Общественные ценности, этика предпринимательства и процессы глобализации.

Номер 2. Испепеляющий сон разума

На сегодняшний день в мире существуют три подхода к построению экономической системы и рыночных отношений. В России еще только вырабатывают собственную систему ценностей и правила поведения… Видимо, нам не удастся избежать влияния идей корпоративности и конфуцианства. Возможно, в результате мы получим сложный симбиоз, который можно будет определить как систему российского капитализма.

Андрей НЕЩАДИН
Общественные ценности, этика предпринимательства и процессы глобализации
"Экономические стратегии", 2002, №2, стр. 06-09

Если раньше обсуждение проблем развития глобализации сопровождалось катастрофическими предсказаниями, то сегодня главное – правильно понять происходящее. Многочисленные исследования процесса глобализации показали, что успешное развитие экономики во многом связано с культурными, этическими, поведенческими стереотипами, которые складывались веками. Их основу составляет то, что Юнг называл "коллективным бессознательным" и что сейчас принято именовать "архетипом нации".

На сегодняшний день в мире существует три подхода к построению экономической системы и рыночных отношений.

Первый – американский, опирающийся на моральные ценности, в соответствии с которыми личность является самоцелью развития общества, а интересы меньшинства превалируют над интересами большинства. Основная цель американского бизнеса – прибыль. В этом смысле показательно высказывание Форда-старшего: "Что выгодно Форду – то выгодно и Америке". Правила поведения в бизнесе определяются уверенностью в том, что каждый однажды может проснуться богатым и знаменитым. При этом основополагающим является приоритет конкуренции, рассматриваемой как агрессивный путь развития экономики.

Второй – европейский, построенный на протестантской этике и принципе корпоративности. Корпоративное управление предполагает учет мнений крупных корпоративных групп, что необходимо для достижения консенсуса по основным направлениям развития бизнеса и страны. В такой системе большое значение имеет установленный порядок представительства тех или иных общественных сил. Практически это означает, что бизнес должен договариваться с обществом и государством, чтобы обеспечить себе общественную поддержку. Конкуренция в данном случае рассматривается как система гарантий равных возможностей.

Третий – восточно-азиатский, так называемый "конфуцианский капитализм", исходит из классического конфуцианства. Хотя это учение в каждой из стран региона – Японии, Китае, Корее, Сингапуре – имеет свою специфику, нравственные установки населения в основе своей едины. Мысль о том, что человек ценен лишь как часть коллектива, характерна для деловой этики "конфуцианского капитализма". Его основатель Сибусава Эйити (1840-1931 гг.) создал своего рода Библию японского предпринимательства на основе трактата Конфуция "Лунь Юй". "Истинная ценность "Лунь Юй", – писал Сибусава, – может быть постигнута через использование его в бизнесе. Без сильного желания добиться получения прибыли невозможно повышение народного благосостояния. Не развив предпринимательства, мы никогда не достигнем национального процветания. С другой стороны, национальное процветание не продлится долго, если не будет базироваться на нравственных принципах добра и справедливости". Он ввел понятие "истинная выгода", подразумевающее такое сочетание личной и общественной выгоды, когда предпочтение отдается последней.

Основатель компании Samsung Ли Бенцзе, именуемый "отцом финансов Кореи", утверждает: "Источник благосостояния – не власть, не деньги, а человек". Отсюда проистекает иное, нежели на Западе, представление о конкуренции. В Восточной Азии оно трансформировалось в понятие соперничества. Создатель фирмы Matsushita Electric Industrial Коносуке Мацусита говорил: "Соперничество – это сосуществование, сопроцветание". "Заботясь о своей выгоде, заботятся о выгоде партнера". По мнению главы корпорации Sony Мориты Акиты, идея соперничества выражается, во-первых, в его активном поощрении, во-вторых, в том, что соперничество развертывается в интересах потребителя и потому предполагает его отличное обслуживание, в-третьих, в сосредоточении на производстве, которое "опирается на будущее", то есть основывается на достижениях научно-технического прогресса. Восточно-азиатские предприниматели выделяют два вида взаимосвязанных выгод – большую и малую. Большая означает выгоду государства и нации; малая – выгоду предприятия и его владельца. Первая из "семи заповедей духа" японской компании Matsushita Electric Industrial звучит так: "Промышленное производство – служение Родине".

В тех или иных формах в каждой стране мира присутствует один из трех подходов к организации бизнеса. Достаточно посмотреть таблицы, составленные в результате опроса большого числа промышленников и предпринимателей в разных странах, чтобы заметить наличие трех групп, различающихся в зависимости от страны проживания.

В России пока еще только вырабатывают собственную систему ценностей и правил поведения, что связано с реформированием общества. Видимо, нам не удастся избежать влияния идей корпоративности и конфуцианства. Возможно, в результате мы получим сложный симбиоз, который можно будет определить как систему российского капитализма.
В самом начале исследований влияния глобализации на мировую экономическую систему многие полагали, что результатом ее развития будет нивелирование национальных и культурных особенностей разных народов. Однако, как показывает практика, эта гипотеза не подтвердилась. Оказалось, что транснациональные корпорации, финансовые и информационные организации изменяют свою систему управления, стремясь адаптироваться в условиях той или иной культуры и использовать ее преимущества. Другими словами, глобализация вынуждает более внимательно относиться к моральным и этическим принципам партнера, уважать их. Ее следствием является взаимопроникновение культур, не сопровождающееся отказом от собственной национальной культуры.


ШКАЛА ЧАРЛЗА ХЕМПДЕН-ТЕРНЕРА И ФОНСА ТРОМПЕНАРА

Таблица 1.

Какое утверждение Вам ближе по смыслу и духу:
а) единственная осмысленная цель компании — создавать прибыль;
б) компания, помимо производства прибыли, имеет также целью повышение благосостояния работников компании, покупателей ее продукции и т.п.
Ответ «единственная цель — прибыль»

Таблица 2.

Если начальник отдал Вам распоряжение, которое
Вы считаете ошибочным, то Вы:
а) попросите у него разъяснений, сообщите свои соображения;
б) будете выполнять его, чтобы избежать неприятностей.
Ответ «попрошу разъяснений»

Таблица 3.

Представьте себе работника, у которого за плечами 15 лет безупречной службы в данной компании. Вдруг он совершил ошибку или его производительность почему-то резко упала. Может ли компания уволить его немедленно?
а) да, это ее право;
б) нет, она должна принять во внимание его прошлое.
Ответ «принять во внимание прошлое»

Следить за новостями ИНЭС: