Социально-нефтяной бум

Номер 7. Король Лир!

Рейтинг 100 наиболее стратегичных компаний России

Центр сертификации и рейтингов ИНЭС
Социально-нефтяной бум

"Экономические стратегии", №7-2005, стр. 40-47

Кто имеет меньше, чем желает,
должен знать, что он имеет
больше, чем заслуживает.
Г. Лихтенберг

В сентябре на заседании Правительства были одобрены очередные поправки в бюджет 2005 г. Уже во второй раз министры вынуждены увеличивать расходы федерального бюджета вследствие превышения запланированных показателей дохода.

К концу года ожидается увеличение доходной части бюджета почти на 50%, что в денежном эквиваленте приближается к 1,65 трлн руб. В результате обсуждения было решено увеличить расходы бюджета 2005 г. почти на 0,5 трлн руб., большая часть из которых будет направлена на досрочное погашение внешнего долга (в этом году выплаты МВФ уже принесли экономию в 13 млрд руб.). 125 млрд руб. составят дополнительные бюджетные ассигнования, распределяемые по разделам "Национальная экономика", "Национальная оборона" и т.д., а 18,6 млрд руб. перейдут в бюджет 2006 г. на финансирование национальных проектов. Таким образом, вместо запланированных 116 млрд рублей, выделяемых на приоритетные проекты, в 2006 г. будет потрачено примерно 134,6 млрд руб.

Сумма действительно внушительная, и то, как она будет освоена на местах, во многом определит и продемонстрирует способность власти контролировать выделяемые финансовые потоки. Механизм регулирования и отчетности пока не создан, звучат предложения о внесении специальной строки – "бюджетная классификация", а также определяются обязанности полномочных представителей Президента в вопросах контроля над расходованием бюджетных средств. Поскольку на сегодняшний день не создано реальных механизмов обратной связи (проектировщики реформ получают информацию только из одного источника, как правило от исполняющих субъектов на местах), существует опасность предоставления односторонней и даже искаженной информации о ходе реализации той или иной программы. Не случайно глава Министерства экономического развития и торговли не хочет брать на себя ответственность за реализацию озвученных Президентом национальных проектов. Он предложил вписать в итоговый протокол заседания Правительства поручение отраслевым министерствам – провести согласование программ с участниками их реализации на местах.

Между тем во всем мире существуют давно проверенные механизмы общественного контроля, олицетворяемые независимыми организациями, которым поручается экспертиза правительственных решений и которым доверяет население. В некотором смысле такой организацией должна стать Общественная палата, налицо также попытка привлечь к участию в данном процессе профсоюзные движения. Все это говорит о том, что Правительство хочет сделать свои действия максимально открытыми для общественности. Главное, чтобы при подведении итогов реализации программ не возникло соблазна переложить ответственность на вышеперечисленные общественные объединения, что-то вроде: "Ну, Вы же одобрили наши решения и действия". Желая предупредить подобное развитие событий, Президент поспешил заверить общественность в том, что "вся ответственность лежит на Правительстве во главе с премьер-министром".

Прошел второе чтение и бюджет-2006, в доходную часть которого заложено 5,46 трлн руб., в расходную – 4,27 трлн руб. при росте ВВП 5,8%, что в денежном выражении составит 24,4 трлн руб. Бюджет по-прежнему профицитный, при цене на Urals в 40 долл. за баррель и среднегодовом курсе доллара в 28,6 руб. Таким образом, в следующем году продолжится значительный рост расходов бюджета. Исходя из этого, Совет Федерации одобрил повышение ставки отсечения с 20 до 27 долл. на Urals, применяемой для формирования доходов стабилизационного фонда. К концу следующего года его размер может превысить 2,242 трлн руб., что составит более половины доходов федерального бюджета. На будущий год заложено создание инвестиционного фонда, который, в отличие от стабфонда, может быть "распечатан" практически сразу же после образования. Главным условием выделения средств из фонда является направленность программ на реализацию только крупных инфраструктурных национальных проектов стоимостью не менее 5 млрд руб.

Рисунок 1. Группировка факторов энниаграммы

Все это очень впечатляет и, безусловно, не может не радовать, если только абстрагироваться от того, что все эти успехи – прямое следствие роста мирового спроса и цен на нефть. Вероятнее всего, в долгосрочной перспективе рост цен на углеводороды не прекратится, в силу того что извлечение разведанных доступных запасов сопровождается постоянным усложнением и, следовательно, удорожанием технологий добычи. Так, например, за последние тридцать лет рост мирового объема добычи нефти на 60% потребовал увеличения затрат более чем в
16 раз. Так что технологических предпосылок для снижения стоимости нефти на мировом рынке не наблюдается, а все курсовые колебания вызваны политическими и биржевыми спекуляциями. В этой связи несколько странными выглядят заявления некоторых политических деятелей относительно "справедливой" цены на нефть, колеблющейся в диапазоне 20-25 долл. за баррель.

Все это приводит к структурным сдвигам в мировой экономике, которая в очередной раз развернулась в сторону добывающих отраслей и вывела в лидеры по рыночной капитализации нефтяного гиганта ExxonMobil, сместившего с первого места General Electric с разницей в 50 млрд долл. (по данным Financial Times). Вообще, большинство добывающих компаний улучшили свои показатели, а "Газпром" переместился вверх сразу на 33 позиции, оказавшись на 24 месте. В свете одобрения Федеральной антимонопольной службой ходатайства о покупке "Газпромом" 72% акций "Сибнефти" такой скачок в рейтинге выглядит достаточно правдоподобным.

Учитывая благоприятные цены на нефть и стремясь извлечь из этого наибольшую выгоду, Правительство всеми силами пытается выполнить наказ Президента выровнять "дискриминационный" разрыв цены между Brent и Urals. Для этого Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии совместно с Минпромэнерго РФ разрабатывают новые стандарты российской нефти, максимально адаптированные к международным. Параллельно Министерство финансов достигло договоренности с Нью-Йоркской и Будапештской фондовыми биржами о выводе Urals на торги, что позволит наконец нашей нефти стать полноценным биржевым товаром и, вполне вероятно, вызовет рост цен на нее.

Не менее важным шагом, но направленным уже на поддержку отечественной нефтеперерабатывающей отрасли, может стать решение межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле при МЭРТ об обнулении импортных пошлин на технологическое оборудование для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Положительное решение этого вопроса в ближайшей перспективе позволит сократить ужасающий разрыв в производстве бензина, дизельного и авиатоплива на отечественных НПЗ. На сегодняшний день в РФ этих продуктов производится в 1,6 раза меньше, чем в США, и в 1,4 раза меньше, чем в ЕС. Обновление технологического оборудования будет стимулировать увеличение доли глубокой переработки нефти внутри страны (сегодня она составляет немногим более 20%), а следовательно, способствовать насыщению рынка бензина, который в последние месяцы стал головной болью как для Правительства, так и для производителей.

По данным Федеральной службы государственной статистики, с начала года цена производителей на бензин выросла на 10%, потребительские цены – на 8%, в то время как цены производителей на нефть выросли на 44,6%, а тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом – на 32,7%. Хотя на данном этапе удалось достигнуть джентльменского соглашения с рядом нефтяных компаний о замораживании цен до 1 января 2006 г., налицо явный дисбаланс в соотношении цен, который обязательно вырвется наружу.

В контексте регулирования отношений нефтяных компаний и властей небезынтересен такой факт: недавно власти штата Нью-Джерси выдвинули иск против местных производителей автомобильного топлива, обвиняемых в искусственном завышении цен. Хотя в США рост цен на бензин вызван другими причинами, сам механизм такого общественного судебного слушания, перенесенный на нашу почву, мог бы стать неплохим рычагом сдерживания в случае необоснованного повышения цен производителями автомобильного топлива.

Компании

Цели

Крупнейший отечественный производитель автомобилей "АвтоВАЗ" (РС-68К; 1), обеспокоенный решением Правительства, разрешающим беспошлинно или по 3-процентной ставке (вместо 15-процентной) ввозить в Россию импортные комплектующие, разработал комплекс мер по защите своих интересов. Предусматривается дифференциация налога на прибыль в зависимости от уровня рентабельности, включение в себестоимость расходов на НИОКР, освобождение от НДС нового импортного оборудования, беспошлинный ввоз импортных компонентов и предоставление госгарантий за счет кредитов госбанков. Если хотя бы часть из этих мер будет принята, то автогигант может считать себя победителем. Выход на правительственный уровень с подобными предложениями усиливает позиции компании по узлу "Целеполагание".
Для сдерживания цен на свою продукцию "АвтоВАЗ" планирует провести ряд мероприятий, направленных на снижение издержек, а именно продажу непрофильных активов, сокращение расходов на покупку комплектующих, реформу системы управления и переход на одноуровневую систему поставок автомобилей. Ожидаемый экономический эффект составит около 3,4 млрд руб. и увеличение рентабельности по EBITDA до 12-14%. Укрепление позиций по узлу "Альтернативные варианты стратегии".

Рисунок 2. «АвтоВАЗ» не сдается


Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) (РС-30К) собирается принять участие в приватизации Pakistan Steel Mills, которая должна состояться до конца 2005 г. Комбинат производит около 23% стали для внутреннего рынка Пакистана, причем существует резерв увеличения выплавки стали до 3 млн т в год, а его рентабельность по EBITDA – 33,3%.

В свете того, что спрос на сталь в Пакистане продолжает расти, а азиатский рынок является основным потребителем продукции ММК, приобретение такого актива позволит зафиксировать свои позиции в этом регионе. Усиление узлов "Целеполагание" и "Сети". "АЛРОСА" (РС-35К) совместно с De Beers планирует участвовать в декабрьском аукционе по продаже лицензий на проведение геологоразведочных работ на трех алмазных участках в Карелии.

В целом прогнозные ресурсы алмазов в республике оцениваются от 650 млн долл. до 1 млрд долл. Сотрудничество в этом направлении обещает быть обоюдовыгодным: De Beers сможет наконец преодолеть запрет на добычу алмазов для иностранных компаний, а "АЛРОСА" получит доступ к новым технологиям добычи. Усиление узла "Выбор стратегии".

Рисунок 3. «АЛРОСА»: в Карелию совместно с De Beers

Возможности

По итогам первого полугодия, сеть эконом-магазинов "Пятерочка" (РС-79К) увеличила выручку на 28%, чистую выручку (без НДС) – на 20%, рентабельность по EBITDA – на 46%, чистую прибыль – на 38%. Усиление узла "Финансы". При этом запланированный рост выручки без НДС к концу 2005 г. должен достичь 45% и приблизиться к 1,6 млрд долл. Кроме того, в течение восьми лет "Пятерочка" планирует инвестировать до 2 млрд долл. в развитие второго розничного формата – гипермаркетов "Карусель". Всего предполагается открыть 120 центров продаж, 10 из них будут открыты в 2006 г. в Москве и в Санкт-Петербурге. Усиление узла "Сети".

"Седьмой Континент" (РС-86К) и группа "Виктория" подписали соглашение о создании некоммерческого партнерства для более эффективной работы с поставщиками, в результате чего обе компании будут работать по единым стандартам отбора поставщиков и товаров при формировании ассортимента своих магазинов и получат возможность добиваться скидок от производителей и дистрибьюторов до 5%. Усиление узла "Сети".

"Седьмой Континент" стал партнером "Детского мира" в области девелопмента и совместного финансирования строительства торгово-развлекательных комплексов (ТРК). "Детский мир" активно осваивает регионы, магазины сети уже работают в семи областных центрах, и "Седьмому Континенту", как крупному продуктовому ритейлеру, выгодно приобретать недвижимость в больших торговых центрах (площадь каждого ТРК будет составлять от 35 до 50 тыс. кв.м.). Усиление узла "Сети".

Группа "Разгуляй" (РС-96К), второй по величине агрохолдинг России, совместно с МДМ-Банком, обеспечившим первичное размещение ее акций, была допущена к торгам на РТС. Это промежуточный шаг на пути к IPO, запланированному на середину весны следующего года. Группа может продать до 25% своих акций на РТС и ММВБ и выручить около 100 млн долл. Усиление узла "Финансы".
По итогам первого полугодия, крупнейшему производителю продуктов питания в стране, "Вимм-Билль-Данн" (РС-63К), так и не удалось справиться с падением чистой прибыли. Несмотря на рост продаж компании в молочном сегменте на 20,1%, в сегменте соков и минеральной воды – на 5,4%, в сегменте детского питания – на 42%, а также на увеличение выручки на 17,5%, чистая прибыль группы упала на 37,7%. Ухудшение показателей по узлу "Финансы".

Результаты

"Лукойл" (РС-4К), входящий в первую тройку поставщиков на северо-востоке США и контролирующий там 8% розничного рынка нефтепродуктов, привлекает синдицированный кредит в 475 млн долл. на развитие нового бизнеса.

С банками – организаторами кредита Calyon и ABN Amro соглашение уже подписано. Американская дочерняя компания Getty Petroleum Marketing собирается импортировать из России бензин А-76 на арендованные нефтебазы вблизи Нью-Йорка и Бостона. Смешивая с местными компонентами, она будет доводить его до уровня американских стандартов и реализовывать на розничном рынке. Усиление узла "Реализация". После вступления в силу поправок, внесенных в законодательство Казахстана, которые наделяют правительство полномочиями заблокировать любую сделку с нефтяными активами, если она угрожает стратегическим интересам государства, "Лукойлу", купившему нефтяную компанию Nelson Resources, очень важно было получить одобрение данной сделки. После встречи владельца "Лукойла" с президентом Казахстана было объявлено: "Высшее руководство Казахстана одобрило деятельность "Лукойла" в этой стране, в том числе и сделку по приобретению Nelson Resources". Это свидетельствует о том, что претензий со стороны властей к российской компании не будет. Усиление узла "Реализация".
"Альфа-Групп" (РС-20К) одержала промежуточную победу над IPOC International Growth Fund в непрекращающейся борьбе за 25,1% акций сотового оператора "МегаФон". В сентябре Восточно-Карибский апелляционный суд на Британских Виргинских островах (BVI) отказал в удовлетворении всех исковых требований IPOC к структурам "Альфы". В дальнейшем суды станут рассматривать вопрос с учетом решения BVI, которое будет принято в качестве весьма важного, хотя и не единственного доказательства. Усиление узла "Реализация". В то же время в сентябре вновь всплыла тема "коррупционности" "Альфа-Групп" и законности ряда сделок компании, осуществленных в 1990-х гг. Было проведено три акции по разоблачению деятельности "Альфа-Групп": сначала в Генпрокуратуру поступила депутатская жалоба о предложенном вознаграждении со стороны "Альфа-ТелеКома" за свидетельство в суде по делу "МегаФона". Затем появилась информация о том, что общественное движение "Против коррупции" займется расследованием деятельности компании. И, наконец, Международный союз ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов выпустил брошюру "Уголовно-правовая оценка деятельности "Альфа-Групп". Судить об обоснованности обвинений достаточно сложно, но репутация компании снова задета, что негативно отражается на ее показателе в узле "Реализация".

Примечание
1. РС – рейтинг стратегичности; место, занимаемое компанией (К) в рейтинге 100 наиболее стратегичных компаний.


Действующие лица: рейтинг «100 наиболее стратегичных компаний» (октябрь 2005 г.), выпуск 7 (41)/200

Положение

Компания

Отрасль

Общий уровень стратегичности

Рейтинговый статус

Изменение

 

10/2005 г.

09/2005 г.

1

1

Внешторгбанк

банковская деятельность

88,0

AAA

2

9

«Газпром» ДЛ

ТЭК

87,8

AAA

3

4

«Базовый элемент»1

холдинг

87,5

AAA

4

6

НК «Лукойл» ДЛ

ТЭК

87,4

AAA

5

2

«Северсталь-Групп»2 ДЛ

холдинг

87,0

ABA

6

11

«Рособоронэкспорт»

ОПК

86,9

AAA

7

5

ФК «УРАЛСИБ»3 ДЛ

банковская деятельность

86,4

AAA

8

3

АФК «Система»4 ДЛ

холдинг

86,3

AAA

9

10

НПК «Иркут» ДЛ

ОПК

86,2

AAA

10

7

«ЕвразХолдинг»5

металлургия

86,0

AAA

11

8

Сбербанк России ДЛ

банковская деятельность

85,9

AAB

12

20

«Российские железные дороги» ДЛ

транспорт

85,6

AAA

13

17

«Интеррос»6

холдинг

85,2

AAA

14

26

РАО «ЕЭС России»

ТЭК

85,1

AAA

15

15

Новолипецкий металлургический комбинат

металлургия

85,0

AAA

16

16

РОСНО ДЛ

страхование

84,7

AAA

17

21

«Росэнергоатом» ДЛ

ТЭК

84,6

AAA

18

12

АХК «Сухой»7 ДЛ

ОПК

84,5

AAB

19

19

Банк Москвы

банковская деятельность

83,3

ABA

20

14

«Альфа-Групп»8 ДЛ

холдинг

83,0

BAB

21

13

НК «Сургутнефтегаз»

ТЭК

82,6

AAB

22

23

НК «Роснефть»

ТЭК

82,5

AAA

23

18

«Балтика»

пищевая промышленность

81,3

AAB

24

30

«Аэрофлот»

транспорт

81,1

ABA

25

22

ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК

банковская деятельность

81,0

AAB

26

27

ИСТ-ЛАЙН ДЛ

транспорт

80,9

AAA

27

25

«Каскол»

ОПК

79,8

BAA

28

24

«СУАЛ-Холдинг»

металлургия

79,5

BAB

29

29

«Тройка Диалог» ДЛ

фондовый рынок

79,2

AAB

30

34

Магнитогорский металлургический комбинат

металлургия

79,1

ABB

31

36

«Россгосстрах»

страхование

78,9

ABA

32

32

«Космическая связь» ДЛ

связь

78,7

ABB

33

31

Объединенная металлургическая компания9

металлургия

78,2

ABB

34

28

ТВЭЛ10

машиностроение

78,1

BAB

35

40

АК «Алмазы России – Саха» ДЛ

добывающая промышленность

77,1

BBB

36

35

«Трансаэро»

транспорт

76,1

BBB

37

37

ГКНПЦ им М.В. Хруничева ДЛ

ОПК

76,0

BBA

38

41

Концерн «Научный центр» ДЛ

электроника

75,7

ABA

39

44

«Интеко» ДЛ

строительство

75,6

AAB

40

38

Международный Промышленный Банк ДЛ

банковская деятельность

75,5

BBB

41

43

«Sibir S7»

транспорт

75,4

ABB

42

33

«Волга-Днепр» ДЛ

транспорт

75,3

ABB

43

47

Российская академия наук

наука

75,2

ABB

44

42

РКК «Энергия» ДЛ

ОПК

75,0

ABB

45

45

РФЯЦ-ВНИИТФ

ОПК

74,9

BBB

46

39

«МегаФон» ДЛ

связь

74,8

BBB

47

52

«Алмаз-Антей»

ОПК

74,7

BBB

48

50

Группа РЕСО

страхование

74,0

BBB

49

49

МГУ им. М.В. Ломоносова

образование

72,9

AAB

50

46

«Связьинвест»11

связь

72,7

BBB

51

51

НПО «Сатурн» ДЛ

ОПК

72,4

BBB

52

53

«Ингосстрах»

страхование

72,2

BBB

53

«Отечественные лекарства»

фармацевтика

72,0

AAA

54

54

«Энергогарант»

страхование

71,8

BBB

55

55

«Райффайзенбанк Австрия»

банковская деятельность

71,7

ABB

56

48

Инвестиционный банк «ТРАСТ»

банковская деятельность

71,6

BBB

57

58

ВГТРК

СМИ

71,5

BBB

58

60

Академия народного хозяйства при Правительстве РФ

образование

71,3

AAB

59

57

«Перекресток»

торговля

71,1

BBB

60

63

Стальная группа «Мечел» ДЛ

металлургия

70,0

BBB

61

61

«Тактическое ракетное вооружение»

ОПК

69,9

BBB

62

ЦВ «Протек»

фармацевтика

69,3

AAA

63

56

«Вимм-Билль-Данн»

пищевая промышленность

69,0

BBB

64

64

Национальный Резервный Банк ДЛ

банковская деятельность

67,0

BBB

65

65

«РосБизнесКонсалтинг»

СМИ

66,9

BBB

66

59

«Атомстройэкспорт»

ОПК

66,5

BBB

67

67

«Государственная Третьяковская галерея»

культура

65,7

ABB

68

70

«АвтоВАЗ»

машиностроение

65,6

BBB

69

62

«Аэрокосмическое оборудование»

ОПК

65,2

BBB

70

66

СУЭК

нефтехимия

65,1

BBB

71

98

«Аптечная сеть 36,6»

торговля

64,9

AAA

72

68

ПГ «МАИР»

холдинг

64,6

BBB

73

69

«Московский институт теплотехники»

ОПК

63,9

BBB

74

74

«Казанский вертолетный завод»

ОПК

63,3

BCB

75

71

«А.Коркунов»

пищевая промышленность

63,2

BBB

76

76

МГИМО

образование

63,1

BAB

77

77

«МОК-Центр» ДЛ

оценочная деятельность

62,5

BBB

78

82

«ЕвроХим»

нефтехимия

62,2

BBB

79

84

«Пятерочка»

торговля

62,0

BBB

80

81

ЭКЗ «Лебедянский»

пищевая промышленность

61,8

BBC

81

75

«Государственный Эрмитаж»

культура

61,3

BBB

82

85

«Сибнефть»

ТЭК

61,1

BBB

83

83

Международный образовательный центр EF English First

образование

60,8

AAA

84

73

«УГМК-Холдинг»

металлургия

60,7

BBB

85

72

«ВСМПО-Ависма»

металлургия

60,5

BBC

86

«Седьмой Континент»

торговля

60,3

BBB

87

87

Государственный университет управления

образование

60,0

AAB

88

92

АПК «Черкизовский»

пищевая промышленность

59,8

BBC

89

«Уралвагонзавод»

ОПК

59,7

BBB

90

90

«Амедиа»

культура

59,1

BCB

91

91

«РОССИЙСКАЯ ОЦЕНКА»

оценочная деятельность

58,8

CBB

92

ФГУП «НПО машиностроения»

ОПК

58,7

BCB

93

93

МИФИ (ГУ)

образование

58,2

BBB

94

«Транснефть»

ТЭК

58,1

BBB

95

95

«Главмосстрой»

строительство

58,0

CBC

96

Группа «Разгуляй»

АПК

57,8

BBC

97

80

Объединенные машиностроительные заводы ДЛ

машиностроение

57,5

BCC

98

96

«Городские тепловые сети»

ЖКХ

57,3

CBC

99

99

«КамАЗ»

машиностроение

56,8

BCC

100

«СОК»

машиностроение

56,3

BCC

Вниманию читателей. Текущие рейтинги 100 наиболее стратегичных компаний России можно посмотреть на ИНЭС /activity/ratings

ДЛ Лауреаты программы «Действующие лица века» за период с 2000 по 2004 г. по одной из номинаций: «Управленец года», «Компания года», «Прорыв года», «Фиаско года».

1 Включая «Русский алюминий», «РусПромАвто» и др.
2 Включая «Северстальмаш», «Северсталь-авто» и др.
3 Включая ИБГ «НИКойл», СГ «УралСиб» и др.
4 Включая МТСДЛ, МБРР, МГТС, «Систему Телеком» и др.
5 Включая НТМК, ЗСМТК и др.
6 Включая «Норильский никель»ДЛ, Росбанк, «Силовые машины», «Агрос»ДЛ и др.
7 Включая КнААПО им. Ю.А. Гагарина, ТАНТК им. Г.М. Бериева и др.
8 Включая «ВымпелКом»ДЛ, «Альфа-Банк»ДЛ, ТНКДЛ, «АльфаСтрахование» и др.
9 Включая Выксунский металлургический завод, АТЗ и др.
10 Включая «Машиностроительный завод», НЗХК и др.
11 Включая «Ростелеком», «Северо-Западный Телеком» и др.

Следить за новостями ИНЭС: