Технологический переворот и новая энергетическая стратегия

Номер 1. Командная игра

Хотя Россия обладает значительными запасами энергоресурсов, структура энергопотребления у нас значительно отличается от среднемировой в худшую сторону.

Юрий ЯКОВЕЦ
Технологический переворот и новая энергетическая стратегия

"Экономические стратегии", 2003, №1, стр. 110-111.

На Саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (26.08-4.09.2002) одно из центральных мест было отведено энергетическому будущему человечества. Представленные на двух пленарных заседаниях, в дискуссиях и на выставках материалы и прогнозы показали, что общество к началу XXI века оказалось, как некогда образно выразился Глеб Кржижановский, у энергетического порога. Энергетические потребности населения, производства, транспорта быстро растут, а возможности их удовлетворения на прежней технологической базе весьма ограничены. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), с 1973 по 1999 год потребление первичных ресурсов в мире выросло с 6,0 до 9,7 млрд т в нефтяном эквиваленте – на 61%, в том числе нефти – на 35%, природного газа – на 105% и угля – на 56%. К 2020 году ожидается увеличение потребления энергоресурсов до 14,8 млрд т – на 53%, в том числе нефти – на 61%, природного газа – на 76%, угля – на 47% . Это ускорит исчерпание доступных запасов нефти и газа, приведет к резкому удорожанию топлива и увеличению эмиссии СО2 с 23,3 млрд т в 1997 году до 36,6 млрд т в 2020 году – на 55%.

Подобные инерционные прогнозы представляются мало реальными. Одним из сценариев того же МЭА на сверхдолгосрочную перспективу к концу XXI века предусматривается резкое увеличение в структуре энергопотребления доли возобновляемых источников энергии (солнечной – до 37-38%, биомассы – почти до 30%) при многократном снижении доли ископаемого топлива – до 19% (в том числе угля – до 4%, газа – до 10% и нефти – до 5%). Это подлинная энергетическая революция, и задача состоит в том, чтобы максимально ускорить ее развертывание, опираясь на возможности шестого технологического уклада, освоение которого начнется в ближайшие годы.

Хотя Россия обладает значительными запасами энергоресурсов, структура энергопотребления у нас значительно отличается от среднемировой в худшую сторону. По данным МЭА, в 1999 году потребление первичных энергоресурсов в России превышало среднемировые показатели в расчете на душу населения в 2,5 раза, на сравнимый объем ВВП – в 6,2 раза, выбросы СО2, соответственно, в 2,62 и в 6,5 раза. За годы кризиса 1990-х годов энергоемкость ВВП значительно выросла и в 9,4 раза превысила аналогичный показатель по развитым странам.

В этих условиях увеличение добычи топливно-энергетических ресурсов, предусмотренное максимальным вариантом энергетической стратегии с 2000 по 2020 год в объеме 36%, вряд ли оправдано. Нельзя забывать о том, что сокращаются разведанные запасы ископаемого топлива, истощаются лучшие месторождения, растут издержки добычи и транспортные расходы. Необходимо взять курс на существенное сокращение удельного потребления энергоресурсов и выброса парниковых газов на единицу ВВП, решительное снижение энергоемкости экономики на основе широкого освоения энергосберегающих технологий и возобновляемых энергоресурсов, технологического переворота в энергосекторе экономики.

С этой точки зрения, представляются перспективными:

  • реконструкция системы теплоснабжения населения с переходом на автономные энергосберегающие агрегаты с высоким КПД и регулируемой температурой;
    развитие малой и средней энергетики на основе возобновляемых источников энергии, прежде всего гидроагрегатов, не требующих строительства высоких плотин и затопления пойменных земель;
  • диверсификация способов транспортировки топлива, отказ от односторонней ориентации на трубопроводы, более широкое использование танкерного флота, железнодорожного и автомобильного транспорта, экранопланов для доставки нефтепродуктов и сжиженного газа непосредственно в районы потребления в России и за рубежом;
  • активное расширение использования нетрадиционных возобновляемых энергоресурсов – солнечного, геотермального, биомассы, тепловых насосов и т.п.;
  • введение платежей за выброс парниковых газов, сжигаемый попутный нефтяной газ и другие загрязнения, с тем чтобы расширить экономические границы примененияэнергосберегающих, экологически чистых технологий в промышленности, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, зачислять эти платежи в федеральный и региональный экологические фонды и использовать для финансирования энергосберегающих и экологических проектов.

Государство должно сыграть активную роль в формировании и реализации долгосрочной энергетической стратегии. В условиях, когда более половины доходов федерального бюджета формируется за счет энергосектора, близорукой является установка только на частные инвестиции и значительный рост цен в осуществлении стратегии. Это потребует нового инфляционного витка в стране. Следует учитывать, что цены в отраслях ТЭК росли опережающими темпами, несмотря на все разговоры об их государственном регулировании и сдерживании. К концу 2001 года (по сравнению с концом 1990 года), по данным Госкомстата, они выросли в России в 49 тыс. раз по электроэнергетике и в 79,3 тыс. по топливной промышленности. За этот же период индекс потребительских цен увеличился в 23,8 тыс. раз, а индекс цен на сельскохозяйственную продукцию – в 7,9 тыс. раз. Произошло перераспределение стоимости в пользу ТЭК.

Рентабельность продукции электроэнергетики составила в 2000 году 13,5%, в топливной промышленности – 51,1%. Государство должно оказать весомую стартовую поддержку базисным инновациям в этой области, используя часть энергоренты, создаваемой в отраслях ТЭК. Следует также ориентироваться на более тесную интеграцию со странами СНГ, на создание мощных транснациональных компаний, которые могли бы на равных конкурировать с западными ТНК энергетического комплекса.

Необходимо на конкурсной основе разработать альтернативный вариант долгосрочной энергетической программы, во многом подобной плану ГОЭЛРО. Она позволила бы реализовать достижения технологического переворота начала XXI века и послужила бы основой стратегического плана трансформации энергосектора.
В этом – ключ к возрождению экономики России на новейшей научно-технической базе.

Следить за новостями ИНЭС: