ПО должно войти в пятерку ключевых статей экспорта России

Номер 5-6. Сухой остаток

В наш век роль информационных технологий во всех без исключения сферах деятельности с каждым годом не только многократно возрастает, но и выходит уже на качественно новый уровень. О месте IT в государственной политике и стратегии отечественного бизнеса в интервью журналу «Экономические стратегии» рассказал Максим Викторович Казак, руководитель аналитического агентства CNews Analytics.

Максим Казак
ПО должно войти в пятерку ключевых статей экспорта России

"Экономические стратегии", №05-06-2006, стр. 68-69

В наш век роль информационных технологий (IT) во всех без исключения сферах деятельности с каждым годом не только многократно возрастает, но и выходит уже на качественно новый уровень. О месте IT в государственной политике и стратегии отечественного бизнеса в интервью журналу "Экономические стратегии" рассказал Максим Викторович Казак, руководитель аналитического агентства CNews Analytics.

В России давно и много говорят о необходимости отказа от сырьевой направленности экономики, одним из важных векторов часто называют IT. Как Вы оцениваете политику государства в этом вопросе на протяжении последних лет?

Тенденции в этой области, безусловно, позитивные. Особенно плодотворным в работе Правительства в смысле развития IT стал последний год, когда было принято много серьезных решений. Важно, что упомянутые решения не просто носят декларативный характер, но на практике дают дополнительный стимул для развития предприятий, работающих на данном рынке.

О каких мерах Правительства идет речь?

Прежде всего это программа поддержки экспортеров программного обеспечения (ПО). Посетив Индию несколько лет назад, Президент В.В. Путин воочию убедился в перспективности этого направления для России. Вернувшись, он дал распоряжение стимулировать развитие отрасли. После длительной подготовительной работы в 2006 г. семена, брошенные Президентом, наконец проросли – появился закон о снижении налогового бремени на разработчиков-экспортеров ПО. Также было издано распоряжение о создании федерального агентства, которое должно помогать российским компаниям увеличивать экспорт по этой статье. Чтобы понять, о каких деньгах идет речь, достаточно обратиться к цифрам: экспорт ПО из России в 2005 г. составил около
1 млрд долл., в этом году ожидается, что его рост превысит 1,5 млрд долл. Думаю, что уже в ближайшие годы объем экспорта ПО из России можно будет сравнивать с объемом экспорта вооружений. В то же время важно понимать, что нельзя воспринимать IT только как доходную статью экспорта. В IT заложен огромный потенциал, позволяющий повысить эффективность экономики страны.

Известно, что государство все больше и больше средств тратит на собственную информатизацию. Как Вы оцениваете эти действия властей? Какое место в стратегии российского Правительства занимает сегодня тема повышения эффективности управления за счет использования IT?

Правительство утвердило несколько программных документов, где верно обозначены ориентиры информатизации. Но лишь сейчас госаппарат нащупывает правильные подходы к комплексному развитию и использованию IT. Возможно, это связано с увеличением финансирования данного направления (в 2005 г. государство потратило на закупку компьютеров, ПО и создание IT-систем более 60 млрд руб.), хотя не только. Еще совсем недавно Россия стояла лицом к лицу с проблемами несоизмеримо более важными, чем низкая эффективность государственного администрирования. Речь шла о выживании государства. Со временем роль IT стала постепенно возрастать. Период, когда мы ухитрились набить все шишки "подросткового периода", завершился. Уже тогда экспертам из бизнеса было видно, что при развитии информационных систем чиновники совершают много ошибок: внедрялись системы, которые не увязывались друг с другом, не было никаких общих стандартов, не было единого видения комплексной IT-системы управления в масштабах страны, возникли огромные диспропорции в применении IT в разных субъектах Федерации. Схожие ошибки совершали и сами предприниматели. Тогда все учились. Сегодня все делается системно и быстрее, чем раньше. В то же время темпы перемен часто недостаточно высоки.

Что препятствует полноценному использованию IT в госаппарате?

Главное, что IT делают работу чиновника прозрачной. В этом заинтересованы граждане, высшие руководители страны и регионов, но не заинтересованы сами чиновники. Другое препятствие – бюрократические интриги в органах исполнительной власти, так называемый "ведомственный IT-феодализм", когда чиновники воспринимают базы данных своих ведомств как свои собственные и препятствуют их использованию другими органами управления. Кроме того, на продаже информации часто делают бизнес. Но, пожалуй, главной проблемой остается низкий приоритет развития IT в списке задач высших руководителей Правительства.

У них слишком много других дел, и IT остаются для них чем-то факультативным. К тому же для многих государственных управленцев старшего поколения IT – это что-то абстрактное. Для них это просто компьютеры, которые стоят на столах рядовых сотрудников и служат для решения узких задач. Не все еще осознают, что от правильной работы компьютерных систем сегодня зависит удовлетворение ежедневных потребностей рядовых граждан: получение детских пособий, распределение лекарств для пенсионеров, обеспечение магазинов продуктами. Этот список можно продолжать бесконечно.

IT уже стали критически важной частью инфраструктуры государства, но многие чиновники пока не заметили этого и по-прежнему относятся к компьютерным системам как к проблеме технических специалистов, "компьютерщиков". Именно недооценка значения IT высшими руководителями государства привела к кризису на рынке алкоголя. Поставщики спиртного потеряли более 1 млрд долл. По стране прокатилась волна отравлений. Причина одна – наплевательское отношение руководителей нескольких ведомств к контролю над ходом создания информационной системы учета алкоголя.

Какое место сегодня занимают IT в стратегии российского бизнеса? Каково отношение топ-менеджеров к IT в частных компаниях?

Еще пять лет назад, как сейчас в госсекторе, многие директора отказывались уделять должное внимание развитию корпоративных информационных систем и отдавали эту задачу на откуп "технарям". В условиях ограниченности временных ресурсов руководителя такой подход был отчасти оправдан: рынок рос стремительно, и часто перед бизнесом стояли задачи максимально быстрого роста, географической и продуктовой экспансии. Высокая маржа в условиях экономического бума позволяла закрывать глаза на низкую эффективность организации труда в компании, на слабую отдачу от инвестиций в развитие корпоративных IT. Однако сегодня это привело к необходимости роста затрат: компьютерная техника закупалась не та, ПО было разношерстным и плохо стыковалось между собой, отсутствовала надлежащая система защиты информации, что приводило к прямым или косвенным убыткам от действий недобросовестных сотрудников. Хотя в различных отраслях зависимость от использования IT разная, большинство топ-менеджеров отечественных компаний уже четко осознают, какие грандиозные возможности этот инструмент дает бизнесу, если использовать его правильно. В стратегии банков, страховщиков, розничных сетей и многих других видов бизнеса IT играют роль кровеносной и нервной систем. IT-инфраструктура здесь не просто инструмент, это основа, фундамент всего предприятия. Компании, работающие в сфере услуг, отличаются только качеством сервиса. Говорить о качественном сервисе без использования современных информационных систем нельзя.

В сегменте услуг объяснять необходимость правильной работы с информацией уже не нужно. Тех, кому это было непонятно, более понятливые конкуренты вытеснили с рынка. Но представление о том, что такое "современные IT", постоянно меняется. Системы устаревают очень быстро.

А если говорить об отраслях, которые не связаны со сферой услуг, каково здесь отношение к IT?

В промышленных отраслях в восприятии IT наблюдается значительный дисбаланс. Крупные российские компании, ориентированные на экспорт, озадачились внедрением информационных систем еще в 1990-е гг. Многие металлургические предприятия имели сильные службы автоматизации еще во времена СССР. Благоприятная экспортная конъюнктура способствовала росту инвестиций в IT в этих корпорациях. Сегодня они имеют информационные системы, которые по уровню не уступают лучшим мировым аналогам. На их фоне большинство средних и малых промышленных компаний в России в вопросе IT выглядят удручающе. Прежде всего речь идет о предприятиях машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Компании, работающие в этих отраслях, если и используют современные IT-системы управления ресурсами, то чаще всего только для финансового и кадрового учета, а также для проектирования. В данном случае можно говорить только о первичной информатизации.

Следить за новостями ИНЭС: