Подготовка кадров для сферы туризма: новые вызовы

Номер 5-6. Острота впечатлений

В статье анализируются основные проблемы в российском образовании, в том числе в системе подготовки кадров для сферы туризма, вызванные необходимостью противостоять современным вызовам. Акцент сделан на развитии новых форм взаимодействия системы образования с рынком труда, что является важнейшим условием решения проблем в системе образования и вывода её из кризиса.

Тамара Власова
Подготовка кадров для сферы туризма: новые вызовы

"Экономические стратегии", №05-06-2008, стр. 186-189

Власова Тамара Ильинична — ректор Балтийской академии туризма и предпринимательства, президент Национальной академии туризма, д.п.н., профессор (Санкт-Петербург).

В ближайшее время российское образование столкнется с новыми вызовами, к которым оно по большому счету не готово:

  • реорганизация образовательного процесса в соответствии с положениями Болонской декларации;
  • переход на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения и на новый перечень направлений (специальностей);
  • вступление России в ВТО, что неминуемо приведет к резкому усилению конкуренции как на товарном рынке, так и на рынке образовательных услуг;
  • ускорение процессов глобализации, интернационализации, коммерциализации высшего профессионального образования как отражение аналогичных процессов в мировой экономике;
  • демографический спад, следствием которого будет уменьшение числа студентов к 2012 г. (по прогнозам специалистов в Санкт-Петербурге – в два раза по сравнению с 2007 г.);
  • развертывание новых форматов образования (бизнес-образование, корпоративные университеты и т.п.), которые в определенной степени являются конкурентами традиционных вузов.

И все это на фоне резкого падения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке.

Примечательно, что российские работодатели, словно бы подтверждая этот факт, дают невысокую оценку не только профессиональной, но и, что характерно, социально-психологической подготовке выпускников. Многие из них страдают острым недостатком культуры общения, что особенно заметно в сфере услуг и, естественно, туризма (1).

Подавляющее число выпускников туристских высших и средних специальных учебных заведений сегодня не имеют представления о характере будущей деятельности, не знают бизнес-процессов и бизнес-среды, слабо владеют иностранными языками и навыками работы в команде, плохо знают современные информационные технологии, используемые в туриндустрии, психологию и технологию продаж и т.д. Они не способны включиться в работу, не мотивированы на карьеру, но при этом обладают завышенными требованиями и амбициями. Ситуация на самом деле плачевная, если даже министр образования и науки А.А. Фурсенко охарактеризовал ее как "глобальный кризис сферы высшего образования: система образования готовит людей для "уходящей экономики"" (2).

В этих условиях остается уповать на Болонский процесс, на уровневую систему, на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые должны стать основой трансформации нашей образовательной системы, ее движения от индустриальной эпохи к новой экономике, экономике постиндустриального, информационного общества.

Как известно, новые ФГОС будут выполнены на основе принципов компетентностного подхода, что обусловлено современным типом экономики, диктующим выпускникам вузов совершенно новые требования. Экономика завтрашнего дня в нашем динамичном мире затребует от работника не столько ориентации на выполнение определенных заданий, сколько умения решать проблемы и управлять проектами. Новые формы и характер труда предполагают готовность мыслить различными сценариями и категориями процесса, действовать с учетом нескольких альтернатив, выдвигать и корректировать цели по ходу дела.

Все эти процессы и тенденции делают жизненно важным освоение в высшем профессиональном образовании (ВПО) новых моделей специалистов и новых моделей их подготовки. Переход на уровневую систему и освоение новых ФГОС должны осуществляться наряду с внедрением новых образовательных технологий и перестройкой деятельности вузов. Нам предстоят радикальные изменения в проектировании и организации учебного процесса. Уровневая система – это новые курсы, новые учебные планы, новый образ мышления студентов, преподавателей, управленцев.

Необходимо выбросить из головы мысль о том, что бакалавр – это "недоделанный" специалист. Сегодня речь идет о том, чтобы готовить совершенно других бакалавров – по новым правилам, с новым содержанием, используя новую систему оценки. Вузы должны предлагать в бакалаврских и магистерских программах принципиально разное содержание.
Важнейшей проблемой в этой связи станет "доводка" российского бакалавра до уровня требований рынка труда, которая возможна только в союзе с органами власти и предпринимателями, в том числе через создание корпоративных университетов.

В этой связи мы должны говорить о формировании устойчивого и эффективного диалога высшей школы и сферы труда, рассматривая его как необходимую технологию проектирования и реализации основных образовательных программ на основе ФГОС третьего поколения.

Сегодня уже недостаточно простого участия работодателей в разработке ФГОС, в предоставлении баз для производственной практики студентов, в проведении отдельных учебных занятий. Речь должна идти о развитии социального партнерства в профессиональном образовании, т.е. особом типе взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка, региональными органами законодательной и исполнительной власти, региональными службами занятости, общественными организациями, нацеленном на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

Жизненная необходимость социального партнерства в сфере образования давно назрела. Об этом, в частности, свидетельствуют серьезные перекосы в структуре профессионального образования: дефицит в подготовке рабочих и специалистов со средним специальным образованием (СПО) при гипертрофированных объемах подготовки специалистов с ВПО, увеличение числа студентов, обучающихся по специальностям, выгодным вузам, и недостаточное количество выпускников, имеющих специальности, действительно необходимые реальной экономике, низкие показатели трудоустройства выпускников и др. Это в полной мере относится и к Санкт-Петербургу, и к сфере туризма. Сегодня в нашем городе специалистов для сферы туризма готовят порядка 30 вузов, около 10 колледжей (техникумов) и не более 10 лицеев (технических училищ). И это в условиях отсутствия квалифицированных кадров для замещения рабочих профессий и должностей среднего персонала в отелях, гостиничных комплексах, большой текучести кадров и низкого качества обслуживания туристов. Причем выпускники колледжей и, особенно, учреждений начального профессионального образования (НПО) отличаются невысокой дисциплиной и общей культурой, низкими навыками коммуникаций. Поэтому растет спрос на выпускников вузов, не имеющих необходимых профессиональных навыков, но зато легко обучаемых и обладающих хотя бы социальными навыками.

В ситуации, когда ВПО переходит на четырехлетний бакалавриат, системе СПО вообще грозит вымирание: какой смысл учиться три года в колледже, если за четыре года можно получить высшее образование?

Все это требует активного участия в решении указанных проблем работодателей, общественных и профессиональных организаций, а также всех ветвей власти.

К чести туриндустрии, вопросы социального партнерства в сфере подготовки кадров здесь решаются намного успешнее, чем в целом по стране. С 2005 г. плодотворно работает Межведомственный экспертный совет по подготовке кадров для сферы туризма, который объединил руководителей ведущих туристических компаний и гостиниц, основных высших и средних специальных учебных заведений, готовящих кадры для туриндустрии. Члены совета приняли участие в разработке ГОС ВПО по специальности (направлению) "Туризм" и активно включились в разработку нового стандарта по гостиничному делу. Сегодня одним из основных сдерживающих факторов в развитии связей между системой образования и работодателями является отсутствие четко сформулированных требований со стороны последних к профессиональному образованию. Первый, кто это сумел сделать – Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО), чью деятельность в этом направлении особо отметило Минобрнауки.

В настоящее время 10 принципиально новых профессиональных стандартов рекомендованы образовательным учреждениям к использованию при разработке ФГОС, учебно-методических материалов, проектировании образовательных программ для всех уровней образования и т.п. На основе этих профессиональных стандартов уже созданы проекты образовательных стандартов для отдельных специальностей в сфере начального и среднего профессионального образования (3).

Ряд мер по взаимодействию Ростуризма и Минобрнауки включен в план мероприятий по реализации "Стратегии развития туризма в РФ на период до 2015 г.".

Вместе с тем, по нашему мнению, становление системы социального партнерства в отраслевом образовании идет очень медленно: даже упоминавшиеся мероприятия по Плану Стратегии развития туризма рассчитаны до 2015 г.

О неразвитости этих связей свидетельствует, в том числе, отсутствие согласованности между Ростуризмом и Рособразованием по проекту ФГОС ВПО по направлению "Гостиничный бизнес", за который дружно ратуют работодатели. Ждать, когда государство в лице соответствующих министерств и ведомств начнет строить эту систему, – значит на долгие годы оставить российское образование практически в прежнем состоянии.

Необходимы инициативы снизу, и в этом плане Балтийская академия туризма и предпринимательства (БАТиП) накопила довольно солидный опыт. Сегодня академия активнейшим образом взаимодействует с работодателями (более 110 партнеров), с Российским союзом туриндустрии (РСТ), Национальной академией туризма (НАТ), ЗакСом, Управлением по туризму Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, торгово-промышленными палатами России и Санкт-Петербурга.

Сейчас есть все основания говорить о том, что на уровне Санкт-Петербурга как субъекта Федерации заложены основы системы социального партнерства в отраслевом образовании, и наша задача – наращивать эту систему, привлекая новых партнеров и расширяя круг решаемых задач.

А начинать надо с формирования культуры общения между работодателями и работниками образования. Опыт зарубежных стран, и в первую очередь Европы, показывает, что налаживание социального партнерства – дело крайне сложное. Великобритании и Германии понадобилось на это 10 лет. Выступая на расширенном заседании Госсовета 8 апреля 2008 г., В.В. Путин сказал о ФГОС: "Я хочу, чтобы это было предметом обсуждения в обществе в целом". Пока до этого очень далеко. Но мы рады тому, что в проекте ФГОС по специальности (направлению) "Туризм" приведены фамилии и должности тех представителей сферы туризма, кто участвовал в разработке и экспертизе этих документов – теперь, по крайней мере, можно отсылать к ним работодателей, недовольных структурой и содержанием подготовки специалистов.

Говоря о реализации новых ФГОС, проектировании образовательных программ, следует отметить необходимость обязательного участия в этом процессе работодателей. Вузовская часть ФГОС также должна формироваться совместно с работодателями с учетом новых профессиональных стандартов и особенностей региональных рынков.

Возвращаясь к основным проблемам становления системы социального партнерства, хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость широкого участия институтов гражданского общества в решении задач модернизации образования в сфере туризма, и в первую очередь путем общественного регулирования образования, т.е. с использованием механизмов общественно-профессиональной аккредитации вузов и образовательных программ, а также публичного оценивания учебных заведений, в котором ведущая роль принадлежит рейтингованию (ранжированию). Мы сожалеем, что еще далеко не все работодатели понимают важную роль рейтинга вузов (половина опрошенных нами работодателей отказались проранжировать вузы города, выпускающие кадры для туриндустрии, из-за нежелания обидеть своих партнеров). Рейтинг в первую очередь нужен работодателям, т.к. позволит им рекрутировать выпускников вузов-лидеров, а также населению, потому что поможет абитуриентам сориентироваться при выборе вуза на основании потребностей рынка труда.

Сегодня нет необходимости ждать, пока Минобрнауки РФ и Ростуризм разработают критерии и начнут внедрять систему рейтинговой оценки профильных вузов (по плану это 2008-
2015 гг.). В БАТиП и НАТ создана модель рейтинга вузов, готовящих специалистов для сферы туризма, и соответствующих специальностей, включающая оценку вуза работодателями. С этой моделью можно ознакомиться в "Вестнике НАТ" № 4 за 2007 г.

В самое ближайшее время НАТ планирует апробировать ее среди вузов, желающих принять участие в эксперименте, с целью дальнейшего ее совершенствования.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Инновационный подход к реформе образования заключается не в том, чтобы система образования подстраивалась под рынок труда, а в том, чтобы она сама являлась источником и инкубатором новых идей, инновационных решений, прорывных технологий. И если с учетом сегодняшних реалий мы вынуждены говорить об ориентации образования на рынок труда, то это лишь программа-минимум. Программа-максимум заключается в создании такой образовательной системы, которая бы задавала векторы инновационного развития экономики и общества, предвосхищала сигналы рынка труда, готовя людей для работы в экономике будущего.

ПЭС 8229/26.09.2008

Примечания
1. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? / Доклад Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации. М. 2007; http://82.179.218.18/temp/2007/12_20_palata.shtml
2. Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Эксперт. 2007. № 32 (573).
3. Бухаров И.А. Профессиональный стандарт: методика, формирование, перспективы // Аккредитация в образовании. 2008. № 22, с. 26-29.

Следить за новостями ИНЭС: