Поворот на Восток

Номер 8. Вихри форс-мажора

Так сложилось, что последние 300 лет солнце для России вставало на Западе. Мы даже окно туда специально прорубили и через него старательно впитывали все, чего нам не хватало. И как только чуть приоткрылась дверь, мы рванули на Запад. Теперь, добежав до обрыва, вдруг поняли, что там нас никто не ждет. И вообще, солнце сегодня встает на Востоке, и теперь уже Запад рубит окошки с восточной стороны. Так, может быть, и нам пора двинуться по направлению к Тихому океану? Возможно, это последний шанс для России остаться собой, выйти из затянувшегося кризиса на новый, более высокий виток спирали развития…
Складывается впечатление, что после циркового представления с монетизацией льгот российское общество окончательно убедилось: нынешняя российская властная элита не только не способна адекватно реагировать на вызовы времени, элементарно организовать работу, но и просто не в состоянии просчитать последствия своих действий более чем на два шага вперед…
Пламенная РR-кампания, развернутая в СМИ для спасения ситуации (как всегда поздно) и демонстрирующая напряжение мысли идеологов реформ, внушает глубокое уважение к их самоотверженной деятельности. С другой стороны, закрадывается опасение, что самоотверженность опять не оставит им времени подумать о такой безделице, как цель, к которой мы идем…
Представьте заказчика, который начал строить небоскреб, не создав даже эскизного проекта. Более того, для реализации каждого нового этапа строительства приглашается новая бригада, которая все делает по собственному усмотрению и не отвечает за конечный результат…Движение российских землепроходцев в XVII–XVIII вв. «встречь солнца» сделало Россию самым крупным территориальным образованием мира. Настало время повторить этот путь, но не завоевывая, а осваивая территории. Локомотивом мирового развития в XXI в. стал Тихоокеанский регион. Пока мы там нужны, но если не поторопимся, нас никто ждать не будет.

Владимир Полеванов
Поворот на Восток

"Экономические стратегии", №8-2005, стр. 32-35

Полеванов Владимир Павлович — доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН.

Так сложилось, что последние 300 лет солнце для России вставало на Западе. Мы даже окно туда специально прорубили и через него старательно впитывали все, чего нам не хватало. И как только чуть приоткрылась дверь, мы рванули на Запад. Теперь, добежав до обрыва, вдруг поняли, что там нас никто не ждет. И вообще, солнце сегодня встает на Востоке, и теперь уже Запад рубит окошки с восточной стороны. Так, может быть, и нам пора двинуться по направлению к Тихому океану?

Возможно, это последний шанс для России остаться собой, выйти из затянувшегося кризиса на новый, более высокий виток спирали развития.

Распад России неизбежен?

Если провести даже самый поверхностный анализ публикаций, в которых эксперты и аналитики рассматривают варианты развития событий в нашей стране, то трудно не заметить очень характерного изменения темы "Распад России". До 2004 г. преобладали публикации, в большинстве которых распад страны упоминался как возможный, проектируемый извне, но предотвращенный вариант развития событий. В последнее время, примерно с середины 2004 г., резко увеличилось число публикаций, в которых возможность распада России рассматривается уже не в качестве "страшилки", а как нечто вполне вероятное. При этом заметно увеличивается и эмоциональный накал обсуждения.

Постоянно повторяющаяся в СМИ мысль о том, что ситуация в стране держится на рейтинге Президента, соотнесенная с результатами исследований общественного мнения, которые в конце 2004 – начале 2005 г. продемонстрировали тенденцию к ослаблению его, Президента, общественной поддержки, заставляет еще более внимательно относиться к перспективам дезинтеграции России.
На сайте прогнозов prognosis.ru проводится интерактивное голосование по вопросу: "Возможен ли распад России?" Распределение ответов весьма красноречиво: "Нет, такой сценарий маловероятен" – 19%; "Возможна потеря части окраинных территорий" – 20%; "Угроза распада достаточно велика" – 34%; "Распад произойдет, и довольно скоро" – 27%". Таким образом, более 80% респондентов считают, что распад России возможен! И начнется он с окраин, т.е. с Калининграда, Приморья, Дальнего Востока.

Момент истины

Начало 2005 г. ознаменовалось резким поворотом в общественных настроениях. Складывается впечатление, что после циркового представления с монетизацией льгот российское общество окончательно убедилось: нынешняя российская властная элита не только не способна адекватно реагировать на вызовы времени, элементарно организовать работу, но и просто не в состоянии просчитать последствия своих действий более чем на два шага вперед. Когда Президент вынужден использовать свой авторитет и лично включаться в процесс ручной настройки, в общем-то, рядовой реформы, то закрадывается подозрение, что в этом доме заменой занавесок уже не обойтись. Но дело уже сделано – монетизация льгот насторожила народ, снизила рейтинг власти и, что еще хуже, оттолкнула население от любых реформ, дала их принципиальным противникам и тем представителям власти, которым преобразования не нужны в принципе, дополнительные контраргументы.

А какие горизонты впереди! Образование, здравоохранение, армия и т.д. Пламенная РR-кампания, развернутая в СМИ для спасения ситуации (как всегда поздно) и демонстрирующая напряжение мысли идеологов реформ, внушает глубокое уважение к их самоотверженной деятельности. С другой стороны, закрадывается опасение, что самоотверженность опять не оставит им времени подумать о такой безделице, как цель, к которой мы идем. Уже скоро год, как мы получили новое Правительство, но результат прежний. До сих пор нет никакой, хотя бы краткосрочной, конкретной программы вывода страны из кризиса, не говоря уже о программе развития.

Проведем простую аналогию. Представьте заказчика, который начал строить небоскреб, не создав даже эскизного проекта. Более того, для реализации каждого нового этапа строительства приглашается новая бригада, которая все делает по собственному усмотрению и не отвечает за конечный результат. Любой, кто строит для себя, скажет: это самоубийство!

А тот, кто строит не для себя, с радостью осваивает средства. А ведь государство – не небоскреб. Тут думать надо! Правда, остались еще люди, имеющие возможность поднять голову, оглядеться и подумать: где мы, куда идем и что делать? И хотя их голос почти заглушают благодарности заваленного денежным дождем населения, кто хочет услышать – слышит.

Без царя в голове

Сегодня достаточно много проблем, которые могут стать причиной дезинтеграции общества, но в первом приближении их можно свести в две основные группы. Первое – это системный кризис власти: идеологический, интеллектуальный, кадровый, организационный, и т.д. Как российские, так и зарубежные эксперты сходятся во мнении, что нынешняя российская власть оказалась не в состоянии адекватно ответить на многочисленные вызовы времени, хотя бы минимально организовать и сконцентрировать силы и демонстрирует полный проектный вакуум. В результате страна в отсутствие какой-либо цели впустую разбазаривает остатки ресурсов, упуская последние возможности перехвата стратегической инициативы. Второе – общий кризис доверия (или кризис веры) в российском обществе.
СМИ, эксперты, политологи в один голос говорят о том, что существующие институты власти (в том числе и представительной, включая партии) практически полностью потеряли доверие общества, а само общество мечется, не имея идеалов, ориентиров, общей цели. А без этого невозможно говорить о сохранении единства государства.

Обращаясь к опыту США, можно увидеть, что именно общенациональная идея мирового лидерства, воспитываемая с детства вера в особую миссию Америки во многом позволяют ей сохранять передовые позиции в мире и реализовывать свои амбициозные программы. Что бы ни делали американцы, они всегда абсолютно уверены в своей правоте, и в этом одно из условий их успеха.
В России идеологические провалы, отсутствие общенациональных программ, упадок национального духа пока не всегда четко формулируются, но все чаще контекстно подразумеваются в качестве основных причин наших неудач. Складывается впечатление, что нынешняя власть не придает должного значения ресурсу общественной поддержки, формулированию общенациональной идеи и повестки дня, выработке общенациональных программ.

Похоже, наши элиты действительно не способны к обучению. Ведь именно разрушение господствовавшей идеологии, бесконтрольное вторжение в информационное пространство СССР, а потом России, сдача информационной инициативы стали первыми шагами на пути к распаду Союза. И на примере Югославии, Чечни, Украины мы видим, что информационное, идеологическое направление остается направлением главного удара. Не видим только попыток адекватного ответа. Чего ждем? Господа! Проникнитесь! Если мы провороним Россию, потомки нам этого не простят! Для нашей страны (с учетом неудовлетворенной традиционной потребности понимать, зачем живешь, стремительно падающей веры в "надежу-царя", изрядно исковерканной веры в Бога) ситуация становится критической, не оставляющей времени на пустые выяснения отношений. Поэтому опустим первый из двух извечных русских вопросов и обратимся сразу ко второму.

Что делать?

Для России в ее нынешнем состоянии крайне важна срочная разработка программы выхода из системного кризиса, но в виде не общих институциональных реформ, которыми мы уже "наелись", а комплекса конкретных проектов, имеющих статус национальных (в области образования, здравоохранения, конкурентоспособности, ипотеки, военной реформы и т.п.).

Каждый из проектов должен иметь четкий план реализации, этапы, сроки, контрольные показатели эффективности. Весь их жизненный цикл от разработки до окончания должен быть абсолютно прозрачен для общества. Проектами должны руководить люди, имеющие статус не ниже советника Президента, соответствующие ресурсы и отвечающие за свой проект "головой". Необходимо исключить возможность столь знакомых нам ситуаций: министр, проваливший реформу, разводит руками, говорит: "…Ну, не учли…" – и продолжает руководить дальше.

Ведь если идея проекта (реформы) оказывается несостоятельной, несгибаемая политическая воля, равно как кипучая деятельность, становятся бессмысленными и сводятся к формуле "воду в ступе толочь". За последние 15 лет мы впустую растратили практически все оставшиеся от СССР ресурсы, а в первых рядах реформаторов – все те же лица. Мы больше не можем позволить себе наблюдать непонятную возню под ковром со ставшим традиционным результатом в виде опять куда-то задевавшихся средств.

Поворот на месте

В экспертном сообществе постепенно начинают выкристаллизовываться несколько возможных первоочередных национальных программ. С моей точки зрения, в числе таких общенациональных проектов должен быть проект, призванный повернуть Россию в сторону Азии. Об этом сегодня говорят многие. Взять, к примеру, достаточно хорошо аргументированную статью Д.В. Тренина "Большая восточная стратегия" (1). Условно назовем данный проект "Поворот на Восток". Это должен быть поворот в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, как наиболее динамично развивающегося региона мира.
Посвятив большую часть своей жизни Дальнему Востоку и Восточной Сибири, я очень хорошо представляю себе и тот потенциал, который в них заложен, и те задачи, которые должны быть решены для его реализации. Именно эта идея позволит успешно справиться с большинством давно перезревших проблем, стоящих перед Россией.

Основные мировые центры развития – Европа, США, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Причем если Европа и США стагнируют, то АТР уже сегодня становится Средиземноморьем XXI в. Значит, граничащая с АТР Россия, по территории которой проходят основные пути из Европы в Азию, может стать новым Великим шелковым путем со всеми вытекающими последствиями.
Киевская Русь сложилась вокруг пути "из варяг в греки", Московская – вокруг пути из Швеции в Персию. Мы можем повторить этот исторический опыт освоения потенциала стратегического положения России, взяв на себя функции коммуникатора, обеспечивающего надежное и безопасное функционирование сухопутного, воздушного и морского (Севморпуть!) транспортных коридоров, связывающих по кратчайшему пути наиболее динамично развивающиеся регионы мира: Европейское сообщество и Юго-Восточную Азию.

В рамках реализации такого проекта мы:

  • создаем условия для нового объединения страны;
  • прикрываем Дальний Восток и Приморье;
  • создаем условия для получения транспортной ренты;
  • обеспечиваем бурное развитие промышленности и строительства, современных информационных технологий и средств связи;
  • восстанавливаем и развиваем транспорт и его инфраструктуру вдоль всего коридора;
  • создаем условия для реального сохранения единого культурного пространства;
  • обеспечиваем повышение притягательности России, возрождение ее в роли центра СНГ;
  • существенно подрываем сложившиеся коррупционные связи и схемы, которые во многом держатся на сверхконцентрации власти в Москве.

Пока Россия не нашла своего места в мировой экономике. Иллюзии в отношении интеграции в основные западные институты уже развеялись. Россию в нынешнем ее виде в Европе не ждут. Более того, можно утверждать, что начинается новая волна давления с целью лишить нашу страну ее статуса великой державы. Поражение на Украине может привести к утрате РФ лидирующей роли на постсоветском пространстве. Продолжение возни на европейском поле в прежнем стиле только окончательно дискредитирует Россию. В случае же поворота на Восток наша страна предстанет перед своими западными соседями в новом качестве: не надоевшего всем ментора или страшного и непредсказуемого медведя, а крайне выгодного делового партнера (которого к тому же не объедешь, что крайне важно в бизнесе!).

У России появится перспектива получения нового постоянного источника дохода, в сравнении с которым сырьевая составляющая просто померкнет. Но все эти планы потеряют смысл, если мы не сможем обеспечить единство страны.

От прожекта к проекту

Понятно, что пока эта идея представляется только очередным прожектом. Для того чтобы она стала проектом, нужно пройти длинный путь. У нас не так много времени, чтобы пускать все на самотек. На мой взгляд, имеет смысл предложить Общественной палате РФ рассмотреть вопрос о создании банка общенациональных проектов, требующих срочного общественного обсуждения. Россия пока еще имеет шанс вписаться в новое международное разделение труда. Сегодня солнце встает на Востоке. Движение российских землепроходцев в XVII-XVIII вв. "встречь солнца" сделало Россию самым крупным территориальным образованием мира. Настало время повторить этот путь, но не завоевывая, а осваивая территории. Локомотивом мирового развития в XXI в. стал Тихоокеанский регион. Пока мы там нужны, но если не поторопимся, нас никто ждать не будет.

В качестве первого, символического шага предлагаю построить храм на Южных Курилах, дабы не порождать иллюзий о наших колебаниях, а твердо обозначить свою решимость и далее оставаться на этих землях. Ведь в случае такого поворота на Восток сразу станет понятно, зачем нам нужны два крохотных острова Курильской гряды. В таких вопросах успех приносит только твердость и уверенность.

Примечание
1. Ведомости. 14 февраля 2005 г.

Следить за новостями ИНЭС: