Стратегия бизнеса — ориентация на общество

Номер 5-6. Сухой остаток

Предметом статьи является определение понятия социальной ответственности бизнеса на примере Муниципального унитарного предприятия «РУМА».
 

Леонид Хегай
Стратегия бизнеса – ориентация на общество

"Экономические стратегии", №05-06-2006, стр. 86-88

Хегай Леонид Доирович — генеральный директор МУП «РУМА», д.т.н.

Еще в 90-е годы XX в. тема социальной ответственности бизнеса стала широко обсуждаться в деловых и научных кругах. Многие владельцы и менеджеры компаний поняли, что помимо традиционных факторов на уровень прибыли влияет и репутация компании в обществе. Для того чтобы коммерческая деятельность была успешной, необходимо активно развивать социальные программы. Концепция социальной ответственности бизнеса давно известна на Западе, но особенно популярной она стала в последнее десятилетие, когда остро встал вопрос о необходимости сбалансировать интересы развития бизнеса и интересы общества, особенно в сфере охраны окружающей среды.

До середины 1970-х гг. считалось, что если компания не стремится уйти от налогов, устанавливает уровень заработной платы для своих сотрудников выше среднего по отрасли и выполняет базовые требования по безопасности труда и защите экологии, то она полностью соответствует нормам деловой этики. Чаще всего при решении важнейших социальных проблем общество полагалось на государство, а не на компании и предпринимателей. Одним из первых четко сформулировал данную позицию нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман. Его теория объясняла мотивацию деятельности бизнеса в социальной сфере стремлением максимизировать прибыль ("бизнес бизнеса есть бизнес"). В это время периодически появлялись выступления, направленные против корпоративной ответственности перед обществом. В пользу этой точки зрения приводился такой аргумент: социальная ответственность уводит бизнес в сторону от его основной цели – извлечения прибыли – и, в принципе, является опасной для социума. Конечно, это не означало, что негосударственные компании не занимались благотворительностью или не выступали спонсорами социальных программ. Однако масштабы такой деятельности была гораздо скромнее, чем сейчас. Понижение налогооблагаемой базы и одобрение со стороны общественного мнения являлись основными мотивами спонсорской деятельности. Общество не ожидало от бизнеса активного участия в решении социальных проблем.

Современное представление о социальной ответственности предполагает добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Социально ответственная деятельность выражается в осуществлении различных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями таких программ являются добровольность их проведения, системный характер и связь с миссией и стратегией развития организации.

Наиболее распространенные социальные программы организации – это развитие персонала (обучение и повышение квалификации, эффективная мотивация, социальное страхование, достойные условия труда, поддержание внутренних коммуникаций в организации), создание безопасных условий труда (техника безопасности, эргономика рабочего места, профилактика профессиональных заболеваний, медицинское обслуживание персонала на предприятии), природоохранная деятельность и ресурсосбережение (акции по озеленению, экологический аудит, экологически безопасное производство и транспортировка, утилизация отходов), развитие инфраструктуры региона присутствия, поддержка местного населения (реализация социальных программ, ориентированных на различные социальные группы, развитие ЖКХ, спонсорство и благотворительность) и добросовестная деловая практика (информационная открытость в отношениях с партнерами и клиентами, сотрудничество с органами государственной власти, общественными объединениями).

Осуществляя данные социальные программы, организация получает определенные позитивные результаты: улучшается ее репутация в деловом сообществе и в обществе в целом, повышается качество корпоративного управления (возможность привлекать, мотивировать и удерживать профессиональных работников), растет доверие и лояльность клиентов, увеличивается инвестиционная привлекательность.

С началом экономических реформ в России большинство социальных объектов стали непосильной ношей для организаций. Резкое сокращение бюджетов в начале реформ сильно ударило по всем социальным программам, ведь соображения экономической эффективности и прибыльности вышли на первое место. Казалось бы, российская специфика существенно затрудняет реализацию принципов социальной ответственности бизнеса. Слишком негативно сказывается наследие прошлого, слишком силен конфликт интересов вовлеченных сторон. Предприятия испытывают "инвестиционный голод", и в такой ситуации позволить себе значительные социальные программы могут немногие.

На сегодняшний день основным источником позитивных перемен в отечественной экономике является крупный российский бизнес. Он вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие регионов, создавая благоприятный деловой климат и поддерживая достойные условия труда персонала. Бизнес сам (за рамками установленных требований) вкладывает ресурсы в развитие внутренней и внешней среды своего обитания. Это приводит к улучшению репутации, что, в свою очередь, влечет за собой финансово измеряемую отдачу. Бизнес – это неотъемлемая составляющая социально-экономической системы России.

Муниципальное унитарное предприятие "РУМА" является объединением, не имеющим аналогов не только в Хабаровском крае, но, возможно, и в России. Условно считаясь предприятием сферы обслуживания, оно объединяет множество самых разных видов бизнеса, в том числе и таких, которые никак к этой сфере отнесены быть не могут, – производство макаронных и кондитерских изделий, мягкой мебели. МУП "РУМА" – это 10 торговых центров, оптовая база, магазины продовольственных товаров, гостиничный комплекс, санаторий-профилакторий, рестораны и кафе. Численность работников предприятия – около 900 человек.

МУП "РУМА" в настоящее время уделяет огромное внимание развитию международных связей, в частности с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Совместно с представителями КНР создан и работает ресторан китайской кухни, открыта международная гостиница.

В планах компании – развитие более тесного сотрудничества с предприятиями-поставщиками из стран СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона, заключение внешнеторговых контрактов на оптовые поставки товаров. Для налаживания взаимодействия с азиатскими партнерами МУП "РУМА" принимает участие в выставках инвестиционного и экономического потенциала Хабаровского края, во Вьетнаме, Китае, участвует в бизнес-миссиях ФРГ, Австрии, проводимых при поддержке правительства Хабаровского края и правительств этих стран.
Сфера обслуживания – наиболее "требовательное" направление экономической деятельности. Люди, оплачивая некий продукт, хотят получить именно то, что им обещал продавец. Если Вы купили какой-то товар и не удовлетворены его качеством, потребительскими свойствами и т.д., то можете, согласно Закону "О защите прав потребителя", либо обменять его, либо вернуть продавцу и получить назад деньги.

Другое дело, если Вы купили путевку в санаторий с комфортабельными номерами и спортивными комплексами, а приехав на место, не обнаружили того, что Вам обещали. В этой ситуации человек оказывается перед выбором: либо возвращаться и иметь неприятный разговор с продавцом, который, кстати, не гарантирует возврата денег, либо внести этого продавца в "черный список" и попытаться получить удовольствие от урезанного набора услуг. Руководство предприятия прилагает все усилия для того, чтобы оказываемые услуги полностью соответствовали заявленному качеству.

МУП "РУМА" активно участвует в социальных проектах. С одной стороны, это "нецелевое использование" денег, что приводит к недоинвестированию текущих проектов. Но, с другой стороны, деньги, потраченные на социальные нужды, позволяют в какой-то степени повысить благосостояние населения и в перспективе могут дать приток новых клиентов, запомнивших торговую марку организатора той или иной акции. Это отличная реклама, демонстрирующая финансовое благополучие организации и заинтересованность в экономическом развитии региона. Такого рода деятельность является как бы сигналом для власти о готовности к диалогу. МУП "РУМА" уделяет большое внимание различным благотворительным мероприятиям. В частности, в Комсомольске-на-Амуре предприятие спонсирует спортивные школы и творческие коллективы. Являясь участником экологических проектов, проводит большую работу по благоустройству и озеленению территорий своих объектов и по обеспечению санитарно-экологической безопасности в городе.

Естественным потребителем продукции бизнеса является общество. Власть выступает в роли арбитра в отношениях между бизнесом и обществом и выполняет регулятивную функцию, устанавливает правила игры, которым подчиняются как бизнес, так и общество. Если бизнес нарушает такие правила, власть будет вынуждена применить к нему карательные меры – это общепринятая мировая практика.

Но в то же время во всех развитых странах действует механизм обратной связи. Те или иные действия власти в отношении бизнеса оказывают непосредственное влияние на общество, повышают или понижают уровень жизни людей. Общество, в свою очередь, может оказывать давление на власть, тем самым демонстрируя одобрение принимаемых решений или, напротив, неудовлетворенность ими. Именно таким образом поддерживается баланс интересов всех сторон.

У нас же механизмы давления общества на власть только начинают выстраиваться, их контуры еще неопределенны, и когда они начнут действовать в полной мере, пока не ясно. Поэтому естественно, что бизнес в первую очередь ориентируется на власть, которая на сегодняшний день является, скажем так, "основной угрозой" его существованию. Когда общество сможет реализовать свое право оказывать влияние на власть, бизнес станет ориентироваться на него. Хотя любая благотворительность есть в первом приближении ориентация на общество.

Следить за новостями ИНЭС: