Потенциал конвергенции

Номер 4. Устремление к идеалу

Возможно, это покажется удивительным, но история крупнейшего в Европе оператора местной проводной связи, компании МГТС, насчитывает более 120 лет. Днем ее основания считается 13 июля 1882 г. – в этот день состоялось открытие первой московской ручной телефонной станции. Сегодня, по-прежнему являясь безусловным лидером на московском рынке фиксированной связи – ее доля составляет около 80%, – компания движется по пути интенсивного развития телефонной сети, а также ее принципиальной реконструкции – перехода с аналоговых АТС на цифровые. О перспективах в этой области – в интервью с генеральным директором ОАО «МГТС» Алексеем Валентиновичем Гольцовым.

Алексей Гольцов
Потенциал конвергенции

"Экономические стратегии", №4-2005, стр. 78-81

Возможно, это покажется удивительным, но история крупнейшего в Европе оператора местной проводной связи, компании МГТС, насчитывает более 120 лет. Днем ее основания считается 13 июля 1882 г. – в этот день состоялось открытие первой московской ручной телефонной станции. Сегодня, по-прежнему являясь безусловным лидером на московском рынке фиксированной связи – ее доля составляет около 80%, – компания движется по пути интенсивного развития телефонной сети, а также ее принципиальной реконструкции – перехода с аналоговых АТС на цифровые. О перспективах в этой области – в интервью с генеральным директором ОАО "МГТС" Алексеем Валентиновичем Гольцовым.

ОАО «Московская городская телефонная сеть» основана 13 июля 1882 г.
Уставный капитал: 3 831 802 000 руб.
Основные акционеры: АФК «Система», ОАО «Связьинвест».
Виды услуг: оказание услуг местной телефонной связи, таксофонная связь, передача данных, VPN, справочно-сервисные услуги и др.
Клиенты: 97% рынка квартирного жилья, государственные учреждения и коммерческие компании города Москвы.

Какие услуги, предоставляемые Вашей компанией, сегодня наиболее востребованы потребителем? Каковы перспективы расширения их спектра?

Сложно давать оценку рынка в целом. МГТС работает в Москве, поэтому нам удобнее говорить именно о столичном регионе. На сегодняшний день в столице около 6 млн абонентов, и их количество постоянно растет, хотя и не такими быстрыми темпами, как в сотовой телефонии. Я бы отметил два фактора, которые в дальнейшем будут влиять на развитие фиксированного рынка связи: количественный и качественный. В Москве ежегодно строится примерно 75 тыс. квартир. Плюс к этому активно развивается деловой сектор, где МГТС также присутствует. Поэтому мы рассматриваем темп прироста абонентской базы в размере около 100 тыс. в год.

Качественный рост – это развитие услуг. И здесь, на наш взгляд, сосредоточен наибольший потенциал роста. Прежде всего это мультимедийные услуги. В прошлом году совместно с "МТУ-Интел" мы запустили проект высокоскоростного выделенного доступа в Интернет под названием СТРИМ. В мае 2005 г. вместе с компанией "Система Мультимедиа" (СММ) было запущено цифровое телевидение.

Кроме того, есть общепризнанные услуги цифровой сети: переадресация, конференц-связь, "горячая линия", вторая линия и т.д. Мы активно исследуем возможность предоставления услуги SMS, голосовой почты, а также развиваем справочную службу 009, в частности начали предоставлять справки по Европе, Северной Америке, Австралии.

Как Вы оцениваете темпы развития российской телекоммуникационной отрасли?

Эта отрасль – одна из наиболее динамично развивающихся. Ежегодный прирост по отрасли составляет примерно 20-30%. Что касается нашей компании, то он в среднем такой же.

Каковы стратегические планы МГТС? На каком этапе реконструкции в настоящее время находится компания?

На основном этапе. Меняется старое аналоговое коммутационное оборудование. До этого была проведена реконструкция транспортной сети, которая на сегодняшний день является полностью оптоволоконной. В течение 5-6 лет планируется заменить аналоговые АТС цифровыми. В начале 2005 г. у нас было 23-24% цифровых станций, к концу года их будет 30%.

Что касается стратегических планов: наибольший потенциал рынка фиксированной телефонии мы видим в развитии услуг, спрос на которые очевиден. Возьмите, к примеру, СТРИМ: сегодня у нас приблизительно 200 тыс. абонентов, а полтора года назад, когда мы начинали этот проект, их было только 15 тыс. – рост более чем в десять раз. Динамика говорит сама за себя. Надеюсь, что проект СТРИМ ТВ будет пользоваться такой же популярностью. В России, в отличие от Америки, нет развитой кабельной сети. Есть общая сеть – спутниковая, но это достаточно дорого, да и емкость ее ограниченна. Мы совместно с СММ предлагаем цифровое телевидение с объемом программ не меньше, чем у НТВ+, но по более дешевой цене. Плюс меньше проблем с установкой.

Каковы основные источники финансирования реконструкции МГТС?

Это прежде всего собственные средства. Проводя очень взвешенную заемную политику, мы используем и лизинг, и банковские кредиты, и выпуск облигаций.

В чем основные отличия телефонной сети России от сетей стран со сформировавшейся рыночной экономикой?

Если говорить о МГТС, то базовое отличие состоит в том, что у нас есть возможность перешагнуть определенный этап развития, который прошли операторы в названных Вами странах. Мы позже начали замену аналогового оборудования на цифровое и сегодня, проводя реконструкцию, можем использовать самые последние новинки.

Каковы наиболее приемлемые пути совершенствования тарифной сетки?

Сложный вопрос. Стоит разделить тарифы МГТС на две составляющие. Первая – регулируемая часть. Вторая – нерегулируемая. На сегодня в процентном выражении это сочетание – 62 на 38 соответственно. Что касается регулируемых услуг, то их стоимость определяет государство. Наши собственные тарифы формируются исходя из рыночной конъюнктуры, то есть с учетом аналогичных действий наших конкурентов. Кроме того, мы учитываем то, сколько потребитель готов заплатить за ту или иную услугу, насколько она востребована и т.д. Наша цель – увеличение нерегулируемой составляющей в доходах МГТС, и первые шаги в этом направлении уже сделаны. Если в 2004 г., как я уже сказал, соотношение было 62 на 38, то в 2003 г. – 68 на 32. Сегодня мы стремимся сравнять эти две составляющие, а в итоге сделать долю нерегулируемых услуг преобладающей.

Как Вы оцениваете перспективы развития IP-телефонии? Каков ее коммерческий потенциал?

Потребителю в конечном итоге все равно, какое оборудование используется для его обслуживания. Он заинтересован в качественной связи, а обеспечивается ли она с помощью технологии коммутации пакетов (IP) или с помощью технологии коммутации каналов (цифровые АТС) – это наше внутреннее дело.

Каковы Ваши планы в отношении таксофонного бизнеса?

Голосовая связь уже не столь востребована на улицах столицы. В Москве высоко проникновение сотовой телефонии – больше ста процентов. Если у человека есть сотовая трубка, он воспользуется именно ею, а не нашим таксофоном. Поэтому голосовой трафик в таксофонной сети МГТС постепенно снижается; дальнейшее развитие таксофонного парка возможно за счет услуг, недоступных сотовой телефонии, и, наверное, за счет места расположения таксофонов. В связи с этим сейчас мы оптимизируем работу нашей таксофонной сети.

Каковы возможности сотрудничества МГТС с альтернативными и сотовыми операторами?

С альтернативными операторами МГТС по большей части конкурирует потому, что они предлагают те же услуги, что и мы. Другое дело, что зачастую наши тарифы гораздо привлекательнее, в том числе за счет широкой инфраструктуры компании. Сотрудничество же возможно в области предоставления им определенного ресурса МГТС за соответствующую арендную плату. Что касается сотовых операторов, то они также используют наш ресурс и инфраструктуру для передачи голоса и данных.
С другой стороны, всем сторонним операторам, как сотовым, так и альтернативным, с марта 2005 г. открыт доступ к нашим контентным услугам – справочно-сервисной службе 009. Мы провели полную реконструкцию своего call-центра и смогли создать единый бренд 009. Возможности новой объединенной службы 009 сейчас расширены за счет предоставления более 350 видов услуг – от заказа такси и столика в ресторане до юридической консультации. Сегодня заключено соответствующее соглашение с компанией МТС. Все абоненты "Мобильных ТелеСистем", набрав номер 009, могут попасть в нашу сервисную службу и воспользоваться самой актуальной на рынке базой данных и самым широким спектром услуг. Интерес проявили и альтернативные операторы. Это сотрудничество взаимовыгодно: сотовые и альтернативные операторы получат определенную часть доходов с услуг, предоставляемых нашим call-центром, а мы сможем увеличивать абонентскую базу 009. Это первый шаг к конвергенции сетей – не важно, абонентом какой из них ты являешься, важно, что тебе доступен весь спектр услуг, которые есть на рынке.

Как Вы оцениваете уровень международного сотрудничества в телекоммуникационной отрасли?

МГТС активно сотрудничает с Европейской ассоциацией справочных служб, которая вырабатывает единые стандарты доступа к базам данных своих членов, определяет порядок взаиморасчетов и многое другое. Это облегчает диалог между компаниями, делая их сотрудничество более эффективным.

Чего Вы ждете от реструктуризации отрасли, в том числе реформирования холдинга "Связьинвест"?

Мы считаем, что частный капитал придаст новый импульс развитию отрасли, будет способствовать притоку инвестиций, повышению капитализации предприятий.

Какой Вам представляется возглавляемая Вами компания лет, скажем, через 10?

Через 10 лет МГТС станет крупным телекоммуникационным оператором. И голосовая связь будет лишь одной из множества предоставляемых пользователю услуг.

Каковы для Вас критерии успеха и поражения?

Главный критерий успеха – востребованность того, что мы делаем, лояльность абонентов. Расширение спектра услуг – это только часть нашей работы. Вторая, не менее важная ее часть, – развитие клиентского обслуживания. Реалии рынка требуют от МГТС нового подхода к клиенту. Поэтому, с одной стороны, важна востребованность услуги, с другой – качество обслуживания, а в итоге – хорошие показатели компании, рост доходов, повышение рентабельности. Компания должна двигаться, а не стоять на месте, особенно в такой высокотехнологичной сфере, как телекоммуникации.

Как Вы оцениваете свою работу: это игра в шахматы или интерактивная компьютерная игра, где решения необходимо принимать каждую секунду?

И то и другое. Шахматы, как и наша отрасль, требуют стратегического мышления, глубокого анализа ситуации. С другой стороны, эта работа не терпит медлительности, поэтому ее можно сравнить с блиц-партией в шахматы. Все делается быстро, и нет права на ошибку.

Следить за новостями ИНЭС: