Тренды российского фармрынка

Номер 1. Зов истории

Автор подробно характеризует каждый компонент российского фармрынка, подкрепляя анализ большим количеством статистических данных.

Сергей ПАШУТИН
Тренды российского фармрынка

"Экономические стратегии", №01-2007, стр. 108-115

Пашутин Сергей Борисович – доктор биологических наук, независимый консультант.

Розница

Совокупный оборот фармацевтической розницы увеличивается примерно на 15% в год (1). При этом крупные аптечные сети отбирают все большую долю розничного рынка лекарственных препаратов у независимых торговцев – продажи сетевых фармацевтических ритейлеров за 2006 г. увеличились более чем в полтора раза. Правда, такой рост достигается за счет экстенсивного развития, т.е. благодаря расширению аптечных сетей, в том числе и путем экспансии в регионы. Цена входа на розничный фармрынок обусловлена крупными вложениями, но, судя по всему, желающих туда попасть это не останавливает.

Считается, что сильной стороной сети является феномен консолидированного укрупнения. Подобное клонирование благодаря снижению себестоимости приводит к увеличению оборотных средств, что, в свою очередь, позволяет развивать бизнес, уменьшать текучесть кадров, а с целью захвата большей доли рынка еще и поддерживать убыточные аптеки в своей сетевой рознице. Но все дело в том, что процесс укрупнения, помимо явных преимуществ – экономия оборотных средств при централизованных закупках больших партий товара, – закономерно порождает дополнительные затраты, т.е. хозяйственные расходы в данном формате только увеличиваются.

А они способны свести на нет положительный экономический эффект, обусловленный ростом компании, т.е. ростом объемов продаж в связи с увеличением числа розничных точек в сети. Иными словами, выгоды, полученные от расширения сети и закономерно отягощающие себестоимость, зачастую не только не окупают понесенных расходов, но и сопровождаются уменьшением рентабельности.
В итоге, несмотря на прессинг аптечных сетей, одиночной рознице вполне успешно удается им противостоять. Главное, что позволяет независимой аптеке удачно соперничать с сетью, – это гибкая ценовая политика и весьма мобильный, а главное, индивидуальный подход к управлению ассортиментом, чего аптечная сеть лишена по определению. Иначе говоря, у сетевых аптек нет конъюнктурной адаптации к специфике местного рынка из-за единой для всех розничных точек цены и стандартного ассортимента. Это не позволяет учесть локальные потребительские предпочтения ни по стоимости товара, ни по его номенклатуре. То же самое относится и к дефектуре (неудовлетворенный спрос на лекарства), оперативное восполнение которой несовместимо с неуклюжей и забюрократизированной административной структурой сетевой розницы. Достойный вклад в ограничение прибыльности вносит и специфика материального учета – трудоемкий процесс оприходования и последующего отпуска медикаментов, в связи с чем непозволительно затягивается прохождение товара от склада до прилавка.

Следовательно, упрощение процедуры заказа товара и его поступления в продажу, не говоря уже о более эффективном управлении всей хозяйственной деятельностью, является скорее достижением автономных аптек, чем сетевых структур. Кроме того, финансово процветающая суверенная аптека выигрывает, как это ни парадоксально, на отсутствии сетевой инфраструктуры. Ей не приходится, помимо собственных сотрудников, содержать громоздкий штат управленцев. Не нужно сильно тратиться на техническое обеспечение и охрану. Объем товарного запаса в обособленной аптеке минимален. Заказанные медикаменты ей доставляются точно в срок и бесплатно. Если и такие факторы успеха не кажутся слишком соблазнительными, то ничто не мешает "капризной" аптеке, выбрав эксклюзивного поставщика, перейти на частичное гарантированное снабжение по договору комиссии и оградить себя от коммерческих рисков путем возврата дистрибьютору плохо продаваемых медикаментов. Аптечная сеть практически не располагает таким заманчивым потенциалом.

Судя по всему, доминирующими формами останутся все те же автономные аптеки, процветающие за счет эффективного менеджмента и удачного месторасположения. Другая сторона будет представлена перспективными аптечными сетями из
юридически самостоятельных розничных предприятий. Фактически такая структура представляет собой один из немногих значимых способов повышения эффективности аптечного бизнеса со всеми вытекающими из этого конкурентными преимуществами. Еще одним жизнеспособным вариантом аптечной сети, по всей видимости, окажется консолидированная оптово-розничная структура, для которой в той или иной степени характерно централизованное управление едиными товарно-финансовыми потоками, а также замкнутый цикл доставки и реализации медикаментов в собственной рознице. Подобная мера – стратегически правильное решение, позволяющее дистрибьютору обезопасить свой бизнес и оставить за собой гарантированный рынок сбыта, т.е. добиться предсказуемой реализации товара в условиях ухудшающейся конъюнктуры.

Кроме того, оптимально выстроенная интегрированная структура способна эффективно максимизировать прибыль номинального владельца путем значительного сокращения издержек обращения и на оптовом, и на розничном этапах создания стоимости. Другое дело, насколько это все экономически целесообразно, чтобы заставить оптовые фармкомпании безболезненно отвлечь значительные средства из оборота и ринуться выстраивать вертикально интегрированные товаропроводящие структуры. В принципе, на создание сети из 25-30 аптек потребуется 1,5-2 года и финансовые вложения в размере 10-
12 млн долл., не говоря уже о привлечении дополнительных административных и технических ресурсов, а также необходимости выполнения фармнормативов по складу, торговому залу, персоналу и ассортименту. И это без учета затрат на лоббирование, имиджевую рекламу и проведение необходимых PR-мероприятий.

Что касается инвестиционной привлекательности розничного фармбизнеса, то окупаемость аптек при стабильном состоянии рынка, по оценкам экспертов, составляет 2-3 года, а средний размер инвестиций в создание традиционной аптеки – 120 000 долл. (ремонт, оснащение, оргтехника, лицензирование), не считая стоимости недвижимости. Аптечный супермаркет обойдется дороже. Только оборудование для него стоит 60 000-110 000 долл. Примерно у 60% всех аптек месячный товарооборот не превышает 30 000 долл. У трети аптечной розницы он варьируется от 30 000 до 50 000 долл. Более высокий объем продаж имеет место у остальных аптек, на долю которых приходится не более 6-7% от общего количества розничных фармпредприятий. В среднем рентабельность розничного сегмента составляет 4-8%, а прибыльность – порядка 2000-5000 долл. в зависимости от местоположения, региональных особенностей рынка, уровня конкуренции и покупательной способности населения.

Фарминдустрия

По итогам 2006 г. объем продаж лекарственных препаратов в потребительских ценах составил порядка 10,4 млрд долл. (2). Причем на протяжении 2003-2006 гг. российский фармрынок в стоимостном выражении имел положительную динамику роста в пределах 14-15%, тогда как в натуральном выражении происходила стагнация и, более того, снижение продаж. Если в 2003 г. натуральные показатели рынка практически сохранялись на уровне 2002 г. (около 3,9 млрд упаковок), то в 2004 г., они снизились на 8%. Эта тенденция сохранялась и в 2006 г. Одной из причин послужил тотальный рост отпускных цен на медикаменты из-за подорожания фармсубстанций, обусловленного ростом курса евро (наибольший объем поставок из Западной Европы). Немаловажная, если вообще не основная роль отводится пересмотру производителями своих ассортиментных портфелей в сторону увеличения доли более дорогих препаратов.

Т.е., скорее всего, рост рынка обусловлен не столько повышением цен, сколько смещением приоритетов производства. В целом за период 2003-2006 гг. стоимостный объем производства увеличился более чем в 1,5 раза, тогда как натуральный практически не изменился. Лучше всего об этом свидетельствует трансформация ценовой структуры производства предприятий российской фармпромышленности. Так, например, медикаменты стоимостью свыше 10 руб. (в ценах производителя) занимают 56% от общего объема изготовленной фармпродукции в стоимостном выражении, тогда как в натуральном выражении на их долю приходится менее 10%. Но еще в 2001 г. стоимостная доля препаратов, цена которых была свыше 10 руб., составляла 5%, а натуральная – около 40%.
В структуре рынка существенных изменений не произошло – как и раньше, продукция российских предприятий занимает около 30% сто

Следить за новостями ИНЭС: