«Стратегическая матрица России». Главные тенденции в 2008 г.: високосный кризис — возврата нет

Номер 1. Несгораемые рукописи

Итоги-2008 по совместному проекту Института экономических стратегий и журнала «ЭС» — определению важнейших тенденций минувшего года по девяти факторам стратегической матрицы: управление, территория, природные ресурсы, население, экономика, культура и религия, наука и образование, вооруженные силы, геополитическая среда.

Татьяна Иванова
"Стратегическая матрица России". Главные тенденции в 2008 г.: високосный кризис – возврата нет

"Экономические стратегии", №01-2009, стр. 124-130

Иванова Татьяна Александровна – заместитель генерального директора ИНЭС, директор центра корпоративных коммуникаций и развития ИНЭС.

По традиции в конце года в совместном проекте Института экономических стратегий и журнала "ЭС" определяются важнейшие тенденции минувшего года по девяти факторам стратегической матрицы: управление, территория, природные ресурсы, население, экономика, культура и религия, наука и образование, вооруженные силы, геополитическая среда. На этот раз выбор экспертов Института экономических стратегий был осложнен тем, что год выдался "урожайным" на выдающиеся события во всех сферах жизни государства и общества. Последствия этих событий не получится оставить в ушедшем году: отражение наших трудов, надежд, ошибок, они изменят нашу жизнь и нас самих на долгие годы, даже десятилетия. Сегодня есть понимание того, что прошлая жизнь вместе с 2008 г. канула в Лету, а сам 2008 г., как и обещали многие эксперты и экономические провидцы, действительно стал переломным, определяющим, в полном смысле стратегическим не только для России, но и для всего мира.

Кризис, сначала поразивший мировую финансовую систему, приобрел в ходе развития статус макроэкономического, превратился в потрясение ментальных основ нашей жизни. Не только специалистам, но и каждому человеку еще предстоит оценить, почему кризис стал возможен, как получилось, что многие ценности, институты, отношения, казавшиеся незыблемыми, рухнули в одночасье. Зыбкие, как оказалось, ценности, давно обанкротившиеся институты, виртуальные отношения. Мир-банкрот. Деньги без морали, богатство без труда – как ни крути, грех.

Но каждый кризис несет в себе зачатки надежды – нового мира, построенного с учетом прежних ошибок. По крайней мере, мы теперь узнали, как не надо. Возврата нет. Дальше, если ума и стратегического чувства хватит, надо строить как надо. А как надо – есть надежда, – ответит 2009 г. Пережить бы эту истину.



Злые языки еще недавно утверждали, что в российских верхах загадочным понятием "тандем" решили подменить более прозрачное понятие "двоевластие". Двоевластие, как известно, в России всегда имело отрицательный подтекст и дурные последствия. То, что поначалу воспринималось филологической уловкой, на деле оказалось выверенным управленческим решением.

Образование тандема сопровождала интрига, которую В.В. Путин выдержал до конца, обеспечив президентским выборам – 2008 идеальную драматургию. Немало было прогнозов и споров по поводу того, кто станет преемником Путина на самом высоком государственном посту. Не забывший "девяностые" электорат был обеспокоен возможной утратой стабильности после выборов, усилением борьбы за власть. В 2007-2008 гг. любая персона, посягнувшая на то, чтобы стать "вторым Путиным", заведомо воспринималась как ухудшенная копия действовавшего тогда Президента. Ослабления власти никто не хотел. Много ходило слухов и о новом президентском сроке Путина, хотя и этого опасались – опыт, все тот же исторический опыт.
Путину удалось реализовать новаторское – для России особенно – управленческое решение, которое позволило ему и во власти остаться, и преемственность обеспечить, и Конституцию не нарушить, и привести в "высшую лигу" нового перспективного лидера. Формально он сделал весьма достойный для человека с его рейтингами и влиянием шаг назад, в тень, чтобы освободить пространство власти для более молодого коллеги. На деле Путин приобрел статус национального лидера и принялся осваивать новое поприще премьера весьма динамично развивающейся страны. Впрочем, Д.А. Медведев, который целенаправленно шел к власти, весьма элегантно принял ее из рук В.В. Путина и народа, скоро продемонстрировав умение формировать собственную повестку дня. Путин и Медведев сходятся в понимании процессов и целей развития, они единомышленники и соратники, демонстрирующие порой стилистические совпадения в управлении и способах действий, – вот что обеспечило эффективность и слаженность тандема. Управленческое решение оказалось неожиданно остроумным: тандем размывает российскую традицию ориентации элит на единственного "вождя" и его ближайшее окружение, а это приучает к здоровому смирению. Неизбежная конкуренция окружений участников тандема стимулирует процесс выработки верных решений.

Самый сильный продукт тандема – коррекция Конституции РФ в сторону продления президентских полномочий до 6 лет. Эта новация сулит любому из участников тандема лет 10 власти – не факт, что поправки в Конституцию внесены только ради нынешнего Премьера Путина. Как бы там ни было, упомянутые изменения в Конституции обозначают возможные временные границы существования тандема, который создавался для работы в условиях триумфа российской экономики и внешнеполитических побед. Но судьба приготовила тандему удар в виде мирового финансового кризиса. Есть прогнозы, утверждающие, что эта перемена правил игры погубит тандем. Однако его участники уже проявили серьезные бойцовские качества, так что все еще впереди.


 Если бы не мировой финансовый кризис, быть бы сегодня холодной Арктике одной из самый "горячих" тем, обещающих не менее напряженное развитие в ближайшие годы. Вокруг Арктики сошлись интересы многих государств (и Россия среди них), сосредоточенные в скандальных на сегодняшний день сферах – ресурсы и новые границы. Падение цен на нефть не повлияло кардинально на стратегическую важность активизации политики России в области исследования и освоении Арктики: Арктика официально признана стратегически важной для России.

Как только мировые цены на нефть перешли все разумные пределы, энергетические ресурсы Арктики стали предметом пристального внимания стран, которые в перспективе рассчитывали укрепить с их помощью свои позиции в мировой геополитической игре. В конкурентную борьбу за контроль над арктическими ресурсами вступили США, Россия, Канада, Норвегия, Дания и даже Исландия – несмотря на то что сокровища Арктики пока скрыты под водой во льдах. Оценки арктических нефтегазовых запасов серьезно разнятся, ясно одно: в XXI в. они могут стать весомым аргументом в руках любой из упомянутых стран. Пока арктические запасы нефти оцениваются в 20-46 млрд т, а газа – в 36-83 м3. На
Россию приходится 11-24 млрд т нефти и 25-57 трлн м3 газа. Эксперты Совета по внешней политике (Вашингтон) даже прогнозируют, что потенциальная борьба за минеральные ресурсы Арктики – а это около 25% мировых запасов нефти и газа, богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля и свинца – способна привести к новой холодной войне.

На пути разработки энергетических богатств Арктики действительно стоят многие спорные вопросы (в первую очередь территориальные), до сих пор не урегулированные претендентами на Арктику. Ресурсные войны всегда идут бок о бок с территориальным переделом. Так, Россия и Норвегия придерживаются различных взглядов в отношении принципа определения границ континентального шельфа в районе Арктики. Но, как отметил в 2008 г. Президент России, энергетические ресурсы Арктики имеют многообещающие перспективы и могут стать ресурсной базой страны в XXI в. Эти соображения и определили дипломатическую и исследовательскую активность России в Арктике в 2008 г.

Фактически в прошлом году Россия впервые определенно заявила, что намерена прирастать Севером. На саммите ЕС в Брюсселе грядущую мировую склоку вокруг Арктики признали официально, причем возмутителем спокойствия была названа Россия, "демонстративно установившая флаг на дне Ледовитого океана". В 2008 г. Россия перестала довольствоваться флагом, и власти сформулировали основы государственной политики в Арктике и план ее реализации. На специальном заседании Совета безопасности Президент Медведев выступил с программной речью, в которой обозначил цену вопроса – "четверть всех шельфовых запасов углеводородов в мире" – и обосновал необходимость обеспечить национальные интересы России в Арктике. В прошлом году Россия активизировала борьбу за приращение собственного континентального шельфа, добиваясь от ООН признания российскими 1,2 млн км2 арктического шельфа с потенциальными запасами углеводородного сырья в пределах 9-10 млрд т условного топлива. Пока положительного решения нет, но в 2008 г. Россия ясно обозначила свои интересы в одном из грядущих и самых захватывающих территориальных сражений XXI в., которое совершится, надеемся, исключительно на дипломатическом поле. Впрочем, в 2008 г. Россия все-таки вывела боевые корабли Северного флота на патрулирование
Арктики, включая район норвежского острова Шпицберген.

13 мая 2009 г. – последний срок, до которого государства, желающие увеличить площадь своего континентального шельфа, имеют право подать соответствующую заявку в ООН.


2008 г. войдет в историю как год головокружительного роста мировых цен на нефть и их не менее эффектного головокружительного падения. И ведь не скажешь, что не предупреждали. В июле цена на нефть достигла своего исторического максимума – 147,3 долл. за баррель. На фоне этого роста прогнозы цены на нефть в 200 долл. и даже более за баррель не казались фантастическими. Высокие цены на нефть подкачивали экономический рост в России, а в странах, зависимых от импорта углеводородов, сделали рентабельными разработку многих альтернативных источников энергии, на которые прежде не обращали внимания из-за их дороговизны. К этим источникам энергии, скорее всего, еще вернутся, когда кризис закончится, а вот об экономическом росте на дрожжах высоких цен на нефть придется забыть. Кризис вообще хороший повод для власти вспомнить собственное обещание сделать Россию высокотехнологичной державой.

Как только рухнули цены на нефть, стало понятно, что проблемы с бюджетом неизбежны, а Стабфонда и резервов надолго и на всех не хватит. Власти простились с профицитным бюджетом и твердым рублем. Напомним: профицитный бюджет и твердая национальная валюта были основой национальной гордости и национального оптимизма в последние предкризисные годы. С утратой этого фундамента в России вполне возможно перерастание финансового и макроэкономического кризиса в политический.

Ведь деньги тратить легко, а зарабатывать в условиях падающих цен на нефть – сложно. Чтобы упростить процесс их зарабатывания, России нужна другая экономика, новая стратегия, новые управленческие решения, новая политическая ответственность и социальные приоритеты.

Инерционные действия властей после того, как нефть определенно пала, показывают, что некоторое время они не верили в происходящее, в разрушение большой нефтяной иллюзии, на основе которой формировали свои далеко идущие
политические и экономические планы. Кризис победно двигался по стране, а первый бюджет на 2009 г. был сверстан так, будто ничего не происходит – с ценой отсечения 78 долл. за баррель. Некоторое время в Правительстве и в Кремле еще верили, что ниже 45 долл. Urals не упадет, поэтому утверждали "политический" бюджет, наполовину состоящий из "нефтяных" денег. Теперь жизнь заставляет пересмотреть все не оправдавшиеся надежды, в том числе на бездефицитный бюджет. Прогнозы неутешительные: с развитием кризиса будет наблюдаться падение спроса, а соответственно, и цены на нефть как в ведущих индустриальных странах, так и на развивающихся рынках. Надо учиться жить без нефти. Если не усвоить и этот урок, так и будем чуть ли ни каждое второе поколение откатываться с достигнутого уровня и терзать друг друга вопросом: как такое могло случиться?


За три последних месяца 2008 г. около 80 тыс. человек в России потеряли работу. Согласно официальной статистике, на учет встает примерно каждый третий безработный, и, значит, масштабы реальной безработицы превышают данные Минздравсоцразвития. По свидетельству Фонда общественного мнения, у каждого четвертого опрошенного начались проблемы на работе – речь идет об угрозе увольнений, снижении зарплаты или ее задержке, о переходе на неполную рабочую неделю. Кризис реанимировал и скрытые формы безработицы: к концу минувшего года более 200 тыс. человек были вынуждены взять неоплачиваемый отпуск. Согласно официальным прогнозам, к маю миллион человек в России в той или иной форме потеряют работу. Но эти прогнозы некоторым экспертам представляются заниженными: ведь, по предварительным оценкам, только строительная отрасль рассчитает миллион работников. Правда, среди занятых в строительстве есть гастарбайтеры, которые в официальную российскую статистику не попадут. Но и строительство – не единственная отрасль российской экономики.

Кризис нагрянул неожиданно – по крайней мере, по официальной версии. А потому сегодня мало кто способен оценить истинные масштабы этого социального бедствия – безработицы. Что невозможно оценить, то предпочитают пока запретить: Премьер Путин публично предупредил бизнесменов, рассчитывающих в промышленных масштабах избавляться от наемных служащих. Эксперты считают, что это вряд ли поможет. Если компания становится банкротом, ее работники неизбежно вылетают на улицу. С другой стороны, в пресловутые "девяностые" отечественный бизнес освоил множество форм "работы с персоналом", которые по смыслу также являются скрытыми вариантами безработицы.

Что означает быстрый рост безработицы для страны, население которой только-только поверило властям, а часть населения так и не успела прикоснуться к хорошей жизни? Удар по неокрепшему среднему классу, обнищание масс, разрушенные жизненные планы, нерожденные дети, распавшиеся семьи, утрата доверия к государственным институтам и веры в позитивные социальные перспективы, в возможность стабильности, появление новых форм преступности, отклоняющегося поведения и как результат – падение рейтинга властей и рост протестной активности. Именно безработица будет задавать высокий градус социальной напряженности в России-2009. По данным Фонда общественного мнения, наиболее пессимистично сегодня настроена именно образованная и успешная часть российских граждан – та, которую власти стремились назначить средним классом и своей социальной базой.


В своем блоге нобелевский лауреат 2008 г. по экономике Пол Кругман написал: "Я чувствую себя прямо как тот парень, которому сказали: выше нос, все могло быть куда хуже! Только он приободрился – тут все и рухнуло". Нобелевский лауреат, специалист по валютным кризисам признался, что был шокирован нынешним кризисом и беспощадным сценарием его развития, и назвал его "матерью всех кризисов".

Мировой финансовый кризис пока тянет на событие не только года, но и века, по крайней мере первого его десятилетия. Есть ощущение, что всю правду об истоках и движущих силах этого кризиса мы откроем не скоро. Чем больше экономик попадают в топку мирового кризиса, тем больше правды выходит наружу. Вот уже и американские эксперты официально сознаются, что первые признаки кризиса появились в 2001 г. и все последующие годы в США немало сделали, чтобы скрыть от мира эту неприятную новость, только усугубляя ситуацию.

По ходу кризиса рухнул как минимум один отечественный миф – представление о России как об "островке стабильности". Сначала российские власти занимались только финансовым кризисом, потом проблемы возникли по всем фронтам. Фондовый рынок обрушился первым – за шесть месяцев 2008 г. суммарная капитализация российских компаний упала на 1 трлн долл. По данным Всемирного банка, 70% убытков пришлось на государство и средний класс. Пометавшись между вариантами постепенного и жесткого (т.е. одномоментного) обвала рубля, финансовые власти России начали плавную девальвацию. К середине декабря 2008 г. девальвация плавной быть перестала сама собой – кризис и (по самым мягким оценкам) неуклюжие действия Правительства взяли свое. Население, дружно рванувшее к "обменникам", рублем проголосовало за долларизацию отечественной экономики. За четыре месяца 2008 г. на поддержку рубля и контролируемую девальвацию власти потратили четверть своих резервов (162,7 млрд долл.). Активно игравшие на фондовом рынке банки не смогли расплатиться по кредитам – последовала череда банкротств и поглощений. Суммы сделок предпочитали не раскрывать, но в СМИ просочились сведения о поражающих воображение новых ценниках. Так, Внешэкономбанк купил Связь-банк за 5000 руб., а РЖД и "АЛРОСА" хватило и сотенной купюры, чтобы стать собственниками "КИТ Финанс" – не последней структуры в российской финансовой табели о рангах.

Вскоре появились проблемы в реальном секторе – фабрики и заводы друг за другом останавливали производство или переходили на неполную рабочую неделю. Далее события развивались по классическому сценарию, предсказать который по силам любому экономисту – даже Полу Кругману: падение промышленного производства и спроса, конец потребительского бума (три четверти населения начали экономить), истерия изъятия частных вкладов из банков, рост безработицы, перекраивание государственного бюджета в соответствии с новыми реалиями, уход инвесторов, замораживание частных и государственных проектов, тотальное усиление роли государства в экономике и т.д. В целом власти потратили на поддержку российской экономики 3,7 трлн руб. и 27,5 млрд долл.; взносы в уставной капитал госбанков, финансирование госструктур для реализации антикризисных мер, льготные кредиты банкам и промышленным компаниям, которые формально должны вернуться государству. Но мало кто сомневается, что этих денег государственному бюджету в ближайшие годы не видать.

Нынешний кризис интерпретируется как кризис доверия всех ко всем и всему. "Религия", замешанная на гипотезе эффективных рынков, умерла. Рынки не только иногда ошибаются, у них бывают смертельные для мировой экономики ошибки. Алан Гринспен констатировал эту истину в знаменитой фразе: "Я переоценил способность рынков к саморегулированию". Грядет смена интеллектуальной парадигмы в экономике.

Преодоление последствий кризиса по смыслу будет прежде всего восстановлением утраченного доверия – к банкам, к бизнесу, к государству, к власти, к самим себе – на основе этой новой парадигмы. А пока бал правит неистребимый "кэш": все, как прописано на самых читаемых в мире купюрах – долларах. In God We Trust часто переводят пафосно – "Веруем в Бога". Наивные. Мало кто знает, что девиз имеет продолжение. In God We Trust, all others pay cash – это изречение было в свое время весьма популярно среди американских торговцев, поэтому, собственно, его часть и перекочевала на банкноты. "Богу мы доверяем – все остальные платят наличными". Есть все-таки некая историческая ирония в том, что мировой кризис нагрянул именно из США и, расплачиваясь за его последствия, мы вновь скупаем доллары.


2008 г. стал последним, но одним из самых напряженных и важных в блистательной и драматичной карьере Патриарха Алексия II – важным не только для него, но и для судьбы Русской православной церкви. Никто не видел в этот последний год его жизни умирающего Патриарха – это был сильный, ответственный, активный духовный лидер, который продолжал решать важнейшие для православных христиан и для государства проблемы. Среди этих проблем центральными стали завершение объединения Зарубежной православной церкви с РПЦ и предотвращение раскола в РПЦ.

Алексий II был избран Патриархом в 1990 г., накануне распада СССР. Он сделал все, чтобы восстановить авторитет и вес Церкви, чтобы отчаявшиеся и растерянные люди пришли к вере. Крестившихся в годы его патриаршества – миллионы, восстановленных и вновь возведенных храмов – десятки тысяч, множество оживших монастырей и приходов, возвращенных святынь. С мнением Алексия II считались и сверялись руководители государства. Патриарх вообще уделял особое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью, при этом придерживался принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. Патриарх считал, что служение Церкви и служение государства обществу требуют взаимодействия и взаимопонимания между ними. Пастырским подходом он сносил многие искусственные преграды между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией, настаивая на приоритете и необходимости возрождения нравственной и духовной культуры. Он часто принимал на себя миссию умирения политических страстей и выступал с миротворческими инициативами. РПЦ буквально держалась на Патриархе Алексии, его уход стал серьезным испытанием для церковных иерархов. Символично, что именно Патриарх Алексий II и митрополит Лавр соединили две части Русской церкви, разошедшиеся после революции, и, словно исполнив последнюю великую объединительную миссию, покинули мир в один год.

 


В 2008 г. в России по поручению Президента был разработан документ, затрагивающий основные устои нашего государства – прогноз научно-технического развития страны до 2030 г. Этот документ стал истинным прорывом в отечественном прогнозировании и одновременно продолжением российской традиции экспертного прогнозирования: впервые более чем за 20 лет в России были организованы прогнозные исследования такого масштаба. Вице-президент РАН А.Д. Некипелов отметил, что разработанный документ является важной и первой ступенькой к постоянной и непрерывной работе над научно-техническим прогнозированием России и мира в целом, оценкой нынешнего состояния фундаментальной науки, динамики внедрения технологий и попыткой оценки потенциала развития отечественной науки, ее перспективных разработок и отдачи от них в ближайшем будущем. Этот документ позволяет решить вопрос о создании единой системы государственного прогнозирования, с помощью которой государственная власть смогла бы на научной основе определять приоритеты стратегического развития страны.

В основе прогноза – признание органической связи между технологической и социально-экономической сторонами развития: внутренняя логика научно-технического прогресса и используемые в каждый конкретный момент ресурсы влияют на параметры экономического роста. Но технологический образ России зависит и от образа ее желательного будущего, от лидерских амбиций страны. Один из центральных выводов разработчиков прогноза – оправданность этих амбиций России: наша страна "имеет высокие шансы к 2020 г.стать крупнейшей экономикой в Европе и занять 5-е место по размеру валового внутреннего продукта в мире", даже с учетом тех тяжелых проблем, которые переживает отечественная экономика в связи с мировым кризисом. Напротив, именно эти непростые проблемы подталкивают даже в нынешних условиях к важной для страны технологической модернизации. Ведь в посткризисный период темпы роста мировой экономики, согласно представленному прогнозу, возрастут, и толкать этот рост будут два фактора – глобализация и инновации. Глобализация больше повлияет на количественные параметры роста, инновации – на качественные. По мысли разработчиков прогноза, мировая экономика вступает в новый этап глобализации, который будет характеризоваться частичной сменой стран-лидеров, и в этом процессе России важно не упустить свой шанс превращения в высокотехнологичную державу-лидера.


"Кавказ презирает слабых". Не будь в августе 2008 г. "операции по принуждению Грузии к миру", полыхнуло бы во всем регионе. Сегодня в этом нет сомнений. Россия не только показательно и быстро дала агрессору по рукам, не только признала два новых, образовавшихся по результатам локальной войны, государства в регионе – Абхазию и Южную Осетию, но также показала себя сильным глобальным игроком. За непосредственными участниками этой самой скоротечной и при том масштабной войны новейшей истории с самого начала стояли стратегические интересы России и США. Теоретически Россия решилась применить силу против союзника США. Эксперты полагают, что могло дойти и до прямого столкновения между двумя державами, но не дошло. Бескомпромиссная позиция России, ее самостоятельность и явная готовность проявить активность в конфликте сыграли ведущую роль в том, что он не перерос в нечто большее.

В ночь с 7 на 8 августа грузинские силы атаковали Цхинвал, и 18 российских миротворцев оказались в числе первых жертв этого вторжения. Россия получила полное право на "принуждение Грузии к миру", и в несколько дней все было кончено. В качестве аргумента у России был прецедент Косово, реализованный, правда, при международной поддержке. Россия поступила круче – действовала практически в одиночку, без официальной поддержки даже ближайших союзников. Запад, конечно, был в шоке, но через несколько месяцев поддержка режима Михаила Саакашвили значительно ослабла, и даже в США признали, что грузины начали первыми. России удалось вернуть проблему на уровень дипломатического обсуждения, заработать на этом поле очки и возобновить диалог с США, Евросоюзом и НАТО. Конечно, США и Европа не избавились от желания ограничить распространение геополитического влияния России, но теперь не уверены, что Грузия – лучший помощник в реализации этих планов.
Россия, в свою очередь, получила на юге Кавказа весьма дорогостоящий плацдарм и взяла на себя долгосрочные финансовые, олитические и военные обязательства в отношении новых государств – Южной Осетии и Абхазии. Процесс урегулирования на Кавказе идет с трудом. Проблемы есть, но это качественно другие проблемы. Так, обостряется проблема взаимодействия с международными наблюдателями, безрезультатен пока диалог по вопросам безопасности, и Запад не собирается отказываться от интеграции Грузии в НАТО. Главное – Россия смогла, не считаясь с окриками с Запада, отстоять собственные интересы, предотвратить более масштабное кровопролитие в регионе, а возможно, и распад страны.
Очевидно, что не только Россия вышла из этой войны другой, но и Запад кое-что для себя решил: время, когда с Россией можно было управляться унизительными щелчками и шантажом, прошло. Теперь Россию можно только уничтожить.


В 2008 г. в Латинской Америке наблюдалась невиданная до сих пор российская активность.

В сентябре в Венесуэле находились два бомбардировщика ТУ-160, в течение недели они проводили тренировочные полеты вдоль побережья Южной Америки. Отряд кораблей ВМФ РФ также посетил Венесуэлу и принял участие в совместных учениях "ВЕНРУС-2008". Кроме Венесуэлы российские корабли побывали в Никарагуа, Панаме и на Кубе, где были встречены, разумеется, весьма благосклонно. Надо сказать, первый раз после 1944 г. наш корабль прошел Панамским каналом.

В 2008 г. был совершен подлинный прорыв России в Латинскую Америку – так она завила о своих новых глобальных интересах. Этот прорыв оказался весьма чувствительным для США. Стиль прорыва наталкивал на мысль о военном противостоянии, но Россия подразумевала конкуренцию. Об этом безыскусно заявил Президент Медведев: "Мы в какой-то степени сейчас начинаем полноценные, полноформатные и взаимовыгодные взаимодействия с партнерами в Латинской Америке. Здесь нечего стесняться и бояться конкуренции. Надо смело ввязываться в драку".

Сотрудничество с Латинской Америкой интересовало Россию всегда, особенно в военно-политической сфере. Правда, в данном случае, инициатива исходила от президента Венесуэлы Уго Чавеса, которому США отказались продавать запчасти к авиатехнике. В результате на свет появились контракты на поставку в эту страну 24 российских истребителей Су-30МК2, 50 транспортных и боевых вертолетов, 100 тыс. автоматов Калашникова и лицензии на их производство – всего предполагается по-ставить вооружения и военной техники на 4,4 млрд долл.

В 2008 г. Президент Медведев посетил четыре страны Южной Америки, что способствовало расширению военно-технического сотрудничества с этими государствами.

В США без восторга отнеслись к продвижению России в Латинскую Америку и реанимировали расформированный полвека назад Четвертый флот. Мировой экономический кризис заставляет Россию и США все чаще изъясняться не в стиле военного противостояния, а в терминах здоровой геополитической конкуренции, что не умаляет значения прорыва нашей страны в Латинскую Америку, а напротив – подчеркивает его.

ПЭС 9015/26.01.2009

Следить за новостями ИНЭС: