Стратегии государственного управления: концепция 64 стратегем

Номер 1. Расстановка сил

В статье предлагается концептуальная модель стратегического управления системой «государство — общество — лидерская группа» и подход к измерению текущего стратегического состояния (стратегемы) системы. Предложена типология управленческих стратегий…
На первый взгляд кажется, что понятие «лидерская группа» тождественно понятию «субъект управления обществом и государством», понятие «общество» тождественно понятию «объект государственного управления», а понятие «государство» тождественно понятию «средство государственного управления». Но это не так…

Владислав Тарасенко
Стратегии государственного управления: концепция 64 стратегем

"Экономические стратегии", №1-2006, стр. 92-97

Тарасенко Владислав Валерьевич — старший научный сотрудник сектора
философских проблем междисциплинарных исследований Института философии
РАН. Генеральный директор Центра развития среднего бизнеса. Преподаватель
Международной Лиги стратегического управления.

В статье предлагается концептуальная модель стратегического управления системой "государство – общество – лидерская группа" и подход к измерению текущего стратегического состояния (стратегемы) системы. Предложена типология управленческих стратегий.

Стратегическое управление: субъект, объект и средства

В настоящей статье развиваются идеи и методы концепции 64 стратегем (1), которые используются для выработки стратегий бизнес-организаций. Эти идеи и методы могут быть полезны также для постановки и решения задач стратегического управления государством и обществом.

Под управлением мы в данном случае понимаем деятельность человека или групп людей (сообществ, организаций), результатом которой является принятое или реализованное управленческое решение, а под управленческим решением – набор идей, моделей и представлений, воздействующих на социальные или природные системы и явления. Управленческое решение необходимо является осознанным и целевым, то есть оформляется в виде осознанных целей человека или групп людей, занимающихся управлением.

Назовем субъектом управления человека или группу лиц (организацию, сообщество), которая:

  • индивидуально (коллективно) готовит и принимает управленческие решения, распоряжаясь необходимыми для этого средствами управления;
  • участвует в реализации управленческих решений, формируя необходимые для этого средства управления;
  • несет ответственность за результаты своих управленческих решений;
  • может быть описана поведенческими моделями принятия решений.

Под объектом управления будем понимать социальную или природную систему, на которую воздействует субъект управления. Объект управления, с одной стороны, является социокультурным конструктом субъекта управления, а с другой – описывает социальную реальность, слабо зависящую от субъекта управления. Под средствами управления будем понимать различные социальные (власть, влияние, статус), природные, интеллектуальные и прочие ресурсы, используемые субъектом управления для подготовки, принятия и реализации управленческих решений. С точки зрения временных границ принятия и реализации управленческих решений будем различать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные управленческие решения. Долгосрочными будем считать решения с интервалом между принятием и реализацией более одного года. Среднесрочными – решения с интервалом между принятием и реализацией от одного месяца до одного года. Краткосрочными – решения с интервалом между принятием и реализацией до одного месяца.

В данном контексте под стратегией мы понимаем принципы и ограничения подготовки, принятия и реализации долгосрочных управленческих решений. Под стратегическим управлением – систему подготовки, принятия и реализации решений по выбору той или иной стратегии. Кроме того, частью стратегического управления является стратегический контроллинг, то есть наблюдение за реализацией выбранной стратегии и процедуры коррекции или инициации изменений текущей стратегии.

Сопоставляя долгосрочные, среднесрочные и ситуативные управленческие решения со стратегией, можно сделать вывод об эффективности той или иной стратегии. Будем различать стратегическое, оперативное и ситуативное управление. Под оперативным управлением мы понимаем систему подготовки, принятия и реализации среднесрочных решений. Под ситуативным управлением – систему подготовки, принятия и реализации краткосрочных решений.

С этой точки зрения ключевыми компетенциями субъекта стратегического управления являются:

  • подготовка и принятие решений по выбору стратегии;
  • организация стратегического контроллинга;
  • организация реализации стратегий на оперативном и ситуативном уровне управления.

Триада: общество, государство и лидерская группа

Под государством мы понимаем организацию, при помощи которой осуществляется управление обществом (государственное управление). Отличие государства от других организаций состоит:

  • в наличии ресурса власти – признанных обществом инструментов влияния и воздействия на общество;
  • в четком определении государственных ресурсов (территория, человеческие ресурсы и пр.);
  • в наличии системы институтов и организаций, контролируемых исключительно государством (армия, правовая система, образовательная и социальная система и пр.).

Под обществом будем понимать систему устойчивых отношений (коммуникаций) между людьми, группами и организациями. Под лидерской группой – группу лиц, которая принимает и реализует свои интересы и управленческие решения по управлению государством и обществом. Предположим, что для того, чтобы некоторая группа лиц стала лидерской группой, необходимо соблюсти следующие условия:

  • субъективные условия: лидерская группа должна осознавать общие групповые цели и интересы; ей необходимы механизмы социализации в группу; члены группы должны отличаться от других лиц;
  • организационные условия: лидерская группа должна быть организованна (самоорганизована) и управляема (самоуправляема);
  • объективные условия: цели лидерской группы должны быть внешними по отношению к группе, а также достижимыми и обеспеченными ресурсами.

Если лидерская группа распоряжается ресурсами государства и посредством государства – ресурсами общества, значит, она обладает государственной властью. Если лидерская группа имеет средства влияния на общество не через государство, а через альтернативные каналы (СМИ, общественных лидеров), то такая лидерская группа обладает общественным (социальным) влиянием.

Партией будем называть формальную организацию лидерской группы, созданную с целью захвата (удержания) государственной власти. Внешней средой для лидерской группы является организация и государство, внешней средой для государства является общество и лидерские группы. На первый взгляд кажется, что понятие "лидерская группа" тождественно понятию "субъект управления обществом и государством", понятие "общество" тождественно понятию "объект государственного управления", а понятие "государство" тождественно понятию "средство государственного управления". Это не так. В каждом отдельном случае надо проводить спецификацию – решать задачу по уточнению субъектов, объектов и средств стратегического управления для конкретного заказчика работ (2) по стратегическому управлению. Уточним следующие термины.

Спецификация субъектов стратегического управления заказчика – уточнение границ лидерских групп, организаций и социальных групп, интересных заказчику, формирование гипотез об их субъектных позициях, постановка задачи о корректности рассмотрения лидерских групп, организаций и социальных групп как субъектов стратегического управления.

Спецификация средств стратегического управления заказчика – уточнение ресурсов субъектов стратегического управления в обществе, государстве и лидерских группах, постановка задачи о корректности использования средств реализации стратегии.
Спецификация объектов стратегического управления заказчика – описание объектов стратегического управления в обществе, государстве и лидерских группах, постановка задачи о корректности использования именно этих объектов стратегического управления для реализации целей и интересов заказчика в работах по стратегическому управлению.

По результатам спецификаций можно уточнить идеи, имеющие отношение к наличию субъектов, объектов и средств стратегического управления в обществе, государстве и лидерской группе, создать концептуальную модель стратегического управления заказчика. В нашей концепции общество, государство и лидерская группа могут быть, а могут и не быть субъектами, объектами и средствами принятия управленческих решений. Приведем примеры такого рода решений в табл. 1.

Четыре типа субъектов управления в триаде "общество – государство – лидерская группа"

Введем следующие противоположные характеристики субъекта управления:

  • инфантильность – развитость субъекта управления;
  • нормативность – ситуативность субъекта управления.

Под развитостью субъекта управления будем понимать высокую степень сформированности и самоорганизации субъекта, проявляющуюся в четком осознании своих целей и интересов, доверии к другим субъектам, проактивности. А под инфантильностью – противоположную, низкую степень организации и самоорганизации субъекта управления. Суммируем эти характеристики субъекта управления в табл. 2.

Говоря о нормативности субъекта управления, мы имеем в виду высокую степень самоанализа в принятии управленческих решений, которая проявляется в сильной инертности и ссылках на авторитет, низкой спонтанности принятия решений, наличии схем объяснения и интерпретации управленческих решений. Суммируем эти характеристики субъекта управления в табл. 3.

Постулируем четыре типа субъектов управления табл. 4:

1. Рождающийся субъект управления – инфантильный ситуативный субъект. Рождающийся субъект конструирует объект управления в виде эмоционально-ценностной модели, формируемой для конкретных случаев.
2. Развивающийся субъект управления – развитый ситуативный субъект. Развивающийся субъект конструирует объект в виде целевой модели – системы своих достижимых целей и интересов.
3. Стабильный субъект управления – развитый нормативный субъект. Стабильный субъект конструирует объект в виде функциональной модели – системы воспроизводящихся в объекте функций и интересов.
4. Деградирующий субъект управления – инфантильный нормативный субъект. Деградирующий субъект конструирует объект в виде символической модели – знаков и ритуалов, имеющих самодостаточный характер и в целом отделенных от объекта управления.

Предположим, что изменение субъекта управления осуществляется в прямом или обратном порядке в следующей последовательности: рождение – развитие – стабилизация – деградация – рождение – развитие и пр. Будем различать "естественные" и "искусственные" изменения субъекта управления. Допустим, что "естественные" изменения являются результатом самоорганизации сложной социальной системы субъекта, а "искусственные" вызваны управленческими воздействиями – стратегиями субъекта управления. Предположим, что "естественным" является переход от развитости к инфантильности, а "искусственным" – от инфантильности к развитости. Если субъект не прилагает стратегических усилий к своему развитию, он становится инфантильным.

С этой точки зрения культура – это непрерывная последовательность усилий субъекта, нацеленных на его собственное развитие. Таким образом, если управленцы не прилагают усилий для развития субъекта управления или их усилия неэффективны, то субъект естественным образом становится инфантильным.

"Естественным" является процесс перехода к нормативному состоянию субъекта, а "искусственным" – процесс перехода к ситуативному состоянию. Это означает, что людям (индивидуумам, группам, сообществам и организациям) свойственно конструировать себе нормы, а потом жить по ним. Ситуативность – это искусственное состояние субъекта управления.

Отразим это на диаграмме (рис. 1). Желтыми стрелочками показаны "естественные" изменения субъекта управления, являющиеся результатом самоорганизации социальной системы, а белыми – "искусственные" изменения, вызванные управленческими усилиями (стратегиями субъекта управления). Исходя из этого понимания самым естественным для субъекта управления является состояние деградации, т.е. состояние инфантильной нормативности, а самым искусственным – состояние развития, т.е. состояние развитой ситуативности.

Цифрами обозначены "искусственные" стратегии работы с субъектами:

1 – стратегия "размораживания" деградирующего субъекта, т.е. повышение эмоциональности, ситуативности и "ненормальности" нормативно-инфантильного субъекта, десакрализация символов и ритуалов;
2 – стратегия постановки целей рождающемуся (инфантильно-ситуативному) субъекту, связанная с повышением ответственности и уходом с инфантильной позиции;
3 – стратегия постановки целей стабильному субъекту, связанная с развитием навыков принятия управленческих решений в уникальных ситуациях;
4 – стратегия повышения функциональности деградирующего субъекта через снижение его инфантильности.

Рисунок 1.

Романтики, миссионеры, партия и секта как типы лидерских групп

В зависимости от инфантильности / развитости и нормативности / ситуативности субъекта управления будем различать четыре типа субъектов лидерских групп: романтиков, миссионеров, партии и секты.

Романтики – лидерская группа с инфантильным ситуативным субъектом управления. Характеристики романтиков:

  • как правило, клановая или дружеская форма организации лидерской группы;
  • управление осуществляется на основе ценностей и эмоций: главный ресурс романтиков – эмоции и общие ценности, под которые выстраиваются цели и процессы, символы (3) управления;
  • наличие внутренних целей и ценностей, группируемых вокруг харизматического или кланового лидера;
  • низкая ответственность рядовых членов лидерской группы за управленческие решения;
  • высокая ответственность лидера за решения;
  • высокая эмоциональность коммуникаций;
  • низкая формализация отношений;
  • наличие ситуативных норм, ориентированных на мнение лидера группы или внутренние факторы лидерской группы.

Миссионеры – лидерская группа с развитым ситуативным субъектом управления. Характеристики миссионеров:

  • проектная форма организации лидерской группы;
  • управление осуществляется исходя из целей: главный ресурс миссионеров – достижимые, конкретные и обеспеченные ресурсами цели, под которые выстраиваются ценности, эмоции, а также знаки и символы управления;
  • высокая индивидуальная ответственность членов лидерской группы за управленческие решения;
  • наличие внешних целей и ценностей, разделяемых всеми участниками миссии или проекта;
  • необходимая эмоциональность коммуникаций;
  • наличие ситуативных норм, зависимых от изменений внешней среды.

Партия – лидерская группа с развитым нормативным субъектом управления. Характеристики партии:

  • функциональная форма организации лидерской группы;
  • управление осуществляется в зависимости от процессов: главный ресурс партии – система воспроизводимых и мало зависящих от конкретных людей функций (например, сбор средств на выборы, выдвижение лидеров, создание группировок по интересам); под эти регулярные функции партии выстраиваются цели, а также ценности и эмоции, знаки и символы управления;
  • высокая коллективная и индивидуальная ответственность членов лидерской группы за управленческие решения;
  • наличие внешних целей и ценностей, разделяемых всеми участниками;
  • низкая эмоциональность коммуникаций;
  • наличие норм, имеющих конвенциональный характер.

Секта – лидерская группа с инфантильным нормативным субъектом управления. Характеристики секты:

  • как правило, ритуальная форма организации лидерской группы;
  • управление обусловлено символами: главный ресурс лидерской группы – сакральные символы власти (знаки власти, авторитет умерших вождей и пр.); в соответствии с этими символами выстраиваются цели, функции, эмоции и ценности лидерской группы;
  • низкая коллективная и индивидуальная ответственность членов лидерской группы за управленческие решения;
  • слабая фиксация внешних целей и ценностей, разделяемых всеми участниками;
  • низкая эмоциональность коммуникаций;
  • наличие норм, имеющих ритуальный и символический характер.

Три типа лидерских групп в зависимости от направления активности субъекта: государственные, партийные и общественные деятели

Лидерская группа как субъект управления может формировать объекты управления в обществе, государстве и в самой лидерской группе. В зависимости от того, какие объекты управления сформированы в большей, а какие – в меньшей степени, можно выделить разные виды лидерских групп. Государственные деятели – лидерская группа, акцентирующая внимание в первую очередь на изменении структур и функций государственного администрирования, реструктуризации государства. Партийные деятели прежде всего концентрируются на отношениях в лидерской группе, формировании своих личных позиций в ней. Общественные деятели преимущественно формируют каналы и ресурсы общественного влияния.

Окончание следует.

Примечания
1. Тарасенко В.В. Книга бизнес-перемен. 64 стратегемы. М.: Генезис, 2006.
2. Под заказчиком работ по стратегическому управлению мы будем понимать лицо или группу лиц, ставящих задание консультантам по разработке стратегии и организации стратегического управления.
3. В данном случае будем понимать под символом знак-предмет, свидетельствующий о наличии власти у лидерской группы и имеющий самоценность. Обладание этим знаком наделяет владельца властью.

Следить за новостями ИНЭС: