Топливообеспечение электростанций РАО «ЕЭС России»: результаты и основные выводы

Номер 2. Испепеляющий сон разума

Статья посвящена проблеме эффективности топливообеспечения ТЭС РАО «ЕЭС России», которая  является одним из определяющих условий надежного энергообеспечения регионов РФ, особенно в периоды осенне-зимних максимумов. В 2001 году в РАО “ЕЭС России” была проведена значительная работа по улучшению топливообеспечения ТЭС. Самое серьезное внимание уделялось созданию на всех энергетических объектах РАО «ЕЭС России» необходимых запасов топлива.

Юрий ДОЛИН, Валерий ЭДЕЛЬМАН, Владимир КОССОВ, Евгений ГОВСИЕВИЧ, Алексей МЕЛЬНИКОВ, Юлия НАХИМОВА
Топливообеспечение электростанций РАО "ЕЭС России": результаты и основные выводы
"Экономические стратегии", 2002, №2, стр. 34-37

Эффективное решение проблемы обеспечения топливом тепловых электростанций (ТЭС) РАО "ЕЭС России" является одним из определяющих условий надежного энергоснабжения регионов Российской Федерации, особенно в периоды осенне-зимних максимумов нагрузки.

Анализ прохождения осенне-зимнего максимума 2000-2001 годов показал, что причиной возникновения кризисных ситуаций в энергообеспечении отдельных регионов явилось нарушение топливообеспечения ТЭС и, в частности, недостаточные запасы топлива.

В 2001 году РАО "ЕЭС России" самое серьезное внимание уделило накоплению на всех своих энергетических объектах необходимых запасов топлива. В целях обеспечения финансовой базы для создания необходимых запасов угольного топлива и мазута были приняты непопулярные меры: отключение потребителей, не оплативших текущие поставки электро- и теплоэнергии и имеющих большие задолженности за отпущенную энергию. Неуплата или несвоевременная оплата энергии автоматически вызывает цепочку неплатежей на разных уровнях. Поскольку до 50% себестоимости электро- и теплоэнергии составляет стоимость энергетического топлива, непоступление доходов от реализации энергии приводит к невозможности оплаты топлива, ставит под угрозу функционирование ТЭС. В результате наносится серьезный ущерб всему народному хозяйству и населению. Большое значение для своевременной закупки топлива имело выделение целевых кредитов в объеме более 3 млрд руб. Это позволило в IV квартале 2001 года и в начале I квартала 2002 года создать и сохранить запасы угольного топлива и мазута на уровне, превышающем задание. Возможность кризисов энергообеспечения из-за нехватки угля и мазута при прохождении осенне-зимнего максимума 2001-2002 годов практически отсутствует.

Одним из ключевых условий анализа рынка топливных ресурсов для ТЭС РАО "ЕЭС России" является прогноз цен на основные виды энергетического топлива. Из данных, представленных в таблице 1, следует, что в среднем с декабря 2001 года по май 2002 года цена угля должна увеличиться на 14% (минимум – на 8%, максимум – на 24%). Прогноз цен на уголь на 2002 год, выполненный ГУП "ЦНИЭИуголь", основан на предположении, что условия деятельности угольных компаний будут приблизительно такими же, как в 2001 году.
В таблице 2 представлены прогнозные, прейскурантные и фактические цены на угольную продукцию в январе 2002 года. Отклонение прогнозной цены на уголь от фактической находится в диапазоне от 0% до 4,4%, что свидетельствует о достаточно высокой точности прогноза.

Таблица 1. Прогноз цен на угольное топливо для ТЭС РАО «ЕЭС России» (руб/т)

Таблица 2. Прогнозные, прейскурантные и фактические цены на угольную продукцию в январе 2002 г. (руб/т)

В I квартале 2002 года наблюдается стремление угольных компаний существенно повысить стоимость своей продукции. Таблица 3 отражает цены, предложенные ими. Сравнение данных (табл. 1 и 3) позволяет сделать вывод, что прогнозы "ЦНИЭИ-уголь", отражающие реальную динамику цен и предложения угольных компаний, значительно отличаются. Анализ данных, представленных на рисунке 1, показывает, что указанная разница объясняется различиями в уровне рентабельности. Опасаясь замедления роста экономики в 2002 году, а, следовательно, и падения спроса на уголь, угольные компании стремятся как можно раньше добиться повышения цен, чтобы компенсировать возможные потери. Анализ динамики цен на мазут в 2000-2001 годах показывает, что их рост в 2000 году сменился противоположной тенденцией.

Таблица 3. Предложения угольных компаний по ценам на продукцию на I кв. 2002 г.

Рисунок 1. Зависимость разницы предложений угольных компаний по ценам и прогноза цен ЦНИЭИуголь в 1 квартале 2001 г. от рентабельности добычи угля за 9 месяцев 2001 г.

В декабре 2001 года наблюдалось снижение оптовой отпускной цены мазута на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) по отношению к ценам ноября: от 45% (Омск "Сибнефть") до 25% (заводы НК "ЮКОС") и 12% (НПЗ НК "ЛУКОЙЛ"). На Ангарском НПЗ цены снизились на 37%, на Хабаровском – на 15%, неизменной осталась стоимость мазута, выпускаемого "Сургутнефтегазом" (Кириши) и Комсомольским НПЗ. Необходимо отметить, что средняя стоимость мазута (с НДС) в декабре 2001 года составляла 55% от уровня января 2001 года (то есть снизилась на 45%), в то время как железнодорожный тариф с начала года увеличился на 61%.

В связи с общей нестабильностью рынка нефти и нефтепродуктов прогнозирование цен на мазут на более длительный период не представляется возможным. В настоящее время сложилась благоприятная конъюнктура рынка жидкого топлива, что позволило заключать конкретные договоры на поставку мазута по ценам реализации значительно более низким, чем отпускные цены заводов. Цена реализации составила в среднем 71% от отпускной цены завода и варьировалась от 91% (Хабаровский НПЗ, НК "Сиданко") до 55% (Ачинский НПЗ, НК "ЮКОС"). К концу сентября 2000 года, когда из-за больших объемов экспорта на рынке ощущалось отсутствие мазута, цены на него выросли в среднем на 4-8 долл./т. Однако в результате повышения пошлин на мазут в ноябре 2000 года с 20 евро/т до 27 евро/т, а в январе 2001 года – до 31 евро/т, его количество на внутреннем рынке увеличилось, и цены снизились. Причина в том, что компании должны выполнять балансовые задания на поставку мазута госпредприятиям.

С 5 июня 2001 года экспортная пошлина на нефть установлена на уровне 20 евро/т. Для оживления нефтяного рынка Правительство РФ приняло решение снизить пошлины на нефть до 8 евро/т (с февраля 2002 года) и на мазут до 10 евро/т (с марта 2002 года). Существующие в настоящее время цены на жидкое топливо на внутреннем рынке достигли своего минимального уровня и далее снижаться не будут.

Данные по изменению структуры топлива в 2000- 2001 годах по федеральным округам приведены в таблице 4. В пяти (Центральном, Северо-Западном, Уральском, Южном, Приволжском) из семи федеральных округов (ФО) газ является основной составляющей топливного баланса:
в 2000 году доля газа варьировалась от 67,8% (Северо-Западный ФО) до 89,4% (Приволжский ФО);
в 2001 году по сравнению с 2000 годом в четырех из пяти вышеназванных федеральных округов доля газа возросла и варьировалась от 67,9% (Северо-Западный ФО) до 90,8% (Центральный ФО); только в Уральском ФО наблюдалось ее незначительное снижение, с 68,6% в 2000 году до 68,2% в 2001 году.

Таблица 4. Структура потребляемого топлива РАО «ЕЭС России» в 2000–2001 гг. по федеральным округам

В Восточном и Сибирском ФО, где основой топливного баланса является уголь, в 2001 году произошло незначительное снижение его доли в структуре топлива: в Восточном ФО она сократилась с 74,3% в 2000 году до 73,8% в 2001 году, а в Сибирском ФО – с 91,0% в 2000 году до 88,6% в 2001 году.

Выводы

Анализ прохождения осенне-зимнего максимума 2000-2001 годов показал, что возникновение кризисных ситуаций в энергообеспечении отдельных регионов было связано с нарушением топливообеспечения ТЭС и, в частности, с недостаточным уровнем запасов топлива. В результате значительной работы по улучшению топливообеспечения ТЭС, проведенной в 2001 году РАО "ЕЭС России", задание по созданию запасов угля на 1 января 2002 года в целом перевыполнено на 34,5%, а по созданию запасов мазута – на 3,3%. Это позволяет сделать вывод о невозможности кризисов энергообеспечения из-за нехватки этих видов топлива при прохождении осенне-зимнего максимума 2001-2002 годов.
С декабря 2001 года по май 2002 года прогнозируется увеличение цен на угольное топливо в среднем на 14%. При этом уже в I квартале 2002 года угольные компании стремились существенно повысить цены на него. Тенденция к росту цены на мазут в 2000 году сменилась противоположной: с января по декабрь 2000 года средняя цена на мазут (без НДС) по РАО "ЕЭС России" выросла на 83%, в январе 2001 года она составляла 2332 руб./т, а в ноябре того же года снизилась на 31%. С января по декабрь 2001 года тарифы на перевозку топлива для ТЭС РАО "ЕЭС России" повышались 4 раза, при этом перевозка угольного топлива подорожала на 30%, а мазута – на 61%.

Надежность топливообеспечения ТЭС зависит от текущей оплаты и суммарной задолженности за поставленное топливо. В декабре 2001 года сохранилась значительная задолженность по оплате за топливо на энергетических объектах, имевших его запасы ниже нормативных. Так, не оплачивались полностью текущие поставки угольного топлива на Троицкой и Приморской ГРЭС. При этом задолженность Троицкой ГРЭС за угольное топливо в декабре 2001 года составляла 246 млн руб., а Приморской ГРЭС с сентября по декабрь 2001 года возросла с 3 млн руб. до 66 млн руб. Не оплачивались текущие поставки мазута на Приморскую ГРЭС и в Дальэнерго. Задолженность за поставленный мазут в декабре 2001 года по сравнению с ноябрем того же года увеличилась.

Доля газа в топливном балансе РАО "ЕЭС России" в 2001 году по сравнению с 2000 годом увеличилась с 64% до 67 %, а его абсолютное потребление выросло с 155 млн тут до 159 млн тут. При этом в пяти (Центральном, Северо-Западном, Уральском, Южном, Приволжском) из семи федеральных округов газ является основной составляющей топливного баланса.

Следить за новостями ИНЭС: