Союз центральноазиатских государств: идея и перспективы внешнеэкономического сотрудничества | Институт экономических стратегий

Союз центральноазиатских государств: идея и перспективы внешнеэкономического сотрудничества

Номер 1 - ЦА. Своя игра

В Центральноазиатском регионе в настоящее время наблюдается соперничество великих держав за экономическое доминирование, поэтому нужно занять правильную позицию в отношении этого нового вызова.

Гульнара Аннакулиева
Союз центральноазиатских государств: идея и перспективы внешнеэкономического cотрудничества

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №1-2006, стр. 40-43

Аннакулиева Гульнара Атаевна — к.э.н., зав. сектором РГП «Институт экономических исследований» Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.

Сегодня в силу различных причин Центральная Азия занимает не самые выгодные позиции в рамках глобальной конкуренции. Это связано с рядом объективных факторов, в частности с уровнем экономического потенциала центральноазиатских стран, емкостью внутреннего рынка, уровнем технологического развития, геополитическим положением и т.д. Кроме того, несмотря на некоторые успехи в экономическом развитии, в странах Центральной Азии остаются нерешенными многие социальные проблемы. Так, около трети населения этих стран живет за чертой бедности. Уровень человеческого потенциала за годы экономического кризиса существенно снизился. Состояние системы образования и здравоохранения также оставляет желать лучшего.
Экономики стран Центральной Азии имеют серьезные структурные проблемы. Сырьевой характер экономического развития большинства государств региона, недостаточная развитость обрабатывающих производств, малый объем инвестиций в несырьевой сектор существенно ослабляют национальные экономики, делают их уязвимыми для внешних, конъюнктурных воздействий. Все эти и иные факторы обусловливают достаточно низкую конкурентоспособность региона в условиях глобализации. Более или менее благоприятные возможности имеют только страны, обладающие нефтегазовыми ресурсами.

В связи с вышесказанным президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 18 февраля 2005 г., выступая на совместном заседании палат парламента с ежегодным Посланием к народу страны "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", выдвинул предложение о создании Союза центральноазиатских государств. Эта инициатива продиктована духом времени и направлена на объединение усилий стран в борьбе с новыми вызовами и угрозами, создание общего рынка и информационного пространства, а также укрепление культурных и гуманитарных связей.

В Центральноазиатском регионе в настоящее время наблюдается соперничество великих держав за экономическое доминирование, поэтому важно занять правильную позицию в отношении этого нового вызова. Страны региона стоят перед альтернативой: оставаться вечным придатком с сырьевой экономикой или осуществить глубокую региональную интеграцию, которая откроет им путь к стабильности, прогрессу, экономической, военной и политической независимости. Договор о вечной дружбе между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном может послужить прочной базой для объединения всех пяти государств Центральной Азии. Назарбаев обосновал целесообразность подобного союза. "У нас общий экономический интерес, культурно-исторические корни, язык, религия, экономические проблемы, внешние угрозы, – сказал он. – Нам надо перейти к тесной экономической интеграции, двигаться к общему рынку и общей валюте".

Руководители Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана согласились с идеей Назарбаева. Узбекистан, вступивший в ЕврАзЭС, намерен присоединиться ко всем достигнутым соглашениям. Россия также заявила о своей готовности тесно сотрудничать со странами региона в этом вопросе. Сейчас готовится проект Концепции создания Союза центральноазиатских государств, который будет направлен на рассмотрение главам государств Центральной Азии.

Хорошие перспективы в регионе имеет формирование единого энергетического пространства, включающего энергетику, нефтегазовую, угольную промышленность, систему транспортировки нефти и газа. Совместное рациональное использование водных энергетических ресурсов является приоритетным направлением сотрудничества центральноазиатских государств. Их связывают общие бассейны рек Сырдарья и Амударья, единая экологическая система. Сотрудничество в транспортно-коммуникационной сфере также является важнейшим направлением экономического взаимодействия. Еще одним значимым направлением развития экономической интеграции центральноазиатских стран может стать взаимное стимулирование инвестиций, их защита, сближение внешних условий инвестирования с национальными.

Не менее важна интеграция государств региона в торгово-экономической сфере. Сегодня существует множество преград, препятствующих развитию торговых отношений между ними. В результате процветают контрабанда и теневой рынок.

Механизмами решения проблем в сфере торгово-экономического сотрудничества выступают:

  • гармонизация таможенного и налогового законодательства в объеме, необходимом для эффективного функционирования режима свободной торговли;
  • унификация таможенных правил и процедур;
  • недопущение односторонних действий по ограничению на ввоз товаров из стран Центральной Азии;
  • принятие межгосударственной программы развития торговли на ближайшие десять лет.

В целом углубление экономической интеграции в Центральной Азии возможно путем поэтапного движения: зона свободной торговли – таможенный союз – платежный и валютный союз – общий рынок товаров, услуг и капиталов. При этом, как считают многие исследователи, интеграция в рамках Центральной Азии должна быть частью других интеграционных процессов, проходящих, в частности, в рамках ЕврАзЭС, а также Единого экономического пространства. Необходимы структурные изменения в экономиках стран региона. Критически важным в этой связи является развитие наукоемких отраслей, осуществление технологических прорывов по ряду направлений. Нужно объединить национальные рынки центральноазиатских государств, увеличить совокупный спрос.

Конкретные направления экономического сотрудничества в регионе:

  • использование природных ресурсов, в частности энергетических и водных;
  • расширение торговли;
  • развитие транспортных коммуникаций;
  • производственная кооперация и развитие сети совместных предприятий.

Объем экспорта Республики Казахстан в страны Центральной Азии за 10 лет (с 1995 по 2004 г.) возрос почти в 2 раза, при этом доля этих стран в составе казахстанского экспорта увеличилась с 10,9% до 14,3% (рис. 1). Объем импорта за тот же период снизился на 28,2 процентных пункта, в результате чего удельный вес импорта в Казахстан из стран Центральной Азии снизился с 20% до 6,5% (рис. 2).

Рисунок 1. Экспорт Республики Казахстан в страны Центральной Азии

Рисунок 2. Импорт Республики Казахстан в страны Центральной Азии

В целом общий объем внешнеторгового оборота Казахстана со странами Центральной Азии увеличился на 13,2 процентных пункта. На рис. 3 представлена структура внешнеторгового оборота Республики Казахстан со странами Центральной Азии. Как видно из вышепредставленных графиков, внешнеэкономическая ситуация в Центральной Азии весьма динамична. Так, за прошедшие 10 лет полностью поменялась структура экспорта Казахстана: на первое место среди торговых партнеров вышел Кыргызстан, потеснив Узбекистан, а Туркменистан переместился на последнюю позицию, поменявшись местами с Таджикистаном.

Рисунок 3. Структура внешнеторгового оборота Республики Казахстан со странами Центральной Азии

Профиль импорта Казахстана со странами Центральной Азии оказался более устойчивым. Узбекистан на протяжении 10 лет сохраняет лидирующую позицию в торговле с Казахстаном; объем импорта в Казахстан из Таджикистана является наименьшим среди других стран Центральной Азии, а Кыргызстан по объему поставок в Казахстан вышел на второе место, потеснив Туркменистан. Подвижки, произошедшие в структуре экспорта / импорта, позволили ликвидировать существовавший с 1995 г. дефицит платежного баланса Казахстана с остальными странами Центральной Азии (-238,0 млн долл.) и достичь к 2004 г. положительного сальдо экспорта / импорта (+188,0 млн долл.). Несмотря на это, отмечается устойчивая тенденция сокращения роли государств региона во внешнеэкономических отношениях и торговле Казахстана. В табл. 1 представлена структура экспортно-импортных связей Казахстана со странами мира.
Удельный вес экспорта Казахстана в страны Центральной Азии сократился с 6% (1995 г.) до 3% (1995 г.). Резко уменьшился удельный вес экспорта Казахстана и в остальные страны СНГ (за исключением Центральной Азии): с 49% до 18% за те же годы. За прошедший 10-летний период страны Европы стали безусловным лидером в составе экспорта Казахстана (56%). Удельный вес стран Центральной Азии в составе импорта Казахстана (так же как и в составе экспорта) значительно уменьшился (с 15% в 1995 г. до 3% в 2004 г.).

Таблица 1. Cтруктура экспорта / импорта Казахстана


Рис. 4 и 5 отображают темпы роста экспорта и импорта Республики Казахстан. Если динамика изменения экспорта Казахстана в Центральную Азию (185,5% за 1995-2004 гг.) превышает динамику изменения (136,8% за 1995-2004 гг.) экспорта в остальные страны СНГ (Россию, Украину и др.), то темпы его импорта из стран региона (-28,2% за 1995-2004 гг.) значительно отстают от темпов изменения импорта из остальных стран СНГ (272,5% за 1995-2004 гг.).

Рисунок 4. Динамика экспорта Республики Казахстан

Рисунок 5. Динамика импорта Республики Казахстан

Таким образом, во внешнеэкономической деятельности на пространствах Центральной Азии преобладают две тенденции: с одной стороны, в целом экспортно-импортные операции между странами "съеживаются" (сворачиваются), что является отрицательным моментом, а с другой стороны, в регионе усиливаются позиции Казахстана как экономического ядра – лидера происходящих интеграционных процессов, что можно рассматривать как потенциально позитивное явление.

Следить за новостями ИНЭС: