Голосовой помощник как конкурентная стратегия компании на медицинском рынке

DOI: 10.33917/es-1.193.2024.132-137

Анализируется конкурентная стратегия фармацевтической компании в условиях цифровизации общества. Описано, как голосовой ассистент пациента позволяет компании влиять на разные уровни спроса, получать информацию о паттернах поведения целевой аудитории и увеличивает точки контакта бренда с целевой аудиторией. Подробно представлена технология разработки голосового ассистента для отрасли здравоохранения, а также описаны механизмы влияния на целевую аудиторию.

Источники: 

1. Ковтюх Г.С. Основные тенденции развития фармацевтического рынка в России [Электронный ресурс]. Лечебное дело. 2023. № 2. С. 134–140. DOI 10.24412/2071-5315-2023-12888. EDN GGLUIQ

2. Аржанова К.А. Современные PR-технологии продвижения компании [Электронный ресурс]. Компетентность. 2020. № 5. С. 30–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-prtehnologii-prodvizheniya-kompanii-1

3. Виничук О.Ю. Современные методы продвижения фармацевтических компаний на региональных фармацевтических рынках в условиях цифровизации бизнеса [Электронный ресурс]. Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 3. URL: https://esj.today/PDF/77ECVN323.pdf

4. Prentice С., Loureiro S.M., Guerreiro J. Engaging with intelligent voice assistants for wellbeing and brand attachment // Journal of Brand Management. 2023. No. 30. P. 449–460. 10.1057/ s41262-023-00321-0 Engaging with intelligent voice assistants for wellbeing and brand attachment.

5. McLean G., Osei-Frimpong K., Barhorst J. Alexa, do voice assistants influence consumer brand engagement? — Examining the role of AI powered voice assistants in influencing consumer brand engagement // Journal of Business Research. 2021. No. 124. P. 312–328. 10.1016/j.jbusres.2020.11.045.

6. Зуенкова Ю.А., Богданович С.Т. Beyond the Pill — стратегия маркетинга отношений на фармацевтическом рынке [Электронный ресурс]. Микроэкономика. 2023. № 5. С. 39–47. URL: https://doi.org/10.33917/mic-5.112.2023.39–47

7. Андриянова Е.А. Социальное доверие в медицине: возможности онлайн-коммуникации // Наука как общественное благо: Сб. научных статей Второго международного конгресса Русского общества истории и философии науки. Санкт-Петербург, 27–29 ноября 2020 г. / Санкт-Петербургский государственный университет; Русское общество истории и философии науки. Т. 5. М.: Межрегиональная общественная организация «Русское общество истории и философии науки», 2020. С. 90–93. EDN ZWEESO

Стратегия развития компании жилищно-коммунального хозяйства

DOI: 10.33917/es-1.193.2024.138-143

Рассмотрено состояние жилищно-коммунального хозяйства региона и его отдельных предприятий, определена роль разработки стратегических моделей (конкурентной, адаптированной, ситуационной) их развития. Обращается внимание на необходимость согласования стратегий развития ЖКХ в регионе в целом и конкретных предприятий ЖКХ. Предлагается модель последовательного стратегического развития компаний ЖКХ, выделяются положительные и отрицательные стороны стратегии предприятий ЖКХ, а также внутренние и внешние факторы.

Источники: 

1. Проваленова Н.В. Организационно-экономическое развитие сферы жилищно-коммунальных услуг в малых муниципальных образованиях: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. [Место защиты: Рос. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова]. М., 2018. 293 с.

2. Козлова С.В., Грибанова О.М. Повышение качества государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 4. С. 134–143.

3. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Управленческие аспекты развития социально-экономических систем ЖКХ // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 1(11). С. 51–55.

4. Макарова В.И., Богдашкин Ю.Н., Елисеева И.В. Процесс разработки и реализации стратегии жилищно-коммунального хозяйства страны // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. № 2(3). С. 148–154.

5. Стаханов Д.В. Стратегическое управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) как социально-экономической системой // Вестник Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова. 2014. № 1. С. 108–112.

6. Кемайкин Н.К., Павленков М.Н. Направления развития ЖКХ России [Электронный ресурс]. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 51. С. 21–34. DOI: 10.17223/19988648/51/2

Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России Часть 1

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.94-100

Предложен новый для России нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования РФ, направленный на совершенствование управления реализацией государственной программы «Развитие образования» на период 2018-2025 гг. и национального проекта «Образование» на период 2024-2030 гг. На основе использования методов ранговой корреляции и с учетом действующих сегодня законодательных актов и документов стратегического планирования рассматриваются различные варианты текущей, краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной нормативно-динамической оценки развития образования РФ. Делается вывод о слабой научной обоснованности и низкой результативности государственного стратегического планирования развития образования РФ.

Источники:

1. Афонина И.А., Солдатов Р.В. Стратегический анализ развития образовательной сферы города Москвы в ХХI веке // Микроэкономика. 2021. № 1 (96). С. 88–102.

2. Гуськов Ю.В., Солдатов Р.В. Государственная образовательная политика России в ХХI веке и стратегические перспективы ее дальнейшей реализации // ВЕСТНИК Московского городского педагогического университета. СЕРИЯ «Экономика». 2020. № 4 (26). С. 83–99.

3. Кендалл Морис Дж. Ранговые корреляции

/ пер. с англ., науч. ред. и предисл. Е. М. Четыркина и Р. М. Энтова. М.: Статистика, 1975. 214 с.

4. Ломовцева О.А., Солдатов Р. В. О нормативно-динамическом анализе стратегических целей и задач национального проекта «Образование» // Экономико-управленческий конгресс: сборник статей по материалам Международного научно-практического комплексного мероприятия НИУ «БелГУ», 10–11 ноября 2022 г. / Отв. ред. В. М. Захаров. Белгород. ИД «БелГУ». НИУ «БелГУ», 2022. С. 63–69.

Анализ зарубежного опыта активизации инновационной деятельности на различных уровнях управления экономикой

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.87-93

В научной статье представлен передовой опыт ведущих зарубежных стран по активизации инновационной деятельности. Установлено, что преимущественно организации для развития инноваций используют меры прямой и косвенной поддержки. Показаны принципы активизации и поддержки инновационной деятельности в зарубежных странах, выявлены основные инструменты государственного стимулирования и активизации инновационной деятельности в зарубежных странах.

Analysis of foreign experience of activating innovative activities at various levels of economic management

Сохранение устойчивости окружающей среды: вызовы и решения

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.75-86

В настоящей статье авторами обосновываются понятия устойчивости, стабильности и риска сохранения и развития трех макросред — экономической, демографической и окружающей (природной), исходя из положений международных документов по созданию процессов устойчивого развития в странах. Исследуется уровень загрязнения и степень охраны таких компонентов окружающей среды как поверхностные водные объекты, почва, фауна, флора, земля как территория, и отходы на конкретных примерах их текущего состояния в Российской Федерации и выявляются текущие проблемы сохранения и улучшения экономической, демографической и компонентов окружающей среды. Проводится анализ предложений по охране окружающей среды в проектах Постановлений Правительства Российской Федерации.

Определяются для каждого конкретного примера на основе разработанной модели устойчивости ожидаемые в перспективе риски в экономической, демографической и окружающей средах.

Источники:

1. Концепция устойчивого развития территорий стран Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Нью-Йорк, 1993. Т. 1–3.

2. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата: принят 11 декабря 1997 г. Официальный текст на русском языке // Веб-сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/declconv/conventions/kyoto.shtml

3. Киотский протокол 1997 // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю.С. Осипов. М.: Большая российская энциклопедия, 2004–2017.

4. Парижское соглашение // Веб-сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement

5. Babkin A., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Volume 302, Issue 1.

6. Babkina L., Skotarenko O. Features of the qualimetric approach in regional studies. Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. 2013. № 5. pp. 161–165.

Метод прогнозных сценариев в оценке конкурентоспособности туристских услуг

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.68-74

В научной статье графически отображена экономическая сущность метода прогнозных сценариев в оценке развития конкурентоспособности туристских услуг. Определены целевые (тактические) блоки развития и целевые сценарии развития, основанные на теории четных подмножеств. Разработана матрица альтернативных стратегий и соответствующие сценарии роста туризма мезо экономического уровня: оптимистичный; пессимистичный (оценка рисков) и оптимальный сценарий. 

Источники:

1. Галиуллин И.Р. Инновационные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг: макро, мезоуровень исследования.  / И.Р. Галиуллин И.Р., И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2017. № 6. С. 68-73.

2. Жуковская И.В. Систематизация научных подходов к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг: экономическая сущность, критерии // Микроэкономика. 2020. № 2. С. 29-37.

3. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Леонов Егор Федорович. Санкт-Петербург, 2017.  206 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: ЭКСМО, 2005. С. 542-543.

5. Khusaenov R.R. Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components. International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology. 2020. Vol. 11, №3 (2020). pp. 276-291.

Отраслевые аспекты ценообразования, сегментации и конкуренции на российском рынке цифровых VoD-сервисов

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.55-67

В данной статье исследованы отраслевые аспекты ценообразования, сегментации и конкуренции на российском рынке цифровых VоD-сервисов в современных социально- экономических условиях.  Рассмотрены различные модели ценообразования (монетизации видео), чтобы создать на базе лояльных зрителей успешный VоD-бизнес на основе трех основных форматов: SVоD, TVоD и AVоD. Показано, что российский рынок стриминговых платформ в последние годы набирает популярность и вырос на 44% в 2023 г. по сравнению с 2022 г.

Проанализированы российские онлайн-платформы, которые производят или планируют производить собственный видео-контент и те, кто еще не приступил к съемкам, но выразил желание производить собственный контент. Рассмотрены партнерские отношения онлайн-кинотеатров с экосистемами, операторами связи и другими сервисными компаниями.

Показано, что Россия за последние полтора года продемонстрировала серьезный прорыв в создании альтернативы самому популярному западному видеохостингу.  Rutube уже начал выдерживать нагрузки в 50 миллионов человек и успешно пережил ряд модернизаций цифровой платформы.

Источники:

1. Антонова В.Г., Елисеева Ю.А. Рынок ОТТ-видеосервисов в России: состояние и перспективы развития. Петербургский экономический журнал. 2022. № 1-2. С. 61-66.

2. Асадуллина А.В., Новикова М.Ю. Особенности развития цифровых потоковых сервисов в мире. В книге: Шестая международная конференция «Управление бизнесом в цифровой экономике». Сборник тезисов выступлений. Под общей редакцией И.А. Аренкова и М.К. Ценжарик. Санкт-Петербург, 2023. С. 112-118.          

3. Белоусов Г.Д. Управление стриминговыми кино-платформами в условиях периода коронавируса. Инновации и инвестиции. 2020. № 10. С. 141-145.

Учет специфики типов обрабатываемых данных в анализе образов и позиций рыночных объектов Часть 3. Анализ образов и позиций по факторам нечисловых типов

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.35-54

Рассмотрены вопросы корректного применения математической статистики при обработке результатов маркетинговых исследований с учетом типа полученных данных. Обсуждаются показатели конфигурации образов рыночных объектов (товаров/ торговых марок/ фирм) в пространстве имиджеобразующих факторов номинального и порядкового типа, характеризующие расположение, сформированность и дифференциацию образов. Приведены примеры анализа образов рыночных объектов в пространстве факторов номинального и порядкового типа (как исходных, так и квантифицированных). Рассмотрены возможные выводы о конфигурации образов, обсуждаются практические рекомендации по выбору целевых сегментов и определению оптимальной позиции для товара/ торговой марки/ фирмы.

Информация:

1. Закускин С. В. Учет специфики типов обрабатываемых данных в анализе образов и позиций рыночных объектов. Часть 1. Построение образов по факторам нечисловых типов // Микроэкономика. 2023. № 5. С. 23–38.

2. Закускин С.В. Интеграция маркетинговых коммуникаций на основе анализа потребительских предпочтений // Российское предпринимательство. 2018. Том 19. № 6. С.1913-1937.

3. Закускин С.В. Анализ потребительских идеалов в имиджеобразующем пространстве: построение идеальных образов // Микроэкономика. 2021. №3. С.22-31.

4. Закускин С.В. Анализ сформированности рыночных образов // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 6. С. 1115-1136.

5. Закускин С.В. Анализ дифференциации рыночных образов // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 7. С. 1447-1466.

6. Закускин С.В. Нетривиальные результаты описательной статистики в маркетинговых исследованиях // Российское предпринимательство. 2018. Том 19. № 12. С.4041-4064.

7. Закускин С.В. Оценка относительной и абсолютной привлекательности сегментов целевой группы // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2020. № 2. С.92-102.

Новые подходы в постановке и решении фундаментальных вопросов экономики в век цифрового бизнеса

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.25-34

В статье приведен генезис методологии исследования понятийно-категориального аппарата микроэкономики как науки до и после ее отделения от политической экономии. Показано как в недрах традиционной неоклассики идет формирование новых особенностей экономического анализа, основанного на концепции бизнеса платформенного типа – нерелевантности географического положения первичных звеньев и экономии на масштабе спроса. На основе теоретического исследования платформенной бизнес-модели, обосновано проявление базовой категории – цифровой собственности. Исходя из сложившихся социально-экономических процессов, в условиях которых поведение потребителя находится в зависимости от значимости цифровых платформ, объяснена необходимость исследования потребительской культуры. Сделан вывод, что платформенный бизнес, формирующий новую потребительскую культуру, позволяет по-новому пересмотреть траекторию постановки и решения фундаментальных вопросов экономики.

Источники: 

1. Арутюнова Г.И., Султыгова А.А. Микроэкономика в вопросах, тестах, задачах и кейс-задачах, ситуациях, интернет-заданиях. Москва: МАДИ, 2014.

2. Арутюнова Г.И., Султыгова А.А. Экономическая теория в схемах, таблицах и графиках. Часть 1. Микроэкономика: учеб. пособие. Москва: МАДИ, 2014. 64 с.

3. Кунцман М.В., Султыгова А.А.  Теоретические представления и методологические подходы к пониманию теории производства и анализа затрат в условиях цифровизации в микроэкономике // Микроэкономика. 2022. № 5. С. 62-68.

4. Ванин А. Динамика роста продаж [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/analysis/article-200298460?ysclid=lpca86zpya83839132

5. Грабова О.Н., Суглобов А.Е.  Цифровая собственность и новые экономические отношения // Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2019. №23(6). С. 50-62.

Технологическое и духовное развитие: взаимная детерминация?

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.11-24

В статье рассматривается возможная связь между технологическим и духовным развитием, то есть, фактически меду экономическими и неэкономическими факторами развития. Целью исследования является выявление возможностей современной теории технологического развития объяснить эффект отставания в развития технологий с учетом фактора духовного развития, а также рассмотреть взаимное влияние двух видов развития. Методологию исследования составляет теория технологических укладов, подходы в области анализа технологического выбора, а также метод сравнительного анализа. Общим результатом выступает полученное положение о том, что объяснять снижение уровня духовного развития возрастанием уровня технологического развития не представляется возможным.  Получена схема долгосрочного институционального цикла развития – кругооборота институциональных форм организации жизни на базе оценки неэкономических факторов согласно древнекитайскому философу Сыма Цяну. Она отражает смену предпочтений в агентских отношениях вне связи с технологическим развитием и показывает детерминацию иных факторов духовного развития. Приведенные примеры, в частности, нацистской, донацистской и постнацистской Германии также выступают аргументом не справедливости, обратной детерминации технологического и духовного развития. Выдвинуто положение, что оба вида развития все-таки детерминируют одно другое, то есть показывают положительную связь, а возможные регрессионные проявления могут иметь природу, не связанную с источниками развития технологий. Получен общий вывод о том, что исследования, якобы выявляющие парадокс отставания, связанный с разностью во времени духовного кризиса для различных стран несостоятельны по многим выявленным в исследовании ошибкам интерпретации и схематичного представления технологической и духовной эволюции. Возникает «псевдопарадокс», а подлинная проблема отставания сводится к фиксации и возникающей зависимости на уровне технологий и институционально-организационных структур, причем, не позволяющая преодолеть это отставание.