Школа для стратегов

Номер 5-6. Сухой остаток

Высшая школа международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ является на сегодняшний день практически единственным учебным заведением России, имеющим полный спектр программ MBA, и преимущества ее неоспоримы. В числе слушателей ВШМБ — руководящий состав и специалисты компаний всех отраслей экономики. На вопросы «ЭС» об особенностях построения учебного процесса отвечает ректор ВШМБ, президент Российской ассоциации бизнес-образования, доктор экономических наук, профессор Леонид Иванович Евенко.

Леонид ЕВЕНКО
Школа для стратегов

"Экономические стратегии", №05-06-2006, стр. 110-111

Высшая школа международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ является на сегодняшний день практически единственным учебным заведением России, имеющим полный спектр программ MBA, и преимущества ее неоспоримы. В числе слушателей ВШМБ – руководящий состав и специалисты компаний всех отраслей экономики. На вопросы "ЭС" об особенностях построения учебного процесса отвечает ректор ВШМБ, президент Российской ассоциации бизнес-образования, доктор экономических наук, профессор Леонид Иванович Евенко.

Какой должна быть "идеальная" российская программа МВА?

Российскому бизнес-образованию нужно сохранить основную идею МВА. Это прежде всего дженералистская МВА-подготовка. В ее рамках обучается и воспитывается такой руководитель, которому по любому вопросу есть что сказать. Он не боится дискутировать, всегда уверенно себя чувствует, но главное – уверенно решает вопросы стратегического характера Конечно, весьма важно, чтобы слушатель МВА пришел на учебу с организационным опытом – не обязательно с ответственной управленческой должности, это может быть и просто специалист, руководитель небольшой группы, но он обязан уметь видеть всю организацию в целом, задумываться о ее перспективе. Если человек это видит, то он в состоянии учиться тому, как можно управлять организационной реальностью. В процессе МВА-обучения слушатель должен впитать в себя многие вещи бизнеса и менеджмента уже как профессионал. Главная цель – направить усилия на конечный результат обучения, на развитие управленческих компетенций. Те, кто формируют учебную программу, должны задумываться не о том, насколько хорошо слушатели изложат различные теории или изучат какой-то аналитический инструментарий, а о том, будут ли эти люди иметь возможность и смогут ли они применить все это на практике, в реальной жизни. В ВШМБ, например, обучение построено так, что человеку предоставлен выбор и множество различных по тематике и содержанию курсов. Слушатель сам выбирает то, чего ему не хватает, то, что он хочет от нас получить для своей дальнейшей успешной работы и карьеры. Но при этом в процессе обучения он обязательно сначала проходит соответствующие fundamentals – базовые курсы.

Как строится процесс преподавания в Вашей школе?

Процесс преподавания у нас делится на три части. Первая часть – это базовые курсы: есть учебники, и по ним нужно освоить основные дисциплины. Вторая часть – то, что называется специализацией, курсы по выбору. Здесь речь идет уже о развитии каких-то специфических знаний. Третья часть – это самостоятельная и проектная работа, основанная на взаимодействии, на коммуникациях и т.д.

Наша стратегическая задача – повысить значение третьей части и медленно, но верно заменять аудиторную работу хорошо организованной самостоятельной. Известно, что менеджеры учатся на проектах. Обычно проект – это выпускная работа, но в ВШМБ проект делают в процессе прохождения курса. Одно из заданий – так называемые стратегические заявления, где слушатели в группах готовят интеграционный проект сами, другое – бизнес-план, третье – финансовый анализ фирмы (все это, как правило, применительно к своим предприятиям).

Каким методикам обучения отдается предпочтение в ВШМБ?

Например, что делаю на занятиях я? В значительной степени использую материалы из практики моих консультационных проектов. Я, в частности, консультировал такие известные компании, как АФК "Система", "Русский алюминий", "МИГ", "Экибастуз" и многие другие. Кроме того, на занятиях я полагаюсь на знания моей аудитории. К слову, когда мы со слушателями делаем проект, среди них есть представитель Nestle, который рассказывает, как они конкурируют, какая у них стратегия, как проникнуть на рынок. Активно участвует в занятиях и слушатель – сотрудник МТС; он объясняет, почему их компания ведет себя на рынке таким образом, и предлагает своей группе найти решения тех или иных проблем. Мы предоставляем слово и представителям торговых сетей, например "Перекрестка". То есть идет широкое, активное и довольно детальное обсуждение всех этих проблем. Но в лекционной части я, как преподаватель, рассказываю о типах предполагаемых и возможных стратегий развития. К примеру, я говорю слушателям: перед Вами пять типов стратегического развития компании. А теперь разделитесь на группы и дайте рекомендации для такой-то компании. Затем мы приступаем к свободному обсуждению. И слушатели на примере своих компаний говорят о стратегическом развитии. Как видите, это совсем другой характер обучения. Но для такой методики необходима подготовленная аудитория, обладающая значительным багажом практических знаний, навыков и умений, приобретенных в ходе профессиональной деятельности.

Кто приходит к Вам учиться и чего слушатели ждут от ВШМБ?

Учиться приходят разные люди, но в основном достаточно обеспеченные, ведь наши программы недешевы. Это на 70% представители высшего эшелона бизнеса. ВШМБ – общенациональная школа, одна из крупнейших в России, среди наших слушателей немало представителей регионов.

У нас в школе разные программы. Есть группы, где слушатели – только первые лица компаний, предприятий, а есть группы, где обучаются простые менеджеры и специалисты. У нас имеется программа преимущественно для москвичей – это вечернее обучение. Другие программы (с отрывом от производства) рассчитаны на слушателей из регионов – дневное обучение и модульная (очно-заочная) программа, когда люди приезжают учиться раз в квартал на две недели. В ВШМБ одновременно учится порядка 750 человек на 15 потоках (первый и второй год обучения). Это тоже важно, поскольку бизнес-контакты, неформальное общение с коллегами – ценность для нашего потребителя, которой отдается высокий приоритет.

Какие отличительные черты выпускников ВШМБ Вы могли бы назвать?

Главное – принадлежность выпускника к такому учебному заведению, как Высшая школа международного бизнеса в составе Академии народного хозяйства. Это бренд. Выпускники выходят отсюда другими людьми, потому что в процессе обучения они "варятся" в великолепной высокопрофессиональной среде, которая их формирует. Трансформация происходит не только под влиянием профессуры, но и под влиянием коллег-слушателей. Они впитывают много знаний и опыта.

Следить за новостями ИНЭС: