О союзе нового типа

Номер 8. Вихри форс-мажора

Процесс реинтеграции России и Беларуси, являясь логичным следствием давних культурных, исторических и экономических связей наших народов, тем не менее является не «вещью в себе», а средством обеспечения экономической взаимовыгоды и политической стабильности. Стратегия строительства на этих основах Союзного государства, проблемы, связанные с введением общей валюты, экономическая роль Беларуси в мире и в новом государстве — на эти и другие вопросы журнала «Экономические стратегии» отвечает премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сергеевич Сидорский.

Сергей Сидорский
О союзе нового типа

"Экономические стратегии", №8-2005, стр. 06-13

Процесс реинтеграции России и Беларуси, являясь логичным следствием давних культурных, исторических и экономических связей наших народов, тем не менее является не "вещью в себе", а средством обеспечения экономической взаимовыгоды и политической стабильности. Стратегия строительства Союзного государства на этих основах, проблемы, связанные с введением общей валюты, экономическая роль Беларуси в мировом сообществе и в новом государстве – на эти и другие вопросы журнала "Экономические стратегии" отвечает премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сергеевич Сидорский.

В 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Что особенно важно в процессе объединения двух государств? Каковы основные проблемы на пути строительства Союзного государства и механизмы их преодоления?

Сегодня наши совместные усилия направлены на выработку оптимальной и эффективной модели взаимодействия в рамках Союзного государства, принятие Конституционного акта Союзного государства, призванного определить очередной этап строительства Союза, его государственное устройство и правовую систему. Принятие Конституционного акта Союзного государства, безусловно, откроет путь к еще более тесному взаимодействию и сближению наших народов.
Интеграция Беларуси и России, объединение их народнохозяйственных комплексов в общее экономическое пространство происходит на фоне интенсификации европейской интеграции, растущей взаимозависимости государств и ужесточения конкурентной борьбы. Эти обстоятельства обусловливают повышенные требования к процессу интеграции.

В кратчайшие сроки нам необходимо достичь высокого уровня эффективности экономики, создать высокоразвитую конкурентоспособную рыночную среду, утвердить высокую роль Союзного государства в международном разделении труда по ведущим качественным параметрам. Именно экономика и социальные потребности играют роль "заказчика" в интеграционных усилиях наших государств. Хозяйственные комплексы Беларуси и России тесно связаны, взаимозависимы и взаимодополняемы, что дает нам бесспорные экономические и геополитические выгоды. Между российскими и белорусскими предприятиями установлены тесные кооперационные связи. В ряде отраслей созданные в советский период предприятия изначально выступали как звенья единой технологической цепочки. Выгодность для наших стран экономического взаимодействия совершенно очевидна; она подтверждается цифрами. За последние пять лет объем взаимной торговли увеличился в 2,5 раза. Если в первой половине 1990-х гг. товарооборот между двумя странами составлял менее 5 млрд долл. в год, то в 2004 г. он достиг почти 18 млрд долл. Аналогичных примеров межгосударственных взаимоотношений, когда за столь короткий промежуток времени так стремительно возросли бы экономические связи, в мировой практике нет.
В то же время потенциал белорусско-российского экономического сотрудничества далеко не исчерпан. Востребованность белорусской продукции в России – один из важнейших компонентов экономического роста Беларуси. Именно из этого мы исходим, расширяя круг российских торговых партнеров и максимально удовлетворяя их запросы. Это в интересах двух братских народов. В торговле между нашими странами устранены таможенные барьеры, что создает благоприятные экономические условия для субъектов хозяйствования.

Вместе с тем не имеющая аналогов в истории работа по объединению двух независимых государств в союз нового типа не может быть простой: приходится терпеливо преодолевать и объективные, и субъективные трудности и барьеры. Прежде всего это касается различий в масштабах экономических и ресурсных потенциалов, отраслевой структуре и специализации национальных экономик, применяемых методах, формах и скорости проведения рыночных реформ, материальных, финансовых и социальных издержках в процессе трансформации. К сожалению, пока не реализованы имеющиеся договоренности между нашими странами о создании равных условий хозяйствования для предприятий в отношении цен на газ, нефть, электроэнергию, железнодорожных тарифов. Нерешенность отдельных задач двустороннего сотрудничества отодвигает на более поздний срок введение единой денежной единицы Союзного государства, которое станет завершающим этапом на пути экономической интеграции двух стран. Тем не менее она не может приостановить реализацию интеграционного проекта.

Что, по Вашему мнению, должно являться основным критерием оценки эффективности экономического объединения России и Беларуси?

Договором определено, что важнейшими стратегическими задачами создания Союзного государства при соблюдении интересов двух сторон являются осуществление экономической интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации, формирование единого экономического пространства, обеспечение эффективного использования ресурсного и производственного потенциала обеих стран и повышение на этой основе экономического роста и уровня жизни населения. Наши сограждане оценивают результативность принимаемых в Союзном государстве решений по тому, улучшается ли их повседневная жизнь. Экономический рост и повышение уровня жизни населения – это то, ради чего разработаны и реализуются широкомасштабные мероприятия во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому интеграция проходит поэтапно, эволюционно, при наличии предпосылок осуществления тех или иных процессов. Недопустимо, чтобы за декларативными заявлениями политиков и чиновников разного уровня был забыт Человек, его интересы и возможность для самореализации.

Введение единой денежной единицы на территории наших стран – вопрос принципиальный для обоих государств. Что уже сделано в этом направлении? Какие вопросы необходимо урегулировать, чтобы появление огромного количества новых денег не послужило началом очередного витка инфляции? Каковы положительные и отрицательные стороны введения российского рубля на территории Беларуси?

Межгосударственным Соглашением о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра от 30 ноября 2000 г. предусматривалось, что с 1 января 2005 г. роль единой денежной единицы Союзного государства будет выполнять российский рубль. С 1 января 2008 г. намечено ввести в обращение единую денежную единицу Союзного государства одновременно с формированием Единого эмиссионного центра Союзного государства. В целях реализации указанного соглашения был принят План совместных действий Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001-2005 гг., предусматривающий свыше 100 мероприятий в области макроэкономической, налогово-бюджетной, структурной, внешнеэкономической, денежно-кредитной политики и направленный на создание единого экономического пространства Беларуси и России, выравнивание экономических условий для субъектов хозяйствования двух стран. Совместная работа правительств и центральных банков двух государств по его реализации позволила осуществить выход на единый курс белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка, обеспечить его конвертируемость по текущим операциям платежного баланса, существенно сблизить показатели денежно-кредитной политики, такие как темпы инфляции и девальвации национальных валют, процентные ставки и другие.

Темпы прироста потребительских цен в Республике Беларусь снизились со 107,5% в 2000 г. до 14,4% в 2004 г. и до 5,6% за январь – октябрь 2005 г. Девальвация белорусского рубля по отношению к российскому в 2000 г. составила 253,6%, в 2004 г. – 6,4%, а за 10 месяцев 2005 г. официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю даже вырос на 3,1%. В основном унифицированы принципы, механизмы и инструменты денежно-кредитной политики.

Подготовлен и парафирован проект Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации об использовании рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства на территории Республики Беларусь. Согласован также ряд межбанковских соглашений, регулирующих организационно-технические аспекты введения и обращения в Республике Беларусь российского рубля, что позволяет центральным банкам, в принципе, обеспечить его введение и использование.

Однако наряду с этим до настоящего времени не реализованы некоторые важнейшие мероприятия Плана совместных действий в области унификации налогово-бюджетной политики и структурных преобразований, что не позволяет создать равные условия для субъектов хозяйствования. В частности, не согласованы предложения по Единому эмиссионному центру Союзного государства, также не завершена работа по подготовке Конституционного акта Союзного государства. По нашему мнению, использование российского рубля на территории Республики Беларусь должно отвечать интересам обоих государств, способствовать их устойчивому долговременному экономическому росту и повышению благосостояния граждан. Однако указанной цели мы можем достичь только в том случае, если введение российского рубля, как это и предусмотрено программными документами по созданию Союзного государства, станет завершающим этапом формирования единого экономического пространства. Республика Беларусь готова выполнить обязательства по введению российского рубля на своей территории, вытекающие из Договора о создании Союзного государства. Однако чтобы это произошло, должны быть реализованы в полном объеме намеченные ранее мероприятия по созданию равных условий для субъектов хозяйствования и граждан двух государств и принят Конституционный акт Союзного государства, в котором будут обозначены статус, задачи и функции Единого эмиссионного центра Союзного государства. Что касается возможного нового витка инфляции, необходимо четко понимать: введение единой денежной единицы не означает появления огромного количества новых денег. Просто белорусские и российские рубли будут обменены на единую денежную единицу без изменения покупательной способности денежных масс, имеющихся в белорусской и российской экономике на момент обмена. Объем денежной массы и ее покупательная способность в каждой стране останутся такими же, какими были до обмена. Эмиссия новой денежной единицы будет осуществляться в рамках удовлетворения потребностей обеих экономик в наличных и безналичных денежных средствах с учетом влияния данной политики на инфляционные процессы. При этом введение единой денежной единицы не означает отказа от поддержания низких темпов инфляции.

Формирование валютного союза Беларуси и России на основе введения российского рубля на территории Республики Беларусь предполагает наличие как взаимных выгод, связанных с созданием общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, так и рисков для Республики Беларусь, связанных прежде всего со структурными различиями экономик. Потенциальные выгоды от создания валютного союза обусловлены выравниванием условий хозяйствования для агентов экономических отношений двух стран, снижением валютных рисков и издержек, связанных с конвертацией валют по взаимной торговле и инвестициям, ускорением взаимных расчетов, объединением финансовых рынков двух стран.

Основные ожидаемые позитивные результаты включают расширение взаимной торговли товарами и услугами, дополнительный приток иностранных инвестиций в национальную экономику, интенсификацию процесса импорта современных технологий, снижение процентных ставок по кредитам, упрощение доступа на российский рынок.

Основные риски участия в валютном союзе для Республики Беларусь связаны с ограничениями при проведении денежно-кредитной политики. Белорусская экономика является малой и открытой (ожидается, что в 2005 г. экспорт товаров и услуг составит около 65% от ВВП, импорт – 62% от ВВП), а потому в значительной степени подвержена влиянию внешнеэкономической конъюнктуры. При этом собственная независимая денежно-кредитная политика является одним из принципиальных инструментов, способствующих адаптации национальной экономики к внешнему влиянию.

Следует отметить, что в России в последние годы имеет место тенденция существенного реального укрепления российского рубля по отношению к иностранным валютам, в то время как в Беларуси проводится курсовая политика, которая в значительной степени направлена на учет интересов несырьевого сектора экономики. В этой связи возникает необходимость реализации комплекса мероприятий, нацеленных на повышение эффективности национального производства, обеспечение идентичных условий хозяйствования для агентов экономических отношений обеих стран. Необходимо реализовывать совместные шаги в области ценовой, налогово-бюджетной, таможенной политики, для того чтобы переход на единую валюту способствовал оптимизации выгод обеих сторон. Перечисленные выше аспекты предполагают соблюдение четкой последовательности действий: вначале – полноценная всесторонняя подготовка экономик к валютному союзу и только затем – введение единой валюты как логическое завершение экономической интеграции двух стран.

Для обоих государств сегодня остро стоит вопрос привлечения иностранных инвестиций. Как повысить инвестиционную привлекательность наших стран? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы Беларусь и Россия могли достойно конкурировать с другими государствами?

Сразу хочу отметить, что для Беларуси вопрос привлечения иностранных инвестиций не является острым. Мы не пошли и не пойдем по пути других стран, которые обеспечили массовый приток иностранных инвестиций за счет широкомасштабной приватизации государственной собственности. Кстати, после завершения приватизации приток иностранного капитала в эти страны сразу резко снизился. Мы отлично понимаем, что промышленно развитые державы не заинтересованы в расширении круга стран, обладающих развитой конкурентоспособной экономикой. Существует немало примеров того, как стабильно работающее предприятие приобреталось инвестором только лишь в целях приведения его к банкротству и устранения с рынка как конкурента. Беларусь не намерена продавать рентабельные предприятия, особенно наукоемкие. Мы придерживаемся совершенно иного курса и считаем, что необходимо максимально полно и эффективно использовать возможности мобилизации и эффективного использования внутренних инвестиций. Внешние инвестиции нам нужны для создания новых высокотехнологичных производств, развития сферы туризма, сельского хозяйства. Наше требование одно – честный подход, прозрачные схемы работы, соответствие социальным, экономическим, экологическим стандартам нашей страны.

Сегодня в Беларуси сформирован в целом благоприятный климат, имеется законодательная база для привлечения иностранных инвестиций. В республике успешно развивается частный сектор экономики с участием иностранного капитала. В Беларуси действует около 3,5 тыс. организаций с участием инвесторов из 89 стран мира. Наибольшее количество совместных и иностранных предприятий создано с Россией (730), США (523), Германией (375), Польшей (350), Литвой (255). Начиная с 2002 г. в Беларусь поступило более 4,6 млрд долл. иностранных инвестиций. Только в январе – сентябре 2005 г. привлечено более 1,1 млрд долл., что составляет 111% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. На большинстве предприятий республики проводится модернизация и техническое перевооружение производства.
Экономика Беларуси характеризуется устойчивым снижением уровня инфляции, предсказуемостью обменного курса национальной валюты, высоким экспортным потенциалом, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг. Сегодня безусловным лидером по объемам иностранных инвестиций в Беларусь является Россия. В Беларуси создано 730 организаций с российским капиталом. Перечисления в уставные фонды этих предприятий российскими инвесторами составили более 104 млн долл.

На мой взгляд, для того чтобы Беларусь и Россия могли достойно конкурировать на мировом рынке, необходимо добиться формирования единой экономической политики Союзного государства, улучшения делового и инвестиционного климата, осуществлять более тесное взаимодействие частного капитала двух стран. Следует также разработать меры по гармонизации налоговой и ценовой политики, страхованию инвестиций, развитию рынка инвестиционных проектов и ценных бумаг.

Как известно, Правительство России сейчас уделяет особое внимание развитию малого и среднего бизнеса, так как около 70% валового продукта обеспечивают 30 крупных предпринимательских структур и только 30% – все остальные хозяйствующие субъекты. Как развивается эта сфера экономики в Беларуси? Каково взаимодействие малых предприятий России с предприятиями малого бизнеса Беларуси?

Успешное и эффективное развитие реального сектора экономики любой страны зависит от оптимального соотношения крупного, среднего и малого бизнеса. В Беларуси потенциальные возможности малого предпринимательства для экономического развития страны используются пока не в полной мере. Тем не менее за последние пять лет количество малых предприятий в республике увеличилось на 28%, численность работников – на 55%. Сравнительная характеристика деятельности малого предпринимательства показывает тенденцию роста этого сектора в экономике Беларуси. Удельный вес малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной от реализации продукции, возрос с 9% в 2001 г. до 24% в первом полугодии 2005 г. В общем объеме белорусского экспорта доля субъектов малого предпринимательства на протяжении последних лет остается стабильной и составляет около 16%. В объеме импорта их доля значительно выше – около 30%. В 2005 г. тенденции внешней торговли указанных субъектов хозяйствования полностью соответствуют тенденциям внешней торговли Республики Беларусь в целом. Так, по итогам января – сентября 2005 г. темпы роста экспорта (116,2%) опережают темпы роста импорта (103,7%).

Изменение правил взимания НДС по принципу страны назначения оказало определенное влияние на состояние двустороннего сотрудничества. Так, если в целом по Республике Беларусь в январе – сентябре 2005 г. сокращение экспорта в Россию составило около 10%, то по субъектам малого предпринимательства – более 36%. Несмотря на трудности переходного периода, высокий уровень взаимодействия субъектов хозяйствования двух стран могут проиллюстрировать следующие цифры: в общем объеме экспорта на долю Российской Федерации приходится 30,8%, в объеме импорта – 62,2%. Россия – первый по значимости внешнеторговый партнер субъектов малого предпринимательства.

Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг; оно придает экономике дополнительную стабильность. В последние годы постепенно изменяется отраслевая структура предпринимательского сектора экономики. Прежде всего это связано с увеличением количества малых предприятий, занимающихся производственной деятельностью, что свидетельствует о преимущественном развитии малого предпринимательства в реальном секторе экономики. Государственная политика в сфере предпринимательства направлена на создание благоприятных условий для успешного развития малого бизнеса, реализации предпринимательской инициативы населения. Белорусское руководство стремится упростить процедуру регистрации малых предприятий и получения лицензий на осуществление предпринимательской деятельности. Взаимодействие малых предприятий Беларуси и России происходит на разных уровнях. Так, в настоящее время ведется работа по формированию проекта Соглашения между Министерством экономики Республики Беларусь и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации о сотрудничестве в сфере малого предпринимательства. Сотрудничество в области предпринимательства также осуществляется и с регионами России, например с Москвой.

Как, по Вашему мнению, скажется заключение договора о едином экономическом пространстве России, Беларуси, Украины и Казахстана на строительстве Союзного государства?

Могу с уверенностью заявить, что создание единого экономического пространства не может отрицательно повлиять на строительство Союзного государства. Это интеграционные процессы, которые взаимодополняют друг друга. Беларусь целенаправленно участвует в различных интеграционных проектах. В свое время именно мы выступили с идеей разноуровневой интеграции на постсоветском пространстве. Договор о создании Союзного государства ставит задачу углубления интеграции Беларуси и России до уровня межгосударственного объединения, которому будут присущи черты международной организации и государства при условии сохранения суверенитета его участниками.

От единого экономического пространства мы ожидаем роста взаимного товарооборота и решения сохраняющихся проблем, скоординированной политики в торговле с третьими странами, снижения издержек наших производителей, положительного воздействия на социально-трудовую сферу через единый рынок труда. Заключение договора о создании ЕЭП является еще одним шагом к развитию экономической интеграции на постсоветском пространстве и не противоречит принципам и нормам функционирования Союзного государства Беларуси и России.

В свою очередь, Союзное государство не противопоставляется другим межгосударственным объединениям, а, наоборот, способно стать катализатором интеграционных процессов.

Каково Ваше отношение к вступлению России в ВТО?

Беларусь позитивно относится к вступлению России в ВТО и внимательно следит за переговорным процессом. В апреле 2005 г. президентами Республики Беларусь и Российской Федерации была достигнута договоренность о том, что вступление в ВТО не должно негативно отразиться на условиях взаимной торговли субъектов хозяйствования наших стран. В данной связи нами был подготовлен и согласован с российской стороной текст соответствующего документа – Меморандума о взаимопонимании по вопросам вступления в ВТО. Ожидается, что этот документ будет подписан в ближайшее время президентами двух стран. Меморандумом предусматриваются следующие гарантии:

  • неухудшение условий торговли для субъектов хозяйствования Беларуси и России после вступления одной или обеих стран в ВТО;
  • непредоставление третьим странам и их субъектам хозяйствования более благоприятного доступа на общий внутренний рынок Союзного государства, чем у самих Беларуси и России, независимо от членства Республики Беларусь и Российской Федерации в ВТО;
  • отказ от требований Беларуси и России друг к другу в переговорном процессе по вступлению в ВТО.

Как Вы оцениваете положение Беларуси в общей системе международных отношений? Каким Вам видится место Беларуси в мировой экономике XXI в.?

На сегодняшний день Беларусь является полноправным субъектом международных отношений, признанным 153 странами, в 45 из которых мы имеем дипломатические представительства. Беларусь – основатель Организации Объединенных Наций, в которой она всегда занимала и продолжает занимать активную позицию. Известен и очевиден наш вклад в ядерное и обычное разоружение, а также в развитие добрых отношений, характеризующихся отсутствием территориальных претензий, споров с соседями. Наша страна выступает нетто-поставщиком безопасности в Европе и намерена оставаться им в будущем.

Беларусь – среднее по европейским меркам государство. Мы не переоцениваем собственной роли, но и не недооцениваем ее. Наша страна стратегически расположена в центре континента, обладает высокоразвитым экономическим, научным, технологическим и оборонным потенциалом, имеет высококвалифицированные и образованные кадры. Убежден, что в недалеком будущем с нашей страной будет ассоциироваться представление о мощной роли государства в обеспечении устойчивого развития, высочайшем уровне науки, образования, культуры, массового спорта. В силу этого Беларусь – серьезный партнер для любого государства.

Несмотря на относительно короткую историю независимости, Беларусь зарекомендовала себя ответственным участником международных отношений как в региональном, так и в глобальном масштабе, надежным партнером в деле укрепления мира и безопасности, борьбы с транснациональным криминалом, решения экономических, социальных, экологических проблем. Наш подход, наши требования к цивилизованному диалогу с зарубежными партнерами легитимны и основаны на базовых принципах Устава ООН: безусловный примат международного права, суверенное равенство государств, уважение их независимости, территориальной целостности, права на выбор собственного пути развития. Мы прекрасно понимаем, что работой в политической сфере здесь не ограничишься. Обеспечить достойное место Беларуси в международной системе можно только на базе сильной экономики.

Беларусь вступила в XXI в. как молодое суверенное государство, создающее открытую, управляемую, социально ориентированную рыночную экономику. Более 60% ее валового внутреннего продукта связано с экспортом и импортом, что объективно обусловливает открытость экономики.

Беларусь нашла свой путь развития и быстрыми темпами движется вперед. После распада СССР и связанного с ним экономического кризиса наша страна одной из первых смогла преодолеть спад производства а затем достигнуть положительной динамики развития. За 2004 г. прирост валового внутреннего продукта составил более 11%. Это серьезный результат. Достаточно сказать, что начиная с 1996 г. по среднегодовому росту ВВП Беларусь опережает почти все страны СНГ.

Хотелось бы привести некоторые цифры: население Беларуси составляет 0,18% от всего населения планеты, наша страна занимает 0,15% мировой суши. При этом Беларусь по таким видам продукции, как калийные удобрения, льноволокно, картофель, шерстяные ткани, холодильники, имеет существенный удельный вес в мире (от 3 до 11%). По отдельным видам промышленной продукции на долю Республики Беларусь приходится значительная часть мирового производства. Так, в Беларуси производится 20% мирового объема карьерных самосвалов, 11% калийных удобрений, 8% тракторов, 1,3% холодильников, 0,6% химических волокон и нитей.
На республику приходится значительная доля мирового выпуска отдельных видов продукции машиностроения. Она является лидером среди стран СНГ по удельному весу машин, оборудования и средств транспорта в структуре общего экспорта. Следует отметить, что в Беларуси за счет собственного производства в полной мере удовлетворяются потребности населения в основных продуктах питания и часть сельскохозяйственной продукции экспортируется. Таким образом обеспечивается продовольственная безопасность страны.

В Беларуси успешно развиваются высокие, наукоемкие технологии. По численности ученых и инженерно-технических работников на душу населения республика занимает одно из первых мест в мире. Наши достижения в области создания лазеров, точных оптических приборов, разработки мощных суперкомпьютеров, микроэлектроники, космических и нанотехнологий получили мировое признание. Белорусские ученые имеют передовые разработки и в таких областях, как создание новых материалов и новых источников энергии, промышленные биотехнологии, оптоволоконные коммуникационные технологии. Причем продукция, созданная с использованием высоких технологий, экспортируется в такие развитые страны, как Япония, Германия, США. Таким образом, у нас есть хорошая база, чтобы занять достойное место в мировой экономике XXI в.

Позитивные результаты достигнуты не только в реальном секторе экономики, но и в социальной сфере. Так, по индексу развития человеческого потенциала Беларусь занимает 67 место среди 177 стран мира и входит в группу стран со средним уровнем развития человеческого потенциала. Стабильно растет заработная плата, успешно реализуется провозглашенная нами десять лет назад социальная политика. А ведь от "внутреннего здоровья" общества зависит и его состоятельность в международных отношениях. Только сильная, уверенная в своих силах страна, живущая по своим, а не по чужим законам, может добиться достойного положения в мировом сообществе.

Провозгласив и проводя на практике многовекторную внешнюю политику, Беларусь в силу исторических, экономических и политических факторов особое значение придает развитию отношений с Россией, активно участвует в интеграционных процессах в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП. Высокие социально-экономические показатели развития нашего государства, весомый вклад в международную и региональную безопасность, особенности геостратегического положения – все эти факторы позволяют нам проводить достойную внешнюю политику. Это политика государства, знающего себе цену и не терпящего диктата, политика, цель которой – кардинальное уменьшение уязвимости страны перед лицом внешних рисков, дальнейшее укрепление на этой основе независимости и суверенитета. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что Беларусь идет по пути укрепления международного авторитета и четко видит свое место среди народов и стран мира.

Многие исследователи отмечают значение национальной культуры в определении особенностей экономического роста: предпринимательский индивидуализм в Западной Европе, коллективизм в Японии и т.д. Какие национальные черты русского и белорусского народов могут помочь нам выйти из экономического кризиса, а какие, наоборот, -воспрепятствовать нормальной работе экономики?

Вопрос интересный, но отчасти запоздалый. Сегодня можно говорить о национальных чертах, которые нам уже позволили выйти из экономического кризиса. Не случайно многие исследователи называют Беларусь "европейским тигром". Экономика республики развивается с опережением планируемых параметров, и Вы это знаете. Каждый год прибавляет в весе ВВП, в этом году впервые в истории суверенной Беларуси сложился положительный внешнеторговый баланс. Чтобы представить себе цену этого вопроса, нужно вспомнить о колоссальной зависимости белорусской экономики от импорта энергоресурсов. И тем не менее мы стабильно развиваемся, реализуя все поставленные задачи, что позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее. Естественно, локомотив развития Беларуси – это люди, их доверие к власти, трудолюбие и самоотдача. Годы независимости для нашей страны не были простыми. То, с чем мы остались в момент развала СССР – МАЗ, МТЗ, БелАЗ, – было гордостью в советское время. Однако для молодой Республики Беларусь такое наследство стало тяжкой ношей, которую, казалось, мы вот-вот бросим, как, собственно, поступили со своей промышленностью многие союзные республики. Рокового поступка не дал совершить Президент. Он доказал, настоял, убедил – и люди прислушались.

В этом есть национальная особенность. Белорусы – вдумчивый, ответственный народ. Они не бросаются в омут с головой. Но уж если решают что-то, то не отступают от принятого решения. Другое дело, что есть объективная реальность: республика считанные годы живет в условиях рынка. Белорусская экономика – новичок на мировом рынке, где все давно поделено, где царит жесткая конкуренция. Но мы быстро учимся. Терпения и настойчивости нам не занимать.

Какие черты национального характера могут нам помешать? Возможно, в некоторой степени известная "памяркоўнасць" белорусов: в целом хорошее, нужное качество, но терпимость необходима там, где она приносит пользу. Нельзя проявлять терпимость там, где халатно относятся к исполнению своих обязанностей, где живут "на авось". Но нашему народу присущи качества, которые позволяют ему идти вперед. Отличительной чертой белорусского общества является сплав трудолюбия и высокого уровня образованности населения. Необходимо отметить, что наши успехи – это результат напряженного труда белорусского народа. Но на достигнутом страна останавливаться не должна.

Следить за новостями ИНЭС: