Призрак интервенции | Институт экономических стратегий

Призрак интервенции

Номер 3. Капитал в бегах

ООО «Страховая компания “ОРАНТА”» — участник российского страхового рынка с 10-летним стажем — является лауреатом Национальной премии в области бизнеса «Компания года – 2005» в номинации «Потенциал и перспектива». На вопросы «ЭС» отвечает генеральный директор компании Сергей Владимирович Устюков.

Сергей УСТЮКОВ
Призрак интервенции

"Экономические стратегии", №3-2006, стр. 88

ООО "Страховая компания "ОРАНТА"" – участник российского страхового рынка с 10-летним стажем – является лауреатом Национальной премии в области бизнеса "Компания года – 2005" в номинации "Потенциал и перспектива". На вопросы "ЭС" отвечает генеральный директор компании Сергей Владимирович Устюков.

Как предстоящее вступление России в ВТО отразится на развитии страхового рынка? Есть ли опасность, что рынок полностью захватят иностранцы?

Я много общался с руководителями западных страховых компаний и их собственниками. Как выяснилось, пока у иностранных страховщиков нет желания массово скупать российские страховые компании или приобрести какую-либо конкретную компанию. Инвестиции в страховой бизнес не так быстро окупаются, как, к примеру, в банковский. Что касается открытия дочерних компаний или филиалов (а договоренность об этом в рамках вступления в ВТО на сегодняшний день не достигнута), то опыт свидетельствует также о низкой активности иностранных страховщиков в этом секторе.

Традиционно считается, что наше население склонно "покупать импортное" и в рознице иностранному страховщику будет легко. А легко ли "иностранцу" увести нашего корпоративного клиента?

Иностранным компаниям будет несложно проникнуть на рынок страхования предприятий (в том числе достаточно крупных – некоторые сетевые магазины и т.п.), которые являются по своему принципу "прозападными" – имеют конкретных собственников, используют западные управленческие технологии, вводят жесткую систему ответственности менеджеров, осуществляют детальный подсчет экономической эффективности затрат. Нет сомнений, что розничный бизнес – это также сегмент где иностранные страховщики смогут чувствовать себя уверенно. В остальных секторах пока больше шансов у отечественных страховщиков.

Но если такая "прозападная" клиентура стремится экономить, значит ли это, что западные страховщики будут предоставлять им низкие тарифы?

Будут, если захотят. А захотят ли, не знает никто, ибо это вопрос не андеррайтинга, а политики. По логике, любая западная компания, которая хочет прийти в Россию, на новый для нее рынок, сначала должна будет уменьшить тарифы и несколько лет терпеть убытки. Поскольку компании "богатые", то для них это не такая страшная потеря: они существуют уже 200-300 лет и не развалятся за три-четыре года. После этого уже можно будет вывести нормальные тарифы. Впрочем, даже если говорить о рознице, я бы не стал прогнозировать быстрый успех иностранных компаний.

Следить за новостями ИНЭС: