Офис без проводов — когда миф станет реальностью?

Номер 5-6. Обескураживающая простота

Материал представляет собой глубокий анализ рынка широкополосного беспроводного доступа в Интернет.

Александр Рекс
Офис без проводов – когда миф станет реальностью?

"Экономические стратегии", №05-06-2007, стр. 106-110

Рекс Александр Павлович — независимый аналитик рынка телекоммуникаций.

Ни для кого не секрет, что беспроводные технологии меняют характер коммуникации – как в среде простых пользователей, так и в корпоративном секторе. Однако если для розничных сегментов переход на беспроводные решения сопряжен лишь с финансовыми издержками, то в корпоративном секторе одних дополнительных затрат недостаточно.

Переход на беспроводные технологии связан с целым комплексом издержек, многие из которых оказывают ключевое влияние на философию и стратегию IT-департаментов компаний в целом.

К тому же, как показало недавнее исследование, корпоративный сектор пока не готов к переходу на новые технологии.

Беспроводные телекоммуникации для корпораций – тренд или игрушка?

Сегодня рынок широкополосного беспроводного доступа (ШБД) в России составляют несколько технологий. Наряду с pre-WiMAX/WiMAX-технологиями это Wi-Fi, а также технологии сотовой связи CDMA 1x EV-DO и HSDPA. Вообще эволюционная цепочка ШБД выглядит так: GSM – WCDMA – HSDPA – HSUPA – LTE; CDMA – CDMA1x – EV-DO Rev.0 – EV-DO Rev.A – EV-DO Rev.B – EV-DO Rev.C и 802 – 802.11x (Wi-Fi) – 802.16a – 802.16d – 802.16e.

Факт: беспроводный широкополосный доступ, несмотря на очевидные преимущества для корпораций – не нужно "тянуть" провода, можно быть "не привязанным" к рабочему месту, в конце концов, сотрудников можно отправить работать домой, – пока не находит понимания в корпорациях: по состоянию на сентябрь 2007 г. беспроводными решениями пользуются менее 5 тыс. организаций по России. Причин тому несколько.

Во-первых, беспроводность, как иной принцип организации труда, конфликтует с традиционными подходами и пока не стала катализатором пересмотра этих принципов.

Во-вторых, беспроводные решения проигрывают традиционным по скорости, и это останется одним из наиболее уязвимых и критичных факторов. Требования приложений растут, что диктует рост скоростей передачи данных. Проводные скорости растут быстрее и дешевле беспроводных. Так, сегодня корпоративные клиенты все чаще требуют подключений со скоростью 100 Мбит/с. Бизнес-центры премиальных классов (причем не только в двух столицах) подключаются со скоростью не менее 10 Мбит/с. Проводные технологии уже позволяют подключать и с гигабитными скоростями (ограничения накладывает инфраструктура отдельных операторов). Беспроводные решения пока что не успевают за такими скоростями. И, скорее всего, эта гонка бесконечна.

В-третьих, несмотря на развитие ШБД, до сих пор, например, нет сертифицированных стандартов. Так, уход от приставки pre- в технологии WiMAX происходит только сейчас. Задержка в появлении оборудования окажет влияние на темпы перехода корпоративного сектора на беспроводные широкополосные решения. Так, по данным Intel, поддержка технологии WiMAX начнет реализовываться в ноутбуках только в этом году и лишь к концу 2008 г. половина всех проданных в мире портативных компьютеров смогут работать в сетях WiMAX без дополнительного "железа".

Вообще, тема сертифицированного оборудования – одна из наиболее чувствительных для корпораций, которые должны обладать возможностью выбирать оборудование тех производителей, которые являются стандартом для IT-стратегии (это касается крупных корпораций), или могут быть свободно заменены на аналоги и/или более дешевые/дорогие модели. Пока всего этого нет, в результате широкополосный доступ в первые годы своей жизни играет в корпоративном секторе роль нишевого решения.

"Заграница нам поможет"?

Как обычно, все тенденции приходят к нам с Запада. Что происходит там? Оказывается, мнения аналитиков, прогнозировавших начало эры беспроводности еще в 2005 г., корректируются, причем даже не из года в год, а из месяца в месяц. Ни один из прогнозов аналитиков не сбылся. Причем ни по США/Европе, ни по России.

Northern Sky Research (отчет опубликован в июле 2005 г.)

  • 2007 г.: количество пользователей WiMAX – более 1,5 млн человек.
  • 2008 г.: ожидается настоящий бум. Количество пользователей более чем в два раза превысит предыдущий показатель и составит 4 млн человек.
  • 2010 г.: общее количество пользователей широкополосного беспроводного доступа (ШБД) достигнет отметки в 12,5 млн.

iKS-Consulting (результаты I полугодия 2006 г. и прогнозы до 2010 г.; отчет опубликован в августе 2006 г.)

Аналитики iKS-консалтинг ожидают, что в 2006 г. рынок беспроводного доступа продолжит рост на уровне, превышающем 60%, и к концу года достигнет 80 млн долл. Доля широкополосного беспроводного доступа в интернет-рынке в целом вырастет почти на 1% и приблизится к 6%. В 2007-2008 гг. ожидается дальнейшее увеличение удельного веса ШБД.

Semico Research Corp. (отчет опубликован в октябре 2006 г.)

Согласно маркетинговому исследованию компании Semico Research Corp., годовой оборот рынка WiMAX может увеличиться с 21,6 млн долл. в 2005 г., до 3,3 млрд долл. уже к 2010 г. Т.е. темпы ежегодного увеличения рынка будут составлять невероятные 270%. Обычно цифры такого порядка в экономике не встречаются, а традиционные отрасли довольствуются ростом в 3-8% в год.

Jupiter Research (отчет опубликован в мае 2006 г.)

  • 2006 г.: оборот на рынке оборудования для Fixed WiMAX – 597 млн долл.
  • 2011 г.: ожидается, что оборот на рынке вырастет до 1,4 млрд долл., а доля Fixed WiMAX услуг займет 11% всего рынка беспроводных технологий.

И последний прогноз.

Maravedis Inc. (отчет А.В. Мироненко и управляющего Адлейн Фелла)

  • 2005 г.: оборот на российском рынке оборудования для WiMAX на уровне 27 млн долл.
  • 2006 г.: этот показатель составит 45-50 млн долл.
  • 2010 г.: он достигнет величины 365 млн долл., а количество частных и корпоративных абонентов будет на уровне 867 тыс.

Вывод неутешителен: даже если учесть разные методики определения трендов развития ШБД, приходится констатировать, что ни один из отчетов аналитиков всемирно известных специализированных исследовательских компаний не имеет ничего общего с реальностью. Почему? Вопрос остается открытым.

Один из немногих общих выводов, который есть в ряде исследований, – продвижение в массы WiMAX и других беспроводных широкополосных решений примет форму взрывного роста, после того как пройдет испытание в корпоративном секторе. При этом корпоративный сектор по всему миру показывает наиболее низкие показатели развития направления.
Один из выводов российских аналитиков: WiMAX – изначально розничная технология, решающая в первой фазе своего развития проблему последней мили в труднодоступных для "оптики" зонах. Поэтому подход к анализу динамики "сначала корпоративный сектор, а с удешевлением технологии – конечные пользователи", как показывает практика, не вполне корректен.

Российская тенденция

По словам аналитика ComNews Research Т.М. Судаковой, "в России операторы беспроводного широкополосного Интернета сегодня обслуживают чуть более 2 млн абонентов". Но это все технологии. Если присмотреться к реальному бизнесу, все выглядит менее радужно. Наряду с полевыми исследованиями, которые делаются российскими аналитическими группами, анализ перспектив развития беспроводных решений проводят и сами компании. И реализуют беспроводные решения.

Одной из первых российских телеком-компаний, серьезно подошедших к вопросу планирования беспроводного бизнеса, можно считать "Голден Телеком". На волне всеобщего увлечения беспроводными решениями компания провела исследование и к сегодняшнему дню сделала беспроводную составляющую своего бизнеса одной из ключевых в стратегии развития. Компания построила сеть из более чем 7,5 тыс. беспроводных точек доступа по Москве. Но "Голден Телеком" делает ставку на технологию Wi-Fi, которая обладает рядом ограничений. Речь идет прежде всего о дальности действия передающих станций, а также об особенностях трансляции – сигнал транслируется лишь на несколько десятков метров, при этом каждое препятствие "гасит" его. "Сегодня для корпораций Wi-Fi может быть актуальна только из-за сложившихся условий: в зданиях, где располагаются хот-споты, часто очень физически сложно провести проводной Интернет, поэтому приходится пользоваться беспроводным, – рассказывает аналитик Mobile Research Group Э.В. Муртазин. – Однако корпоративных пользователей Wi-Fi по всей России чуть больше 50 тыс.".

У Golden Wi-Fi есть перспективы: масштаб решения и его архитектура сегодня делают его наиболее продвинутым среди аналогов. Wi-Fi-сеть "Голден Телеком" – самая большая в мире, она покрывает значительную часть Москвы. При этом опыт "Голден Телеком" показывает, что технология Wi-Fi, еще недавно считавшаяся решением для организации внутрикорпоративных беспроводных сетей, сегодня формирует рынок розничного доступа в Интернет. А подавляющее большинство клиентов сервиса – частные пользователи.

Второе беспроводное широкополосное решение основано на технологии WiMAX. Услуги WiMAX-сетей используются для организации "последней мили" небольших офисов, и этот сегмент, так же как и Wi-Fi, ближе к рознице, нежели к корпоративным стандартам: для малых офисов цена важнее качества. Решение, реализуемое компанией "Синтерра", – не единственное, однако по объему инвестиций компания лидирует, что позволяет нам рассматривать ее как пример. Однако с начала работы сети в прошлом году было подключено менее 2000 корпоративных абонентов при довольно агрессивной рекламной политике.

Причины низкой динамики развития технологии в корпоративном секторе все те же – WiMAX имеет массу ограничений. Столичные пользователи системы жалуются на перебои сигнала, а компании для обеспечения наилучшего показателя сигнала скотчем приклеивают передающую базовую станцию к окну офиса. Кому-то, например малым офисам, такой беспроводной Интернет вполне подходит, ибо позволяет экономить на проводных сервисах. Именно на них ориентированы преимущества беспроводной технологии: оперативность подключения, мобильность в случае переезда в другой офис, отсутствие необходимости инвестировать в прокладку наземных линий связи и независимость от арендодателей и местных монополистов связи.

Однако назвать это корпоративным решением можно лишь с большой натяжкой. Серьезный бизнес пока не готов потреблять подобные услуги. Это подтверждает вице-президент компании "Корбина Телеком" Д.Г. Малов, который считает, что операторы WiMAX могут рассчитывать на свой сегмент рынка. "Даже в Москве много промзон, в которые тянуть кабель экономически невыгодно. Именно в такую нишу метит WiMAX, – объясняет он. – Высокая цена не отпугнет тех, кому доступ к Сети действительно нужен". "WiMAX для тех, у кого нет альтернативы", – вторит ему представитель "Комкор-ТВ" (торговая марка "Акадо") А.В. Щербаков.

У потребителей свое мнение

Аналитический департамент специализирующейся на работе с корпоративным сектором телекоммуникационной компании "Гарс Телеком" в начале 2007 г. провел исследование готовности российских компаний к переходу на ШБД. Клиентам компании – крупным потребителям телеком-сервисов была предложена анкета, ответы на вопросы которой раскрывают отношение компаний к переходу на беспроводные телеком-решения. В рамках исследования аналитики "Гарс Телеком" выявили факторы, которые препятствуют переходу компаний на беспроводные широкополосные технологии. Среди них вопросы безопасности (риск потерять данные/несанкционированный доступ); высокая стоимость сервиса (экономический фактор); вопросы надежности (обрыв сигнала); отсутствие единого стандарта/отсутствие сертифицированных стандартов; законодательные ограничения; недостаточная скорость передачи данных; недостаточное предложение оборудования; отсутствие необходимости в беспроводных решениях, а также недостаточное знание о технологии, ее возможностях и продуктах.

Примечательно, что выводы "Гарс Телеком" совпали с результатами аналитического отчета исследовательской компании InStat (октябрь – ноябрь 2006 г.). Так, среди факторов, ограничивающих развитие ШБД, аналитики InStat отметили следующие:

  • неопределенность регулятивной базы и доступность частотного диапазона;
  • далеко не большинство операторов 3G будут применять WiMAX;
  • безопасность информации: оборудование для ШБД, обеспечивающее беспроводной доступ к сети компании, а также переносные устройства, задействованные для беспроводной связи, требуют от корпораций эксплуатировать различные механизмы безопасности для защиты операций и активов.

"В процессе становления WiMAX сталкивается лицом к лицу с множеством трудностей, одной из них является наличие на рынке конкурентоспособных технологий, – считает аналитик InStat Дэрил Скулар, – WiMAX должен быть суперсервисом, чтобы завоевать клиента. Пока же ранний успех WiMAX возможен только в малоразвитых регионах мира". "Чтобы технология ШБД успешно использовалась в закрытых переговорных и в кулуарах, компаниям необходимо задействовать различные механизмы безопасности, – рассказывает аналитик InStat Виктория Фодейл. – Единственным решением в данной ситуации станет разработка схем защиты информации при передаче или хранении на портативных устройствах, которые должны быть оборудованы корпоративной программной платформой, управляемой из центра и содержащей приложения для кодировки информации". В то же время С.О. Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий компании CompTek, считает, что: "сейчас на рынке беспроводного широкополосного радиодоступа переломный момент. Рынок из нишевого грозится стать массовым, благодаря стандартизации и планируемому удешевлению. С одной стороны, на этот рынок стремятся все крупные производители телекоммуникационного оборудования, с другой – существующих операторов активно приобретают и объединяют в одну компанию. В рамках одной компании уже не будет такого многообразия, будут выбраны один-два поставщика. И уже сейчас мы видим, что продавцов оборудования стало больше, чем покупателей". Действительно, многие аналитики ожидают, что реальные перспективы WiMAX прояснятся в следующем году. Это объясняется выходом в этот рыночный сегмент таких крупных операторов, как американская Sprint Nextel, южнокорейские KT и SK Telecom, а также японская KDDI.

В России же единственным решением класса ШБД, которое постепенно завоевывает корпоративный рынок, пока можно считать беспроводный доступ на основе технологии CDMA/EV-DO. Эту технологию развивает "Скай Линк", который позиционирует решение, обеспечивающее скорость до 2,4 Мбит/с (сравнимо с выделенной линией) в корпоративном секторе. А проводившая исследование корпоративного рынка на предмет его готовности к переходу на ШБД компания "Гарс Телеком" пошла дальше и напрямую состыковала свою сеть и сеть хост-оператора сервиса (все того же "Скай Линка"), обеспечив клиентам безопасный беспроводный доступ в корпоративную сеть.

Посмотрим, удастся ли этим двум игрокам переломить инертность российских компаний. Итоги следующего года развития рынка телекоммуникаций, которые традиционно будет подводить журнал "ЭС", несомненно, позволят нам это увидеть.

ПЭС 157/07.09.2007

Следить за новостями ИНЭС: