Три крупнейших течения общественной мысли, имеющих влияние в современном Китае

Номер 1. Расстановка сил

Появление либерализма совпало по времени с переходным периодом или периодом вакуума в китайской общественной мысли…
Партия заключила негласный договор с находящимися в свободном плавании националистами по вопросам толкования международных отношений, защиты интересов и выдвижения политических требований в условиях глобализации…
Национализм в Китае ощущает определенный дискомфорт в связи с тем, что, с одной стороны, он все глубже проникает в ткань государственной идеологии, а с другой — входит в противоречие с официальной политикой…
Социальная мысль подобна зеркалу, изучение ее направлений позволяет глубже понять путь исторического развития современного китайского общества и происходящие в нем изменения…

Фан Нин
Три крупнейших течения общественной мысли, имеющих влияние в современном Китае

"Экономические стратегии", №1-2006, стр. 24-30

Окончание. Начало см. в № 5—8/2005.

Фан Нин — заместитель директора Института политологии Академии общественных наук КНР, профессор.

Взаимосвязь между тремя направлениями общественной мысли и господствующей идеологией и ее социальные последствия

В отчетном докладе XVI съезда КПК подчеркивается, что в современном мире взаимодействуют различные культуры и направления общественной мысли. В составленной Отделом пропаганды ЦК КПК "Программе изучения концепции трех представительств" говорится: "По мере развития тенденции многополярности и экономической глобализации происходит взаимодействие различных культур и направлений общественной мысли. При этом имеет место как их взаимодополнение, так и столкновение, сосуществование и соперничество, взаимопроникновение и отторжение" (1). Все это характерно и для Китая.

Взлеты и падения либерализма

Либерализм долго пользовался популярностью в Китае, и хотя в последние годы его влияние ослабло, тем не менее его нельзя игнорировать. Либерализм возник в КНР в начале 1980-х гг. С этого времени ни форма, ни идейное содержание этого течения общественной мысли не претерпели заметных изменений, однако сильно изменилась действительность и социально-психологический фон. В 1980-х гг. социально-психологической основой либерализма было так называемое "сопереживание", имевшее место после "культурной революции". Западное общество с его идеологией рассматривалось как новая надежда, свежий источник мысли, заполнявшей психологические пустоты в китайском социуме после столь сокрушительного удара.

К тому времени в Китае еще не сформировались социальные условия, необходимые для распространения либерализма как общественной идеологии. Любопытно, что, несмотря на отсутствие необходимой социально-экономической базы, либерализм в 1980-х гг. в концептуальном плане в значительной степени направлял движение китайской общественной мысли. Появление либерализма совпало по времени с переходным периодом, или периодом вакуума, в китайской общественной мысли. Это был его исторический шанс, ознаменовавшийся поворотом в сторону Запада в поисках истины и выхода из тупика. Можно сказать, что в 1980-е гг. либерализм задавал темы дискуссий в китайских интеллектуальных кругах. Он был лидирующим направлением общественной мысли, но в то же время играл определенную роль в трактовке социальных вопросов.

С 1990-х гг. в развитии либерализма происходят серьезные изменения как позитивного, так и негативного свойства. К благоприятным моментам относится начало формирования необходимых для этого направления общественной мысли социальных условий, отсутствовавших в 1980-х гг. Это связано с осуществлением рыночных реформ, в результате которых в основном завершилась трансформация структуры китайской экономики – от плановой к рыночной. В условиях плановой экономики, по крайней мере в городах, китайское общество было однородным, а понятия "государство" и "общество" – в основном тождественны.

"Гражданское общество", о котором толкуют либералы, – это истинная социально-историческая ниша существования либерализма. На этом поле он выступает за ограничение полномочий государства и правительства, обеспечение личной свободы и прав граждан. Это основная концепция и практическое требование либералов. В процессе формирования рыночной экономики государство и общество в определенной степени разделились, появилась проблема прав и полномочий. Как следствие либерализм в Китае наконец обрел точку опоры, у него появились мотив и основания для закрепления в КНР на долгое время и расширения своего влияния. В прошлом либерализм сыграл определенную роль в осуществлении рыночных экономических реформ и воспитании правового сознания в китайском обществе. В будущем либеральные идеи также будут оказывать влияние в этих сферах.

Однако с 1990-х гг. либеральное движение сталкивается с некоторыми трудностями. В политической сфере наметились не вполне благоприятные для него изменения, которые являлись результатом экономической глобализации, трансформаций в мировой политике и бурного развития Китая. Стратегическое взаимодействие США и КНР постепенно уступало место стратегической конкуренции. Для китайских приверженцев либерализма эти изменения, имеющие далеко идущие последствия, означали перемену в главном – в вопросе о социальном развитии страны. Дух эпохи, лейтмотив времени – это важные факторы, непосредственно воздействующие на развитие общественно-политической мысли в КНР. Как добиться подъема страны и возрождения нации в условиях обостряющейся международной конкуренции, в особенности конкурентной борьбы и противоречий с Западом, – вот главный социальный вопрос в современном Китае, острота которого все возрастает. Очевидно, что для КНР, которая является периферийной страной, поздно вставшей на путь развития, но стремящейся осуществить резкий подъем по крутому склону нового мирового порядка и добиться возрождения нации, приоритетное значение приобретают национально-государственные права и интересы, а не личные свободы и права. С этой проблемой либерализм в Китае будет сталкиваться еще долго.

В 1990-е гг. китайский либерализм утратил былой импульс развития, и эта тенденция становится все заметнее. С 1980-х и вплоть до середины 1990-х гг. западные обозреватели любили разделять китайских политиков на "реформаторов" и "консерваторов", возлагая при этом надежды на так называемых реформаторов. Но в последние годы они, кажется, утратили интерес к подобной классификации и единодушно поддерживают движение по пути социализма с китайской спецификой, не пропагандируя западную демократию и не призывая идти по западному пути. Сейчас в китайском политическом истеблишменте западным обозревателям очень непросто выявить фигуру реформатора-либерала. Партийно-государственные чиновники, находившиеся под влиянием либерализма, чем дальше, тем больше становятся прагматиками и поддерживают линию, проводимую в настоящее время руководством страны. Это нивелирует свойственное либерализму инакомыслие в среде партийно-государственной номенклатуры (за исключением чиновников-экономистов).

Возможно, еще большую озабоченность у китайской либеральной интеллигенции вызывают изменения в менталитете молодежи и студенчества. В конце 2003 г. ЦК Комсомола Китая и Центр исследований китайской молодежи провели масштабный выборочный опрос, нацеленный на выявление политических пристрастий молодой интеллигенции (2). Акция затронула учащихся и молодых преподавателей 20 крупнейших китайских вузов. Результаты опроса показали, что эта молодежь, принадлежащая к элите общества, в основном одобряет существующий в Китае строй и актуальный путь развития. Начиная с 1990-х гг. идеология государственного национализма все более укрепляется. В докладе по итогам опроса говорится, что респонденты так ответили на вопрос о перспективах движения по "пути социализма с китайской спецификой под руководством КПК": 31,3% – "неуклонно продолжать такое движение", 45,8% – "произвести незначительные коррекции в зависимости от ситуации". Эти две категории опрошенных составляют 77,1%, и лишь 12,1% считают необходимым "внести коренные изменения". Отвечая на вопрос о своих ожиданиях, 66,9% опрошенных высказали мнение, что в будущем "жизнь определенно станет лучше", 26,8% полагают, что "жизнь, вероятно, станет лучше". Эти две категории в общей сложности составляют 93,7% опрошенных. Сравнение вышеуказанных двух типов ответов и вопросов, показывает, что интеллигентной молодежи присуща высокая степень политической самоидентификации. "Полное" или "относительное" одобрение классических концепций либерализма, таких как: "лучшее правительство то, которое меньше управляет", – в общей сложности высказали лишь 16,1% респондентов. 25,5% выбрали ответ "полностью не одобряю", а 32,9% – "не вполне одобряю". Последние две категории опрошенных в совокупности составляют 58,4% (3).

Результаты опроса, казалось бы, свидетельствуют о крахе либерализма в КНР. Однако в сегодняшнем Китае он по-прежнему имеет силу: свойственный либералам критицизм и негативизм все еще привлекателен для китайской интеллигенции и даже для части партийно-государственной номенклатуры, не говоря уже о предпринимателях, ратующих за предоставление большей свободы.

Пространство распространения и ограничители национализма

Подъем национализма как направления общественной мысли также тесно связан с трансформациями, произошедшими в Китае в 1990-х гг. Национализм срастается с господствующей идеологией, становясь все более влиятельным течением.

В начале 1990-х гг. национализм, культивировавшийся в среде интеллигенции, имел мало точек соприкосновения с господствующей идеологией. Последняя относилась к доводам националистов как к чуждым и незрелым, дистанцируясь от их концепций и политических пристрастий. В начале и середине 1990-х гг. различия между национализмом и официальной идеологией были очевидны. Теоретической основой китайского национализма стала критика глобализации и связанных с нею идей. С начала 1990-х гг. китайские теоретики и мыслители, придерживающиеся националистических взглядов, стали разъяснять свое отношение к глобализации, в основе которого было допущение о возможности ускорения ею процесса мирового распада. Они утверждали, что глобализация невыгодна развивающимся странам, призывали Китай сохранять бдительность в этом вопросе и тщательно взвешивать все "за" и "против". С критическим подходом к глобализации и ее негативной оценкой националистами контрастировала официальная позиция КНР – весьма позитивное отношение к этому явлению, – что ставило тогдашних критиков глобализации в крайне неловкое положение. Однако финансовый кризис 1997 г. в Юго-Восточной Азии способствовал изменению официальной оценки глобализации в Китае.

В 1999 г. после "инцидента 8 мая" (4) в официальных высказываниях по вопросу экономической глобализации и мирового устройства произошли заметные перемены.

7 сентября 2000 г. на Саммите тысячелетия ООН председатель КНР Цзян Цзэминь выступил со специальным докладом, посвященным экономической глобализации. До сих пор он остается единственным разъяснением официальной позиции правительства КНР по проблемам глобализации, данным публично с международной трибуны. Цзян Цзэминь сказал: "В процессе экономической глобализации статус и положение различных государств далеко не одинаковы. В то время как развитые страны пожинают плоды глобализации, многие развивающиеся страны все еще прозябают в нищете и отсталости. Эти страны обременены долгами, им не хватает средств на развитие, они сталкиваются с ухудшающимися условиями торговли, возрастающими финансовыми рисками, сохраняющейся технологической отсталостью. Все это ставит развивающиеся страны в еще более невыгодное положение. Статистические данные свидетельствуют о том, что
40 лет назад соотношение между самой богатой и самой бедной частями населения земного шара составляло 30:1, а сегодня оно возросло до 74:1. В настоящее время среди стран – членов ООН 48 государств являются самыми неразвитыми, 20 лет назад их было лишь немногим более двадцати. Еще большую обеспокоенность вызывает тот факт, что сейчас в вопросах экономической безопасности и экономического суверенитета развивающиеся страны сталкиваются с небывалым доселе давлением и вызовами. Это не только не способствует здоровому развитию мировой экономики, но и создает угрозу социальной стабильности в отдельных государствах, регионах и во всем мире" (5). Эти слова свидетельствуют, что позиция властей КНР совпала с общественной точкой зрения, которая имеет непосредственное отношение к гносеологическим основам национализма.

Следует особо отметить, что на XVI съезде Коммунистической партии Китая были внесены важные изменения в Устав КПК. Дано новое определение сущности КПК, прежняя дефиниция "КПК – передовой отряд рабочего класса Китая" изменена на "КПК – передовой отряд рабочего класса Китая, а также передовой отряд китайского народа и китайской нации". И хотя средства массовой информации и интеллектуальные круги не обратили на это особого внимания, тем не менее такая характеристика компартии имеет большое значение. Эта подвижка отражает новое осмысление КПК своей миссии в современном всемирно-историческом контексте, перед лицом новых исторических задач, в условиях глубоких и обширных изменений общественной структуры в Китае, а также ее новый взгляд на проблему легитимности правящей партии. Это, безусловно, повлияет на концепцию власти КПК и обусловит ее действия как правящей партии. КПК шествует под высоко поднятыми знаменами патриотизма, подчеркивая свой национальный характер и правовой статус политического выразителя интересов всей нации. Партия заключила негласный договор с находящимися в свободном плавании националистами по вопросам толкования международных отношений, защиты интересов и выдвижения политических требований в условиях глобализации.

В ходе все более тесного сближения концепций господствующей идеологии и национализма последний становится все более притягательным для молодежи. В 1996 г. книга под названием "Китай может сказать "нет"" разошлась тиражом в 3 млн экземпляров, став абсолютным бестселлером среди политологической литературы за все время существования КНР. А ведь книга была оценена большинством критиков как посредственное творение с неглубоким содержанием. Этот факт наглядно демонстрирует, как воспринимаются в народе патриотические и национальные идеи.

С началом нового века национализм в Китае не ослаб. Недавно среди интеллектуальной элиты был проведен опрос на тему "2003 год: взгляд на мир китайской молодежи". Он в очередной раз продемонстрировал высокий уровень национально-государственных настроений у молодой интеллигенции и студенчества. Результаты этой акции и аналогичного опроса 1995 г. оказались очень схожи, в частности, это касается ответов на вопросы о международных отношениях. Так, Япония и США и в том и в другом случае заняли первые два места среди самых недружественных Китаю стран, вызывающих наибольшую антипатию. Разница лишь в том, что на этот раз Япония вырвалась вперед. Симпатии оказались на стороне Франции и России – эти страны первые среди наиболее дружественных.

В проведенном опросе любопытен еще один момент, связанный с национальными и патриотическими настроениями. Отвечая на вопрос о своем отношении к "независимости Тайваня", подавляющее число респондентов (84%) высказалось за "объединение с помощью военной силы" в случае объявления тайваньскими властями независимости. На связанный с этим вопрос о китайских вооруженных силах 83% ответили: они "недостаточно сильны, необходимо их укрепление". В то же время превращения Китая в "мощную военную державу" желает 49,6%, а 20,6% рассчитывает на то, что в будущем страна займет положение "сильной региональной военной державы". Эти две категории опрошенных составляют в общей сложности 70,2% (6).
Широко распространенный в народных массах и на просторах Интернета, национализм все же подвергается критике со стороны интеллектуалов и сдерживается официальными властями. Либерально настроенная интеллигенция, ощущая возрастающее давление со стороны национализма, начала контрнаступление, выступив с критикой его идей и некоторых наиболее ярких представителей националистического течения. Эта критика в основном направлена против "радикального" и "узколобого" национализма. Осуждение так называемого радикального национализма чаще проявляется в виде критики "антиамериканизма", "антиглобализма" и препятствования интеграции Китая в международное сообщество. "Узколобый" национализм, как правило, подвергается критике как национальный эгоизм, для которого характерно чрезмерное выпячивание национальных интересов, сиюминутных потребностей и пренебрежительное отношение к общечеловеческим интересам. Такая форма национализма губительна для международных контактов Китая и проводимой им политики открытости; она может нанести вред развитию отношений Китая как ответственной страны с международным сообществом, уменьшить его вклад в развитие человечества.
Имеются небольшие расхождения и между сторонниками националистических идей и официальными властями. С идеологической точки зрения китайский национализм, как национализм "периферийной" нации, чрезвычайно способствует движению по самобытному пути. Рост национальных настроений благоприятствует внутриполитической стабилизации, укреплению легитимности власти, консолидации общества и его позитивному участию в политических процессах. В отчетном докладе XVI съезда КПК дается высокая оценка патриотизма и национального духа. В докладе говорится: "Национальный дух является моральной опорой выживания и развития нации. Без одухотворенности и высокой морали нация не сможет найти свое место в ряду других наций мира". Особо подчеркивается, что "воспитание и развитие национального духа необходимо сделать важнейшей задачей культурного строительства, включить эту работу в процесс национального образования и формирования духовной культуры, с тем чтобы поддерживать в народе неизменное стремление к высокому моральному облику" (7).

С другой стороны, в предстоящее двадцатилетие, когда у Китая имеется "стратегический шанс" для развития, лейтмотивом его политики должно стать сохранение нынешнего состояния китайско-американских отношений, поддержание контактов с США, Японией и другими западными странами, стремление к формированию благоприятного внешнего окружения и продолжение курса на мирное развитие. "Оставаться в тени, не раскрывая свои возможности" – такая тактика предопределяет курс китайского правительства. Миролюбивая внешняя политика, проводимая в рамках этого курса, часто становится объектом язвительных нападок в материалах, размещаемых на интернет-сайтах националистического толка. Внешнеполитическое ведомство КНР, отличающееся традиционным консерватизмом, неоднократно сетовало на помехи, создаваемые в результате роста националистических настроений. С критикой экономической доктрины национализма выступали и представители китайского внешнеторгового ведомства. Эти факты противоречат западному представлению о том, что китайские власти потворствуют национализму. На самом деле китайское правительство очень осторожно относится к националистическим настроениям в стране и по мере возможности старается контролировать их. Национализм в Китае ощущает определенный дискомфорт, в связи с тем что, с одной стороны, он все глубже проникает в ткань государственной идеологии, а с другой – входит в противоречие с официальной политикой.

Сильные и слабые стороны "новых левых"

В результате усиливающихся социальных сдвигов, ускоряющегося расслоения общества движение "новых левых" стало в Китае наиболее перспективным (с точки зрения роста) направлением общественной мысли. "Новые левые" жестко критикуют социальную несправедливость и ошибки, допускаемые в процессе формирования рыночных отношений. В каждом социуме оппозиционные направления общественной мысли имеют относительное преимущество перед господствующей идеологией в связи с их критической направленностью. По своей сути господствующая идеология, защищающая существующее положение вещей, относится к позитивной форме мышления. Она вступает в конфликт со свойственным человеческой природе духом противоречия. Различные же направления общественной мысли, как правило, выступают с критикой социальных реалий. Поэтому они легко распространяются и обретают влияние в народных массах. "Новые левые" направляют острие своей критики против несправедливости и социальной черствости рыночной экономики. Либерализм постоянно что-либо критикует, сводя множество проблем к пережиткам старой системы и традиции. Тем не менее по мере углубления в обществе понимания социальных вопросов критические доводы "новых левых" с течением времени стали более конкретными и предметными. Идеи "новых левых" все чаще находят отклик у представителей других направлений общественной мысли. Даже "элитарный" слой студенчества дрейфует в сторону взглядов "новых левых", например в таком вопросе, как переосмысление и изменение "соотношения между эффективностью и справедливостью". Как показал упомянутый выше опрос, выбирая "между эффективностью и справедливостью", молодое поколение китайской элиты все более склоняется к социальной справедливости. На вопрос "Как бы Вы поступили в случае возникновения противоречий между увеличением доходов населения и повышением социальных гарантий?" 74,6% респондентов ответили, что поддержали бы "повышение социальных гарантий, пожертвовав частью доходов". Противоположное мнение высказали лишь 10,7% опрошенных (8).

В 1980-е и 1990-е гг. система ценностей была иной. Такая позиция элиты однозначно свидетельствует об изменении "направления ветра".

"Новые левые" борются с либералами за аудиторию не только в среде интеллигенции и студенчества. Возникновение множества социальных проблем обусловило корректировку идеологической линии партии после XVI съезда КПК. Эти коррективы сразу отражаются в социальной политике. Новые тенденции после XVI съезда КПК заметно сблизили позиции "новых левых" и господствующей идеологии по ряду важных теоретических вопросов.

В 2003 г. на III пленуме ЦК КПК XVI созыва было выдвинуто положение о "научно обоснованной теории развития". В основном документе этого пленума, озаглавленном "Решение ЦК КПК по некоторым вопросам совершенствования системы социалистической рыночной экономики", формулируются руководящие идеологические принципы углубления реформы экономической системы: "Твердо придерживаться политики, в центре которой – человек, следовать всестороннему, скоординированному и устойчивому развитию, содействовать всестороннему развитию экономики, общества и человека". На пленуме также был сформулирован тезис о совершенствовании социалистической рыночной экономики на основе "четырех согласованных развитий": "города и деревни, а также различных регионов; экономики и социальной сферы; человека и природы; внутреннего развития страны и политики внешней открытости" (9). Выдвижение научно обоснованной теории развития – это не только сиюминутная политическая корректива, но и переосмысление, перестройка руководящей идеологии реформ, открытости и экономического строительства. Совершенствование общества в соответствии с идеей социального равновесия, справедливое распределение благ, сбалансированность развития экономики и всестороннего развития личности, – все это теоретические постулаты "новых левых". В 2004 г. на IV пленуме ЦК КПК XVI созыва было выдвинуто теоретическое положение о "гармоничном социалистическом обществе", которое, по крайней мере внешне, в значительной степени совпадает с представлениями "новых левых" о сущности социализма.

Развитие любого направления общественной мысли имеет свои пределы, и движение "новых левых" – не исключение. По сравнению с либерализмом и национализмом это направление выглядит несколько незрелым. Идеологические противники "новых левых" – либералы – оперируют понятиями, история которых насчитывает несколько сотен лет. Они получают научную поддержку от западных теоретиков, используют богатый практический социальный опыт развитых и развивающихся стран. "Новые левые" пока не могут тягаться с либералами ни по части теоретической целостности доктрины, ни в сфере ее практического применения. Движение "новых левых" популярно главным образом в среде городской интеллигенции. Большая часть теоретиков этого направления принадлежит к академическим кругам, многие из них долгое время обучались за рубежом. Их изоляция от китайской действительности и даже терминологические пристрастия пока затрудняют выдвижение конструктивных идей и политических инициатив. Многие из них излагают свои суждения наукообразно, концептуально и чрезвычайно витиевато, приводя в замешательство обычного читателя. Все это сдерживает распространение влияния идей "новых левых".

Китайское общество переживает стадию ускоренного роста и стремительных перемен. Этим обусловлены взлеты и падения в развитии трех основных течений общественной мысли – либерализма, национализма и движения "новых левых". Расслоение интеллектуальных кругов в Китае, взаимные противоречия и борьба между ними продолжатся и в будущем, оказывая воздействие на китайскую действительность. Социальная мысль подобна зеркалу, изучение ее направлений позволяет глубже понять путь исторического развития современного китайского общества и происходящие в нем изменения.

Примечания
1. Кабинетная революция. Издательство г. Чанчунь, 1999, с. 425.
2. Там же.
3. Ху Вэйси. Между традицией и свободой. Чжунго тушу шанбао. 11 января 2000 г.
4. Отдел пропаганды ЦК КПК. Программа изучения основных теоретических положений: три представительства. Знание, 2003, с. 64.
5. Выборочный опрос "Взгляд на мир китайской молодежи". Организаторы: Центральный отдел пропаганды и Отдел по вопросам школы Коммунистического союза молодежи Китая, Исследовательский центр китайской молодежи. Общее число розданных опросных листов – 6000, возвращено – 5609. Опрос ориентирован на студентов вузов, аспирантов, магистров и молодой преподавательский состав. Место проведения: Пекинский университет, Университет Цинхуа, Университет авиации и космонавтики Китая, Университет политики и права Китая, Фуданьский университет, Университет транспорта г. Шанхая, Университет иностранных языков г. Шанхая, Чжэцзянский университет, Нанкинский университет, Дуннаньский университет, Уханьский университет, Научно-технический университет Центрального Китая, Цзилиньский университет, Дунбэйский педагогический университет, Университет транспорта г. Сиань, Северо-Западный университет, Университет Сунь Ятсена, Гуанчжоуский медицинский институт, Сычуаньский университет, Университет электроники г. Ченду.
6. Статистический отчет по итогам опроса "2003 год: взгляд на мир китайской молодежи".
7. 8 мая 1999 г. в ходе войны в Косово ВВС США подвергли бомбардировке посольство КНР в Югославии, что привело к гибели трех китайских граждан, двое из них были журналисты.
8. Выступление Цзян Цзэминя на заседании рабочей группы в рамках Саммита тысячелетия. Жэньминь жибао. 2000. 8 сентября.
9. Статистический отчет по итогам опроса "2003 год: взгляд на мир китайской молодежи".
10. Цзян Цзэминь. Всестороннее формирование общества средней зажиточности, открытие новой главы в деле построения социализма с китайской спецификой. Доклад на XVI съезде КПК. Народное издательство, 2002, с. 39.
11. Статистический отчет по итогам опроса "2003 год: взгляд на мир китайской молодежи".
12. Постановление ЦК КПК о некоторых вопросах совершенствования системы социалистической рыночной экономики. Жэньминь жибао. 2003. 22 октября.

Следить за новостями ИНЭС: