Три крупнейших течения общественной мысли, имеющих влияние в современном Китае

Номер 3 - ЦА. Великая бильярдная доска

«Новые левые» возлагают вину за эрозию государственной собственности на правительство, что переводит их критику в политическую плоскость

Фан Нин
Три крупнейших течения общественной мысли, имеющих влияние в современном Китае

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №3-2006, стр. 06-19

Фан Нин — заместитель директора Института политологии Академии общественных наук КНР, профессор.

Окончание. Начало см. в № 2/2006. Эксклюзивная серия статей Фан Нина была опубликована в московском выпуске журнала «Экономические стратегии» (№ 5–6, 7, 8/2005; 1/2006).

"Новые левые": результат перемен в обществе

После "великой культурной революции" в Китае понятие "левый" превратилось в табу. Люди воспринимали левачество как бедствие, которого надо избегать. Однако через 20 лет после завершения "великой культурной революции" "новые левые" вновь вернулись в общественный лексикон Китая, что само по себе имеет большое значение.

Со второй половины 1990-х гг. "новые левые" стали самостоятельным направлением общественной мысли. Появились две формы этого течения. Во-первых – переосмысление теории и практики традиционного социализма, во-вторых – переосмысление и критика так называемой "модернизации" общества как отражения прокапиталистических и прозападных настроений, сформировавшихся в 1980-е гг. у определенной части китайской интеллигенции. "Новые левые" открыто выступили против модели модернизации, которую с 1980-х гг. отстаивали либералы. Эта позиция отразила критическую направленность постулатов "новых левых" и в то же время выявила две составляющие их теории: переосмысление традиционного социализма означает "новое", критика капитализма и вестернизации означает "левое".
Благодаря глубокому социальному расслоению, которое являлось следствием китайских рыночных реформ, с конца 1990-х гг. "новые левые" смогли получить некоторое право голоса и в среде китайской интеллигенции, находившейся в плену либеральных идей, и даже в китайском обществе. С 1980-х гг. в Китае такие характерные для либерализма понятия, как "рынок", "свобода", "права", заняли место "политически правильных" терминов. Однако в реальной жизни рыночные реформы принесли дифференциацию интересов, недостаток социальной справедливости, усложнение условий жизни значительной части общества. С точки зрения большинства населения, это чем дальше, тем больше ставило под сомнение те классические аксиомы и незыблемые истины, которые проповедовались либеральной частью интеллигенции. В первую очередь стоит отметить, что в самих интеллектуальных кругах начали сомневаться, критиковать и прямо бросать вызов классическому постулату либерализма о человеческой свободе и ее повсеместном характере. В среде китайской интеллигенции произошел так называемый раскол.

Самое глубокое впечатление на китайское общество произвело внимание "новых левых" к "слабым слоям населения". Так деликатно называют тех, кто больше остальных пострадал в процессе перехода к рынку. По мере углубления рыночных реформ доля "слабых слоев населения" в Китае растет и уже достигла значительного уровня. Говоря от имени этих общественных слоев, "новые левые" острие своей критики направляли против того, что в процессе перестройки системы собственности был сделан упор на приватизацию. Они неизменно подчеркивали: главной причиной социальной дифференциации и социальной несправедливости в Китае стала эрозия государственной и коллективной собственности в ходе реформ. По мере того как в КНР углублялось социальное расслоение и усиливались противоречия, "новые левые" все более попадали в центр общественного внимания и приобретали все больше сторонников. Сегодня это наиболее быстро укрепляющееся направление общественной мысли в Китае.

Одновременно "новые левые" вновь заговорили о таких традиционных понятиях марксизма, как классы и классовая борьба. В 2000 г. китайские деятели искусств левого толка вынесли на сценические подмостки образ выдающегося пролетарского борца XX в. Че Гевары. Изумленной публике был представлен спектакль, в котором понятие "революция", бывшее самым большим табу, отождествлялось с понятием "справедливость". Успех пьесы "Че Гевара" ошеломил даже ту часть интеллигенции, которая сочувствовала "новым левым".

Выступления "новых левых" по поводу негативных последствий китайской рыночной реформы помимо критики социальных явлений включали в себя рассмотрение и осмысление маркетизации и приватизации начала 1980-х гг. XX в. как некоего общемирового исторического явления. Считается, что это непосредственно связано с процессом интеллектуального формирования "новых левых". Представители данного направления – это, как правило, молодые интеллектуалы, не заставшие "великой культурной революции". Они выросли в годы реформ и политики открытости и в большинстве своем учились или стажировались на Западе. Тот факт, что эти люди, которые, казалось бы, с рождения должны были принадлежать к либеральному лагерю, выступили в защиту простого народа, заняли прокитайские, антизападные, антикапиталистические позиции, является особенностью китайских "новых левых" и заслуживает изучения. Критика "новыми левыми" рыночных реформ осуществляется на основе переосмысления понятий "модернизация" и "переход к современности". Некоторые левые теоретики считают, что сегодня рационализм, основанный на материализме и технократии, овладел умами людей. Материальные и технические ценности, рассматриваемые как наивысшие, на мировоззренческом уровне узаконивают рыночную экономику, приватизацию и капитализм. Если не рассматривать общественный прогресс через призму истинных ценностей, то человечество не сможет избавиться от оков капитализма.

"Новые левые" возлагают вину за эрозию государственной собственности на правительство, что переводит их критику в политическую плоскость. Хотя представители этого течения занимают антикапиталистические позиции, в их политических взглядах больше запоминается критика теории и модели традиционной "социалистической демократии". "Новые левые" включают в сферу критического осмысления теорию традиционного социализма в целом. Это отражает драматические изменения, произошедшие в 1980-1990-е гг. в СССР и Восточной Европе, кризис мирового социалистического движения, но в гораздо большей степени высвечивает самоуверенность самих "новых левых", которые позиционируют себя в качестве продолжателей марксизма. Они предложили собственную трактовку таких понятий, как "демократическая политика", "сущность социализма" и "исторический прогресс". Здесь взгляды "новых левых" сводятся к следующему. Они подчеркивают значение народной демократии, говорят о необходимости ограничивать тенденции бюрократизации политической власти при социализме. В этом отношении "новые левые" высоко оценивают инициированную Мао Цзэдуном "великую культурную революцию", которая, как они утверждают, была, по сути дела, великим экспериментом по "продолжению революции". "Новые левые" – самые верные ученики Мао в современном Китае.

Их трактовка сущности социализма не совпадает с взглядами, господствовавшими в Китае в 1990-е гг. Ее смысл в том, что развитие общественных производительных сил является одним из необходимых, но отнюдь не достаточным условием построения социализма. Социализм, развивая производительные силы и удовлетворяя человеческие потребности, должен также изменять сами эти потребности, чтобы улучшать "человеческую сущность". "Новые левые" практически безоговорочно отвергают теорию экономического детерминизма и считают, что, наряду с изменением объективного мира, еще более важной и трудной задачей социализма является изменение субъективного мира людей. Они полагают, что сущность социализма не может сводиться к одной только теории производительных сил, она заключается в том, чтобы достичь гармоничного развития отношений между людьми, между человеком и природой. Новый взгляд на взаимоотношения человека и природной среды, привнесенный "новыми левыми" в современное китайское учение о социализме, также является важной особенностью их теории.

Акцентируя субъектность и субъективность исторического развития, "новые левые" подвергли сомнению классическое для марксизма представление о прогрессе как о линейном историческом процессе, поступательно осуществляющемся по мере развития общественных производительных сил. По сути дела, это развитие проблемы взаимодействия объективного и субъективного в обществе. По мнению многих представителей "новых левых", социальная история – это отнюдь не всегда прогресс, а нравственность совсем не обязательно прогрессирует вместе с развитием производительных сил. Они подвергают сомнению использование производительных сил в качестве критерия и во взглядах на историю придерживаются скорее позиций дуализма.

Обобщая, можно сказать, что теория "новых левых" имеет очевидную критическую направленность. Критика рыночных реформ, модернизации и экономического детерминизма, апеллирование к массам и прочее – это основные направления мысли "новых левых".

Анализ взаимоотношений между тремя ведущими течениями общественной мысли

Современное китайское общество испытывает влияние трех основных течений общественной мысли, идеологически отражающих главные социальные противоречия, групповые интересы и устремления. Коль скоро все эти течения в том или ином ракурсе отражают китайскую действительность и естественным образом пересекаются, между ними существуют не только различия и разногласия, но и взаимосвязь.

Полемика между либералами и "новыми левыми"

Как либералы, так и "новые левые" выражают свое крайнее неудовлетворение китайской действительностью и склонны к вмешательству в нее. Это их общая характерная особенность. Критические выпады в отношении ряда негативных социальных явлений в сегодняшнем Китае, как правило, исходят и от либералов, и от "новых левых" – самых заметных общественных критиков – с той лишь разницей, что их позиции, взгляды и предлагаемые варианты решения проблем диаметрально противоположны.

В вопросе об отношении к власти "новые левые" выступают за предоставление народу возможности контролировать ход реформ, распределение материальных благ и поддержание социальной справедливости. В политической сфере они, не отрицая существующей однопартийной системы, чаще всего ратуют за коллективное руководство, внутрипартийную демократию и народность. Либералы, напротив, требуют изменения государственной и политической системы, выступая за лишение коммунистической партии монополии на власть. Некоторые приверженцы либерализма в свое время высказывались так: "Верен ли вывод о том, что наилучшим положением является то, при котором левые, идеалисты и выразители социального протеста находятся в оппозиции, а правые, прагматики и технократы – у власти?" (1); "архиважной задачей является обязательное внесение в повестку дня реформы политической системы" (2); "касаясь процесса политической модернизации Китая, следует отметить, что для осуществления демократического управления необходимо привлечение западной либеральной политической идеологии. Это общее мнение почти всех идеологов, стремящихся к решению политических вопросов современного Китая" (3).

По мнению "новых левых", многочисленные проблемы, появившиеся в китайском обществе с началом рыночных реформ, связаны с тем, что реформы пошли по неверному пути. То, что реформой экономической системы руководили либералы, или так называемые "новые либералы", привело к разграблению общественной и народной собственности. Либералам же кажется, что эти болезненные явления суть необходимая плата за обучение или цена, которая неизбежно должна быть заплачена. Ведь социальный прогресс сам по себе есть не что иное, как непрерывная эволюция. В ответ от "новых левых" звучат обвинения в "социальном дарвинизме" и приверженности "закону джунглей".

В вопросе об основных социальных ценностях либералы делают упор на свободе личности, а "новые левые" – на социальной справедливости. Либералы рассматривают свободу слова как жизненно необходимое условие и всячески стремятся к ее достижению. Новые левые, напротив, подчеркивают фальшь абстрактной свободы слова в нынешнем Китае, считая, что если кому и недостает ее, то не либералам и интеллигенции, а рабоче-крестьянским массам, в полной мере испытавшим на себе последствия рыночных преобразований. Либеральная интеллигенция чаще всего выступает от имени собственников, подавляя голос пролетариев в защиту своих интересов. Сегодня в Китае либералы отстаивают такие базовые ценности, как свобода, право собственности и конституционная демократия. "Новые левые" выступают за социальную справедливость, равенство и защиту прав трудящихся. Либеральная интеллигенция считает, что социальная конкуренция в Китае недостаточно развита, а ее эффективность низка. "Новые левые" же полагают, что такая конкуренция носит переходный характер и недостаточно справедлива.
Оценивая роль в китайском обществе двух этих направлений общественно-политической мысли и их воздействие на общественные умонастроения, нельзя не отметить, что они прямо противоположны. Либералы критикуют "новых левых" за чрезмерный энтузиазм, присущий раннему марксизму, тяжелый комплекс позднего маоизма и потерю бдительности в отношении содержащихся в идеях Мао Цзэдуна и марксистской теории генов автократии. Слепая приверженность маоизму тем более непозволительна, что решение современных проблем в Китае методами "культурной революции" способно привести китайскую нацию к новой катастрофе. "Новые левые", в свою очередь, выступают с критикой в адрес либерализма, обвиняя его в низкопоклонстве перед Западом. По их мнению, опрометчивое следование по западному капиталистическому пути без учета национальных особенностей и проявления сочувствия к своему народу может привести к латиноамериканизации Китая.

Борьба за право голоса между национализмом и либерализмом

Националисты выступают против глобализации и гегемонии США, что неприемлемо для либералов. В вопросе отношения к США и ко всему, что ассоциируется с Соединенными Штатами, националистическое и либеральное направления находятся в прямом противостоянии. В глазах либералов США являются воплощением свободы, демократии и богатства в современном мире, образцом для подражания. Националисты же полагают, что американский гегемонизм и политика силы привели к тем проблемам, с которыми столкнулся Китай, поэтому Америке надо сказать "нет".

С либеральной точки зрения основные постулаты идеологии национализма и движения "новых левых" практически совпадают, являя собой противоположность либерализму. Поэтому либералы не утруждают себя поиском различий между ними, хотя либеральная интеллигенция и склонна рассматривать "новых левых" в качестве основных оппонентов.

Националисты, в общем, не отрицают рыночного направления реформирования экономической системы, но подчеркивают необходимость в процессе экономического развития делать упор на вопросах политической стабильности государства. По их мнению, следует усиливать контроль, совершенствовать законодательство и выступать с единых позиций во внешнеполитических вопросах. Отношение к социальным противоречиям характеризуется утверждением: "Наводя порядок в собственном доме, прежде всего следует позаботиться о противостоянии внешнему воздействию". В условиях глобализации и открытости внешнему миру приоритет имеет решение внешнеполитических вопросов, покончив с которыми, можно с большим успехом заняться разрешением внутренних противоречий.

Такое отношение националистов к внутригосударственным проблемам проистекает из их убежденности в том, что большинство проблем, с которыми сталкивается современный Китай, коренится в его историческом положении "поздно развивающейся" страны. Грабеж и давление, испытываемое в процессе глобализации развивающимися странами со стороны международного капитала, – это основные факторы, усугубляющие их и без того тяжелое положение. Поэтому Китай должен быть достаточно бдительным в отношениях с западными странами и диалектически подходить к проблеме глобализации, избегая ущерба и получая выгоду от участия в этом процессе. Таким образом, участие Китая в глобализации должно быть обставлено определенными условиями и оговорками, поскольку его государственные интересы диаметрально противоположны интересам США и других развитых стран. Либералы, напротив, полагают, что Китаю необходимо полностью интегрироваться в мировое сообщество, а будущее у страны появится лишь в том случае, если китайцы скопируют американскую модель развития. Только так можно найти выход из создавшегося положения. Возникающие у Китая проблемы они рассматривают как следствие недостаточно последовательного подражания американцам.

Высказывая свое отношение к внутрикитайским проблемам, и в особенности к вопросам демократизации и к реформе политической системы, националисты также призывают к демократии, однако понимают ее содержание и основные функции совсем не так, как либералы. Националисты утверждают, что лучшим выбором для Китая является этатизм с социалистическим уклоном. Они считают, что в современных исторических условиях социализм – это путь социального развития, более всего отвечающий интересам китайской нации. По их мнению, в эпоху глобализации социализм и национализм как идеология и модель развития как нельзя лучше подходят развивающимся странам. Либералы же полагают, что при реформировании политической системы Китая необходимо отбросить социалистический строй, имеющий налет диктатуры и тоталитаризма, и полностью реализовать западную модель. Они выступают против позиции националистов, поддерживающих действующую власть, и полагают, что националистические настроения способны лишь укрепить власть КПК и существующую в стране политическую систему.

Еще глубже противоречия между национализмом и либерализмом в вопросе об отношении к западной цивилизации. В подходе к всемирной истории либералы придерживаются универсализма. По их мнению, в историческом развитии существуют универсальные модели, всеобщие ценности и стандарты. Все эти важнейшие исторические элементы содержатся в западной культуре, которую сегодня представляют Соединенные Штаты. Националисты, напротив, акцентируют внимание на культурной самобытности, отрицая универсальные модели и общемировые ценности. Они "воротят нос" от американской культуры, считая ее примером полного цивилизационного распада, рассматривая ее как культуру, предназначенную для "одноразового употребления", неестественную, бесчеловечную, бесперспективную и не имеющую никакой ценности. Для китайского национализма главным императивом является тезис о непрерывности (преемственности) китайской культуры. Американская же культура не может быть скопирована. Азиатский финансовый кризис, провал "неолиберализма" в Латинской Америке, деградация, последовавшая после радикальных перемен в СССР и Восточной Европе, а также другие крутые повороты и негативные последствия глобализации в конце 1990-х гг. подкрепили аргументацию националистов и сделали их теорию более убедительной. Вне вопросов экономической политики либерализм все более отстранялся от реалий китайского общества, заметно ослабив внимание к насущным социальным проблемам. Зачастую либералы словно утрачивали способность отстаивать свои позиции. Их замкнутость, радикальные настроения и повышенная активность в узком кругу резко контрастировали с охлаждением интереса к ним в обществе.

Сходство и различия между национализмом и движением "новых левых"

Отношения между национализмом и движением "новых левых" достаточно деликатны, здесь имеются взаимные связи, но есть и различия. В широком смысле оба направления могут быть отнесены к идеологиям левого толка, отличаясь лишь в том, что касается последовательности решения китайских проблем и расстановки второстепенных акцентов.

В отношении господствующей идеологии и действующей власти националисты не столь пессимистичны, как "новые левые". Легко увидеть достоинства национализма, который стремится усилить законность и правильность существующей политической власти, ее легитимность в глазах общественного мнения. В основе политической идеологии национализма лежит государственничество, что выражается в призыве к защите авторитета партии и государства, в то время как "новые левые" в значительно степени разочарованы как в партии, так и в правительстве.

Касаясь различных социальных проблем, "новые левые" ратуют за то, чтобы сначала навести порядок внутри страны и только после этого осуществлять противодействие внешним факторам. Националисты придерживаются противоположного подхода. Причины многих проблем, с которыми сталкивается Китай на международной арене, в том числе давление со стороны США, "новые левые" сводят к отсутствию у партии и государства правильной политической линии, действительно отвечающей интересам Китая. По их мнению, внешний пацифизм и внутреннее капитулянтство, безусловно, не решат никаких проблем. Необходимо выверить курс правящей партии и четко определить направление развития страны. Националисты же полагают необходимым рассматривать внутренние проблемы на фоне глобальных процессов. Только согласованность во внешнеполитических делах даст Китаю возможность противостоять внешнему силовому воздействию, расширить жизненное пространство и сформировать благоприятное международное окружение. Таким образом, появится шанс удачно решить многочисленные внутренние проблемы.

Националисты и "новые левые" апеллируют к интересам различных социальных слоев. "Новые левые" с большим вниманием относятся к тому, как формируются интересы разных групп, как возникают сильные и слабые социальные образования, при этом сознательно вставая на сторону трудящихся и незащищенных слоев населения. Националистов больше интересуют вопросы формирования и защиты государственных интересов. Иными словами, их политическая позиция имеет уклон в сторону государственных интересов, и на практике большинство сторонников национализма разделяют позицию правительства. Самые же острые разногласия между националистами и правительством возникают по вопросам внешней политики. Резюмируя, можно сказать, что движение "новых левых" акцентирует внимание на классах и групповых интересах и тяготеет к защите отдельных социальных групп. Приверженцы же национализма обращаются к таким категориям, как "сплоченность общества", "социальная гармония" и "компромисс", рассчитывая на то, что общество обретет единый голос, волю и стремление к действию.

Взаимосвязь между тремя направлениями общественной мысли и господствующей идеологией и ее социальные последствия

В отчетном докладе XVI съезда КПК подчеркивается, что в современном мире взаимодействуют различные культуры и направления общественной мысли. В составленной Отделом пропаганды ЦК КПК "Программе изучения концепции трех представительств" говорится: "По мере развития тенденции многополярности и экономической глобализации происходит взаимодействие различных культур и направлений общественной мысли. При этом имеет место как их взаимодополнение, так и столкновение, сосуществование и соперничество, взаимопроникновение и отторжение" (1). Все это характерно и для Китая.

Взлеты и падения либерализма

Либерализм долго пользовался популярностью в Китае, и хотя в последние годы его влияние ослабло, тем не менее его нельзя игнорировать. Либерализм возник в КНР в начале 1980-х гг. С этого времени ни форма, ни идейное содержание этого течения общественной мысли не претерпели заметных изменений, однако сильно изменилась действительность и социально-психологический фон. В 1980-х гг. социально-психологической основой либерализма было так называемое "сопереживание", имевшее место после "культурной революции". Западное общество с его идеологией рассматривалось как новая надежда, свежий источник мысли, заполнявшей психологические пустоты в китайском социуме после столь сокрушительного удара.

К тому времени в Китае еще не сформировались социальные условия, необходимые для распространения либерализма как общественной идеологии. Любопытно, что, несмотря на отсутствие необходимой социально-экономической базы, либерализм в 1980-х гг. в концептуальном плане в значительной степени направлял движение китайской общественной мысли. Появление либерализма совпало по времени с переходным периодом, или периодом вакуума, в китайской общественной мысли. Это был его исторический шанс, ознаменовавшийся поворотом в сторону Запада в поисках истины и выхода из тупика. Можно сказать, что в 1980-е гг. либерализм задавал темы дискуссий в китайских интеллектуальных кругах. Он был лидирующим направлением общественной мысли, но в то же время играл определенную роль в трактовке социальных вопросов.

С 1990-х гг. в развитии либерализма происходят серьезные изменения как позитивного, так и негативного свойства. К благоприятным моментам относится начало формирования необходимых для этого направления общественной мысли социальных условий, отсутствовавших в 1980-х гг. Это связано с осуществлением рыночных реформ, в результате которых в основном завершилась трансформация структуры китайской экономики – от плановой к рыночной. В условиях плановой экономики, по крайней мере в городах, китайское общество было однородным, а понятия "государство" и "общество" – в основном тождественны.

"Гражданское общество", о котором толкуют либералы, – это истинная социально-историческая ниша существования либерализма. На этом поле он выступает за ограничение полномочий государства и правительства, обеспечение личной свободы и прав граждан. Это основная концепция и практическое требование либералов. В процессе формирования рыночной экономики государство и общество в определенной степени разделились, появилась проблема прав и полномочий. Как следствие либерализм в Китае наконец обрел точку опоры, у него появились мотив и основания для закрепления в КНР на долгое время и расширения своего влияния. В прошлом либерализм сыграл определенную роль в осуществлении рыночных экономических реформ и воспитании правового сознания в китайском обществе. В будущем либеральные идеи также будут оказывать влияние в этих сферах.

Однако с 1990-х гг. либеральное движение сталкивается с некоторыми трудностями. В политической сфере наметились не вполне благоприятные для него изменения, которые являлись результатом экономической глобализации, трансформаций в мировой политике и бурного развития Китая. Стратегическое взаимодействие США и КНР постепенно уступало место стратегической конкуренции. Для китайских приверженцев либерализма эти изменения, имеющие далеко идущие последствия, означали перемену в главном – в вопросе о социальном развитии страны. Дух эпохи, лейтмотив времени – это важные факторы, непосредственно воздействующие на развитие общественно-политической мысли в КНР. Как добиться подъема страны и возрождения нации в условиях обостряющейся международной конкуренции, в особенности конкурентной борьбы и противоречий с Западом, – вот главный социальный вопрос в современном Китае, острота которого все возрастает. Очевидно, что для КНР, которая является периферийной страной, поздно вставшей на путь развития, но стремящейся осуществить резкий подъем по крутому склону нового мирового порядка и добиться возрождения нации, приоритетное значение приобретают национально-государственные права и интересы, а не личные свободы и права. С этой проблемой либерализм в Китае будет сталкиваться еще долго.

В 1990-е гг. китайский либерализм утратил былой импульс развития, и эта тенденция становится все заметнее. С 1980-х и вплоть до середины 1990-х гг. западные обозреватели любили разделять китайских политиков на "реформаторов" и "консерваторов", возлагая при этом надежды на так называемых реформаторов. Но в последние годы они, кажется, утратили интерес к подобной классификации и единодушно поддерживают движение по пути социализма с китайской спецификой, не пропагандируя западную демократию и не призывая идти по западному пути. Сейчас в китайском политическом истеблишменте западным обозревателям очень непросто выявить фигуру реформатора-либерала. Партийно-государственные чиновники, находившиеся под влиянием либерализма, чем дальше, тем больше становятся прагматиками и поддерживают линию, проводимую в настоящее время руководством страны. Это нивелирует свойственное либерализму инакомыслие в среде партийно-государственной номенклатуры (за исключением чиновников-экономистов).

Возможно, еще большую озабоченность у китайской либеральной интеллигенции вызывают изменения в менталитете молодежи и студенчества. В конце 2003 г. ЦК Комсомола Китая и Центр исследований китайской молодежи провели масштабный выборочный опрос, нацеленный на выявление политических пристрастий молодой интеллигенции (2). Акция затронула учащихся и молодых преподавателей 20 крупнейших китайских вузов. Результаты опроса показали, что эта молодежь, принадлежащая к элите общества, в основном одобряет существующий в Китае строй и актуальный путь развития. Начиная с 1990-х гг. идеология государственного национализма все более укрепляется. В докладе по итогам опроса говорится, что респонденты так ответили на вопрос о перспективах движения по "пути социализма с китайской спецификой под руководством КПК": 31,3% – "неуклонно продолжать такое движение", 45,8% – "произвести незначительные коррекции в зависимости от ситуации". Эти две категории опрошенных составляют 77,1%, и лишь 12,1% считают необходимым "внести коренные изменения". Отвечая на вопрос о своих ожиданиях, 66,9% опрошенных высказали мнение, что в будущем "жизнь определенно станет лучше", 26,8% полагают, что "жизнь, вероятно, станет лучше". Эти две категории в общей сложности составляют 93,7% опрошенных. Сравнение вышеуказанных двух типов ответов и вопросов, показывает, что интеллигентной молодежи присуща высокая степень политической самоидентификации. "Полное" или "относительное" одобрение классических концепций либерализма, таких как: "лучшее правительство то, которое меньше управляет", – в общей сложности высказали лишь 16,1% респондентов. 25,5% выбрали ответ "полностью не одобряю", а 32,9% – "не вполне одобряю". Последние две категории опрошенных в совокупности составляют 58,4% (3).

Результаты опроса, казалось бы, свидетельствуют о крахе либерализма в КНР. Однако в сегодняшнем Китае он по-прежнему имеет силу: свойственный либералам критицизм и негативизм все еще привлекателен для китайской интеллигенции и даже для части партийно-государственной номенклатуры, не говоря уже о предпринимателях, ратующих за предоставление большей свободы.

Пространство распространения и ограничители национализма

Подъем национализма как направления общественной мысли также тесно связан с трансформациями, произошедшими в Китае в 1990-х гг. Национализм срастается с господствующей идеологией, становясь все более влиятельным течением.

В начале 1990-х гг. национализм, культивировавшийся в среде интеллигенции, имел мало точек соприкосновения с господствующей идеологией. Последняя относилась к доводам националистов как к чуждым и незрелым, дистанцируясь от их концепций и политических пристрастий. В начале и середине 1990-х гг. различия между национализмом и официальной идеологией были очевидны. Теоретической основой китайского национализма стала критика глобализации и связанных с нею идей. С начала 1990-х гг. китайские теоретики и мыслители, придерживающиеся националистических взглядов, стали разъяснять свое отношение к глобализации, в основе которого было допущение о возможности ускорения ею процесса мирового распада. Они утверждали, что глобализация невыгодна развивающимся странам, призывали Китай сохранять бдительность в этом вопросе и тщательно взвешивать все "за" и "против". С критическим подходом к глобализации и ее негативной оценкой националистами контрастировала официальная позиция КНР – весьма позитивное отношение к этому явлению, – что ставило тогдашних критиков глобализации в крайне неловкое положение. Однако финансовый кризис 1997 г. в Юго-Восточной Азии способствовал изменению официальной оценки глобализации в Китае.

В 1999 г. после "инцидента 8 мая" (4) в официальных высказываниях по вопросу экономической глобализации и мирового устройства произошли заметные перемены.

7 сентября 2000 г. на Саммите тысячелетия ООН председатель КНР Цзян Цзэминь выступил со специальным докладом, посвященным экономической глобализации. До сих пор он остается единственным разъяснением официальной позиции правительства КНР по проблемам глобализации, данным публично с международной трибуны. Цзян Цзэминь сказал: "В процессе экономической глобализации статус и положение различных государств далеко не одинаковы. В то время как развитые страны пожинают плоды глобализации, многие развивающиеся страны все еще прозябают в нищете и отсталости. Эти страны обременены долгами, им не хватает средств на развитие, они сталкиваются с ухудшающимися условиями торговли, возрастающими финансовыми рисками, сохраняющейся технологической отсталостью. Все это ставит развивающиеся страны в еще более невыгодное положение. Статистические данные свидетельствуют о том, что
40 лет назад соотношение между самой богатой и самой бедной частями населения земного шара составляло 30:1, а сегодня оно возросло до 74:1. В настоящее время среди стран – членов ООН 48 государств являются самыми неразвитыми, 20 лет назад их было лишь немногим более двадцати. Еще большую обеспокоенность вызывает тот факт, что сейчас в вопросах экономической безопасности и экономического суверенитета развивающиеся страны сталкиваются с небывалым доселе давлением и вызовами. Это не только не способствует здоровому развитию мировой экономики, но и создает угрозу социальной стабильности в отдельных государствах, регионах и во всем мире" (5). Эти слова свидетельствуют, что позиция властей КНР совпала с общественной точкой зрения, которая имеет непосредственное отношение к гносеологическим основам национализма.

Следует особо отметить, что на XVI съезде Коммунистической партии Китая были внесены важные изменения в Устав КПК. Дано новое определение сущности КПК, прежняя дефиниция "КПК – передовой отряд рабочего класса Китая" изменена на "КПК – передовой отряд рабочего класса Китая, а также передовой отряд китайского народа и китайской нации". И хотя средства массовой информации и интеллектуальные круги не обратили на это особого внимания, тем не менее такая характеристика компартии имеет большое значение. Эта подвижка отражает новое осмысление КПК своей миссии в современном всемирно-историческом контексте, перед лицом новых исторических задач, в условиях глубоких и обширных изменений общественной структуры в Китае, а также ее новый взгляд на проблему легитимности правящей партии. Это, безусловно, повлияет на концепцию власти КПК и обусловит ее действия как правящей партии. КПК шествует под высоко поднятыми знаменами патриотизма, подчеркивая свой национальный характер и правовой статус политического выразителя интересов всей нации. Партия заключила негласный договор с находящимися в свободном плавании националистами по вопросам толкования международных отношений, защиты интересов и выдвижения политических требований в условиях глобализации.

В ходе все более тесного сближения концепций господствующей идеологии и национализма последний становится все более притягательным для молодежи. В 1996 г. книга под названием "Китай может сказать "нет"" разошлась тиражом в 3 млн экземпляров, став абсолютным бестселлером среди политологической литературы за все время существования КНР. А ведь книга была оценена большинством критиков как посредственное творение с неглубоким содержанием. Этот факт наглядно демонстрирует, как воспринимаются в народе патриотические и национальные идеи.

С началом нового века национализм в Китае не ослаб. Недавно среди интеллектуальной элиты был проведен опрос на тему "2003 год: взгляд на мир китайской молодежи". Он в очередной раз продемонстрировал высокий уровень национально-государственных настроений у молодой интеллигенции и студенчества. Результаты этой акции и аналогичного опроса 1995 г. оказались очень схожи, в частности, это касается ответов на вопросы о международных отношениях. Так, Япония и США и в том и в другом случае заняли первые два места среди самых недружественных Китаю стран, вызывающих наибольшую антипатию. Разница лишь в том, что на этот раз Япония вырвалась вперед. Симпатии оказались на стороне Франции и России – эти страны первые среди наиболее дружественных.

В проведенном опросе любопытен еще один момент, связанный с национальными и патриотическими настроениями. Отвечая на вопрос о своем отношении к "независимости Тайваня", подавляющее число респондентов (84%) высказалось за "объединение с помощью военной силы" в случае объявления тайваньскими властями независимости. На связанный с этим вопрос о китайских вооруженных силах 83% ответили: они "недостаточно сильны, необходимо их укрепление". В то же время превращения Китая в "мощную военную державу" желает 49,6%, а 20,6% рассчитывает на то, что в будущем страна займет положение "сильной региональной военной державы". Эти две категории опрошенных составляют в общей сложности 70,2% (6).
Широко распространенный в народных массах и на просторах Интернета, национализм все же подвергается критике со стороны интеллектуалов и сдерживается официальными властями. Либерально настроенная интеллигенция, ощущая возрастающее давление со стороны национализма, начала контрнаступление, выступив с критикой его идей и некоторых наиболее ярких представителей националистического течения. Эта критика в основном направлена против "радикального" и "узколобого" национализма. Осуждение так называемого радикального национализма чаще проявляется в виде критики "антиамериканизма", "антиглобализма" и препятствования интеграции Китая в международное сообщество. "Узколобый" национализм, как правило, подвергается критике как национальный эгоизм, для которого характерно чрезмерное выпячивание национальных интересов, сиюминутных потребностей и пренебрежительное отношение к общечеловеческим интересам. Такая форма национализма губительна для международных контактов Китая и проводимой им политики открытости; она может нанести вред развитию отношений Китая как ответственной страны с международным сообществом, уменьшить его вклад в развитие человечества.
Имеются небольшие расхождения и между сторонниками националистических идей и официальными властями. С идеологической точки зрения китайский национализм, как национализм "периферийной" нации, чрезвычайно способствует движению по самобытному пути. Рост национальных настроений благоприятствует внутриполитической стабилизации, укреплению легитимности власти, консолидации общества и его позитивному участию в политических процессах. В отчетном докладе XVI съезда КПК дается высокая оценка патриотизма и национального духа. В докладе говорится: "Национальный дух является моральной опорой выживания и развития нации. Без одухотворенности и высокой морали нация не сможет найти свое место в ряду других наций мира". Особо подчеркивается, что "воспитание и развитие национального духа необходимо сделать важнейшей задачей культурного строительства, включить эту работу в процесс национального образования и формирования духовной культуры, с тем чтобы поддерживать в народе неизменное стремление к высокому моральному облику" (7).

С другой стороны, в предстоящее двадцатилетие, когда у Китая имеется "стратегический шанс" для развития, лейтмотивом его политики должно стать сохранение нынешнего состояния китайско-американских отношений, поддержание контактов с США, Японией и другими западными странами, стремление к формированию благоприятного внешнего окружения и продолжение курса на мирное развитие. "Оставаться в тени, не раскрывая свои возможности" – такая тактика предопределяет курс китайского правительства. Миролюбивая внешняя политика, проводимая в рамках этого курса, часто становится объектом язвительных нападок в материалах, размещаемых на интернет-сайтах националистического толка. Внешнеполитическое ведомство КНР, отличающееся традиционным консерватизмом, неоднократно сетовало на помехи, создаваемые в результате роста националистических настроений. С критикой экономической доктрины национализма выступали и представители китайского внешнеторгового ведомства. Эти факты противоречат западному представлению о том, что китайские власти потворствуют национализму. На самом деле китайское правительство очень осторожно относится к националистическим настроениям в стране и по мере возможности старается контролировать их. Национализм в Китае ощущает определенный дискомфорт, в связи с тем что, с одной стороны, он все глубже проникает в ткань государственной идеологии, а с другой – входит в противоречие с официальной политикой.

Сильные и слабые стороны "новых левых"

В результате усиливающихся социальных сдвигов, ускоряющегося расслоения общества движение "новых левых" стало в Китае наиболее перспективным (с точки зрения роста) направлением общественной мысли. "Новые левые" жестко критикуют социальную несправедливость и ошибки, допускаемые в процессе формирования рыночных отношений. В каждом социуме оппозиционные направления общественной мысли имеют относительное преимущество перед господствующей идеологией в связи с их критической направленностью. По своей сути господствующая идеология, защищающая существующее положение вещей, относится к позитивной форме мышления. Она вступает в конфликт со свойственным человеческой природе духом противоречия. Различные же направления общественной мысли, как правило, выступают с критикой социальных реалий. Поэтому они легко распространяются и обретают влияние в народных массах. "Новые левые" направляют острие своей критики против несправедливости и социальной черствости рыночной экономики. Либерализм постоянно что-либо критикует, сводя множество проблем к пережиткам старой системы и традиции. Тем не менее по мере углубления в обществе понимания социальных вопросов критические доводы "новых левых" с течением времени стали более конкретными и предметными. Идеи "новых левых" все чаще находят отклик у представителей других направлений общественной мысли. Даже "элитарный" слой студенчества дрейфует в сторону взглядов "новых левых", например в таком вопросе, как переосмысление и изменение "соотношения между эффективностью и справедливостью". Как показал упомянутый выше опрос, выбирая "между эффективностью и справедливостью", молодое поколение китайской элиты все более склоняется к социальной справедливости. На вопрос "Как бы Вы поступили в случае возникновения противоречий между увеличением доходов населения и повышением социальных гарантий?" 74,6% респондентов ответили, что поддержали бы "повышение социальных гарантий, пожертвовав частью доходов". Противоположное мнение высказали лишь 10,7% опрошенных (8).

В 1980-е и 1990-е гг. система ценностей была иной. Такая позиция элиты однозначно свидетельствует об изменении "направления ветра".

"Новые левые" борются с либералами за аудиторию не только в среде интеллигенции и студенчества. Возникновение множества социальных проблем обусловило корректировку идеологической линии партии после XVI съезда КПК. Эти коррективы сразу отражаются в социальной политике. Новые тенденции после XVI съезда КПК заметно сблизили позиции "новых левых" и господствующей идеологии по ряду важных теоретических вопросов.

В 2003 г. на III пленуме ЦК КПК XVI созыва было выдвинуто положение о "научно обоснованной теории развития". В основном документе этого пленума, озаглавленном "Решение ЦК КПК по некоторым вопросам совершенствования системы социалистической рыночной экономики", формулируются руководящие идеологические принципы углубления реформы экономической системы: "Твердо придерживаться политики, в центре которой – человек, следовать всестороннему, скоординированному и устойчивому развитию, содействовать всестороннему развитию экономики, общества и человека". На пленуме также был сформулирован тезис о совершенствовании социалистической рыночной экономики на основе "четырех согласованных развитий": "города и деревни, а также различных регионов; экономики и социальной сферы; человека и природы; внутреннего развития страны и политики внешней открытости" (9). Выдвижение научно обоснованной теории развития – это не только сиюминутная политическая корректива, но и переосмысление, перестройка руководящей идеологии реформ, открытости и экономического строительства. Совершенствование общества в соответствии с идеей социального равновесия, справедливое распределение благ, сбалансированность развития экономики и всестороннего развития личности, – все это теоретические постулаты "новых левых". В 2004 г. на IV пленуме ЦК КПК XVI созыва было выдвинуто теоретическое положение о "гармоничном социалистическом обществе", которое, по крайней мере внешне, в значительной степени совпадает с представлениями "новых левых" о сущности социализма.

Развитие любого направления общественной мысли имеет свои пределы, и движение "новых левых" – не исключение. По сравнению с либерализмом и национализмом это направление выглядит несколько незрелым. Идеологические противники "новых левых" – либералы – оперируют понятиями, история которых насчитывает несколько сотен лет. Они получают научную поддержку от западных теоретиков, используют богатый практический социальный опыт развитых и развивающихся стран. "Новые левые" пока не могут тягаться с либералами ни по части теоретической целостности доктрины, ни в сфере ее практического применения. Движение "новых левых" популярно главным образом в среде городской интеллигенции. Большая часть теоретиков этого направления принадлежит к академическим кругам, многие из них долгое время обучались за рубежом. Их изоляция от китайской действительности и даже терминологические пристрастия пока затрудняют выдвижение конструктивных идей и политических инициатив. Многие из них излагают свои суждения наукообразно, концептуально и чрезвычайно витиевато, приводя в замешательство обычного читателя. Все это сдерживает распространение влияния идей "новых левых".

Китайское общество переживает стадию ускоренного роста и стремительных перемен. Этим обусловлены взлеты и падения в развитии трех основных течений общественной мысли – либерализма, национализма и движения "новых левых". Расслоение интеллектуальных кругов в Китае, взаимные противоречия и борьба между ними продолжатся и в будущем, оказывая воздействие на китайскую действительность. Социальная мысль подобна зеркалу, изучение ее направлений позволяет глубже понять путь исторического развития современного китайского общества и происходящие в нем изменения.

Примечания
1. Кабинетная революция. Издательство г. Чанчунь, 1999, с. 425.
2. Там же.
3. Ху Вэйси. Между традицией и свободой. Чжунго тушу шанбао. 11 января 2000 г.
4. Отдел пропаганды ЦК КПК. Программа изучения основных теоретических положений: три представительства. Знание, 2003, с. 64.
5. Выборочный опрос "Взгляд на мир китайской молодежи". Организаторы: Центральный отдел пропаганды и Отдел по вопросам школы Коммунистического союза молодежи Китая, Исследовательский центр китайской молодежи. Общее число розданных опросных листов – 6000, возвращено – 5609. Опрос ориентирован на студентов вузов, аспирантов, магистров и молодой преподавательский состав. Место проведения: Пекинский университет, Университет Цинхуа, Университет авиации и космонавтики Китая, Университет политики и права Китая, Фуданьский университет, Университет транспорта г. Шанхая, Университет иностранных языков г. Шанхая, Чжэцзянский университет, Нанкинский университет, Дуннаньский университет, Уханьский университет, Научно-технический университет Центрального Китая, Цзилиньский университет, Дунбэйский педагогический университет, Университет транспорта г. Сиань, Северо-Западный университет, Университет Сунь Ятсена, Гуанчжоуский медицинский институт, Сычуаньский университет, Университет электроники г. Ченду.
6. Статистический отчет по итогам опроса "2003 год: взгляд на мир китайской молодежи".
7. 8 мая 1999 г. в ходе войны в Косово ВВС США подвергли бомбардировке посольство КНР в Югославии, что привело к гибели трех китайских граждан, двое из них были журналисты.
8. Выступление Цзян Цзэминя на заседании рабочей группы в рамках Саммита тысячелетия. Жэньминь жибао. 2000. 8 сентября.
9. Статистический отчет по итогам опроса "2003 год: взгляд на мир китайской молодежи".
10. Цзян Цзэминь. Всестороннее формирование общества средней зажиточности, открытие новой главы в деле построения социализма с китайской спецификой. Доклад на XVI съезде КПК. Народное издательство, 2002, с. 39.
11. Статистический отчет по итогам опроса "2003 год: взгляд на мир китайской молодежи".
12. Постановление ЦК КПК о некоторых вопросах совершенствования системы социалистической рыночной экономики. Жэньминь жибао. 2003. 22 октября.

Следить за новостями ИНЭС: