между собой их содержание. Такой инструмент есть. Например, теория скоординированного управления смыслами (the coordinated management of meaning), предложенная У. Д. Пирсом, позволяет структурировать механизм интерпретации значения высказываний, сделанных в ходе политических коммуникаций. На этой основе с помощью логико-семантического моделирования можно представить сложную политическую реальность в виде понятных зрительных образов. И наконец, можно получить анимированную телевизионную картинку, визуализирующую смыслы сказанного с помощью специализированных информационных технологий в реальном масштабе времени.

Сорвать маски с политиканов и сделать политические смыслы видимыми

Итак, перед избирателями часто встает весьма непростая задача: не только разобраться в смысле того, что предлагают партии (а это само по себе непросто), но и сопоставить предлагаемое. Проблема обычно состоит в многословии политической риторики, ее сложном наукообразном языке и большом количестве заумных терминов. По этой причине политическая самоидентификация гораздо чаще осуществляется не в связи с пониманием значения программных положений, а в соответствии с симпатиями к тем или иным деятелям. Приблизительно так же происходит конфессиональная самоидентификация: далеко не все верующие глубоко изучают Евангелие или Коран, но, например, по рождению причисляют себя к сторонникам ислама или христианства.

Однако, когда речь идет о политике, такой подход может привести к фатальным ошибкам. В качестве примера приведу парламентский приход к власти в Германии национал-социалистов, в своей программе ловко прикрывших горькую пилюлю нацистской диктатуры блестящим фантиком германского возрождения. В этом случае простота идентификации по национальному признаку обернулась Второй мировой войной и концентрационными лагерями.

В XXI веке манипуляция сознанием избирателей имеет аналогичную суть, но проводится современными политиканами на более высоком технологическом уровне. Это происходит, в частности, в ходе предвыборных теледебатов, когда телезрители вынуждены на слух воспринимать и без чьей-либо помощи сопоставлять между собой позиции политиков-конкурентов. В таких условиях политический выбор избирателями, находящимися у экранов, делается скорее исходя не из смысла сказанного, а под влиянием обаяния "масок", которые надевают политики в ходе публичной полемики.

Проблема в том, что большинство телекомпаний при проведении теледебатов идет по стандартной схеме "говорящих голов". В этом случае телевидение не использует свою главную возможность – транслировать смысл высказываний политиков в виде зрительных образов. Лишь отдельные, весьма "продвинутые" программы типа "Свободы слова" Савика Шустера оживляют картинку с помощью графика отношения массовки к высказываниям диспутантов, но представлением смыслов в виде зрительных образов на телевидении пока не занимается никто.

А ведь именно это позволит сделать теледебаты более понятными широкой зрительской аудитории. Подобная новация станет серьезным шагом в деле более эффективного использования видеоряда, тем более что современные информационные технологии позволяют это делать.

Казалось бы, чего проще? Показать картинку – и все. Но дело часто заходит в тупик, когда речь идет об абстрактных понятиях, таких как тоталитаризм или либерализм, – их довольно сложно изобразить наглядно.

Облегчить понимание сложных телевизионных передач можно с помощью логико-семантического подхода. В рамках информационной технологии "Контент-Пресс", например, термин "тоталитаризм" рассматривается в контексте его логико-семантического окружения (подробнее об этом рассказано в "ЭС" № 5/2003,
с. 36-42). Используя в качестве критерия антонимии "повышение роли государства в жизни общества", получим логический ряд антонимов: "анархизм – либерализм – этатизм – тоталитаризм". Проградуировав эту логическую последовательность, мы получим семантическую шкалу, которую можно использовать, скажем, для экспертизы содержания программ политических партий. Результат такой аналитической работы, а именно видеоряд, графически изображающий отношение российских политических партий к роли государства в жизни общества, представлен на рис. 2. Другой аналогичный пример (сопоставление позиций казахстанских партий по вопросу роли государства в жизни общества) можно видеть на рис. 3. Политическая дистанция между партиями по данному вопросу прямо пропорциональна расстоянию между ними на графике.

Рисунок 2. Одномерная модель отношения различных современных российских партий к роли государства в жизни общества

Рисунок 3. Идеологическая ориентация основных политических партий Казахстана с точки зрения отношения к либерально-рыночным ценностям

Описанный механизм дает возможность создавать аналитический инструментарий, позволяющий графически изображать результаты мониторинга высказываний представителей политических партий. Заявления политиков можно анализировать на основе их сравнения с соответствующими программными положениями, которые будут являться точкой отсчета. Трек, полученный в результате такого исследования, будет наглядно характеризовать авторов высказываний с точки зрения последовательности их отношения к собственным политическим программам. Подобную методику можно использовать и на еще более высоком уровне обобщения, когда между собой сравниваются политические системы различных стран или содружеств государств, как это показано на рис. 4.

Рисунок 4. Программы политических партий Казахстана и России о роли государства в жизни общества

Телевидение – не только коллективный пропагандист…

Описанный подход позволяет сделать более понятными "заумные" телевизионные передачи, в частности теледебаты государственных деятелей, обсуждающих сложные экономические или политические проблемы. Он открывает путь для значительно более наглядной и простой, но не упрощенной репрезентации сложных понятий. На этой основе, например, возможно создание популярных телевизионных программ типа "Экономический морской бой", "Прогноз политической погоды", "Законодательное лото" и т. п.

Аналитико-ситуационные комплексы позволяют выполнять работу по представлению сложных высказываний в виде анимированных зрительных образов, формируемых в прямом эфире. Это открывает потрясающие возможности для создания телевизионных информационно-аналитических передач нового типа, в которых будет визуализироваться не только отношение зрителей к сказанному, как это делается в упомянутой ранее программе "Свобода слова", но и смысл высказываний. В этом случае появляется возможность графически иллюстрировать разницу в политических позициях оппонентов.

Общая цель – цивилизованная демократия

Казахстан и Россия движутся по пути проведения политической модернизации с разной скоростью. В Казахстане она проходит менее динамично и более последовательно. В определенном смысле нам есть чему поучиться у наших соседей. Позитивным представляется опыт нереволюционной, плавной демократизации, когда экономические преобразования предшествуют политическим. Однако есть и нечто общее: развитие событий дает основания полагать, что в обеих странах осуществляется последовательный переход к цивилизованному управлению политическими смыслами.

Следить за новостями ИНЭС: