Письма читателей

Номер 5. Стратегов осенью считают...


Письма читателей
"Экономические стратегии", 2000, №5, стр. 124

Дроздов Ю.И. "Впередсмотрящие бизнеса" (№4/2000 г.)

Я уверен, что сегодня в России наступает время, когда предприятия должны прекратить тратить огромные суммы на деловую разведку, так как ведущие компании, как правило, диктуют свои условия, которым следуют все остальные. Политические игры в нашей стране отступают на второй план перед "могуществом" клиентской базы, а в потребительской экономике часто слишком пристальное внимание к конкурентам обрекает потенциальных новаторов на судьбу идеологических последователей.

Большинству российских предприятий не достает чувства рынка, которое формируется на основе внимательного отношения к потребителям (часто, к потенциальным потребителям), обобщения их пожеланий, и позволяет принимать адекватные решения. Ранее изучение рынка требовало непосредственного общения с потребителями, что, как правило, было дорогостоящим и сложным занятием. Современные информационные технологии позволяют отказаться от этого. С их помощью можно быстро собрать большой объем информации и обработать данные. Но даже в новой информационной экономике есть вероятность того, что многие менеджеры не услышат мнения потребителя.
Воспитание чувства рынка требует постоянного взаимодействия и обмена информацией между всеми участниками системы создания потребительской стоимости. Оно должно строиться на абсорбции двух типов данных: внутренних, которые помогают адаптировать и развивать бизнес-процессы, и внешних, позволяющих усилить рыночные позиции компании. Отношения с основными поставщиками также помогают компаниям определить стратегические возможности и воспользоваться ими. Вполне вероятно, что неформальное вечернее обсуждение вопросов бизнеса с коллегами или случайное знакомство с одним из клиентов даст управляющему, и предприятию в целом гораздо больше, чем чтение множества внутренних отчетов.

Чувство рынка обусловливает совершенствование бизнес-процессов и структур компании, необходимых для создания дополнительной потребительской стоимости. Этому способствует и систематический контроль за выполнением работ. Возможно сегодня многим российским предприятиям имеет смысл строить свою деятельность в соответствии с жесткой системой, принятой в вооруженных силах США, когда войска на месте анализируют опыт, приобретенный в ходе операции, и извлекают из него уроки. Данные, отражающие результаты такого анализа, передаются центральному координатору, который распространяет их в других подразделениях, имеющих аналогичные задания.

Богдан Меньшов, директор по рекламе компании "ZB mechanics"


 

Следить за новостями ИНЭС: