Путь правителя

Номер 7. Палитра героизма

Публикация глав книги Бронислава Виногродского и Бориса Кузыка «Путь Правителя – История будущего». Книга представляет собой интерпретацию «Трактата о Пути и Силе» (Дао Дэ Дзин) – одной из базовых матриц построения стратегий управления.

Бронислав Виногродский, Борис Кузык
Путь правителя

"Экономические стратегии", №7-2004, стр. 46-47

Мы начинаем публикацию отрывков из книги Бронислава Виногродского и Бориса Кузыка "Путь Правителя – История будущего" для тех, кто хочет научиться мыслить стратегически.
Все мы немного правители, но всегда ли эффективны в этой роли? Сколько раз, приняв неверное решение и пожиная потом его плоды, мы желали повернуть время вспять, чтобы все переиначить, переиграть, – но время необратимо. Сколько раз мы поражались стратегическим способностям предков и сожалели, что мудрость не передается по наследству. Словно в компенсацию несовершенства механизма передачи информации от поколения к поколению, нам – единственным во всей Вселенной – даровано Слово.

Предлагаемая вашему вниманию книга построена как интерпретация "Трактата о Потоке и Силе" (Дао Дэ Цзин), одной из базовых матриц построения стратегий управления. Вдумчивое чтение этих страниц придаст объемность вашему взгляду на процессы и явления, усилит способности к стратегическому мышлению.

Бронислав Брониславович Виногродский — известный специалист в области древней китайской философии. Занимается изучением «Книги перемен» уже около 25 лет. Автор переводов с древнекитайского языка таких уникальных трактатов, как «Изложение медицины», «Трактат о внутреннем Желтого императора», «Большая антология текстов по иглоукалыванию и прижиганию». Борис Николаевич Кузык — член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный деятель науки России, лауреат Государственной премии в области науки и техники. Автор более 10 книг. Увлечение китайской философией не было случайным. Посещая страны Востока с официальными и частными визитами, он искренне проникся интересом к восточной мудрости и тысячелетнему опыту правления китайских династий.

Глава 1. Как принять решение

На пути принятия решений
можно принять любое решение,
но ни одно решение не решает всех вопросов.

В формулировке решения можно использовать любые слова,
но никакие слова не выражают неисчерпаемости выбора.

Отсутствует возможность
исчерпывающей формулировки,
включающей в себя идеальную цель и реальные ограничения.

Точно сформулировать
можно только сложности хитросплетений,
составляющих связи
между множеством материальных объектов.

На основании этого делаем выводы: чтобы суметь вникнуть
в мельчайшие тонкости проблемы, сосредоточься на невозможности получения исчерпывающего
идеального решения.

Чтобы увидеть внешний контур
проблемы, сосредоточься
на предметах, составляющих суть проблемы.

Идеальная цель и несовершенство
среды внешних материальных помех всегда идут рука об руку,
ибо и то и другое рождается
в тебе самом.

Можно попытаться объединить
эту пару в общей формулировке.
Самым подходящим названием будет "Непостижимая тайна бытия".

Если стремишься проникнуть
в суть этой тайны, то каждый раз будешь приходить к новой тайне, но именно это и есть врата,
которые ведут к пониманию
тончайших законов
устройства мира.

Лао-цзы
Трактат о Пути и Силе
(Дао Дэ Цзин)

Первая часть
Путь

Первый чжан

Постоянный Путь составляется
из возможности выбора Пути
и невозможности выбора Пути1.

Постоянное имя составляется
из возможности выбора имени
и невозможности выбора имени2.

Отсутствием именуется
начальное действие Неба-Земли.

Наличием именуется
рождение-материнство мириад сущностей.

Причинность:
Стремление к постоянному отсутствию осуществляет
созерцание тонч
айшей тайны3.

Стремление к постоянному наличию осуществляет созерцание
его внешнего проявления.

Эта пара представляет собой
общность исхода
при различии наименования.

Если определить вместе,
то это будет непостижимая тайна.

Пытаясь проникнуть в эту тайну, придешь только к тайне.

Это врата
для появления множества
тончайших
начал.


1. Текст "Пути Правителя" составлен авторами специально для продвижения высокоодаренной личности в искусстве управления. Поэтому существует некоторая специфика терминологии. В данном случае то, что в "Книге о Потоке и Силе" называется "возможностью выбора пути", здесь переводится как "возможность принятия решений".
2. Аналогично, "возможность выбора имени" называется "возможностью сформулировать решение".
3. Небесная функция называется "идеальной целью" и "идеальным решением". Земная функция называется "материальными помехами" и "множеством материальных объектов".

Следить за новостями ИНЭС: