Теория маятника

Номер 8. Экспедиция, однако…

Ирина Михайловна Рукина, член координационного совета Комитета по борьбе с коррупцией, в интервью «ЭС» анализирует проблемы борьбы с коррупцией в России.

Ирина Рукина
Теория маятника

"Экономические стратегии", №08-2008, стр. 126-131

Ирина Михайловна Рукина – доктор экономических наук, академик РАЕН, член координационного совета Комитета по борьбе с коррупцией, депутат Московской городской думы в 1993-2005 гг. Ирина Михайловна, являясь известным ученым, политиком, принимала активное участие в разработке многих законов, в том числе антикоррупционных. Всего, что создано и сделано в ее жизни, она добивалась собственным умом и талантом. Почти два десятка лет проработала на заводах "Станколит", "Знамя", а затем в объединении МАПО "МИГ", где вместе с командой молодых управленцев боролась за выживание предприятия в зарождающихся рыночных условиях. В политику пришла в 1993 г. – была избрана в Московскую городскую думу как независимый кандидат, причем с большим отрывом от конкурентов: люди поверили Рукиной, ее здравому смыслу, честности, человеческому и жизненному опыту. 12 лет в городской думе стали значимой вехой в жизни – годами освоения науки побеждать в политике, борьбы за интересы избирателей, утверждения в правоте своих жизненных принципов. Бескомпромиссность, гражданственность, вера в свою страну, в русский народ привели И.М. Рукину в ряды борцов с коррупцией.
И.М. Рукина, несмотря на крайнюю занятость, любезно согласилась обсудить в интервью "ЭС" проблемы борьбы с коррупцией в России, поговорить о простых житейских истинах и ценностях, ради которых стоит жить и работать.

Ирина Михайловна, Вы опытный политик и известный в стране борец с коррупцией – умный борец, из тех, кто не ограничивается словами, а занят делом. Тема борьбы с коррупцией в России занимает сегодня первые полосы газет, активно обсуждается на радио и телевидении, на эту тему немало спорят в блогах, ей посвящены совещания на самом высоком уровне, создаются структуры по борьбе с коррупцией. Действий много, будет ли на этот раз эффект? Ведь антикоррупционное оживление наблюдалось у нас не раз.

Исполнительная власть четко дала понять, что борьба с коррупцией – приоритетная задача. Об этом определенно и жестко сказал и Президент Дмитрий Медведев. Ныне Государственной думой принят Закон "О противодействии коррупции" и целый ряд поправок в действующее законодательство. Любому разумному, честному политику (а таких все еще немало в нашей стране), любому государственному деятелю ясно, что коррупция в России является преградой для всех амбициозных планов власти. Это явление достигло гипертрофированных размеров, оно мешает развитию страны, мы подошли к той черте, когда антикоррупционные действия – это буквально вопрос жизни и смерти. Власть сегодня не может это не сознавать, и потому мы все с нетерпением ожидаем активизации борьбы с коррупцией.

Каковы, на Ваш взгляд, особенности коррупции в России? Есть ли у нее, так сказать, отличительные национальные черты?

В России коррупция – это некоторое перераспределение денежных средств. Возникла определенная система "кормления": люди, работающие в бюджетной сфере, не могут удовлетвориться зарплатой, которую получают. А это большая армия служащих – учителя, врачи, работники правоохранительных органов. Они считают возможным добирать другим способом то, что недополучают, – иногда просто для того, чтобы обеспечить свою семью.

В этой ситуации многие уже не могут контролировать – сколько "добирать", где предел? Благо коррупционных поводов в стране много – они на каждом шагу. Например, в строительстве утвердить проект и получить земельный участок под здание невозможно без согласования с местной администрацией. Вот распространенная коррупционная ситуация. Самая коррупционная сфера в нашей стране – государственный заказ, или, как его называют, "поставки для государственных нужд".

Это традиционное поле для коррупции, так как здесь крутятся прямые бюджетные средства. Борьба за подряды идет жесточайшая, применяются недозволенные методы. Именно из-за коррупции государству поставляется устаревшая иностранная техника вместо отечественной, сделанной в соответствии с новейшими разработками. Ведь наш производитель часто не в состоянии заплатить чиновнику взятку. Так государство по важнейшим направлениям развития попадает в зависимость от плохого импорта и не помогает развиваться отечественным предприятиям. Вот лишь часть той цены, которую мы все платим за коррупцию. Принят очень неудачный закон "94-ФЗ", касающийся государственных заказов и поставок для государственных нужд. Благодаря этому закону расплодилась целая армия посредников, которая ничего не производит, но открыто паразитирует на производителях. О коррупционности конкурсов и тендеров даже говорить не хочется.

А в чем Вы видите выход из этой тяжелой ситуации?

В сложившейся ситуации нельзя ограничиваться разовыми акциями борьбы с коррупцией – необходимы системные действия. В качестве приоритетных я бы предложила следующие мероприятия. Во-первых, ввести запрет на участие членов семей чиновников в цепочках поставок. Необходимо предусмотреть уголовное наказание за нарушение данного запрета с конфискацией имущества, нажитого незаконным путем. Во-вторых, в тендерных комиссиях обеспечить обязательное присутствие независимых экспертов. Такой эксперт должен быть неизвестен участникам до последнего момента, иначе к нему неизбежно будут искать "подход". Только независимые эксперты смогут ответить на вопрос, есть ли среди отечественных (и более дешевых продуктов) аналоги западным образцам, предлагаемым для поставок в Россию. В-третьих – и это основа основ борьбы с коррупцией, – необходимо совершенствовать законодательную базу, четко прописывать законы, не допускать в них двояких толкований, не создавать лазеек для коррупционеров. А это прямая обязанность Государственной думы. Депутаты не должны заниматься никакой коммерческой деятельностью и владеть бизнесом. Они должны быть профессиональными законодателями и именно за профессионализм получать зарплату.

Сегодня в разговоре с политиком трудно обойти тему мирового финансового кризиса. Возможно, мы пока не в полной мере способны оценить все его последствия – события развиваются стремительно, иной раз парадоксально. Какие первые выводы сделали Вы на фоне разворачивающегося финансового кризиса?

Я вижу в кризисе не только проблемы, но и возможности. В периоды кризисов смещаются акценты мировой политики, уходит видение перспективы, начинается совершенно новая дипломатия, часто абсолютно закрытая от посторонних глаз. Но я думаю, что кризис – это испытание для политических лидеров, насколько лидеры стран готовы к диалогу во имя позитивного развития человечества. Способны ли лидеры XXI столетия изменить мышление и вместе с ним парадигму развития человеческой цивилизации? Еще в 1930 г. Гарольд Ласуэлл утверждал, что в своей деятельности лидеры движимы внутренними, почти патологическими конфликтами, которые рационализируются лишь на уровне публичных действий. В традиции Аристотеля речь идет о чисто личностных качествах лидера, которые мы часто видим у тех людей, что являют собой тип "избранников судьбы". Все мы хотим видеть во главе государств, определяющих мировую политику и экономику, харизматических лидеров, обладающих не только властью, но и авторитетом. Все больше и больше население планеты зависит от нравственных качеств "избранников судьбы". К сожалению, в истории государств мало примеров "нравственных лидеров". Гораздо больше людей приходили во власть, движимые внутренними амбициями и тщеславием.

Вы считаете, что кризис открывает возможность изменения этой "недоброй" традиции?

Да, сегодня проблема политического лидерства приобретает особое, почти сакральное значение. Отношение общества к лидерам, оценка их деятельности непосредственно накладывает отпечаток на то, как люди вообще относятся к политике. Конечно, политики вольны говорить о тех надеждах и чаяниях простых людей, которые они – политики – якобы выражают, но для простых людей эти рассуждения порой носят виртуальный характер: ведь конкретно в их жизни ничего не меняется к лучшему.

А раз так, в обществе нарастает отчуждение от традиционной политики, соответственно люди, общество в целом начинают искать лидеров в совершенно других сферах. Невероятно высок интерес широких масс к нравственным качествам своих избранников. Так, долгие десятилетия США выступали в роли мирового лидера, в прямом смысле определяющего судьбы целых государств. США карали и миловали, действовали методом кнута и пряника, организовывали разноцветные революции и назначали руководителей стран. Недавно мир с огромным интересом следил за выборами президента и новой администрации США. Эти выборы показали высокую требовательность именно к нравственным качествам кандидатов. Всех интересуют личности людей, претендующих на власть в государстве № 1 на сегодняшний день. Способны ли они понимать новые реалии и соответствовать им? Буквально все чувствуют необходимость изменения мышления политических лидеров. Кризис делает это понимание более четким.

В чем особенность нового мышления?

В осознании того, что врагов нет, есть партнеры и у всех одна задача – сохранить мир, сохранить цивилизацию, саму жизнь на планете. Для решения этих задач недостаточно просто иметь "стандартный набор политических навыков". Необходимо обладать способностью вступать в эффективный диалог со всеми политическими структурами, которые к такому диалогу стремятся.

А как, на Ваш взгляд, обстоят дела с новым политическим лидерством в России?

В российскую политику влилась сейчас молодая кровь – появились новые лидеры, которые ищут ответы на эти же вопросы. Но Россия пока не предложила миру свое целостное видение будущего развития цивилизации. Правда, установки политических элит нашей страны ясны: Президент России уже определенно сказал о необходимости изменения мирового порядка. В современном мире люди не могут зависеть от одного – главного – игрока, нельзя строить свою политику на поиске врага, нельзя, что называется, постоянно искать черную кошку в темной комнате. В России уже есть представители нового политического лидерства, надо только дать им возможность проявить себя. Новое политическое лидерство – не каприз, а требование времени, именно новым лидерам предстоит бороться с угрозами и рисками современного мира. Среди основных угроз я прежде всего вижу торговлю оружием и бесконечные локальные войны, которые возникают именно потому, что на земле скопилось слишком много этого оружия. Войны – основная угроза человечеству – происходят также из-за бедности, из-за доминирования одних над другими, доминирования далеко не всегда справедливого. Бедных намного больше, чем богатых, но богатые способны решить проблемы бедности. Вот мы сегодня на каждом шагу слышим и сами повторяем: "глобализация, глобализация". Это слово характерно для всех мировых СМИ, оно фигурирует на форумах, конференциях, в диссертациях и отчетах экспертных структур. Глобализацию часто принято воспринимать как зло, но она может быть и благом, если, например, огромное количество молодых людей – школьников, студентов – смогут ездить по всему миру, знакомиться с образом жизни и культурой не в рамках иногда оторванных от реальности учебных программ, а воочию и в гораздо более широком масштабе. Почему бы странам, получающим высокие прибыли от торговли оружием и военной техникой, не сделать первый шаг и не создать глобальный фонд взаимного обмена, дающий возможность молодежи всех стран получить доступ к благам цивилизации, к разнообразному обучению, к общению со сверстниками в других странах. Мне могут ответить – а где взять средства для такого фонда, для такого масштабного проекта? Ответ найти проще, чем кажется: ведь отчисление 1% средств от торговли оружием в подобный фонд могло бы дать толчок обратному процессу – от вооружения к просвещению, к лучшему пониманию друг друга. Самые известные и уважаемые люди планеты не отказались бы возглавить такой фонд.

Вы хотите сказать, что у глобальных проблем, преодолеть которые не удается крупнейшим государствам многие годы, может быть очень простое решение, основанное на новом политическом мышлении?

Совершенно верно, преодолеть бедность тоже не так уж сложно. Есть опробованные рецепты, их много. Например, микрокредитование граждан, которое предложил профессор Юнус из Бангладеш, получивший за это Нобелевскую премию. Уроженец Индии Авинаш Диксит, профессор экономики Принстонского университета, написал замечательную книгу "Стратегическое мышление. Как добиться конкурентного превосходства в бизнесе политике и повседневной жизни". Он пишет о том, что могут и должны делать люди, когда государство бессильно. Он пишет о роли социальных сетей, о третейских судах и ценностях, разделяемых всем обществом. Надо прислушиваться к таким мнениям, потому что они выражают суть нового политического лидерства. Или обратимся к примеру уважаемого в мире индийского мыслителя и философа Шри Шри Равви Шанкара: он создал Гуманитарный фонд общечеловеческих ценностей и помог огромному количеству бедных людей обрести веру в себя, стать здоровыми и успешными. В этом особенность нового политического лидерства: его могут представлять те, кто решает насущные, глобальные проблемы современности, не являясь при этом политиками или руководителями государств и межгосударственных структур.

Инициативу создания в рамках ООН Всемирной организации малого бизнеса, видимо, тоже следует рассматривать в контексте новых политических действий? Расскажите подробно об этой инициативе.

Такое предложение было подготовлено российской организацией "Глобальная партнерская сеть". Всемирная организация малого бизнеса в ООН могла бы стать важной и влиятельной международной структурой. Это весьма перспективная инициатива, т.к. при достаточной мотивации и поддержке государства малый бизнес может прокормить огромное количество людей, избавить лидеров стран, которые заигрались в ценные бумаги и финансовые мыльные пузыри, от головной боли и постоянного страха недовольства со стороны граждан своих государств.

Я верю в живучесть малого бизнеса, в плодотворные возможности частной инициативы, и много жду от новых лидеров бизнеса. Мне кажется, в российской культуре, особенно в бизнес-среде, не хватает пока таких ценностей, которые прививали бы уважение к риску, к чужому успеху, к постоянному самосовершенствованию, учили бы толерантности. Международная организация малого бизнеса и самозанятости могла бы способствовать распространению и утверждению таких ценностей.

Ирина Михайловна, не могли бы Вы рассказать о себе, о своих корнях? Вы родились Москве?

Совершенно верно, я москвичка, именно поэтому не покладая рук трудилась в Московской городской думе: я люблю наш город, люблю москвичей, знаю не понаслышке многие проблемы и их истоки. Моя мама была филологом, закончила Московский университет и работала в газете Moscow news, в небольшом дружном коллективе. Моя мама была удивительной женщиной, до последней минуты увлеченной всем, что происходит в мире. Нам с братом она передала много хороших качеств, среди которых главное – талант понимания людей и общения с ними. Она была умным и проницательным человеком, и ясно сознавала, что 80 лет нищеты, произвола властей и оголтелого обогащения кучки новоявленных "олигархов" и "вождей" у нас, в России ничего не дали большинству населения страны. Как во времена "строительства социализма", так и после развала СССР она прекрасно понимала, что в современной России по-прежнему налицо "горе от ума": посредственность, серость, произвол коррумпированных чиновников затопили страну как наводнение. Страшные беды по-прежнему преследуют наше многострадальное Отечество – насилие, преступность, террор, истребление пишущих и говорящих правду журналистов, преуспевающих состоятельных предпринимателей. Моей мамы нет больше с нами, но я каждый день убеждаюсь в ее правоте. Так, я, как и она, считаю, что самой страшной бедой, национальной катастрофой может стать для России последний рубеж ее выживания: гибель среды обитания русского народа, его кормилицы – земли. Мой отец из простой семьи, но по внутреннему миру – подлинный интеллигент. Он прошел войну, затем работал на заводе, стал крупным руководителем, активно занимался общественной работой. Отец долго оставался убежденным коммунистом, но в середине восьмидесятых сам заговорил о том, что "что-то упустили, что-то странное происходит".

Я помню то время, пройдет всего несколько лет и станет окончательно ясно, что без связи с народом, в полном отрыве от него власть не может быть ни авторитетной, ни долговечной. Я убеждена, что формула подлинного народовластия – "Сила и согласие". Сила власти и согласие народа – именно такой смысл вкладывал в эти слова их автор, один из самых известных политиков эпохи Возрождения Никколо Макиавелли.

Мы знаем, что значительная часть Вашей трудовой биографии связана с отечественной "оборонкой". Проблемы "оборонки" занимали важное место в Вашей общественной, политической и научной деятельности. Расскажите об этом немного.

Для меня "оборонка" стала школой жизни, кладезем бесценного человеческого и профессионального опыта. Металлург по образованию, я пришла работать на "Станколит". Освоила почти все металлургические специальности. Это весьма романтичная работа, мне на заводе очень нравилось. Нравились люди – грубоватые, без церемоний, но это были настоящие, честные, открытые, мужественные люди. Затем я перешла на авиационный завод "Знамя", где проработала 17 лет. Теперь могу сказать, что эти годы стали потрясающей школой для будущего публичного политика. На завод "Знамя труда" (МАПО "МИГ") я пришла с большим повышением – заместителем главного металлурга объединения. Работала на редкость увлеченно. Завод "Знамя труда" дал мне то, что является очень важным в деятельности депутата и вообще государственного человека – умение хорошо ориентироваться в сложных ситуациях и принимать правильные решения, сознание масштаба проблем, умение быть настойчивой, если уверена в своей правоте. Вместе с командой управленцев объединения мы встретили весьма сложные времена – становление рыночных отношений в стране. Не стало госзаказов, в одночасье тысячи коллективов в прямом смысле слова поплыли неизвестно куда. Однако руководство завода не запаниковало, а показало способность здраво рассуждать и нестандартно действовать. Я, как и вся наша новая команда управленцев с крепкими мозгами и нервами, пришла в движение, стала ездить по стране, изучать обстановку и, главное, находить единомышленников, готовых действовать. Мы сумели перестроить работу в соответствии с новым для нас рыночным механизмом. Нашли источники получения средств – коммерческие заказы, создали систему мотивации ценных сотрудников, придумали первую в России "биржу заказов". Стали делать продукцию для населения – наш магазин "Умелец" на Ленинградском проспекте и сегодня все знают.

Этот опыт выживания весьма ценен сегодня. Что бы Вы порекомендовали руководителям предприятий, которые столкнулись с последствиями мирового финансового кризиса?

Не теряться и действовать. Кризисы приходят и уходят, а предприятие, квалифицированных сотрудников необходимо сохранить. Мы тогда делали самые простые вещи: научились продавать продукцию, наладили информационный обмен с крупными региональными оборонными предприятиями. Заработала своеобразная система диверсификации, включавшая три блока – производственный, финансовый и коммерческий. Самым мощным стало коммерческое направление, и это, заметьте, на государственном оборонном предприятии. В период кризиса важно не забывать о людях – это еще одна рекомендация тем, кто сегодня оказался в сложном положении. Ведь именно люди помогут преодолеть последствия кризиса. Тогда мы на МАПО "МИГ" считали важной своей победой реализацию крупного социального проекта "Жилье для очередников завода и города", в решении которой нам очень помог Ю.М. Лужков. Вот из таких боев за выживание "оборонки" я и шагнула в законодательную власть на московском уровне. Это было в 1993 г.

Интересный и трагичный год. Какие впечатления остались у Вас от пребывания в политике в то время? Сейчас его часто вспоминают, пытаются анализировать, оценивать историческое значение первых шагов демократии в России.

Как мне кажется, подлинные демократы первой волны действительно получили реальный шанс для проведения жизненно необходимых стране преобразований, но, к великому сожалению, не сумели им воспользоваться на благо нашего многострадального Отечества. Почему? Масштабы задуманных ими перемен были огромными, а профессионалов-хозяйственников среди них для исполнения задуманного фактически не оказалось – вот первая причина. Во-вторых, их ряды были изначально до крайности засорены, разбавлены "засланными казачками" всех мастей и калибров, говорившими одно, делавшими другое, а думавшими третье. Но главное – они были исполнителями злой воли, скажем так, темных подрывных и разрушительных сил. В-третьих, ошибкой демократов было и слепое, бездумное копирование во всем западных прототипов, методик и схем, отнюдь не являющихся универсальными. Нынешний мировой финансовый кризис лишний раз доказывает это. Где ошибки, где безответственность, а где и злая воля привели нашу страну к тем последствиям, которые дискредитировали демократию 1990-х гг. в глазах населения. Вспомните, какую Россию принял от Ельцина Путин, в каком ужасном состоянии находилась страна! Путина надо поблагодарить за то, что он не допустил "оранжевой" революции, что Россия существует как суверенная держава. Не поручусь, что, останься у власти Ельцин, события в стране не развивались бы по югославскому варианту. Вполне вероятно, что мы сейчас находились бы в сегменте оккупационной зоны ограниченного контингента голубых касок ООН.

А какие ожидания Вы связываете с Президентом Дмитрием Медведевым?

Я очень хочу верить в его здравый смысл, молодость, силу и опыт управления. Его первые шаги, первые решения и поступки указывают на то, что он станет достойной фигурой на отечественном политическом Олимпе. На мой взгляд, он уже проявляет себя как один из носителей нового политического лидерства. На его долю выпадают непростые испытания – война с Грузией, мировой финансовый кризис. Но мне хочется подчеркнуть, что уповать на одного человека не стоит. Без нас с Вами, без нашего участия страну с места не сдвинуть. Нам с Вами надо прекратить уповать только на Бога, на героя, кричать о великой миссии России, об избранности и гениальности русского народа, его уникальной духовности, о так называемой "русской идее" (кстати, до сих пор ни один апологет этой идеи так и не смог объяснить мне, что же это такое). Нет немецкой идеи, английской, итальянской, а люди в этих странах живут куда лучше нас. И уж точно богаче. Эти страны располагают отличными системами социальных гарантий. Надо перестать обо всем этом кричать, надо начинать работать. Просто работать, делать свое дело, которое умеешь, которому учился, которое любишь.

А Бога пока никто не отменял. Россия за свою историю много раз была на грани гибели и выживала, думаю, не без вмешательства высшей воли. Верить надо. Но надо и работать.

Чего, на Ваш взгляд, не хватает современной России для развития?

Чтобы ответить на этот вопрос, хочу обратиться к временам правления Екатерины II. Конечно, сама императрица была фигурой далеко не заурядной, имела и ум, и таланты, и харизму. Но посмотрите, что за люди составляли ее окружение! Это были самые выдающиеся персоны той эпохи. Полководцы и флотоводцы: генерал-аншеф П.А. Румянцев, адмирал Г.А. Спиридонов, генерал-аншеф А.В. Суворов, адмирал Ф.Ф. Ушаков, светлейший граф Таврический Г.А. Потемкин. Под стать им были и политические деятели, такие, как граф П.В. Шувалов, один из авторов государственных экономических и военных реформ, Г.Г. Орлов – камергер и генерал, один из учредителей Вольного экономического общества, и, конечно, Гаврила Державин – видный государственный деятель и крупнейший поэт той великой эпохи. Екатерина чувствовала себя относительно свободной в выборе своих помощников. Она ценила в первую очередь их заслуги и ум, положив это правило в основу своих отношений с любым из подчиненных, вне зависимости от социального статуса и знатности рода. "Кто не уважает заслуги, – писала императрица в начале своего правления, – тот сам их не имеет; кто не старается отыскать заслугу и не открывает ее, тот не достоин и не способен царствовать". Вот оно – зерно истины. Профессионализм, понимание, порядочность по отношению к народу, уважение заслуг – величайший дар для правителя, будь то царь или президент. Однако это справедливо не только для правителя, но и для тех, кто его окружает. Профессионализма на самых высоких уровнях власти иногда катастрофически не хватает.

Равно недостает стремления, умения и желания оценить профессионала, отметить, доверить важное направление деятельности. Это имеет прямое отношение к нашему разговору о новом политическом лидерстве. Россия сейчас находится в новой фазе своего развития, проходит испытание на прочность в мировом финансовом кризисе. Мы действительно укрепляем свой суверенитет, учимся отвечать на вызовы эпохи глобализации. Эта фаза пока еще далека от завершения. Мучительно трудно происходит становление партий и общественных движений. Социальная усталость в обществе и апатия избирателей проистекают в основном из того, что люди утратили веру в способность власти разговаривать с простым человеком, принимать во внимание его нужды.

А каковы, на Ваш взгляд, политика, перспективы России?

Думаю, что хорошие перспективы у нашей страны есть.

В чем они?

В том, чтобы в органах власти оказались крепкие профессионалы – и при этом люди порядочные, с новым масштабом мышления, мечтающие о счастье своего народа, а не о личном обогащении. Возможно, кто-то скажет: утопия. А я считаю это возможным. Я придерживаюсь "теории маятника". Если маятник поднять до упора в левую сторону, а потом отпустить, он первым делом взлетит на самый верх в правую. У нас маятник слишком долго держали в одном положении, а с перестройкой – отпустили, и вот итог. Другая крайность! Вместо супердержавы – страна с совсем иным статусом. Вместо культуры – бескультурье. Вместо искусства – третьесортная клоунада. Вместо заводов и фабрик – оптовые рынки и склады под чужие товары. Так вот, я считаю, что маятник, который при Борисе Ельцине дошел до упора, дальше некуда, с приходом Владимира Путина начал медленное, но неуклонное движение в другую сторону. В сторону позитива, возрождения России.

ПЭС 8257/10.10.2008

Следить за новостями ИНЭС: