Очевидные просчеты

Номер 2. Стартовый импульс

Президент Федеральной нотариальной палаты приходит к неутешительному выводу, что в конечном итоге недочеты Закона об оценке тяжким бременем лягут на плечи заказчика.

Евгений Клячин
Очевидные просчеты стратегии развития саморегулирования оценочной деятельности.

"Экономические стратегии", №02-2007, стр. 115

Клячин Евгений Николаевич – президент Федеральной нотариальной палаты, заслуженный юрист Российской Федерации

На основании опыта саморегулирования нотариальной деятельности можно сделать вывод, что новации оценочного законодательства оказались неудачными.

Положения закона о переводе оценочной деятельности в разряд профессиональной деятельности без юридического определения ее понятия, о наделении оценочной деятельности статусом публичной деятельности без передачи оценщикам каких-либо государственно-властных полномочий, об ограничении субъектов оценочной деятельности лишь физлицами с возможностью их работы по трудовому договору в любых юрлицах при игнорировании основополагающих норм трудового и гражданского законодательства, наряду с другими противоречивыми нормами закона, вряд ли создадут устойчивую основу для эффективной оценочной деятельности.

Ответственность оценщиков за результаты оценки, по сути, будет являться декларативной из-за отсутствия у оценщика – работника юрлица, который несет полную ответственность за проведение оценки, достаточной материальной базы, так как денежное вознаграждение за оценку будет получать не оценщик, а его работодатель – юрлицо, заключившее договор на ее проведение. По этой же причине не сможет защитить должным образом права заказчиков и создаваемый саморегулируемой организацией оценщиков компенсационный фонд, формируемый из взносов оценщиков.

Более того, возможность создания неограниченного количества саморегулируемых организаций оценщиков (СРОО), их право определять правила приема в члены и исключения из членов организации, устанавливать стандарты, определять размер членских взносов и порядок их внесения чреваты развитием нездоровой конкуренции среди самих СРОО в борьбе за увеличение количества их членов, что недопустимо для выполнения публичных функций, которыми наделены СРОО. Это может негативно сказаться на качестве осуществляемого ими контроля за деятельностью оценщиков. А вытекающая из закона полная свобода перехода оценщиков из одной СРОО в другую вряд ли будет способствовать осуществлению реального контроля над их деятельностью. И, поскольку у оценщика в таком случае всегда будет возможность избежать наказания, случаи привлечения оценщиков к дисциплинарной ответственности будут редки.

В конечном итоге недочеты закона тяжким бременем лягут на плечи заказчиков, которым придется сначала искать оценщика для проведения оценки, а затем пытаться возместить убытки, понесенные при ее проведении.

Нотариат является одним из тех институтов, которым в первую очередь приходится познавать последствия проводимых реформ. Так как взаимодействие нотариальной и оценочной деятельности прослеживается не только в сфере саморегулирования, но и в чисто профессиональной плоскости, то неблагоприятные последствия реализации Закона об оценочной деятельности скажутся не только на оценщиках, но и негативно отзовутся для нотариусов. В итоге представляется, что в целях недопущения нарушения прав граждан и юридических лиц закон нуждается в скорейшей и тщательной переработке.

Следить за новостями ИНЭС: