Портрет номинанта ИНЭС/ЭС

Номер 5. Стратегов осенью считают...

Леонид Абалкин, Андрей Белоусов, Сергей Глазьев, Дмитрий Митяев, Петр Авен, Борис Кузык, Сергей Саркисов, Игорь Симонов, Александр Хлопонин.

Рейтинговый центр ИНЭС
Портрет номинанта
"Экономические стратегии", 2000, №5, стр. 11-19

Абалкин Леонид Иванович

Ваш прогноз для России на ближайшие 5-10 лет?

Если встать на путь реализации тех мер, которые нам предлагает Центр стратегических разработок, то кризис может наступить достаточно быстро. Однако есть и другие варианты. Сейчас имеется реальная возможность переломить ситуацию, которая складывалась в течение последних 10 лет. В первые шесть месяцев 2000 года прирост ВВП составил 7,5%. Сегодня мы в основном используем старые мощности, но этот процесс не вечен. Необходимо техническое перевооружение производства, в ходе которого (примерно через 4-5 лет) темпы снизятся до 4-5%. Но это будет уже не кризис, а начало новой структурной стадии, выход на другие технологические рубежи. Примерно с 2008 года рост ВВП увеличится. У нас есть возможность на протяжении 15 лет удерживать темпы роста экономики на уровне, в 2,5-3 раза превышающем среднемировой. Однако Россия никогда не станет второй державой мира. Мы не догоним США, Японию, Китай, а возможно, и Германию. В лучшем случае Россия войдет в пятерку высокоразвитых стран. При этом должен измениться и весь мир: господство одной супердержавы не допустимо, хотя и такая вероятность существует. Вокруг России могли бы объединиться другие страны, в частности, республики бывшего Союза, чтобы создать еще один центр мировой цивилизации. Кроме того, мы можем, балансируя между Западом и Востоком, выполнять определенные стратегические функции: наша страна – гарант равновесия, которое с ее разрушением может рухнуть навсегда.

Что, по-Вашему, должно являться основным критерием оценки эффективности экономической реформы в России через год (через пять, десять лет) после утверждения экономической программы?

Критерии эффективности экономических реформ меняются со временем. Когда-то мы соревновались за то, чтобы быть первыми в мире по добыче угля и нефти, по производству стали и тракторов. Сегодня же ведущим критерием является индекс человеческого капитала. Он включает в себя несколько элементов: производство валового внутреннего продукта на душу населения, среднюю продолжительность жизни, уровень образования. США, Япония, Германия, Китай вкладывают главные ресурсы именно сюда. Чисто техническая задача – накормить людей, обеспечить продовольствием, построить жилье – решается не как самоцель, а как слагаемое роста индекса человеческого капитала. Успешность экономического курса определяется именно по нему, а не по уровню инфляции. Мы, к сожалению, уступили достаточно высокое место, которое раньше занимала страна. Сегодня у нас катастрофическая демографическая ситуация, в частности, очень низкая продолжительность жизни. Нужно исправлять положение. Поэтому, создавая программу развития на будущее, мы сочли необходимым разработать ее как минимум на 15 лет, при этом четко выстроив приоритеты: что можно сделать сегодня, что – через 3, что – через 5, что – через 10, а что – только через 15 лет.

Что Вы как экономист думаете о долгосрочной экономической программе Правительства России?

Программа Правительства должна быть профессионально подготовлена, а само Правительство – готово выслушать разные мнения, чтобы его программа объединила общество. Сегодня этого нет. Более того, определенная настороженность по отношению к представленному проекту ощущается в самом Правительстве. Мы не можем позволить себе жить сегодняшним днем. Всегда надо видеть перспективу. Необходимо поднять роль науки: любое решение, касающееся стратегических вопросов развития России, должно получать предварительную экспертизу, прежде всего в Академии наук. До принятия решения Правительству надлежит выслушать мнение ученых, учесть все подходы и оценки, то есть семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Возможно, следует создать Совет при Президенте, в который вошли бы лучшие умы, способные отслеживать процессы, предупреждать об экономических, экологических, социальных последствиях тех или иных шагов.

В чем Вы видите отличие (преимущество) своей позиции, своего проекта или взгляда на экономическое развитие России от взглядов основных оппонентов?

Моя позиция – это во многом и отражение позиции Института экономики РАН. Она опирается на знание своеобразия места нашей страны в мировой экономике, ее экономических и социальных параметров, системы ценностей, которая во многом определяет подход к решению тех или иных практических вопросов. Мы принципиально отвергаем популярные ныне представления о героях и толпе: есть некие герои, которые хотят предложить стране новый вариант светлого будущего, все остальные – это толпа, которая должна молча соглашаться с чужими рецептами.

Белоусов Андрей Рэмович

Ваш прогноз для России на ближайшие 5-10 лет?

Основные параметры прогноза на предстоящее десятилетие определяются тем, что для нашей страны чрезвычайно важно решить две крупнейшие задачи: поднять уровень жизни и резко повысить эффективность производства. Большинство развитых стран справились с этими проблемами в разные периоды своей истории. Нам же придется решать их не только одновременно и в сжатые сроки, но еще и в условиях масштабных выплат по внешнему долгу и усиления ресурсных ограничений.
Расчеты показывают, что успех возможен только в случае динамичного роста экономики в среднем не менее чем на 4,5-5% в год. Чтобы его достичь, необходимо радикально обновить производственный аппарат, а для этого нужны инвестиции с темпом прироста в среднем не ниже 7-8% в год. Если мы не достигнем таких показателей, то с большой вероятностью в середине десятилетия получим новый кризисный спад.

Что, по-Вашему, должно являться основным критерием оценки эффективности экономической реформы в России через год (через пять, десять лет) после утверждения экономической программы?

Главный критерий эффективности реформ – следование тем количественным параметрам, которые были (должны быть) предусмотрены в программе. Другой критерий – рост благосостояния людей и расширение социальной поддержки действий реформаторов. Дело в том, что для обеспечения необходимых темпов роста нужна социальная мобилизация, когда все основные слои общества объединяются во имя достижения целей развития, преодоления системного кризиса. Чтобы это произошло, должно быть предельно ясно, что выиграют от экономического роста и конкретные социальные группы, и общество в целом, какова цена такого роста, и кто эту цену заплатит. Только при указанных условиях могут быть сформированы механизмы мотивации социального поведения, трудовой и предпринимательской активности.

Что Вы как экономист думаете о долгосрочной экономической программе Правительства России?

Долгосрочная экономическая программа должна выполнять шесть функций:

  • нормативную – определять цели и пути их достижения;
  • служить основой для оперативного проектирования, то есть задавать направление, последовательность и формат действий на каждом этапе реализации целей стратегии;
  • идеологическую – показывать выход из сегодняшней кризисной ситуации, тем самым способствуя идейной консолидации общественных сил;
  • политическую – указывать ключевым игрокам их возможную роль и место в будущей России;
  • определять роль и место России в глобализирующемся мировом сообществе;
  • обозначать историческую преемственность.

Поэтому главная рекомендация – не "зацикливаться" на экономике. Сейчас самое важное – восстановление государственности, что невозможно сделать, если не преодолеть фатального разрыва между властью и массами, не обеспечить широкой общественной поддержки действий власти. Отсюда – ключевое значение социальной компоненты реформ.

В чем Вы видите отличие (преимущество) своей позиции, своего проекта или взгляда на экономическое развитие России от взглядов основных оппонентов?

Я не вижу никаких преимуществ своей позиции. Их и быть не может: схема "хуже-лучше" одномерна, а профессиональные позиции в экономических дискуссиях, как правило, многомерны. Я стараюсь учиться у своих прямых или косвенных оппонентов, выявляя рациональные элементы в их теоретических конструкциях.

Отличие можно найти прежде всего в том, что я работаю в рамках "воспроизводственной традиции" (ее основатель – Ю.В. Яременко), которая рассматривает экономику не как сумму фирм, помещенных в институциональную среду, а как систему, обеспечивающую самовоспроизведение своих основных параметров. Соответственно, она включает следующие структуры и механизмы: производственно-отраслевую структуру; ресурсную базу и ресурсные заделы; технологические заделы и пространство технологий; научно-техническую среду; производственную инфраструктуру; финансовый механизм, балансирующий производство, доходы и конечный спрос; социальный механизм; механизм воспроизводства "человеческого капитала"; институционально-субъектную среду; организационно-управленческую культуру.


Глазьев Сергей Юрьевич

Ваш прогноз для России на ближайшие 5-10 лет?

В решающей степени развитие нашей страны будет определяться выбором экономической политики. Если она останется неизменной, как предлагает сейчас Правительство, то темпы роста экономики в течение ближайших десяти лет не превысят 2%. Это будет означать дальнейшее отставание России, поскольку общемировые темпы экономического роста прогнозируются на уровне 3-4%. У нас есть потенциал для вывода экономики на темпы роста не менее 7-8% в год.

Что, по-Вашему, должно являться основным критерием оценки эффективности экономической реформы в России через год (через пять, десять лет) после утверждения экономической программы?

Оценивать эффективность можно только исходя из объективных критериев развития человеческого и экономического потенциала. Очевидно, что экономическая стратегия в Китае примерно в 20 раз эффективнее, чем та, которую избрали в России. Так же очевидно, что экономические реформы, которые сопровождаются разрушением производственного потенциала и падением уровня жизни, таковыми считаться не могут. Ведь их смысл прямо противоположен. Если говорить о критерии эффективности в краткосрочной перспективе, то сегодня это уровень инвестиционной и инновационной активности. Если ничего не изменится, то буквально через 3 года наш производственный потенциал сократится на четверть, а еще через 3 года – наполовину. Другими словами, если в ближайшие три года уровень инвестиций не повысится в 3 раза, а в ближайшие два года в 2 раза, остановить деградацию российской экономики будет невозможно. Двукратное увеличение может быть целиком обеспечено на базе имеющихся в стране ресурсов. Внутренние сбережения сегодня более чем в 2 раза превосходят объем инвестиций. Если же принять во внимание вывоз капитала, то нетрудно подсчитать, что утроение инвестиционной активности может быть обеспечено за счет внутренних ресурсов.

Что Вы как экономист думаете о долгосрочной экономической программе Правительства России?

Долгосрочная программа Правительства должна быть кардинальным образом переработана – она не соответствует ни возможностям России, ни потребностям развития, ни актуальным угрозам нашей безопасности. Ее рекомендации фрагментарны и довольно банальны, а нам нужна стройная, системно увязанная программа действий. Она должна исходить из национальных интересов и обеспечивать создание максимально благоприятных условий для восстановления и развития отечественного научно-производственного потенциала на основе самых современных и эффективных технологий.

Такая программа, ориентированная на прирост производства и инвестиций с темпом более 7% в год и предусматривающая проведение активной государственной политики стимулирования научно-технического прогресса, роста производства и инвестиций, опережающее повышение оплаты труда и качества жизни, существует. Она разработана на основе рекомендаций ведущих научных институтов Российской академии наук и одобрена Вторым Всероссийским съездом товаропроизводителей 25 апреля 2000 года и поддержана народно-патриотическими силами страны.

В чем Вы видите отличие (преимущество) своей позиции, своего проекта или взгляда на экономическое развитие России от взглядов основных оппонентов?

Наша позиция научно обоснована. Ее фундаментом является принцип максимального использования потенциала, имеющегося в России. Ее реализация не зависит критическим образом от иностранных инвестиций или других внешних факторов экономического роста. Поэтому наша концепция самодостаточна. И самое главное – предлагаемая нами программа разработана исходя из национальных общенародных интересов, она нацелена на решение ключевых проблем социально-экономического развития России. По большому счету разумной альтернативы этой программе нет.


Митяев Дмитрий Аркадьевич

Ваш прогноз для России на ближайшие 5-10 лет?

Возможны как минимум три сценария. Первый – консервативный – предполагает, что России удастся, опираясь на свои силы, на базе агропромышленного и военно-промышленного комплексов развить другие сопутствующие производства.

Второй сценарий более прагматически-конструктивистский: Россия встраивается в глобальную экономику, предложив на рынок нечто, пользующееся спросом. Это, прежде всего, высокие технологии и фундаментальная наука.

Согласно последнему, футуристическому сценарию, встраиваясь в новую экономику, Россия найдет нестандартную нишу, перепрыгнув через ряд этапов развития. Например, у нас количество компьютеров на душу населения значительно ниже, чем во многих других странах, а мобильная связь развивается такими же темпами, как в Европе или Японии. Может быть, Интернет будет развиваться на принципах мобильной, а не проводной связи.

Что, по-Вашему, должно являться основным критерием оценки эффективности экономической реформы в России через год (через пять, десять лет) после утверждения экономической программы?

Прежде чем говорить о реформе, я хотел бы подчеркнуть необходимость и важность реставрации того, что и раньше работало эффективно. В долгосрочной перспективе (15-20 лет) критерий эффективности, на мой взгляд, это то, что поможет России найти свое место в мировом сообществе. Хотим мы или нет, но Россия вынуждена взаимодействовать с внешним миром. Мы находим такие контуры взаимодействия и реализуем их в краткосрочном плане. Пример – газовое обеспечение Европы, у которой нет другой альтернативы, кроме увеличения добычи газа в России в ближайшее время.

Что Вы как экономист думаете о долгосрочной экономической программе Правительства России?

С идеологической точки зрения, эта программа представляет собой набор мероприятий, направленных на завершение эксперимента, уже десять лет кочующий из одной программы в другую.

Что касается ее технико-экономической составляющей, то мне представляется, что здесь необходимо уделять более пристальное внимание расчетам в области межотраслевых и межрегиональных балансов. Если мы не могли прогнозировать структуру балансов, которая создавалась десятилетиями и с которой последние десять лет никто не работал, то какие-либо экономические механизмы предлагать бессмысленно.

В чем Вы видите отличие (преимущество) своей позиции, своего проекта или взгляда на экономическое развитие России от взглядов основных оппонентов?

Время покажет, чей проект лучше. Моя позиция, в основе которой лежит системный подход к изучению экономических процессов, представляется достаточно обоснованной. Многочисленные сценарии развития российской экономики отражают интересы социальных групп, существующих в нашем обществе и имеющих различные ценностные ориентации. Совершенно огрубленно – это столкновение позиций рационалистов, прагматиков и футуристов, людей, ориентированных в зависимости от их социального положения, менталитета, возраста и воспитания.


Авен Петр Олегович

Каким управленческим секретом должен обладать руководитель, чтобы сделать свою компанию преуспевающей в условиях современной России?
Мне кажется, что есть одно всеобъемлющее правило, которое в России, зачастую, нарушается: надо быть твердо приверженным своим принципам и от них не отступать, хотя российская реальность и подталкивает к беспринципности. Это искушение у нас гораздо сильнее, чем на Западе.

Какие угрозы, на Ваш взгляд, наиболее типичны сегодня для бизнеса в России?

Это, безусловно, неравные права различных экономических субъектов или, что то же самое, вмешательство власти в хозяйственную жизнь. У нас по-прежнему нет необходимой экономической свободы, нет эффективной конкуренции, вот – главная угроза большому бизнесу в стране. Все остальное – несущественно.

Что Вы как управленец думаете о стратегии развития России?

Как я уже сказал, у нас две главные проблемы. Первая – это отсутствие экономической свободы, следствием которой является всеобъемлющая коррупция. Нужны серьезные шаги по освобождению экономики. В Польше, которая сейчас занимает лидирующее место среди стран Восточной Европы, главный акцент в последние 2-3 года делался именно на это: при поддержке Всемирного банка там была реализована государственная программа борьбы с коррупцией. Мы к этому даже не приступали. Закон должен быть един для всех. Пока этого нет: реальностью нашей экономики стали неравные тарифы на энерго- и землепользование, разные налоги. Все зависит от отношений с властью. В Альфа-Банке, например, бывает до сорока проверяющих комиссий в год.

Вторая фундаментальная проблема – роль государства. У нас около 40% ВВП проходит через федеральный бюджет, региональные бюджеты или бюджетные фонды, следствием чего является малый экономический рост. Бюджетная часть ВВП должна быть уменьшена. По моему глубокому убеждению, 20-25% – это максимальный уровень государственных расходов, который может позволить себе страна. В Китае государственный бюджет составляет всего 11-12% ВВП, но на предприятиях есть социальные программы, реализация которых фактически доводит государственное финансирование до 18-20%. У нас было много деклараций по этому поводу, но пока ничего не делается. Между тем решение этих проблем позволило бы вывести страну из кризиса. Ни для кого не секрет, что некоторое оживление российской экономики – это следствие высоких цен на нефть и девальвации.


Кузык Борис Николаевич

Каким управленческим секретом должен обладать руководитель предприятия или корпорации, чтобы сделать их преуспевающими в условиях современной России?

Управленческий секрет – это соблюдение определенных правил. Объясню другими словами. Прежде чем отправиться в длительное и опасное плавание по бурному морю российской экономики, необходим корабль (читай – компания или корпорация) специальной конструкции. Для отечественного мореплавания "титаники" и мелкие суденышки малопригодны. Половина успеха – подбор надежной команды профессионалов-единомышленников. В российских условиях – задача, пожалуй, наиболее трудно выполнимая, но реальная. Выверенный курс, вера капитана и его команды в возможность достижения цели, слаженная работа коллектива, сплоченного корпоративным духом, – вот управленческий секрет, проверенный на собственном опыте.

Какие благоприятные возможности, на Ваш взгляд, предоставляет обстановка в России?

Мне видятся две такие возможности. Во-первых, вселяет оптимизм новое руководство России – Президент и Правительство. Это компетентные, энергичные и последовательные лидеры. Их задача – обеспечить политическую стабильность и инвестиционную привлекательность для бизнеса в России. Во-вторых, это уникальные природные и интеллектуальные ресурсы. При правильном использовании этих факторов, помноженных на опыт развития зарубежных стран, у нас можно реализовать совершенно новые проекты, которые выдвинут Россию на передовые рубежи.

Назовите типичные угрозы, которые Вы видите для бизнеса в России.

Наряду с несовершенными законами, регулирующими бизнес в России, сегодня в ряде случаев речь идет о пересмотре уже достигнутых результатов. Представьте себе, что ФИФА вдруг запретит футбольным вратарям играть руками, а все результаты матчей, сыгранных до этого, заставит пересмотреть. Нетрудно догадаться, какая реакция последует в футбольном мире после такого решения. Так и в бизнесе. Сегодняшние правила нельзя распространять на прошедшие события. Иначе никто не захочет инвестировать в российскую экономику, а мы будем обречены топтаться на одном месте.

Что Вы как управленец думаете о долгосрочной экономической программе Правительства РФ?

Выскажу лишь ряд суждений по поводу высокотехнологичного комплекса страны, который способен вывести российскую экономику на серьезные позиции в мировых рейтингах.
Во-первых, это необходимость государственного лоббирования экспорта российских вооружений и военной техники (ВВТ), позволяющего сегодня предприятиям ВПК сохранять интеллектуальный и производственный потенциал, удерживаться на высоком технологическом уровне. Поэтому в продвижении отечественных ВВТ за рубеж должны активно участвовать и Президент России, и Правительство страны (реальный годовой объем 4,2-4,5 млрд долларов в год).

Во-вторых, это полноценное финансирование государственного оборонного заказа, который должен строиться на основе долгосрочной программы развития ВВТ (10-15 лет) и обеспечивать, прежде всего, потребности российских вооруженных сил (по некоторым оценкам, этот показатель может составить 2,3-2,7 млрд долларов).
В-третьих, это здоровый государственный протекционизм в отношении импортируемого оборудования для ТЭК, которое с успехом способны производить предприятия отечественной "оборонки" (годовой объем инвестиций – 1,5-1,7 млрд долларов).

Решив, по крайней мере, эти проблемы, мы сможем обеспечить условия для вывода высокотехнологичного комплекса страны на новый уровень и создать предпосылки для дальнейшего развития нашей экономики.


Саркисов Сергей Эдуардович

Каким управленческим секретом должен обладать руководитель, чтобы сделать свою компанию преуспевающей в условиях современной России?

Невероятной настойчивостью в достижении поставленной цели. Условия организации бизнеса у нас чрезвычайно сложны, ситуация усугубляется наличием коррупции и несовершенством законодательной базы. Поэтому только люди, обладающие маниакальным упорством (считайте это первым управленческим секретом), способны сделать свою компанию преуспевающей.

Высокий профессионализм – это второй, с моей точки зрения, управленческий секрет. Под профессионализмом я понимаю не только соответствующую квалификацию руководителя, но и способность управлять коллективом, владение технологией создания и структурирования бизнеса, умение правильно строить отношения с государством и конкурентами.

Третий управленческий секрет – верно выбранная стратегия.

Назовите типичные угрозы, которые Вы видите для своего бизнеса в России.

Угрозы, если они предсказуемы, перестают представлять опасность, поскольку появляется возможность их предотвращения.

Первая угроза бизнесу – несовершенная законодательная база и отсутствие вменяемой процедуры ее реализации. Российское законодательство – необъяснимая субстанция: трудно однозначно предвидеть как законы будут трактоваться органами власти или судами.

Далее, если следовать моей логике, из разряда непредсказуемых можно выделить вторую типичную угрозу – недобросовестную конкуренцию. Зачастую одно тесно связано с другим.

Какие благоприятные возможности для развития бизнеса, на Ваш взгляд, существуют сегодня в России?

Мне кажется, мы вступили в период более предсказуемого развития страны и ее экономики. Российскому бизнесу в первую очередь необходима социальная стабильность и последовательность в действиях государства. Сегодня есть очевидные позитивные сдвиги, которые сулят надежды на создание климата, более благоприятного для бизнеса.

Что Вы как управленец думаете о разработке стратегии развития России?

Lex eterna1 – 1. Совершенствование законодательной базы, причем желательно без признаков "национальной идеи" и "особого пути". Есть апробированные законы, по которым столетия живет цивилизованное бизнес-сообщество.

Lex eterna – 2. Равенство всех перед законом. Необходимо обеспечить равные условия ведения бизнеса.

Lex eterna – 3. Стабильность законодательной базы. Правила игры не должны меняться в зависимости от воли президентов и правительств.

Если соблюдать эти три условия, то все остальное будет зависеть от профессионализма игроков, иными словами, от нас с вами.
____
1. Lex eterna – вечный закон (лат.)


Симонов Игорь Львович

Каким управленческим секретом должен обладать руководитель, чтобы сделать свою компанию преуспевающей в условиях современной России?

Мне не хотелось бы говорить о том, что может определить краткосрочный успех той или иной компании в условиях современной России, и о том, какие качества необходимы при этом ее руководителю. Возможно, что и никакие, достаточно родственных или дружеских связей. Другое дело – серьезный бизнес, рассчитанный на долгосрочную перспективу. В условиях все ускоряющегося развития рынка лидер крупной компании должен уметь управлять людьми и процессами. Ему необходимо не только иметь свое видение будущего, но и сделать так, чтобы это видение разделяли все сотрудники руководимой им компании, до которых следует довести его в виде конкретных планов.

Назовите типичные угрозы, которые Вы видите для своего бизнеса в России.

Угроз множество, и все они на поверхности. Однако главной не столько угрозой, сколько бедой, кроме очевидных проблем, связанных с политической нестабильностью, непредсказуемой конъюнктурой цен на нефть, внешним долгом, остаются неравные условия конкуренции для различных субъектов рынка. Этот фактор на нынешнем этапе является самым большим препятствием на пути успешного развития как нашей корпорации, так и российской экономики в целом. Подробно эта проблема освещена в докладе "Экономика России: рост возможен", изданном в 1999 году компанией McKinsey.

Какие благоприятные возможности для развития бизнеса, на Ваш взгляд, существуют сегодня в России?

Ответ на этот вопрос естественно вытекает из ответа на предыдущий. Все внешние факторы в России на сегодняшний день более благоприятны, чем год или два назад. Кроме того, я хотел бы отметить, что финансовый кризис 1998 года, ставший настоящей трагедией для миллионов частных вкладчиков, сыграл позитивную роль в развитии бизнеса в целом. Кризис, если и не завершил эпоху делания денег из воздуха, то позволил понять, что эта эпоха имеет временные пределы.

Несомненным положительным фактором являются действия нынешнего правительства, среди которых, в первую очередь, следует отметить издание в этом году нового Налогового кодекса.

Что Вы как управленец думаете о разработке стратегии развития России?

Всегда и во всем есть положительные и отрицательные тенденции. Сейчас самое время усилить и закрепить положительные тенденции, о которых говорилось выше. Именно здесь внимание государства нельзя переоценить. Его роль заключается в создании разумных и понятных большинству правил на рынке, ставящих всех в равные условия по отношению к этому самому государству. Тогда, действительно, победит самый умный, самый предприимчивый. И конечно же, надо следить, чтобы эти правила строго соблюдались. Мы заканчиваем тем, с чего начали: путь к успеху лежит от идеи, разделяемой и поддерживаемой большинством, до четко сформулированных и неукоснительно выполняемых правил.


Хлопонин Александр Геннадиевич

Каким управленческим секретом должен обладать руководитель, чтобы сделать свою компанию преуспевающей в условиях современной России?

Я сразу скажу, чего не должен делать руководитель. Он не должен стремиться стать высококлассным специалистом во всех сферах деятельности. Это просто невозможно. Главная его задача – создать слаженную команду топ-менеджеров, каждый из которых является ассом в конкретной области, например, в финансах, сбыте, производственных технологиях, корпоративном развитии, чтобы от их совместной работы получить синергетический эффект. Это следует делать, руководствуясь тремя основными критериями: опыт, энергетика и профессионализм.

Руководитель компании подобен дирижеру оркестра: скрипач или барабанщик исполняет собственную партию, и только благодаря дирижеру оркестр достигает гармонии.

Назовите типичные угрозы, которые Вы видите для своего бизнеса в России.

Главная угроза, которую я вижу на сегодняшний день – недооценка роли промышленности при решении задач развития экономики. Промышленность – это база, фундамент для экономического роста. Отсутствие четких стратегических программ, предусматривающих пути ее совершенствования, превращает этот фундамент в вязкую трясину. К сожалению, пока основные усилия направляются на решение текущих задач, а вопросы перспективного развития оставляются "на потом". Эта ситуация накладывается на общую нестабильность в стране, что делает ее еще более острой.

На мой взгляд, назрела необходимость обратить пристальное внимание на мелкий и средний бизнес. Сейчас этот сектор чрезвычайно криминализирован, из-за неэффективной системы налогообложения его деятельность практически нелегальна. А ведь в развитых странах мелкий и средний бизнес обеспечивает около 60% доходов бюджета, он гораздо более масштабен с точки зрения занятости, формирования платежеспособного потребительского спроса.

Какие благоприятные возможности для развития бизнеса, на Ваш взгляд, существуют сегодня в России?

Как руководитель крупного промышленного предприятия, одним из главных условий успешного развития бизнеса я считаю профессионализм управляющих. К настоящему моменту у нас практически сформировались команды высококвалифицированных менеджеров в области крупного производства. Профессиональные управленцы появились в металлургии, в нефтяной промышленности, в других сферах. Причем это касается менеджеров как высшего, так и среднего звена.

Этот факт чрезвычайно важен для развивающейся российской экономики, поскольку роль управленцев, особенно в промышленной компании, трудно переоценить. Профессиональный менеджмент – это упорядоченная и бесперебойная производственная деятельность, цивилизованный рынок, новые подходы к бизнесу в сочетании с опытом.

Что Вы как управленец думаете о разработке стратегии развития России?

Я глубоко убежден, что любая программа действий должна строиться на основе предложений ее непосредственных исполнителей. Они лучше остальных знакомы с проблемами, мешающими реализации намеченных задач, и обычно знают, как обойти такие "подводные камни".

Поэтому при разработке стратегии развития России государственным структурам необходимо ознакомиться с мнением руководства ключевых предприятий. Естественно, каждый будет отстаивать свои интересы. Свести воедино все мнения и предложения, выстроить глобальную государственную программу – это задача аналитиков. Пока же программы у нас разрабатываются наверху, что делает их заведомо далекими от реальной ситуации.

Кроме того, как я уже отметил, нужно делать ставку на мелкий и средний бизнес, на формирование условий для их эффективного развития. Именно здесь закладывается основа экономического процветания страны. А в отношении крупного бизнеса необходимо утвердить общие для всех правила игры в рамках закона, создав таким образом базу для дальнейшего развития.

Следить за новостями ИНЭС: