Работы хватит всем

Номер 2. (С)Бой часов

Генеральный директор Национальной Страховой Группы Юрий Решетняк считает, что отечественный страховой рынок демонстрирует определенную степень зрелости, и хотя отечественным компаниям будет сложно соперничать с мировыми грандами, это вполне возможно.

РЕШЕТНЯК Юрий Николаевич – генеральный директор Национальной Cтраховой Группы
Работы хватит всем

"Экономические стратегии", №2-2004, стр. 84-85

Национальная Страховая Группа пользуется заслуженным авторитетом в страховом сообществе, который обеспечен динамичным ростом структуры и стабильностью работы, безусловным исполнением принятых на себя обязательств. Компания имеет значительный опыт разработки и реализации комплексных страховых программ для крупных предприятий, работающих в различных высокотехнологичных и наукоемких отраслях. Из 20 лидеров крупнейших предприятий страны 11 являются клиентами НСГ, что свидетельствует о высоком имидже ее надежности, конкурентоспособности и профессионализма.

Страховое открытое акционерное общество «Национальная Страховая Группа» создано в апреле 1994 года.
Партнеры по перестрахованию: более двухсот страховых и перестраховочных компаний, среди которых синдикаты «Lloyd,s» (Великобритания), «Munich Re» (Германия), «General & Cologne Re» (США–Германия), «SCOR» (Франция), «Swiss Re» (Швейцария); брокеры «Heath Lambert», «Willis» (Великобритания).
Уставный капитал: 685 миллионов рублей.
Региональная сеть: филиалы более чем в 20 субъектах РФ.
Виды страхования: 40 лицензированных видов страхования, в том числе имущества физических и юридических лиц, различных видов ответственности (в том числе ОСАГО), коммерческих рисков.
Клиенты: 1500 организаций и предприятий различных форм собственности и около 100 000 физических лиц.

Как Вы оцениваете деятельность вашей компании в 2003 году? Что сделано и чего сделать не удалось?

За прошлый год мы многого добились. Наша компания сохраняет лидерство на рынке, темпы роста сборов у нас достаточно высоки и по многим сегментам опережают темпы роста рынка. Особенно динамично – в разы – наш бизнес растет в регионах. Мы продолжаем сохранять партнерские отношения с рядом ведущих региональных страховщиков.

Какова стратегия Национальной Страховой Группы на 2004 год?

Прежде всего планируется еще более расширить присутствие в регионах. Речь идет не столько о количественных показателях, сколько о качестве работы. Мы не стремимся предельно нарастить численность филиалов на местах, но хотим, чтобы они были мощными. Еще одна важная задача – увеличение числа крупных корпоративных клиентов. Это дело довольно сложное в силу высокой конкуренции на рынке. У нас достаточно консервативная позиция по страхованию автогражданской ответственности: нам представляется, что не надо превращать данное направление в доминирующее в портфеле страховых компаний. Необходимо поддерживать баланс между автомобильным страхованием и другими видами страхования.

Вы удовлетворены результатами действия закона об ОСАГО?

Пока еще очень много нерешенных проблем. Хорошо, что закон вообще заработал. Ведь Россия ввела его одной из последних в мире. Сейчас уже очевидно, что такое количество застрахованных наша система пока "переварить" не в состоянии: огромные очереди в госавтоинспекциях, не всегда своевременные выплаты страховых компаний. Тем не менее со временем все встанет на свои места. На сегодняшний день застраховано порядка 70% автовладельцев. Это, безусловно, радует.

Вам не кажется, что тарифы на полисы ОСАГО завышены?

Я так не думаю. Более того, по моим оценкам, на рынке страхования Москвы и ближайшего Подмосковья они находятся на грани прибыли и убыточности: большое количество аварий, очень много дорогого транспорта. Гораздо лучше ситуация на региональных страховых рынках. Многие мои коллеги разделяют это мнение. Кроме того, истинная картина будет ясна только через два-три года. Об этом свидетельствует опыт других стран. Нельзя забывать, что существует проблема так называемого "длинного хвоста" – в юридически сложных случаях процесс возмещения убытков занимает до нескольких лет. Насколько я знаю, сейчас Министерство финансов РФ совместно с Российским союзом автостраховщиков анализирует тарифы. Возможно, по каким-то категориям они и будут снижены, но я не жду принципиальных изменений.

Сейчас много спорят о новой редакции закона "Об организации страхового дела в РФ". Как он повлияет на развитие российского страхового рынка?

Этот закон в долгосрочной перспективе довольно сильно изменит лицо рынка. Во-первых, выделение страхования жизни в самостоятельный вид деятельности, которое изначально планировалось произвести к 2007 году, состоялось уже сейчас. Довольно сильно пострадал внутренний рынок перестрахования: компаниям сегодня довольно тяжело обмениваться рисками. Известно, что новая редакция закона фактически открыла двери в Россию нашим зарубежным коллегам. Это, без сомнения, усилит конкуренцию. Я знаю, что сейчас многие компании активно пересматривают свои планы и стратегию в отношении российского рынка. Думаю, что уже в 2004 году в РФ утвердится несколько крупных иностранных брендов. В этом смысле наиболее чувствительным сегментом станет, естественно, долгосрочное накопительное страхование жизни. Отечественным компаниям будет сложно соперничать с мировыми грандами, но это вполне возможно.

Согласны ли Вы с мнением, что к 2007 году в России останется только пять-семь крупных страховых компаний?

Нет, такого не будет. Российский рынок достаточно емок, у него прекрасные перспективы. Думаю, в нашей стране работы хватит как отечественным, так и зарубежным страховым компаниям. Сейчас на рынке много хороших относительно небольших компаний, которые, специализируясь на определенных сегментах, эффективно работают в конкретно взятом регионе. Конкурентное преимущество обеспечивается не только за счет специализации, но и благодаря высокому уровню сервиса и доверительным отношениям с клиентами.

Еще не улеглись страсти по поводу ОСАГО, а уже планируется закон об обязательном страховании жилья. Как Вы относитесь к обязательному страхованию как таковому? Может быть, стоит больше внимания уделять добровольному страхованию?

В целом к обязательным видам страхования я отношусь положительно, но их не должно быть слишком много. Статистические данные Министерства финансов РФ свидетельствуют, что основу российского страхового рынка составляет именно добровольное страхование. В то же время развитие страховой культуры общества через введение обязательного страхования – опробованный метод, многие страны через это прошли. Со временем число видов обязательного страхования сокращается. В частности, в Германии было введено обязательное страхование недвижимости от огня. Сейчас оно превратилось в добровольное, но люди меньше страховаться не стали. Если говорить об обязательном страховании жилья, то я считаю, что нецелесообразно вводить его на федеральном уровне. В отличие от ОСАГО там гораздо более сложный механизм контроля и принуждения. Люди редко перерегистрируют квартиры. Этот вид страхования гораздо проще ввести на региональном уровне с учетом местной специфики, например, там, где велик риск землетрясения или наводнения. В любом случае это потребует внесения изменений в Гражданский кодекс.

Как Вы оцениваете развитие страхового рынка в России? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы оно было более динамичным?

Думаю, на данном этапе отечественный страховой рынок демонстрирует определенную степень зрелости. Один из показателей этого – введение закона об ОСАГО. У него очень хорошие перспективы. Конечно, пока много проблем, прежде всего – несовершенная законодательная база. Ее нужно основательно доработать, и в первую очередь – в сфере добровольного накопительного страхования жизни, чтобы, используя страховые механизмы, люди могли делать накопления. Страховщикам это позволит стать крупными инвесторами: через страхование можно вытащить деньги "из чулков" и вернуть их в экономику.

Следует активнее подключать страховщиков к решению других социально значимых вопросов. Прежде всего, это организация медицинского обслуживания населения. Президент нашей страны неоднократно говорил, что надо энергичнее переводить медицину на страховые рельсы. Важную роль в развитии российского страхового рынка могли бы сыграть средства массовой информации, разъясняя общественности смысл и значение страхования, его выгоды для граждан, обоснованность тарифов.

Следить за новостями ИНЭС: