Сергий Радонежский — и сегодня наш учитель и спаситель России

Номер 1. Командная игра

Трудно переоценить значение духовного наследия Преподобного Сергия Радонежского для современности. «Преподобный Сергий дважды спасал Россию: от татаро-монголов и от польско-литовского нашествия. И еще раз спасет сейчас, в эпоху массового морального упадка и разорения России».

Александр Половинкин
Сергий Радонежский – и сегодня наш учитель и спаситель России

"Экономические стратегии", 2003, №1, стр. 94-97.

Имя, любезное русскому сердцу

Есть у России великий святой – Преподобный Сергий Радонежский. Его молитва и образ жизни нам очень нужны в нынешнее трудное время. Почему необходимо сегодня возродить имя Преподобного Сергия, почему он для нас – важнейшая духовная опора? На этот вопрос можно ответить, сравнив обстановку на Руси в то время и сегодня. При жизни Сергия, во второй половине XIV века, уже более ста лет татарское иго лежало тяжким бременем на плечах русского народа. Житие преподобного Сергия повествует: "Народ страдал от своеволия грубых татарских численников и баскаков-чиновников, которые разъезжали по всем городам. Не было от них никому пощады, что хотели, то и делали /…/. При таких неурядицах был полный простор страстям негодных людей". Об этом же времени историк Карамзин пишет: "Мы выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых; обманывая татар, еще больше обманывали друг друга; откупаясь деньгами от насилия варваров, стали корыстолюбивее и бесчувственнее; /…/ сила казалась правом; кто мог, грабил /…/, воровство сделалось общею язвою собственности".

Время, переживаемое теперь нашей страной, имеет много общего с татаро-монгольским игом. Поэтому для нас сегодня представляет особую ценность изучение истории XIV-XV веков, жизни и деятельности Сергия Радонежского, его современников и последователей. Как отмечают русские мыслители, Преподобный Сергий дважды спасал Россию: от татаро-монголов и от польско-литовского нашествия. И еще раз спасет сейчас, в эпоху массового морального упадка и разорения России.

Имя Преподобного Сергия до 1917 года было любезно каждому русскому человеку. Его образ и животворный дух снова нужны нам. Они найдут свое место в наших сердцах и окажут благотворное действие в деле устроения благополучной жизни на нашей прекрасной, но теперь разоренной российской земле. Как же произошло чудо обретения громадной духовной силы уединившимся в лесах юношей Варфоломеем (так звали Сергия до пострига в монашество)?

Смирение страстей и гордости

Внешне все просто. Два или три года Варфоломей жил в глухом лесу один. Потом его стали находить и прилепляться к нему другие люди. В октябре 1337 года, в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял монашеский постриг от руки старца Митрофана, получил имя Сергий. Ему было 23 года.

Еще древние подвижники духовного служения считали, что главным путем формирования праведной личности является смирение страстей и гордости. Не разовое или периодическое смирение, а постоянное, непрерывное, на протяжении всей жизни. Этим путем шел Преподобный Сергий, воспринимая опыт древних духовных учителей. Когда еще не было ему и 12 лет, он с радостью принял умеренное постное питание.

Епифаний премудрый пишет о юном Варфоломее: "Как рассказать его тихость, кротость, молчаливость в слове, смирение, безгневие, неподдельную простоту, любовь ко всем людям равную? Никогда не подвигся он на гнев, ничем никогда не соблазнился, никого не обидел. Псалмы в устах его никогда не прекращались. Украшением было для него воздержание; худость одежды принимал с усердием. Ни пива, ни меда никогда не вкушал, даже к устам не подносил. Со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, от всех с любовью принимал неприятности". Так, однажды в лесу два разбойника избили Варфоломея и отобрали у него вещи. Он, как истинно верующий христианин, тут же совершил молитву, прося Господа о прощении им грехов, о ниспослании им благополучия и благочестия.

Когда Сергий стал иноком-отшельником, он полностью принял и с усердием исполнял аскетические правила Святителя Василия Великого, данные для монашеской жизни в пустынном уединении. Сергий совершенно искоренил в себе такое порочное качество, как гордое властолюбие. Он отказывался от игуменства, а, приняв его под большим давлением, ни в чем не переменился по отношению к окружающим. Ничем не отличался Сергий от простых иноков – ни одеждой, ни поведением, ни кельей. Известен такой случай. Слава о Сергии уже распространилась широко, и к нему часто приходили миряне для душевных бесед. Однажды пришел простой земледелец и спросил у братии, где он может увидеть знаменитого игумена. Ему ответили, что отец Сергий в огороде копает землю под овощи. Пришелец заглянул в огород и увидел смиренного старца в залатанной старой одежде, трудившегося в поте лица. Простодушный земледелец не поверил, что это и есть знаменитый старец Сергий, и стал ждать, когда появится игумен. Сергию сказали об этом, и он подошел к пришельцу. Не получив от него положенного поклона, с великим смирением поклонился ему до земли, поцеловал и благословил его с любовью, взял за руку, посадил рядом с собою в трапезной и стал угощать его. Пришелец, видя такое приязненное отношение старца, поведал ему свою печаль, что не может увидеть игумена по очень важному делу.

В этот момент приехал в монастырь князь. Сергий встал, чтобы встретить именитого гостя, а князь еще издали поклонился ему до земли. Игумен поцеловал и благословил князя, затем они оба сели, а все приехавшие с князем бояре и иноки почтительно стояли вокруг. Смущенный земледелец понял свою ошибку и, дождавшись, когда князь отъедет из обители, бросился к ногам Преподобного, умоляя простить его невежество и неверие. Но смиренный игумен сказал ему: "Не скорби, чадо; один ты справедливо рассудил обо мне; ведь они все ошибаются!" Сергий утешил его назидательным словом и отпустил с благословением. Но доброе сердце простого человека было так тронуто смирением и любовью великого подвижника, что он скоро опять пришел в обитель, дабы уже никогда не оставлять ее: здесь он принял постриг.

Другой пример смирения властолюбивой гордыни относится к решительному отказу Сергия от должности и звания Московского митрополита. Умение смирять свои страсти и гордость во все времена было самым ценным качеством человека, главным признаком его духовной силы и культуры.

Свершение великих дел

Почему, за какие дела считают Сергия Радонежского великим святым и выдающимся государственным деятелем?

Первое великое дело связано с созданием и широким распространением нового типа монастырей. Сергий творчески воспринял существовавший в Византии общежительный устав монастыря, ввел его в своей Троицкой обители, а затем во вновь создаваемых монастырях, где игуменами становились его ученики. Позднее на этот устав перешли все монастыри России. Новый устав обязывал каждого инока все средства вкладывать в общественную кассу, всех одинаково кормила монастырская трапезная. Каждый имел послушание, то есть обязан был трудиться.
По новому общежительному уставу внутренняя жизнь монастыря отличалась справедливыми порядками, духом трудолюбия и высоконравственного устроения души. Сам Сергий был образцом в его исполнении. Главная внешняя цель монастыря заключалась в служении народу: помощь пострадавшим и неимущим; обучение детей и взрослых грамоте и различным полезным миру ремеслам; духовно-нравственное воспитание и поддержка людей из мира и т.д. Всего Сергием и его прямыми учениками было основано 37 таких монастырей. Нет в России другого святого, который бы построил столько духовно-культурных крепостей.

Второе великое дело Сергия Радонежского связано с началом освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Он первым среди русского духовенства смело и открыто стал проповедовать идею избавления от завоевателей. В течение четырех десятилетий "печальник Земли Русской" настойчиво, сам и через учеников, поднимал и укреплял самосознание князей, бояр и простых людей. Он проповедовал, что Русь может и должна быть свободной.

Как известно, Орда проводила на Руси политику разобщения и разъединения. Поэтому другое направление деятельности Сергия заключалось в объединении раздробленной страны и превращении ее в могучую державу. Для этого, в первую очередь, необходим был центр собирания – столица. Владимир был разрушен татарами. Мудрый Сергий стал одним из первых влиятельных деятелей, кто определил Москву – в то время маленький провинциальный городок – как столицу будущего могучего самостоятельного государства. Он приложил немало усилий, чтобы укрепить Москву и подчинить ей другие княжества.

Сергий Радонежский был главным вдохновителем Куликовской битвы. В течение десятилетий через монастыри и церкви он духовно готовил людей к решающему сражению с Ордой, формировал их патриотические чувства и сознание своей силы, изгонял вековой страх из душ. Сергий с младенческих лет был духовным наставником князя Дмитрия Ивановича и воспитывал его как полководца великой битвы.

Третье великое дело Сергия – осмысление и распространение учения о Святой Троице, которое он ставил выше всего. Он гениально угадал "самую суть исканий и стремлений русского народа". Это нашло широкий отклик в массах – повсеместно началось строительство троичных (троицких) храмов, которые вместе с введенным Сергием праздником Святой Троицы воплощают призыв к единению земли Русской: "/…/ чтобы постоянным взиранием на троицкие храмы побеждать страх перед ненавистной разделенностью мира".

Чудные видения и пророчества

Жизнь Сергия Радонежского сопровождали различные чудные явления. Его жизнеописатель отмечает: "В смиренном сердце подвижника тихо сиял неизреченный свет благодати Божией, согревая все его духовное существо. Ему преизобильно сообщены все дары Божии: и дар чудотворения, и дар пророчества, и дар утешения и назидания, совета и разума духовного. Для его духовного взора как бы не существует ни преград вещественных, ни расстояния, ни самого времени: он видит далече отстоящее яко близко сущее, зрит будущее как бы настоящее".

Напомним, как он предсказал князю Дмитрию обетование победы над Мамаем, как ясно видел сам ход Куликовской битвы, находясь в Троицкой обители и сразу поминая души им знаемых убиенных.

Самое выдающееся видение связано с посещением Богородицей Троицкой обители. Однажды, в полночь, Сергий совершал свое келейное правило и пел Акафист перед иконою Богоматери. Часто взирал на икону и усердно молил Богородицу о своей обители: "Пречистая Мати Христа моего, ходатаица и заступница и крепкая помощница роду человеческому, буди и нам, недостойным ходатаицей – присно моли Сына Твоего и Бога нашего, да призрит Он милостиво на святое место cue, посвященное в похвалу и честь Его святого имени на веки!" Когда он окончил молитву и сел отдохнуть, послышался голос: "Се Пречистая грядет". Тогда старец поспешно вышел в сени, увидел свет сильнее солнечного и в нем Богородицу, сопровождаемую Петром и Иоанном Богословом-девственником. Преподобный Сергий пал ниц, а Матерь Божия прикоснулась к нему рукою и изрекла слова благодати: "Не бойся, избраниче Мой,
Я пришла посетить тебя: услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по oтшествии твоем к Богу. Я неотступно буду от места сего, и всегда буду покрывать его…" Сказала так и стала невидима. Свидетелем явления был келейный ученик Михей.

Практическая "школа благонравия"

Через свои монастыри и учеников, связанных со многими людьми из мира, Преподобный Сергий стал устроителем практической "школы благонравия", основанной на умении отдавать всего себя людям и общему делу. Эта школа строилась на навыках усиленного труда, на привычке к строгому порядку в знаниях, помыслах и чувствах. Под ее нравственным влиянием постепенно изменялось направление мыслей и весь строй души человека.

Что составляло, кроме Библии, главное содержание в духовном воспитании учеников Сергия? Они переписывали и осмысливали книги Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина. Их привлекали такие слова:
"Когда мы впали в ров беззаконий, то не можем выйти из него, если не погрузимся в бездну смирения кающегося…
Занимайся чтением в безмолвии, чтобы ум твой всегда возводим был к чудесам Божиим..
Кто, любя пустословие, умел приобрести чистый ум? Кто, домогаясь людской славы, приобрел смирение?
Не говори о том, что не постиг: если хочешь что сказать, говори не в виде учащего, а в виде ученика – больше почтения будет к словам твоим".

Сергий строго запретил братии выходить из монастыря для собирания подаяния от мирян на обитель. Как отмечает летописец, в монастыре все было бедно и скудно, но все дружны были между собою и приветливы к приходящим из мира. Каждый делал свое дело, каждый работал с молитвой, и все молились после работы. Во всех тлел скрытый огонек и живительная теплота, согревавшая каждого.

Хотелось бы знать, каким был Сергий как человек? Лучше всего отвечает на этот вопрос знаменитая икона Андрея Рублева "Троица", которая была написана "в похвалу Сергия". Постижение мудрости книг Священного Писания и древних богословов в сочетании со смирением в текущей жизни формирует особый духовный разум подвижника, который привлекает сердца как простых людей, так и выдающихся личностей и сильных мира сего. Последние почитают для себя великой милостью Божией беседовать с такими подвижниками и укреплять себя этими беседами в трудные минуты жизни. В этом отношении пустынник Радонежский был для своего времени тем же, чем были древние пророки, с которыми и сравнивает его летописец Епифаний.
В практической "школе благонравия" Преподобного Сергия следует отметить его терпеливую индивидуальную работу с учениками. Многие приходили и просились в Троицкую обитель, чтобы спасти свою душу. Никому не отказывал Сергий, но постригал кандидатов только после надежной проверки в послушании. При этом воспитывал каждого с любовью, терпением и знанием человеческого сердца. К каждому новичку в монастыре он внимательно присматривался, "постепенно приучая его к самоотверженному труду, к строгому порядку в занятиях, помыслах, чувствах и подвигах". Сергий изучал особенности натуры послушников и иноков и старался увидеть и раскрыть их индивидуальные способности, чтобы в наибольшей мере применить их на пользу братии и миру. Историк В.О. Ключевский отмечает, что "наблюдение и любовь к людям, собственный духовный опыт, а наипаче благодать Божия, обитавшая в его чистом сердце и преисполнявшая его тихою духовною радостью о Господе, дали ему уменье и способность тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента, лучшие ее чувства".

Сейчас, когда главной национальной задачей стало возрождение духовности и нравственности человека, имеет большой смысл создание практических "школ благонравия" Сергия Радонежского, в которых его духовное наследие изучали бы и использовали в практической работе применительно к современным условиям. Такие школы можно создавать при монастырях, храмах, учебных заведениях и т.д.

Заключительное слово

В.О. Ключевский в докладе, посвященном 500-летию со дня кончины Сергия Радонежского, сказал: "Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна /…/. При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады Преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание /…/. Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителем нашего нравственного порядка".

Удивительно то, что благодатное влияние духа Сергия Радонежского продолжает действовать и после его кончины вот уже шесть веков. И до сих пор служат вдохновляющим призывом к созидательной духовной жизни его заветные слова: "Внемлите себе, братие, всех молю, прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и телесную и любовь не лицемерную, к сим же страннолюбие и смирение, и пост, и молитву. Пищи и питие в меру, чести и славы не любите, бойтесь и поминайте час смертный и Второе Пришествие /…/. Вас же поручаю Всемогучему Богу и Его Пречистой Матери: да будут они вам прибежищем против сетей и нападений врагов".

Более ста лет назад один из многочисленных почитателей Преподобного Сергия, пожив несколько дней в Троице-Сергиевой Лавре, написал: "Полюби святого Сергия: он был русский в душе; полюби его искренно, и он тебя полюбит". Это послание относится и к нам, живущим сегодня. Оно призывает нас обратиться к Сергию, проникнуть в его сущность, воспринять его учительство и покровительство, открыть для себя новую путеводную звезду.

И нам, ныне живущим в России, особенно священнослужителям и монахам, нужно стараться сколь можем подражать и следовать образу жизни великого Сергия Радонежского и чаще обращаться к нему: "Преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас".

Следить за новостями ИНЭС: