Осмысленное саморегулирование

Номер 2. Стартовый импульс

Один из основоположников оценки в современной России, вице-президент Российской коллегии оценщиков Владимир Викторович Кругликов, отвечая на вопросы директора «ЭС» по связям с общественностью Олеси Ткаченко, рассказывает о том, как видит эта ассоциация реализацию своего профессионального, творческого и инновационного потенциала в условиях нового Закона об оценке.

Владимир Кругликов
Осмысленное саморегулирование
"Экономические стратегии", №02-2007, стр. 134-139

Российская коллегия оценщиков (РКО), одна из крупнейших в России саморегулируемых организаций, за 10 лет своего существования стала неотъемлемой и наиболее яркой составляющей российского оценочного пространства. РКО давно завоевала авторитет у российских участников рынка оценки, а в последние годы состоялось и ее широкое международное признание. Регулярные инициативы по развитию оценочной деятельности, эффективный диалог с потребителями, приверженность непрерывному росту качества оценочных услуг, прямое членство в ведущих международных оценочных ассоциациях раскрывает смысл этого объединения, емко сформулированный в миссии РКО – СОЗДАНИЕ ЗДОРОВОЙ СРЕДЫ ОЦЕНКИ.
Действительно, профессиональный, творческий и инновационный потенциал РКО высок. Как видит эта ассоциация его реализацию в условиях нового Закона об оценке, рассказывает один из основоположников оценочной деятельности в современной России, вице-президент Российской коллегии оценщиков Владимир Викторович Кругликов, отвечая на вопросы директора "ЭС" по связям с общественностью Олеси Ткаченко.

Владимир Викторович, каково Ваше отношение к саморегулированию оценочной деятельности, установленному одноименным законом?

Саморегулирование должно развивать, а не убивать оценку в России. К сожалению, закон, принятый летом 2006 г., больше тяготеет ко второму, чем к первому.

Стержень ответственного и конкурентоспособного развития российской оценки – современные оценочные организации. Закон выбросил их из числа субъектов оценочной деятельности, хотя реальными, наиболее востребованными участниками рынка не только были и остались, а всегда будут именно они. В этом логика естественного развития рынка оценки. Это понимаем не только мы, но и подавляющее большинство потребителей. Что можно сказать о попирающем логику законе, который не просто не учитывает важных аспектов оценочной деятельности, а выбивает ее стержень? Только одно – закон прямо направлен против интересов отечественных производителей и потребителей оценки. Закон об оценке объективно нуждается в изменении, но исключать его исполнение тоже нельзя. При этом для нас, практиков, участников рынка, невозможно выработать управленчески грамотные и профессионально эффективные решения по исполнению закона без его честной, компетентной и трезвой оценки.
Не будем друг другу лгать! Закон, вводящий коренные перемены в отрасли, писался и принимался в чрезвычайной спешке, на скорую руку. За ним нет ни верной правовой позиции, ни серьезного теоретического обоснования, ни опоры на глубокий анализ практики с фактами и цифрами (только и приходится постоянно слышать ссылки на мнение каких-то загадочных "экспертов", фамилии и имена которых не разглашаются, а в письменном виде их "экспертные заключения" не предоставляются).

Да и нет ничего за этим законом, кроме умозрительных идей одного человека. Результат такого писания закона налицо. Закон концептуально ошибочен, содержит в себе массу грубых противоречий с гражданским и трудовым законодательством, внутренне нелогичен и противоречив. Уверен, что компетентные и весьма авторитетные юристы еще не раз и не два выскажутся по этому поводу. Приведу лишь один пример полного отсутствия логики в законе. Как можно выйти из такого заколдованного круга: рассмотрение образовательных программ образовательных учреждений и рекомендацию их к утверждению осуществляет Национальный совет по оценочной деятельности; при этом Национальный совет образуют саморегулируемые организации оценщиков; сперва же саморегулируемые организации оценщиков нового формата надо создать, укомплектовав их необходимым числом оценщиков; однако для вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков физическое лицо должно представить документ об образовании, подтверждающий получение знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами, которые должен сначала рассмотреть и рекомендовать к утверждению Национальный совет; при этом утверждение (а не как раньше – согласование) программ осуществляется уполномоченными федеральными органами власти в порядке, установленном ни много ни мало Правительством Российской Федерации? Вы поймите, проблема даже не в том, что закон нечаянно совершил революцию в образовании оценщиков и сегодня в стране нет ни одного человека, удовлетворяющего его требованиям. Закон написан так абсурдно и с таким нарушением элементарных правил логики, что если его в корне не поменять, то ни одного оценщика, соответствующего его требованиям в части образования, не появится никогда! Это только один пример, таких "сюрпризов" в законе масса. Мало того что закон в корне ошибочен, так в нем еще масса таких деталей, которые вводят в ступор рынок оценки. Конечно, если смотреть на закон с позиции его исполнения участием в Национальном совете, то ничего этого не заметно и можно даже поддержать и закон, и далекого от оценки законодателя. Однако если смотреть на закон с позиции интересов развития рынка, не на словах, а на деле защищая профессию, с позиции его практического исполнения участниками рынка, то и "сюрпризы" становятся очевидны, и о поддержке не может быть и речи.

Если рынок готов к саморегулированию, то кто, как не участники рынка и саморегулируемые организации, должны принимать самое активное участие в подготовке изменений в законодательстве? Расхлебывать все это теперь не писателям, а нам – участникам рынка.

Как Российская коллегия оценщиков видит свое исполнение такого закона?

Как я уже сказал, необходимость исполнения Закона об оценке исключать нельзя. Очевидно, исполнение по духу ошибочного и оторванного от жизни закона не только крайне рискованно и пагубно, но и стратегически бесперспективно. При этом, безусловно, закон должен быть исполнен по букве и его нарушения недопустимы. Российская коллегия оценщиков (РКО) еще до окончательного принятия закона поставила перед собой задачу осмысленного его исполнения. Такого исполнения, которое обеспечивает реальное развитие оценочной деятельности, максимально смягчает негативные последствия закона и снимает его многочисленные прямые противоречия.

В случае буквального исполнения закон не только не защищает интересы оценочных организаций и потребителей оценки, а создает им массу проблем. Системная защита интересов оценочных организаций и потребителей оценочных услуг в условиях нового закона – важнейший стратегический приоритет РКО. С этой целью РКО создала Саморегулируемую организацию Российской коллегии оценщиков – СРО РКО. Концептуально СРО РКО – это саморегулируемая организация оценщиков – работников оценочных компаний – членов РКО. Каждый оценщик вправе сделать свой выбор – работать в режиме частной практики или по трудовому соглашению в юридическом лице. СРО РКО – это организация для оценщиков, выбравших второй путь; членство частнопрактикующих оценщиков в СРО РКО не предполагается.

Нельзя не отметить, что РКО построила свою работу по созданию саморегулируемой организации максимально прагматично и четко. Строго руководствуясь статьей 23 Закона об оценочной деятельности, которая устанавливает порядок включения некоммерческих организаций в единый государственный реестр саморегулируемых организаций, РКО к концу 2006 г. разработала все необходимые для получения статуса саморегулируемой организации документы; все они были рассмотрены и утверждены СРО РКО. Во всех документах СРО РКО последовательно и целостно реализуется сформированная нами модель саморегулирования. Эта модель восполняет многие недостатки закона в той мере, в какой это возможно; модель сбалансирована и направлена на гармонизацию интересов работников (оценщиков) – работодателей (оценочных фирм) – заказчиков. СРО РКО не только объединяет оценщиков – работников оценочных организаций, но и представляет комфортный и понятный интерфейс работодателям – членам РКО и потребителям оценки. Для работодателя понятно и прозрачно, что происходит с оценщиками, вступившими в СРО РКО, ему также понятно, что СРО РКО – его надежный партнер. Модель построена таким образом, чтобы исключить неопределенность ответственности перед потребителем оценки и выстроить слаженные трудовые отношения внутри оценочных компаний. Именно поэтому без рекомендации работодателя (члена РКО) невозможно не только вступление, но и членство оценщика (работника) в СРО РКО. Такая модель имеет ряд очевидных преимуществ: снимаются критические противоречия между гражданским, трудовым законодательством и Законом об оценочной деятельности, чреватые серьезными рисками и потерей рынка; обеспечивается единство ответственности перед заказчиком оценки; создаются нормальные, естественные отношения между работодателем и работниками.
Таким образом, сегодня Российская коллегия оценщиков выбрала осмысленное вхождение в навязанное саморегулирование.

Что Вы можете сказать о внутреннем развитии Российской коллегии оценщиков? Что является самым важным для Вашей ассоциации?

Развитие РКО динамично и многогранно. Остановлюсь на шести основных направлениях: стандартизация оценки, работа с потребителями, контроль качества отчетов об оценке, образовательная подготовка оценщиков, информатизация в области оценочной деятельности, региональное развитие.

Если возможно, давайте начнем со стандартизации оценочной деятельности.

Проблема стандартизации оценочной деятельности имеет несколько аспектов. Первый – Федеральные стандарты. В условиях госрегулирования их должно разрабатывать государство, в условиях саморегулирования их должны разрабатывать Национальный совет и СРО. По духу и по смыслу это совершенно иная стандартизация, нежели та, которую осуществляло государство. Она динамична, открыта и ориентирована на постоянное совершенствование в соответствии с быстро меняющимися условиями осуществления оценочной деятельности, достижениями науки и проблемами практики оценки. Государство утвердило стандарты оценки в 2001 г., и это был важный знаковый шаг в развитии оценочной деятельности. Однако за шесть лет в них не внесли ни одного изменения, между тем как об острой необходимости таких изменений кто только не говорил. Если у государства есть возможности в области стандартизации оценки, то не "новые вина нужно вливать в старые мехи" – пытаться наполнить новым содержанием отжившие институциональные формы, а отдать долги оценщикам – внести давно перезревшие изменения в 519-е постановление Правительства. Например, предоставить наконец оценщикам право использовать для оценки не только цены сделок, но и цены предложения. За одно это все участники рынка скажут огромное спасибо. Странно разрабатывать новое, не исправив старое.

Второй аспект – в условиях глобализации рынков и вступления России в ВТО Федеральные стандарты оценки должны разрабатываться на основе Международных стандартов. Российская коллегия оценщиков является членом всех без исключения международных организаций, которые занимаются разработкой Международных и наднациональных стандартов оценки. Это Международный комитет по стандартам оценки имущества (IVSC), разрабатывающий Международные стандарты оценки (IVS), Европейская группа Ассоциации оценщиков (TEGoVA), создающая Европейские стандарты оценки (EVS), Международная ассоциация налоговых оценщиков (IAAO), занимающаяся стандартизацией массовой оценки. Кроме того, Российская коллегия оценщиков наладила эффективный диалог и взаимодействие с ведущими национальными ассоциациями оценочной деятельности, разрабатывающими интересные национальные стандарты, в том числе с Фондом оценки США. Практический опыт показывает, что только прямое членство в международных организациях дает возможность реально понять суть вопросов международной стандартизации оценки. Эпизодический диалог в этих вопросах не дает практически ничего. Членство в этих организациях дает нам возможность непосредственно участвовать в разработке упомянутых стандартов, позволяет быть в курсе новейших тенденций в стандартизации оценочной деятельности и тем самым создает объективную основу создания российских конкурентоспособных стандартов оценки.

Третье: уровень развития оценочной деятельности в Российской Федерации позволяет нам не только осмысленно использовать международный опыт, но и активнее участвовать в разработке Международных и наднациональных стандартов, инициировать их совершенствование. Мы считаем это направление приоритетным в деятельности Российской коллегии оценщиков.

И, наконец, четвертое. Важную роль играет стандартизация на уровне СРО. Я бы хотел отметить, что мы сегодня приняли ряд стандартов РКО и СРО РКО и планируем развивать эту систему. Прежде всего был принят базовый стандарт, так сказать стандарт для написания стандартов, и мы убедились в правильности избранного пути. Решив общие вопросы, мы не сталкиваемся с проблемами в частных.

Таким образом, сегодня РКО сформировало передовую систему стандартизации оценки. В этой системе увязаны между собой такие ее важнейшие аспекты, как активное участие в международных вопросах стандартизации оценки; гармонизация российских стандартов с Международными; реализация инициатив наших членов, в том числе из регионов России, по стандартизации того или иного практического направления оценки; ориентация в стандартах на нужды и запросы потребителей оценки. Все это комплексно увязывается в единую целостную систему стандартизации Российской коллегии оценщиков.

В чем состоит значимость и суть упомянутого Вами диалога РКО с потребителями оценочных услуг?

Постоянный активный диалог с потребителями оценочных услуг – это важнейшая составляющая жизни РКО. Только в рамках такого диалога можно понять реальные нужды и потребности заказчиков оценки и определить актуальные направления развития оценочной деятельности. Более того, РКО принципиально занимает дружественную и ответственную позицию по отношению к потребителям, именно поэтому отношения с ними формализуются в соглашениях о сотрудничестве, а также в их членстве в Наблюдательном совете РКО. Отметим, что Наблюдательный совет занимает очень важное место в системе управления РКО, и потребители, таким образом, получают не декларативную, а реальную возможность защиты своих прав и интересов в системе РКО. Ответственный подход позволяет нам на деле выстраивать сбалансированные, долгосрочные отношения между потребителями оценки и ее производителями (оценщиками). Примечательно, что уровень представительности Наблюдательного совета РКО очень высок – в его состав вошли крупнейшие российские потребители оценки: РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ОАО "РЖД", Департамент имущества г. Москвы, а также наиболее авторитетное объединение потребителей оценки – Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Не могу не отметить работу, которая ведется с банковским сектором. Банки – это своеобразные потребители услуг, они в наибольшей степени заинтересованы в достоверной и качественной оценке стоимости, которая не только не создает, но и минимизирует все возможные финансовые риски. Специально для работы в этом секторе РКО создан Комитет по работе с финансово-кредитными организациями, возглавляемый членом правления М.Ю. Васениным. С целым рядом банков, включая ВТБ 24, РКО подписала соглашения. Сегодня выстраивается комплексная линейка продуктов РКО для банковского сектора. В 2007 г. будут подписаны новые соглашения, которые расширят и углубят это сотрудничество. В целом реализация прав саморегулируемой организации с учетом нужд потребителей – это приоритет РКО и залог стратегически успешного развития саморегулирования и рынка оценки.

Как в Российской коллегии оценщиков выглядит система контроля качества отчетов об оценке?

Сегодня в Российской коллегии оценщиков наработан огромный уникальный опыт экспертизы отчетов об оценке. Экспертный совет РКО – первый специализированный орган в России по экспертизе оценочных работ, образованный в 1999 г. За восемь лет он выполнил более тысячи самых разных экспертиз для таких заказчиков, как "Газпром", РАО ЕЭС, Росимущество, "Лукойл", Департамент имущества города Москвы, Роснедвижимость. 95% экспертиз, которые проходят через "Газпром", выполняются экспертным советом Российской коллегии оценщиков. При этом ядро экспертного совета РКО – его президиум: В.Б. Шепелев (председатель экспертного совета), А.С. Иванов, Ю.В. Школьников, А.Ю. Кориневский, С.В. Качаев. Это коллектив единомышленников, обладающий глубочайшими теоретическими знаниями и широким практическим опытом. Сегодня экспертный совет РКО – это не один человек, а целостная структура.

В его составе – более ста специально подготовленных экспертов.

На рынке приходится, к сожалению, наблюдать, как экспертиза порой выступает в качестве инструмента недобросовестной конкуренции со стороны тех, кто ее проводит. В отличие от этого экспертный совет РКО ориентирован на системную работу, которая минимизирует субъективный фактор в экспертизе отчетов об оценке: экспертом может стать только специалист, прошедший специальное обучение и успешно сдавший экзамен; деятельность эксперта четко регламентирована; у него всегда есть оппонент; все спорные вопросы рассматриваются коллегиально – президиумом экспертного совета РКО. Такая система доказала свою работоспособность и востребована рынком. Перспектива развития экспертного совета – как постоянное совершенствование экспертной деятельности, так и распространение его опыта в регионах. Мы стремимся не только обучать специалистов, но и сформировать в регионах структуры, которые смогут выполнять экспертизу.

А как Вы можете охарактеризовать уровень подготовки, профессиональный потенциал следующего поколения оценщиков?

Мы крайне заинтересованы в квалифицированных кадрах и оцениваем уровень подготовки специалистов в нашей отрасли с позиции потребителей – работодателей.
С большим сожалением приходится констатировать повсеместный и крайне невысокий уровень профессиональной подготовки оценщиков. Квалификация кадров, выпускаемых нашими вузами, причем как в регионах, так и в столице, неудовлетворительна (нельзя даже сказать, что есть исключения из столь безрадостной картины). Минимальный объем обучения оценщиков предполагает освоение курса объемом более восьмисот часов. Это немало. Однако даже за столь продолжительный курс у выпускников не формируется ни нормальная теоретическая база, ни адекватные практические навыки. Повсеместный характер преподавания оценки реферативен.

Поэтому работодателю приходится годами растить уже обученных специалистов, доводя их профессионализм до необходимого уровня. Фундаментальная причина проблем в сфере образования кроется в отсутствии научной школы оценки в России. За те 14 лет, что в образовательных учреждениях ведется подготовка оценщиков, такая школа, к сожалению, не была создана, несмотря на то что сегмент рынка, связанный с подготовкой оценщиков, является коммерчески привлекательным и финансово успешным. На наш взгляд, ресурсы в вузах имеются, а необходимой работы в этом направлении не ведется. Позиция РКО в вопросе сотрудничества с образовательными структурами естественна и понятна. Мы изначально создавались не как продолжение какой-либо образовательной структуры, поэтому не заинтересованы в лоббировании и создании исключительных условий какой-либо из них. Монополизм и качество образовательных услуг – вещи несовместимые. Наша задача – защитить интересы работодателей, непосредственных потребителей услуг образовательных учреждений. Сегодня интерес к Российской коллегии оценщиков со стороны образовательных структур чрезвычайно высок. С нами будут работать лучшие по качеству и оптимальные по цене. Говоря о вопросах образования, хотел бы отметить интересный проект Научного совета Российской коллегии оценщиков, возглавляемый Б.Е. Лужанским. Он связан с научной сертификацией РКО методических и научных разработок в области оценки. Это первый подобный проект в России. Сегодня, особенно в случае судебных споров, методические разработки, способы, приемы, созданные оценщиками, нуждаются в независимом авторитетном подтверждении их правильности. РКО предоставляет такую возможность.

Какова ситуация с информатизацией в области оценочной деятельности?

Информационные технологии и информационное обеспечение – важнейшие факторы развития оценочной деятельности. Что касается нашей организации, то информационное обеспечение всегда являлось приоритетом РКО: уже в течение пяти лет реализуется проект по созданию общего информационного ресурса – базы данных MarketPrice. Более масштабному решению этого вопроса мешает недостаточная консолидированность оценщиков в границах ранее существовавших ассоциаций. Думаю, что в рамках СРО он будет решен гораздо успешнее. По крайней мере, я уверен, что РКО уделяла и будет уделять ему первостепенное значение. Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить консорциум российских компаний – членов РКО: ГКР, "Мок-Центр", Центр анализа рынков недвижимости – с победой в международном конкурсе Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) на создание общероссийской системы мониторинга рынка недвижимости. Имейте в виду: у них были авторитетные зарубежные соперники. Однако предложенные членами РКО методики и технический проект создания общероссийской системы были оценены международными экспертами как наилучшие. Мы рады, что победу одержали именно российские оценщики. Думаю, что их разработка выведет на новый качественный уровень информационное обеспечение как оборота рынка недвижимости, так и оценки недвижимости. Рынки недвижимости локальны, собрать и консолидировать информацию о них – это задача государственной важности, для решения которой нужно объединять усилия государства и саморегулируемых организаций.

Известно, что Российская коллегия оценщиков объединяет в своем лице множество региональных ассоциаций. Какова модель регионального управления РКО? Как выстроены отношения с ее региональными членами?

РКО сознательно выбрала для работы в регионах модель, которая предполагает разумное соотношение централизации и децентрализации, позволяющее сочетать очевидные плюсы общероссийской консолидированности и очевидные плюсы региональной адаптированности. Поэтому мы давно и сознательно отказались от создания филиалов и представительств как приоритетной формы работы РКО в регионах (сегодня эта форма используется нами или в качестве начальной, или в регионах, где мало оценщиков).

Мы делаем упор на структурированные объединения членов РКО на местах. Страна у нас огромная, каждый регион специфичен, деятельность саморегулируемых организаций финансируется не из бюджета, а за счет их членов. Поэтому сплошная централизация и унитарность саморегулирования не только финансово неэффективна, но и стратегически бесперспективна. Саморегулирование в масштабах России может состояться только тогда, когда будет самоорганизация в регионах. В то же время критически важны единство принципов и общность подходов.

Полагаю, что баланс общероссийской консолидированности и региональной адаптированности был найден РКО. Показательно, что наша модель оказалась притягательной для многих региональных ассоциаций оценщиков, даже для тех, что возникли раньше РКО. Сегодня Северо-Западное общество оценщиков, Ростовская ассоциация оценщиков, Московская областная коллегия оценщиков и консультантов, Саморегулируемая организация независимых оценщиков Тамбовщины, Удмуртское общество оценщиков и многие другие уже интегрировались в систему РКО.

Наши члены в регионах не ждут команд из Москвы. Выстраивают структуру, налаживают диалог с региональной властью и потребителями, консолидируют оценщиков, эффективно отстаивают их интересы в своем регионе.

В чем концептуальные преимущества Российской коллегии оценщиков?

РКО как объединение оценочных компаний возникло не конъюнктурно – под задачу перехода к обязательному саморегулированию, а десять лет назад, когда даже идеи законодательного саморегулирования не существовало. РКО возникло естественным путем, по инициативе, созревшей из жизни участников рынка, которые понимают его проблемы, возможности, перспективы развития и на собственном опыте прочувствовали и осознали, что для рынка хорошо, а что – плохо. Корни РКО, ее генетическая основа определяют логику развития РКО. Если Вы действительно хотите понять позицию РКО в том или ином вопросе, вспомните о том, какие у нее корни, и все встанет на свои места. Именно этим объясняется отношение Российской коллегии оценщиков к закону об оценочной деятельности. Мы уверены, что нашего профессионализма, творческой и инновационной энергии более чем достаточно, чтобы исполнить существующий закон не по духу, а в интересах развития оценочной деятельности.


   Полетаев Андрей Александрович – член правления, председатель комитета по международному сотрудничеству РКО:
Если всего лишь 15 лет назад первые российские оценщики начинали постигать азы своей деятельности на семинарах, организованных зарубежными специалистами, то сегодня они сами уже готовы делиться опытом с зарубежными коллегами. И этот опыт востребован. В конце апреля впервые в России в Санкт-Петербурге будет проведена Генеральная ассамблея Европейской группы ассоциаций оценщиков (TEGoVA), организуемая совместно Российской коллегией оценщиков и Российским обществом оценщиков. Примечательно, что в канун перехода на саморегулирование, одним из краеугольных камней которого является принятие стандартов, основанных на Международных стандартах оценки, авторитетная международная организация TEGoVA – разработчик Европейских стандартов – впервые проводит свой форум в России. Кроме того, в ходе ассамблеи и приуроченной к ней конференции не меньшее значение будет иметь и возможность обмена европейским и российским опытом в сфере образования и сертификации оценщиков.

Следить за новостями ИНЭС: