Роль и место страхования в экономике России

Номер 1. Бизнес по образу и подобию

Страхование может решать многие макроэкономические задачи. В странах с рыночным хозяйством оно является одним из стратегических секторов. В России страхование пока не стало стратегической отраслью, однако существуют реальные предпосылки, которые при определенных условиях позволят решить эту задачу.

Игорь ЮРГЕНС
Роль и место страхования в экономике России
"Экономические стратегии", 2002, №1, стр. 44-49.

Переход России к социально ориентированной рыночной экономике поставил перед государством ряд важнейших макроэкономических задач, требующих быстрого и эффективного решения. Однако сделать это невозможно без использования целого ряда рыночных инструментов и механизмов, среди которых одним из важнейших видится страхование.

Основная задача страхования как специализированной отрасли экономики – создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в России, обеспечивающей реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиненных в результате различных видов деятельности, непредвиденных природных явлений, техногенных аварий, катастроф, негативных социальных обстоятельств и происшествий, а также в формировании необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды.
В то же время уникальность страхового механизма состоит в том, что он может не только выполнять функцию защиты имущественных интересов предприятий и граждан, но и решать многие из макроэкономических задач государства. В странах с рыночным хозяйством страхование играет роль одного из стратегических секторов экономики, поскольку:

  • снижает нагрузку на расходную часть бюджета; страховая система возмещает ущерб, нанесенный государству, предприятиям, гражданам вследствие природных и техногенных катастроф и происшествий (по данным МЧС России, такой ущерб в 1996 году составил 80 млрд руб., в 1997 году – более 300 млрд руб.), освобождая государство от платежей, создает возможность направить освободившиеся деньги на социальные и иные важнейшие государственные программы;
  • содействует социально-экономической стабильности в обществе, в качестве неотъемлемого элемента системы социальной защиты населения за счет реализации социально важных видов страхования (дополнительное пенсионное страхование, долгосрочное страхование жизни, страхование автогражданской ответственности и др.);
  • оказывает существенное влияние на укрепление финансовой системы государства, так как, по признанным в мире стандартам, оно является наиболее гибким постоянным и надежным внутренним источником инвестиций в экономику (в США около 30% долгосрочных вложений в экономику приходится на средства страховых организаций, осуществляющих долгосрочное страхование жизни).

За 10 лет развития рынка в России страхование доказало свою жизнеспособность. Несмотря на финансовые кризисы 1995 и 1998 годов, страховой рынок продолжает достаточно успешно функционировать. Можно выделить несколько основных причин этого:

  • диверсифицирован страховой портфель, в котором есть и рисковые, и нерисковые виды страховых услуг;
  • в отличие от банков выплаты происходят только при наступлении страхового случая;
  • действует система перестрахования рисков как в России, так и за рубежом.

Постоянно находясь в кризисной ситуации, страховые компании отработали антикризисные методы управления, что позволило страховому рынку выжить. Более того, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, в ближайшие два-три года в РФ можно ожидать настоящего "страхового бума", если граждане и руководители предприятий осознают объективную необходимость страховой защиты, а также вследствие развития финансовых услуг, оказываемых населению (ипотека, потребительское кредитование, участие населения в операциях рынка ценных бумаг и т.д.). Показатели развития национальной системы страхования России представлены на схеме 1 и в таблице 1.

Схема 1. Страховые взносы (млн руб.)

Таблица 1.
Сводные показатели страховой деятельности в 1999–2000 годах (по данным Департамента страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.)

И все же, несмотря на внешне благоприятные показатели, страховой рынок в России находится на начальной стадии развития. Перед ним стоит ряд ключевых проблем, решение которых зависит от принятия государством продуманных системных программ, не предполагающих финансовых, интеллектуальных и иных вложений. Государству достаточно выполнить ряд законодательных и административных действий, которые должны реализовать мощный экономический потенциал, заложенный в страховании.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА

В России страхование пока не стало стратегической отраслью, и его возможности используются далеко не в полной мере. Это происходит в силу как объективных, так и субъективных причин, в частности:

  • неэффективная система государственного управления в сфере страхования;
  • фактическое отсутствие поддержки отрасли со стороны государства;
  • несовершенная правовая база страхования;
  • отсутствие стимулов у предприятий и граждан к заключению договоров страхования;
  • особенности менталитета россиян.

В стране нет единой государственной политики в сфере страхования, а также федеральной долгосрочной программы развития национального страхового рынка, нет органа, ответственного за разработку и реализацию государственной политики и федеральной программы в этой области. Основные направления развития системы страхования в РФ в 1998-2000 годах, одобренные постановлением Правительства России, практически не реализованы.

В настоящее время государственное регулирование страхового рынка осуществляется различными ведомствами, что приводит к резкому снижению его эффективности, фрагментарности и противоречиям в управленческих решениях и содержании нормативно-правовых актов. Основные субъекты регулирования рынка – Минфин (в лице Департамента страхового надзора), Минэкономики, Минтруда. В этой ситуации Всероссийский союз страховщиков (ВСС) неоднократно высказывался за создание координирующего органа, например, Совета по страхованию при Правительстве России, который контролировал бы проведение единой государственной политики в сфере страхования. В его состав могли бы входить представители различных министерств, ВСС, Всероссийского научного страхового общества (ВНСО), ведущих страховых компаний. Необходимо также усилить роль Департамента страхового надзора как федерального органа исполнительной власти, выделив его из состава Минфина России и придав ему статус самостоятельного федерального ведомства.

Одной из острых является проблема развития долгосрочного страхования жизни как мощного источника инвестиционных ресурсов для экономики и механизма социальной защищенности населения. Необходимо принять комплекс законодательных мер. Первым шагом в этом направлении должен стать закон Российской Федерации "О порядке проведения долгосрочного страхования жизни".

В США ежегодно только по долгосрочному страхованию жизни собирается около 350 млрд долл. Это примерно треть от общего объема инвестиций в национальную экономику. А в России весь рынок – а это более семидесяти видов страхования – за 1999 год собрал около 3,4 млрд долл. В то же время более 10% своих доходов россияне ежемесячно тратят на покупку валюты, на руках находится около 50 млрд долл. "мертвого" капитала. Один из секторов долгосрочного страхования жизни – пенсионное страхование. Сейчас страхование дополнительных пенсий в России, как и долгосрочное страхование жизни, не развивается. Причины – отсутствие экономических стимулов для страхователей. Коммерческому страхованию пока не находится должного места в структуре пенсионной системы России.

Слабо развивается индивидуальное долгосрочное страхование, так же из-за отсутствия экономических стимулов. В России страховые взносы граждан в долгосрочное страхование жизни не освобождаются от обложения подоходным налогом. В Германии, например, из совокупного дохода физических лиц исключается сумма взносов в размере 3000 немецких марок. В странах Балтии эта сумма составляет около 1000 долларов. Таким образом, долгосрочное страхование жизни далеко не в полной мере выполняет свою социальную функцию, а государство лишается мощного источника привлечения инвестиционных ресурсов в экономику.

Страховая культура, понимание роли и места страхования как социального инвестиционного механизма практически отсутствуют и у населения, и у сотрудников государственного аппарата. Необходима информационно-образовательная программа с участием государства, ВСС, ВНСО и ведущих страховых компаний. Общее законодательство, регламентирующее основы страховой деятельности, взаимоотношения между страховщиками и страхователями, заключение и исполнение договоров страхования существенно отстает от современных потребностей. Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" заложил основы страхования на этапе становления рынка, но его нормы явно устарели. Уровень регламентации большинства вопросов страховой деятельности совершенно недостаточен. Практика страхования в России ушла далеко вперед и требует более полного и совершенного законодательного акта, включающего неурегулированные или слабо урегулированные положения, касающиеся видов страхования и страховой деятельности, отношений страховой организации с государством, размеров ее уставного капитала, порядка ее регистрации и лицензирования, обеспечения стабильности рынка страховых услуг, устойчивости страховых операций и др.

Вступление в 1996 году в силу части II Гражданского Кодекса (ГК) РФ было новым шагом в правовом регулировании страхования. Однако глава 48 ("Страхование") ГК не в полной мере отвечает потребностям практики и вызывает справедливую критику. С одной стороны, недостаточно внимания уделяется отдельным видам договоров страхования (к примеру, вообще не упоминается договор страхования жизни), с другой – фигурируют понятия и положения (например, "страхование рисков предпринимательской деятельности"), недостаточно четко прописанные с правовой точки зрения. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования страхового законодательства должна стать подготовка и внесение изменений в главу 48 ГК.

Обязательное страхование в определенной степени восполняет отсутствие в странах с переходной экономикой такого важного рыночного инструмента как добровольное страхование, прививая широким слоям населения страховую культуру. В России практически нет нормативно-правовой базы обязательного страхования. Имеющиеся законы и подзаконные акты отражают его весьма поверхностно и бессистемно, нередко противоречат друг другу. Чаще всего они лишь декларируют тот или иной вид обязательного страхования, но не уточняют условий и порядка проведения страхования. В обществе создается некая иллюзия обеспеченности общественных интересов мерами страховой защиты. Чтобы устранить хаос, существующий в сфере обязательного страхования, необходим закон об основах его проведения в России, который бы устанавливал ключевые понятия и единые принципы его осуществления, давал классификацию и исчерпывающий перечень видов такого страхования, предусматривал экономические и правовые гарантии.

До сих пор в стране не введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта, и Россия остается в числе очень немногих стран, где такое страхование не обязательно. Неэффективен подход к страхованию работников от несчастных случаев на производстве. Отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью работников в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей регулируются главой 59 ГК. Однако в последнее время указанные отношения, касающиеся возмещения вреда, были безосновательно отнесены к сфере действия социального страхования. Принятый более года назад Закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" трансформировал отношения, трактуемые гражданским законодательством как обязательства вследствие причинения вреда, в социально-страховые, что привело к резкому усложнению положения работодателей. Теперь, наряду с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью работников, они должны будут вносить в фонд социального страхования страховые взносы, несвоевременная оплата которых чревата санкциями. Это не повышает заинтересованности работодателей в принятии мер по улучшению охраны труда и снижению травматизма на производстве. Правильнее было бы ввести обязательное страхование ответственности работодателей за вред, причиненный жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей. До сих пор нерешенной остается проблема разграничения предметов регулирования обязательного страхования и государственного социального страхования. В России нет закона о видах и принципах проведения государственного страхования. Практически отсутствуют конкретные механизмы проведения обязательного противопожарного страхования, страхования ответственности организаций, использующих атомную энергию и другие опасные производства, а также ответственности при использовании гидротехнических сооружений. В связи с этим необходима разработка соответствующих нормативно-правовых актов. Нужно также расширять общественно значимые виды обязательного страхования, в которых страхователями не являются государственные и муниципальные органы и которые не потребуют платежей из бюджета.
Финансовый рынок в РФ не позволяет страховым компаниям проводить активную инвестиционную политику. Нет таких эффективных финансовых инструментов, как государственные ценные бумаги с гарантированным доходом для размещения средств российских страховщиков, аккумулируемых в рамках социально и экономически значимых для государства программ и видов страхования. Выполняя в ряде случаев те же функции, что и банки, страховые компании работают с валютой не на равных условиях с последними. Несмотря на то, что страховые компании, в отличие от банков, проводят более долгосрочные операции, страховщики лишены возможности (ввиду отсутствия надежных инструментов размещения страховых резервов) покупать валюту в размере сформированных резервов без лицензии Банка России. За рубеж в виде страховой премии от деятельности компаний с участием иностранного капитала и перестраховочной премии уходят средства, которые должны быть источником внутренних инвестиций.

* * * * *

Особое значение имеет интеграция российского страхового рынка в мировую страховую индустрию. Здесь пока еще очень много проблем. Россия некогда уже являлась частью мирового страхового рынка. В 1885 году в Петербурге открылось генеральное агентство страхового общества "Нью-Йорк" (США), в 1889 году – агентства страховых обществ "Урбэн" (Франция) и "Эквитебль" (США). Все они специализировались на личном страховании. К 1914 году в России на перестраховочном рынке действовало 4 датских, 5 шведских, 5 норвежских, 21 английское, 21 германское и 6 австро-венгерских страховых обществ. Дальнейшему успешному развитию помешала мировая война и последовавшие за ней бурные исторические события. Теперь настало время, когда Россия может вернуться на мировой страховой рынок.

ОСНОВНЫЕ ПУТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ

1. Совершенствование структуры системы государственного регулирования в сфере страхования.
1.1. Создание Совета по страхованию при Правительстве России в качестве единого координационного органа по проведению государственной политики в сфере страхования, разработке и реализации федеральных целевых программ развития национального страхового рынка с включением в его состав представителей заинтересованных органов государственного управления, ВСС, ВНСО, ведущих страховых компаний.
1.2. Воссоздание единого федерального органа исполнительной власти в области страхования за счет выделения Департамента страхового надзора из состава Минфина России с образованием самостоятельного федерального ведомства. Создание региональных подразделений этого федерального ведомства с целью совершенствования и более оперативного регулирования страховой деятельности на местах.
2. Разработка и реализация федеральной программы развития национального страхового рынка, обеспечивающей его становление и укрепление, эффективное выполнение страховой отраслью ее инвестиционных и социальных функций.
3. Совершенствование налоговой политики государства с целью создания системы экономических стимулов развития страхования в России.
3.1. Включение в состав издержек предприятий (организаций), относимых на себестоимость продукции, расходов на добровольное страхование имущества и ответственности за причинение вреда, долгосрочного страхования жизни.
3.2. Освобождение средств, направляемых предприятиями (организациями) на добровольное страхование работников, от начислений в различные фонды, в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования, и исключение этих средств из налогооблагаемого дохода работников.
3.3. Исключение из совокупного налогооблагаемого дохода граждан суммы взносов, уплачиваемых по социально значимым видам страхования, таким как долгосрочное страхование жизни, дополнительное пенсионное страхование.
4. Формирование страховой культуры, пропаганда страховых знаний в обществе.
4.1. Разработка и реализация федеральных и региональных информационно-образовательных программ, призванных разъяснять населению и сотрудникам государственного аппарата важность страхования, выполняющего функции социальной защиты граждан и являющегося источником инвестиций в экономику страны.
5. Всемерная поддержка и развитие долгосрочного страхования жизни, которое наряду с социальной защитой граждан является мощным инструментом аккумуляции денежных средств населения для инвестиций в российскую экономику.
6. Совершенствование страхового законодательства.
7. Обеспечение широкого участия страховых компаний в системе социального и пенсионного обеспечения российских граждан.
7.1. Формирование систем социального страхования и обеспечения их многоуровневого характера с обязательным включением негосударственного коллективного страхования сотрудников предприятий и индивидуального страхования граждан в общую пенсионную систему.
7.2. Обеспечение страховым компаниям и негосударственным пенсионным фондам равных условий при проведении дополнительного негосударственного пенсионного страхования. В реформе пенсионной системы России добровольное пенсионное страхование должно играть активную роль.
8. Обеспечение надежности и финансовой устойчивости страхового рынка.
8.1. Дальнейшее повышение размеров уставных капиталов страховых организаций.
8.2. Реализация протекционистских мер по защите отечественного страхового рынка от экспансии зарубежных страховых компаний и предупреждению оттока капитала с российского страхового рынка.
8.2.1. Четкая регламентация перестраховочной деятельности на территории России.
8.2.2. Разработка и реализация процедур, позволяющих эффективно контролировать и, в случаях нарушений, прекращать незаконную деятельность иностранных страховых компаний на российском рынке.
8.2.3. Выпуск государственных ценных бумаг с гарантированным доходом для размещения средств российских страховщиков, аккумулируемых в рамках социально и экономически значимых для государства видов страхования.
8.2.4. Разрешение страховым компаниям приобретать иностранную валюту без лицензии Банка России в размере сформированных страховых резервов в условиях кризиса финансово-инвестиционной сферы и отсутствия надежных инструментов размещения страховых ресурсов, исходя из необходимости обеспечения условий для сохранения страховыми организациями оптимального соотношения между активами и их обязательствами по договорам страхования и перестрахования, выраженными в иностранной валюте.
9. Введение обязательного страхования в рамках осуществления активной социальной политики в России.
9.1. Разработка нормативной базы обязательного страхования, предусматривающая формулировку его основных понятий, единых принципов проведения, утверждение единой классификации и исчерпывающего перечня обязательных видов страхования, а также разграничение предметов регулирования обязательного страхования и государственного страхования.
9.2. Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
9.3. Расширение таких общественно значимых видов обязательного страхования, в которых страхователями не являются государственные и муниципальные органы и которые не потребуют платежей из бюджета. К таковым можно отнести обязательное страхование ответственности за причинение вреда при осуществлении отдельных видов деятельности, например, ответственность нотариусов, аудиторов, риэлтеров.
9.4. Введение обязательного страхования ответственности работодателей за вред, причиненный жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, вместо намеченного обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, как более прогрессивной формы социальной защиты, стимулирующей заключение договоров страхования.
10. В целях защиты добросовестной конкуренции на страховом рынке установить в законодательном порядке, что заключение договоров страхования за счет государственных средств должно осуществляться исключительно по результатам открытых конкурсов российскими страховыми компаниями или страховыми пулами, обладающими достаточными активами и опытом работы, отвечающими требованиям органов надзора к их надежности и финансовой устойчивости, с долей иностранного участия в уставном капитале не более 20%.

 

Следить за новостями ИНЭС: