Сдвиг судьбы

Номер 6. Кто кого?

Директор Школы молодых политиков Елена Спорышева рассказывает о сути интересного педагогического проекта, реализуемого в школе. В его основе – желание воспитать социально активных и ответственных граждан, а также традиции российского домашнего образования, согласно которым детей непременно учили говорить на нескольких иностранных языках, танцевать, декламировать, разбираться в музыке.

Елена Спорышева
Сдвиг судьбы

"Экономические стратегии", №6, стр. 96-101.

Трое детей, муж, с которым построили дом и посадили сад, ученая степень кандидата филологических наук, должность доцента МГУ им. М.В.Ломоносова… Кому-то этого было бы вполне достаточно. Кому-то – вовсе не по плечу. Елене Болеславовне Спорышевой оказалось мало. Наверное, гармония внутренней жизни порождает желание гармонизировать мир вокруг. Родилась идея создать школу. Не простую – школу-мечту. Чтобы было в ней красиво, уютно и чисто, стильно и современно. Чтобы каждый ребенок научился говорить на нескольких иностранных языках, танцевать, декламировать, разбираться в музыке. Чтобы вышедшие из стен этой школы дети имели чувство собственного достоинства, любили свою страну и ощущали ответственность за ее судьбу. Так в молодой столичной школе-новостройке с отнюдь не оригинальным профилем – углубленное изучение иностранных языков – стала реализовываться концепция Школы молодых политиков. Спустя два года директор этой школы Елена Спорышева рассказывает главному редактору журнала "Экономические стратегии" Александру Агееву о том, как воплощается мечта.

Неужели вы хотите всех детей в школе сделать в будущем политиками? Зачем?
Хорошие манеры, умение вести себя в обществе, уважение к другим, интеллект, грамотная речь, широкий кругозор и желание сделать жизнь людей лучше – так в нашем представлении выглядит политик. Мы хотим преодолеть социальный цинизм и гражданскую апатию среди молодежи, хотим воспитать молодое поколение, рядом с которым не страшно становиться старше. Мы полагаем, политик – это человек, который принимает решения и готов нести ответственность за их последствия. Умение договариваться, сотрудничать, находить компромиссы – на наш взгляд, эти качества необходимы в XXI веке каждому. Так что для нас политик – это синоним хорошо воспитанного, образованного и при этом социально активного и ответственного человека.

У Вас, что называется, "все есть": Вы материально обеспечены и профессионально состоялись. Зачем Вам школа?
Александр Иванович, я держу в руках Вашу визитную карточку. Вы ведь тоже директор института, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, главный редактор журнала, председатель интеллектуального клуба… Кроме того, Вы пишете сказки. Зачем Вы это делаете? Эта школа – моя сказка, моя мечта. Сказка, потому что она для детей – и своих, и не своих, но ставших для меня очень дорогими. Вы экономист, но Вы пишете. Я филолог, но почему-то – кстати, раньше даже не задумывалась, почему, – не пишу литературных произведений.
Я пишу свою сказку сначала бетоном и краской, потом шторами и мебелью, потом отношением к детям, отношениями в коллективе…

Один из секретов удивительного климата, созданного в Вашем учебном заведении, – интерьер?
Дети, да и учителя, проводят в этих стенах практически половину жизни, поэтому нужно, чтобы обстановка, к которой ребенок привык дома, не отличалась от обстановки в школе. Тогда не будет психологической, нравственной "сшибки", сохранится внутренняя логика человеческого существования. Это залог успешного формирования полноценной личности.
Школа должна быть обязательно твоей школой и твоим домом, только в этом случае появляется ощущение внутренней свободы. Мы шторы подбирали к мебели, ковры – к шторам. Продумывали облик каждого класса. Работали так, как если бы обставляли собственные квартиры. Первоначально наша школа была типовой новостройкой на Мичуринском проспекте. Чтобы она стала такой, как сейчас, пришлось немало поработать: мы долго убеждали строителей что-то перестроить, переделать в соответствии с нашими представлениями. Они говорили нам: "Ненормальные! Разве вы не понимаете, что дети испишут эти светлые стены?" Теперь нам очень приятно, когда они приезжают к нам и видят чистые стены, понимают, что работали не зря.
В воспитательном процессе мелочей не бывает. Вся наша жизнь складывается из малозначимых на первый взгляд штрихов. Чистота в школе, ножи и вилки в столовой, мягкая мебель в холлах, живые цветы, дорожки на лестницах, хорошие литографии в коридорах – все это создает определенную атмосферу, настраивает на размышления. Нам хотелось, чтобы школа была достойна уважения учеников – тогда мы с полным правом сможем этого уважения от них требовать.
Первого сентября к нам пришли обычные ребята – в джинсах, кроссовках, с разноцветными волосами. Встретив детей в новой, красивой школе, мы начали их убеждать, что аккуратная прическа, деловой костюм, туфли, а не кроссовки сделают их более стильными, более взрослыми и серьезными. Не все и не сразу согласились. Неожиданно нам очень помог православный батюшка протоирей отец Артемий Владимиров. Педагог, филолог, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе, отец Артемий ведет курсы нравственных бесед с детьми разных возрастов. В первую встречу, проходя между рядами старшеклассников, отец Артемий остановился возле девушки с волосами разного цвета, улыбнулся мягко и открыто и произнес: "Мир вам, фиолетовая поросль!". И нам стало легче говорить с ребятами о том, что такое хороший вкус и манеры, а что – не совсем.
Надо сказать, что и учителям пришлось задуматься о своем внешнем виде. Некоторые говорили: "Никогда я не носила костюмы – не умею, не хочу, и в парикмахерскую постоянно ходить не буду". Но мы убедились, что вкус к хорошему постепенно приобретает каждый человек. Нужно только время, терпение и такт.
Отдельная глава нашего "школьного романа" – территория. Кусты и деревья, стадион, скамейки, клумбы, качели для начальной школы – все это делалось с одной мыслью: чтобы было красиво, удобно, достойно и современно. Мы решили, что школа обязательно должна иметь герб, флаг и гимн. Ребята готовили и защищали свои проекты. В окончательные варианты вошли все предложенные идеи. Девизом школы ребята выбрали изречение: "Начиная путь, не теряй времени!". Ее символом стал прорастающий из желудя молодой дубок.

Вы занимаетесь тем, что мы называем стратегическим управлением. Я имею в виду такое управление, которое позволяет перевести систему – школу, фабрику, завод – в качественно новое состояние. Расскажите, как Вам это удается, когда зародился замысел реализованного Вами проекта? Где истоки ваших успехов?
Они – в детстве, юности, в семейных традициях, воспитании, русской культуре, в том, что мне посчастливилось учиться в Московском университете. Я всегда мечтала об МГУ, и эта мечта сбылась. Вся моя жизнь связана с Московским университетом. Даже сейчас, будучи директором школы, во вторник и четверг спешу в университет: заседание кафедры, занятия со студентами и аспирантами – это святое. Хаос, который обрушился на нас, он временный, а есть что-то действительно вечное, как бы громко это ни звучало. Московский университет славен своими просветительскими традициями. Будем считать, что я по мере сил продолжаю эти традиции.
Второе – единомышленники. Мне, очевидно, повезло, что мы нашли друг друга в стенах МГУ, живя в одно время в одном городе. Есть еще и личный мотив: в школе учатся мои дети. Задумывая этот проект, мы взяли на вооружение традиции российского домашнего образования, когда дети с трех лет занимались музыкой, иностранными языками, живописью, спортом – это было просто обязательно. Еще меня не совсем устраивало то, что получают мальчишки, именно мальчишки, в обычных школах. Надо мной смеются, говорят: Елена Болеславовна сначала набирает мальчиков, а на оставшиеся места – девочек, что, отчасти, правда. У нас в школе мальчишек действительно чуть больше, чем девчонок, – и это сознательная политика. Ведь в России исторически сложилось так, что управлять страной и содержать семьи должны мужчины. От того, какими будут наши мужчины, во многом зависит и то, какими станут наши женщины. Есть счастливые исключения – замечательные женщины-политики, но все-таки работа эта мужская, а женщина должна быть очень образованной, естественной, доброй и мудрой, чтобы выполнить свою главную миссию – воспитать детей. Вот такая простая истина.

Вашу школу, где так много вузовских преподавателей, можно уверенно назвать наукоемким предприятием?
Наукоемкое предприятие… Я все-таки филолог до мозга костей. Мне было бы приятнее называть нашу школу культуроемкой. И вот тут я убеждена: для того, чтобы школа была по-настоящему культуроемкой, она обязательно должна быть открытой в общество системой. В нашу школу постоянно приходят музыканты, писатели, государственные деятели – живые, реальные люди. Ребята имеют уникальную возможность непосредственного общения с ними. Воспитывают не страницы учебников, а вот такие встречи. Школе очень нужны талантливые и успешные профессионалы – не только педагоги. Но они, к сожалению, в школу идти не хотят…

Почему?
Собственно говоря, и многие молодые специалисты – выпускники педагогических вузов тоже не стремятся попасть в школу. И дело не только в мизерных окладах, а в том, что неинтересно. Неинтересно потому, что система образования имеет очень много условностей, неписаных правил: творческое, яркое оказывается методической неграмотностью, индивидуальное – "отсебятиной", увлеченность делом приводит к недостаточности документации, а ее в школьном деле просто ужасающее количество. За педагогическим приемом исчезает живое соучастие и сочувствие, человеческое общение ученика и учителя, за рутиной процесса – переживание новизны пришедшего дня и того, что время жизни уходит, растрачивается… На что? В школе работает преподавателем вице-президент Российской императорской Академии Художеств Александр Викторович Кардашук. Но он не может просто учить детей, он должен придерживаться утвержденной программы, писать планы и отчеты, которые ему, художнику, писать неинтересно. И хорошему актеру писать календарное тематическое планирование неинтересно. И так далее. Вы знаете, непросто уговорить известного и уважаемого человека прийти сегодня в школу к детям. Потому что это может быть встреча с невоспитанными детьми. И непросто объяснять детям, кто согласился потратить свое время на общение с ними. Но в этом и состоит воспитание. Мы очень рады, что практически все наши гости стали постоянными друзьями школы. А ребята ждут встречи с ними.

Дети ценят эти подарки судьбы?
Сейчас, сию минуту, конечно, не все. Многие воспринимают как само собой разумеющееся, что роман "Евгений Онегин" читает и разбирает с ними по главам ведущий пушкинист страны. Но, став взрослее, я уверена, они поймут и оценят по достоинству то, что было сделано для них в школе. Меня очень радует, что учителя ценят эти встречи с удивительными людьми, с которыми, если бы не работа в школе, они никогда бы так близко не познакомились. Пожалуй, наша школа стала сдвигом судьбы, в хорошем смысле слова, для каждого, кто в ней работает.

Изюминка вашей школы – Клуб молодых политиков и девиз "Наш выбор свободен, наша свобода – ответственна". Как Вы понимаете этот очень стратегичный принцип?
Многие из ребят хотят серьезно заниматься политикой или бизнесом. А для этого важно ощутить свою необходимость, причастность к происходящему вокруг. Поэтому воспитание для нас не менее важно, чем образование. Мы заложили в эту игру – Клуб молодых политиков – простую мысль: это твой дом, твоя жизнь, твой город, твое время, твоя страна. Если продолжать эту цепочку, то, в конце концов, придем к проблеме ответственного выбора, который должен сделать каждый. Надо ощутить себя гражданином, а сначала – просто учеником своей школы.
В Клубе молодых политиков ребята имеют широкие возможности для общения. Совершенно не важно, будут ли они политиками, медиками, военными, дипломатами, экономистами, физиками. Главное, чтобы они стали гражданами. Первый год мы просто приглашали интересных людей, которые потихоньку, шаг за шагом, открывали детям совершенно разные области современной жизни. На второй год задумали и осуществили первый выпуск школьного журнала "Молодой политик".
В редколлегии есть представители всех возрастных групп – c III по X класс, и все работают с энтузиазмом. Приятно, что ученики школы создают целую полосу в районной газете "Наши", активно сотрудничают с районной управой. Это их первое знакомство с реальной властью. Дети понемногу начинают выходить во взрослую жизнь. У них за плечами первые, пусть робкие, попытки дискуссий в Московской городской Думе. А на прошлой неделе мы подписали соглашение с гуманитарной секцией Сенаторского клуба СФ. Молодым политикам предстоит также апробировать новые "должности" – добровольных помощников депутатов (советников) в муниципалитете и внештатных "чиновников" в управе. Нам повезло с президентом Клуба: Юрий Георгиевич Кобаладзе, дипломат, генерал-майор и пресс-атташе СВР – блестящий рассказчик, который, к тому же, умеет "разговорить" ребят своей готовностью к диалогу.

Еще мы организовали потрясающую игру, посвященную 40-й годовщине Карибского кризиса.
У нас было две команды, свой Кеннеди и свой Малиновский. Дети, оказавшиеся в "американском лагере", смотрели фильмы на английском языке, изучали материалы, даже обращались в архивы ФСБ – нам оттуда присылали пленки. Те, которые играл в команде Хрущева, тоже проделали колоссальный путь, в частности, встречались с родственниками государственных деятелей, участвовавших в разрешении Карибского кризиса.

Как в капле воды отражается многое, так и в подобных играх отражается жизнь, страна. Что, на Ваш взгляд, сейчас самое главное для России? Что Вас больше всего огорчает в ее политической системе?
Это вопросы к государственным деятелям, а я всего лишь директор школы.

Не увиливайте, Елена Болеславовна…
Я действительно увиливаю, потому что у меня на первом месте – наши дети. На сегодняшний момент их в школе 380, если считать вместе с дошкольным отделением. Всех помню по именам, знаю увлечения каждого, и по-настоящему радуюсь, когда вижу, что ребенок начинает наконец-то ощущать себя человеком. Приведу пример. Дело в том, что наша школа сотрудничает с учебными заведениями Великобритании, Южной Африки, Эстонии, а недавно у меня были американцы, которые тоже хотят с нами дружить. Так вот, в этом году в Англии состоялась очень интересная встреча. Наших молодых политиков принимал мэр города Истборн. Представьте себе: лето, лингвистический семинар, все немножечко расслабленные, и вот – в гости к мэру. Ребятам никто не говорил, как себя вести, как одеться. Тем не менее после вступительной речи мэра они произнесли ответное слово, вели себя достойно и раскованно. Они не боятся дружить, не боятся столкнуться с другим образом жизни, с другой идеологией, не боятся защищать свое. Знаете, такая "нерастворимость" человека в чужой культуре очень важна. За последние 15 лет, боясь излишней идеологизации, полностью отобрали у детей образование и воспитание, оставили в школе только обучение. У целого поколения произошло смещение нравственных ориентиров: наносное, внешнее стало суррогатом свободы духа. Ну, надели цепи, серьги, ходят в кроссовках, со спущенными штанами, а что дальше? Да ничего. Гораздо важнее то, что происходит внутри – осознание себя человеком и гражданином. До молодых людей нужно донести простую мысль: здесь, в России, они у себя дома. Вот самая важная стратегическая задача, по крайней мере, для тех, кто работает с нашими детьми.

В Вашей школе культивируется особое отношение к Пушкину…
Да, это так. Пушкин – символ русского языка. Его творчество для нас как воздух. Но в силу специфики школы нам очень близка фигура Грибоедова. Это эталон российского политика, в высшей степени образованного, одаренного, мудрого человека (лингвист, музыкант, военный деятель, юрист, дипломат и т. д.). Весь прошлый год ребята болели его комедией "Горе от ума", причем болели по-хорошему: вся школа цитировала ее наизусть. Мы сначала посмотрели видеозапись царевского спектакля "Горе от ума", затем версию Меньшикова и постановку Малого театра, а потом устроили обсуждение с актерами. Наши дети очень интересно доказывали, что некоторые вещи даже в Малом театре делаются неправильно.
"Евгения Онегина" тоже целый год читали коллективно, с VII по XI класс. Изучали не только гениальный текст Пушкина, а историю своего народа, свою культуру. Сейчас мы снимаем художественный фильм, который называется "Мое Захарово", и ставим одноименный спектакль. Делается это силами детей из начальной школы, которые для постановки взяли первые девять лет жизни Пушкина – московский период. Они уже были в Захарове, в музее, там велись съемки. Премьера намечена на конец года. Пушкина вдохновенно играет второклассник Тамерлан Туаев.
В прошлом году актер Малого театра Дмитрий Дмитриевич Кознов провел у нас мастер-класс, который включал в себя работу по произведениям Чехова. Два с половиной часа VIII класс совершенно потрясающе показывал чеховские юмористические рассказы. Все было как на экзамене в Щепкинском училище: освободили зал от лишних кресел, поставили стол под зеленым сукном, посадили в комиссию известных артистов, режиссеров, а на сцене четырнадцатилетние дети с упоением представляли итоги своего труда. Нужно было видеть их лица!
Николай Алексеевич Верещенко, заслуженный артист России, ведет у нас мастер-класс по художественному слову. Его выпускники, десятиклассники, читали отрывки из Булгакова, Чехова и Тургенева. Но прежде чем быть допущенными к художественному тексту, эти дети прошли через танталовы муки. Они осваивали технику речи: отрабатывали артикуляцию на пословицах, поговорках, скороговорках. Когда у ребенка правильно поставлена артикуляция, у него меняется выражение лица. X-XI классы с большим удовольствием осваивают выразительное чтение, риторику, культуру речи. Даже у малышей в дошкольных группах есть такой предмет, когда они работают со словом, а значит, мыслят: в процессе игры за 20 минут нужно сочинить сказку.
Через пять дней после открытия школы, 6 сентября открылась наша Литературная гостиная. Ее первыми гостями стали публицист, литературовед, директор издательства русского зарубежья "YMCA-PRESS" Никита Алексеевич Струве, и писатель, известнейший пушкинист Валентин Семенович Непомнящий, а также поэтесса Светлана Кекова, творчество которой было признано лучшим на фестивале молодых поэтов России. Новых встреч в гостиной ждут не только дети, их родители, но и жители района. Школа становится социально-культурным центром на территории Раменки.

Какой Вы видите школу через пять лет?
Думаю, через пять лет в школе будет что-то столь новое, чего мы с Вами сейчас и представить не можем. Мы постоянно в движении: в 2001 году открыли школу, в 2002 году – дошкольные группы. В 2003 году наши выпускники, члены Клуба молодых политиков, влились в студенческие ряды факультета мировой политики Московского университета.
В цепочке "дошкольные группы -школа – вуз" недостает еще одного звена, но о нем я пока умолчу, потому что очень суеверна. В ближайшем будущем я вижу школу как открытую систему для талантливых, ищущих и желающих учиться и совершенствоваться ребят из всех регионов нашей большой страны. Для этого уже сейчас есть разные возможности. Вам покажется странным, но в этом я вижу миссию настоящей столичной школы.

Как Вы поступите, если заметите, что кто-то из сотрудников работает не в полную силу?
Сначала встречусь, побеседую, предложу помочь – такой у меня характер. Не приняли помощь, не поняли, не услышали – еще раз постараюсь достучаться. Если вновь безрезультатно – расстанусь, понимая, что это мешает общему делу.

Ваша любимая притча, сказка, поговорка, пословица, которая вспоминается именно сейчас?
Любимая сказка – "Конек-горбунок" Ершова. В ней вечно живой истинно русский язык, лукавая загадка и тот самый "сдвиг судьбы", о котором мы сегодня говорили.
А любимыми могут стать совершенно неожиданные выражения, например, девиз нашей школы: "Начиная путь, не теряй времени". Правда применительно ко мне точнее было бы сказать "продолжая путь".

"Живи и не теряй времени" – и так ведь говорят в Вашей школе.
Совершенно верно. На сегодняшний момент у меня много мыслей, планов, не прожектов, а именно планов; и очень хочется, чтобы хотя бы треть того, о чем мечтаю, осуществилась.

Мы много говорили о мечте, о сказке. А вообще Вы практичный человек?
Я очень практичный человек. И думаю, что хорошая сказка – тоже очень практичная вещь…

Спасибо Вам, Елена Болеславовна, за эту встречу, за все, что Вы делаете. Это удивительный образец для подражания!

 

Следить за новостями ИНЭС: