Новая информационная экономика и сетевые механизмы ее развития

Номер 8. Вихри форс-мажора

В последние годы решение проблем постиндустриального развития цивилизации связывают с переходом к информационному обществу (или обществу знаний), с формированием новой организации экономической системы, получившей наименование информационной (сетевой) экономики. В узком толковании под информационной экономикой понимается сектор информационной индустрии экономической системы государства. В широком смысле — это экономика информационного общества, для которой характерна постиндустриальная политика, отличающаяся принципиально новыми формами и свойствами. При использовании понятия «сетевая экономика» подчеркивается значительная роль сетевых форм управления на постиндустриальном этапе развития экономической системы…
Государства, для которых характерен высокий уровень информатизации, имеют потенциальные возможности не только для большего экономического роста, но и для решения проблем экономической и экологической безопасности…
Человечество подошло к черте, за которой прогрессивное, устойчивое и безопасное развитие становится невозможным без коренного изменения парадигмы его отношений с биосферой, техносферой и социосферой…
В сетевой экономике ценность продуктов труда вытекает из их множественности, что противоречит двум фундаментальным аксиомам эпохи индустриальной экономики — ценность продукта связана с редкостью, а изобилие вещей снижает их ценность.

Игорь ЛАЗАРЕВ, Кирилл ЛАЗАРЕВ, Георгий ХИЖА
Новая информационная экономика и сетевые механизмы ее развития

"Экономические стратегии", №8-2005, стр. 60-66

Лазарев Игорь Алексеевич — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, академик Российской академии
естественных наук, заместитель директора Института экономики информационного общества.

Лазарев Кирилл Игоревич — директор Института экономики информационного общества.

Хижа Георгий Степанович — доктор технических наук, профессор, председатель совета директоров ОАО «Светлана».

* КАРКАС — приоритетная программа ИНЭС, направленная на исследование проблем Культуры, Атомной промышленности, Радиоэлектроники, Космонавтики,Авиации, Судостроения.

В последние годы решение проблем постиндустриального развития цивилизации связывают с переходом к информационному обществу (или обществу знаний), с формированием новой организации экономической системы, получившей наименование информационной (сетевой) экономики. В узком толковании под информационной экономикой понимается сектор информационной индустрии экономической системы государства. В широком смысле – это экономика информационного общества, для которой характерна постиндустриальная политика, отличающаяся принципиально новыми формами и свойствами. При использовании понятия "сетевая экономика" подчеркивается значительная роль сетевых форм управления на постиндустриальном этапе развития экономической системы.

Переход к новому технологическому укладу есть следствие объективной необходимости повысить эффективность постиндустриальной организации социально-экономической системы (по сравнению с высокозатратной ресурсно-энерго-материалоемкой экономикой индустриального общества). При этом предполагается значительное снижение техногенного воздействия человека на биосферу. Достижение указанных целей возможно на основе разработки и широкого практического внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий, при этом знания рассматриваются как основной возобновляемый ресурс прогрессивного развития.

Экстраординарные изменения в технике и технологиях, обусловливающие интенсивный рост знаний, обеспечивают глубокую трансформацию категорий, в которых человек осмысливает происходящее и генерирует новые идеи. А это, в свою очередь, приводит к трансформации общей производственной и социальной структуры, формирующейся в результате организационных взаимодействий потоков капитала, информации и технологий. Очевидно, что государства, для которых характерен высокий уровень информатизации, имеют потенциальные возможности не только для большего экономического роста, но и для решения проблем экономической и экологической безопасности.

Интенсивное развитие информатизации общества привело к тому, что информация стала важнейшей экономической категорией и источником дополнительных прибылей. Владение релевантной системно организованной информацией трансформируется в экономические преимущества, обеспечивающие перераспределение природных ресурсов, труда и капитала, открывает новые возможности для всех видов производственной, экономической и финансовой деятельности.

Таким образом, формирование нового социально-экономического постиндустриального уклада, основанного на высокоразвитой информационно-управленческой инфраструктуре и эффективном использовании интеллектуального ресурса, предполагает существенное изменение всей социально-экономической системы общества и государства. Но для достижения устойчивого развития социосферы необходимо также формирование новой нравственности, коренная перестройка всего бытия, смена стандартов и идеалов. А эта задача является наиболее сложной.

Представляется, что разработка и реализация концепции информационного общества должна базироваться на учении о ноосфере, созданном В.И. Вернадским и развитом в трудах ряда отечественных и зарубежных ученых, в частности в работах академика РАН Н.Н. Моисеева (1-9, 10, 11-17). Человечество подошло к черте, за которой прогрессивное, устойчивое и безопасное развитие становится невозможным без коренного изменения парадигмы его отношений с биосферой, техносферой и социосферой.

Ориентация на использование интеллекта, знаний и высокоэффективных технологий в качестве основного ресурса развития цивилизации создает необходимые предпосылки для перехода к практической реализации ноосферной парадигмы. Интеллектуальная составляющая воспроизводственного процесса становится основой благосостояния ведущих стран и их доминирующего положения в мире. В то же время будет усиливаться информационное неравенство недостаточно конкурентоспособных стран, увеличиваться их изолированность от процессов накопления и потребления. Материальные и финансовые потоки будут как бы "обтекать" неконкурентоспособные регионы и сегменты экономики. Следовательно, интенсивное развитие новых информационных и телекоммуникационных технологий и глобализация экономики будут способствовать росту асимметрии между странами и регионами. Поскольку на глобальном рынке распределение доходов определяется уровнем прибыльности, сами экономические факторы станут воспроизводить и даже увеличивать социально-экономическое неравенство экономически развитых и развивающихся стран. В свою очередь, углубление неравенства приведет к сокращению удельных расходов на образование и здравоохранение, к снижению качества жизни населения в этих регионах, росту уровня смертности и т.д.

Все вышеизложенное может стать источником глобализации нестабильности в мире. При этом существующее соперничество сверхдержав может привести к столкновению цивилизаций, возникновению опасных конфликтов между народами различной культурной идентификации. Именно к таким выводам пришел Сэмюэль Хантингтон в своей книге "Столкновение цивилизаций" (13). Таким образом, новая экономическая система будет одновременно высокодинамичной, высокоизбирательной и высоконестабильной. Она спровоцирует рост экономического неравенства и неустойчивости более "слабых" стран в условиях глобализации экономики.

Перед Россией, осуществляющей глубокие социально-экономические и политические преобразования, в настоящее время стоит грандиозная задача – поиск дальнесрочного стратегического направления развития, в том числе определение экономической стратегии, обеспечивающей прогрессивное устойчивое развитие общества и государства. При этом необходимо учитывать, что наша страна, являясь неотъемлемой частью мирового сообщества, неизбежно испытывает на себе влияние глобальных тенденций. Россия пока существенно отстает от западных стран в сфере информатизации. Ранее разработанные концепции информатизации советского общества не создали концептуальных и технологических основ для формирования новой информационной экономики. В настоящий момент увеличивается информационная зависимость России от стран – лидеров информатизации. Фактически информатизация нашей страны свелась к ее компьютеризации; в то же время имеет место распад ее информационного и интеллектуального потенциалов. Ранее созданные национальные информационные ресурсы исчерпываются ускоренными темпами, что делает существующие социальные и экономические структуры менее устойчивыми. Информация не стала фактором федеральной и региональной стабильности.

При формировании основ информационного общества и информационной экономики существенно возрастает роль государства. Его важнейшей задачей является создание необходимых условий для обеспечения устойчивого экономического развития, а также предупреждение роста социальной напряженности. Ориентация государства на модель развития информационной экономики на концептуальном уровне должна перейти на уровень национальных планов действий. При этом необходима масштабная реорганизация, как в рамках отдельных предприятий, так и в масштабе национальной экономики в целом.

В условиях резкого снижения управляемости общества и сокращения экономического потенциала государства решение указанной задачи представляет значительную сложность. В этой связи требуется обеспечить активизацию всех субъектов хозяйственной деятельности, что предполагает необходимость ознакомления широкой общественности с целями перехода России на путь формирования основ новой информационной экономики. Необходимо также существенно повысить эффективность взаимопонимания и взаимодействия общества и власти в России на основе разработки и проведения политики, имеющей понятные каждому гражданину цели и задачи. Без этого переход России к модели устойчивого развития становится весьма проблематичным.

В книге "Новая информационная экономика и сетевые механизмы ее развития" (4) авторы данной статьи изложили основные результаты анализа процесса перехода экономически развитых стран к постиндустриальной стадии социально-экономической организации общества. Хочется надеяться, что эта работа будет способствовать привлечению внимания к проблемам устойчивого развития общества и государства.

Важнейшим свойством экономики информационного общества является превращение традиционных организаций социально-экономической системы в сетевые структуры на основе интенсивного развития информационно-телекоммуникационной среды. В принципе, сетевые формы управления всегда существовали в экономике, но до настоящего времени из-за ограниченной информационной проницаемости экономической системы не оказывали значительного влияния на ее развитие в целом. С ростом динамики развития экономического пространства, расширением глобализации экономики, с повышением рисков и усложнением управления социально-экономическими процессами появляется необходимость в прямых длительных связях между всеми участниками экономической деятельности, что соответствует сетевой форме управления. Именно отсутствие должного уровня системной организации экономической системы и является важнейшей причиной возникновения кризисных ситуаций и дестабилизации процессов социально-экономического развития.

Анализ процесса широкого практического внедрения сетевых технологий подтверждает, что психология пользователей способна существенно изменяться за относительно короткое время в соответствии с направлениями деятельности в сети (особенно это характерно для молодого поколения). Такая метаморфоза, связанная с "электронным вторжением" в подсознание, может рассматриваться как сетевая электронная несвобода. Но именно на этот путь встало человеческое общество на постиндустриальном этапе своего развития.

Мануэль Кастельс в своей книге "Информационная эпоха. Экономика, общество и культура" делает весьма интересный вывод: максимально быстрый переход России к "сетевой" экономике и электронному рынку и одновременное формирование новой системы ценностных ориентаций сетевого развития народного хозяйства возможны, минуя этап широкого развития рыночных отношений и невзирая на то, что отсутствует устойчивая система макросоциальной ориентации российского общества (2). Это обеспечит создание необходимых условий для сплочения экономического пространства РФ с помощью системы трансрегиональных корпораций, в основе управления которыми лежит логистика на базе глобальных сетей. Представляется, что такой стратегический цивилизованный подход, подкрепленный приемлемой для основной массы народа консолидирующей идеологией, будет положительно воспринят российским обществом. Но для этого необходима стратегическая инициатива, воля руководства России и активная поддержка субъектов хозяйственной деятельности.

Ожидается, что формирование новой экономической системы, основанной на широком использовании сетевых механизмов управления и глобализации экономики, приведет к существенному росту взаимозависимости субъектов хозяйственной деятельности. При этом достижение максимальной выгоды для каждого из них становится возможным только в случае обеспечения системной координации совместной деятельности. Это создает принципиально новые мотивации и возможности для активизации информационных механизмов самоорганизации и гармонизации процессов развития социально-экономических систем и формирования новой философии и методологии управления.

Как отмечается в статье профессора Робина Мэтьюза "Информационная стратегия и семиотика" (11), в процессе формирования информационной экономики "новые технологии меняют бизнес-среду и динамику конкуренции для всех субъектов экономической деятельности. Развитие сетевых форм управления обеспечивает интенсивное взаимодействие формируемых организационных сетей с технологическими, политическими, социальными, экологическими и культурными сетями, тем самым усиливая взаимозависимость процессов развития". При этом создание конкурентных преимуществ достигается через аккумуляцию и абсорбцию новых знаний и внедрение новых технологий.

Хотя развитие новых информационных технологий и широкая информатизация общества сопряжены со значительными затратами материальных и финансовых ресурсов, тем не менее эти затраты значительно ниже, чем на развитие "вещественно-энергетической" индустриальной экономики. При этом становится возможным относительно просто модифицировать сетевые организации в динамически изменяющихся условиях, в том числе на основе ценовых сигналов.

Кевин Келли в работе "Новые правила для новой экономики" (18) сформулировал ряд особенностей "сетевой экономики". К важнейшим из них необходимо отнести следующие закономерности:

  • в сетевой экономике ценность продуктов труда вытекает из их множественности, что противоречит двум фундаментальным аксиомам эпохи индустриальной экономики – ценность продукта связана с редкостью, а изобилие вещей снижает их ценность;
  • ценность участия в сетевой экономике растет экспоненциально числу участников совместной хозяйственной деятельности, и этот рост включает в сетевую экономику все новых и новых участников;
    присущие сетевой экономике низкие постоянные затраты и быстрое распространение продукции уменьшают временной интервал до начала быстрого роста по сравнению с индустриальной экономикой;
  • в сетевой экономике увеличение отдачи от результатов выполняемой работы обеспечивается всей сетью и распределяется в ней между всеми участниками процесса, в то время как в условиях индустриальной экономики рост отдачи является результатом значительных усилий отдельных компаний;
  • в сетевой экономике все объекты, которые можно скопировать, адаптируются к закону инверсионного (обратного) ценообразования и становятся дешевле по мере их совершенствования, что способствует росту нововведений;
  • в условиях развития сетевой экономики ценность производимой продукции растет пропорционально их умножению, росту потребностей при снижении их стоимости;
    механизмы сетевой экономики приводят к росту заинтересованности участников совместной деятельности в использовании "открытых систем"; центр интересов перемещается с максимизации собственной внутренней прибыли на максимизацию эффективности инфраструктуры в целом;
    разнообразная, интерактивная и в высшей степени гибкая сетевая экономика объективно создает предпосылки для постоянного видоизменения организации системы (подобно биосистеме), чтобы не оказаться в положении "лучшего в области отмирающей технологии";
  • в условиях сетевой экономики происходит интенсивное замещение "тяжелых и материальных" субстанций "легкими и информационными" при интенсивном росте "интеллектуальной составляющей" производимой продукции;
  • сетевая экономика по аналогии с биологическими системами характеризуется активным проявлением механизмов самоорганизации и самообновления; при этом "отмирают" старые формы и зарождаются новые. Вследствие этого по мере развития сетевой экономики объективно будет происходить демонтаж индустриальной экономики и создание гибкой сети новых структур и новых форм организации производственной и экономической деятельности;
  • сетевая экономика стимулирует поиск новых возможностей и оригинальных решений на основе роста ценности творчества и индивидуальных способностей участников кооперативной деятельности.

В ряде других работ также сделана попытка теоретического осмысления проблем, которые возникают в условиях новой сетевой формы экономических отношений. В частности, Брэдфордом Де Лонгом и Майклом Фрумкином сформулированы следующие отличия сетевого управления от рыночной и иерархической форм:

  • при сетевой экономике с расширением электронных возможностей тиражирования и доставки продукции практически уничтожается "исключительность" товара, и участники рынка теряют эффективный способ дать рыночной системе "стоимостные" сигналы о потребительском спросе и его направленности;
  • в сетевой экономике теряется необходимость "состязательности", поскольку предельная стоимость тиражирования "цифровой" продукции интенсивно снижается, и как следствие пропадают конкурентные различия между продавцами по их затратам на обслуживание дополнительных заказов;
  • во многих секторах экономики покупка товара перестает быть "прозрачной", поскольку акт покупки в большинстве случаев означает возникновение долгосрочных отношений между продавцом и покупателем (17).

Развитие информационной (сетевой) экономики характеризуется формированием как бы двух подпространств, определяющих различные виды деятельности субъектов экономических отношений:

  • материальное, включающее реальные процессы создания, распределения и потребления ресурсов;
  • информационное, являющееся результатом информационного отображения материального пространства.

Субъекты хозяйственной деятельности создают в информационном пространстве образ нового материального производства и затем в результате коррекций могут перестраивать последнее в соответствии с его информационной моделью. Таким образом, информационные модели новых видов деятельности и связей, формируемые в информационном пространстве, частично материализуются и капитализируются в структурах материального производства, и при этом меняется его текущее состояние. В свою очередь, новое состояние материального пространства становится базисом для генерации новых состояний и информационных моделей, образующих единое информационное пространство отображения процессов развития. В результате обеспечивается формирование информационных механизмов самоорганизации процессов экономического развития; эволюционным путем возникает новая сетевая безотраслевая экономика, основанная преимущественно на горизонтальных связях.

Крайне ограниченный объем статьи не позволяет рассмотреть многие другие аспекты сетевой экономики. Поэтому целесообразно остановиться на ее центральном постулате – использовании интеллекта, знаний и новых информационных технологий как основного возобновляемого ресурса устойчивого социально-экономического развития.

Предшествующий этап развития информатизации, ориентированный в основном на создание больших централизованных информационных систем, показал бесперспективность такого подхода, поскольку он не обеспечивает достаточной гибкости и адаптивности этих систем в условиях высокой динамики изменения условий производственной, экономической и финансовой деятельности. Более перспективным является создание информационных систем, обеспечивающих возможность построения (композиции) моделей сложных процессов и систем из компонентов и фрагментов предметных знаний, содержащихся в создаваемых электронных библиотеках моделей знаний, в ранее разработанных (наследуемых) приложениях и в информационных ресурсах сетей Интернет/Интранет. Это обеспечивает значительное повышение эффективности использования знаний в процессе развития реальной экономики, позволяет сократить затраты интеллектуальных, материальных, финансовых и временных ресурсов.

Для решения этих задач необходимо интенсивное развитие моделей представления знаний, разработка мощных и гибких средств проектирования и ведения баз корпоративных знаний, эффективных механизмов извлечения новых знаний, контроля их логической связанности, целостности и согласованности, логистики знаний и т.д. Требуется создание и широкое практическое использование электронных библиотек, антологий (спецификаций) и фрагментов моделей предметных знаний, а также систем автоматизированного композиционного моделирования как важнейшего инструмента самоорганизации процессов функционирования сетевой экономики.

В последние годы в экономически развитых зарубежных странах решению этих задач уделяется повышенное внимание. Речь прежде всего идет о разработке и широком практическом использовании интеллектуальных мультиагентных систем (под агентами понимаются программные объекты, способные взаимодействовать друг с другом, анализировать получаемую при их взаимодействии информацию и принимать решения в соответствии с заложенными правилами) и Grid-систем распределенных "решетчатых" вычислений. Эти задачи весьма актуальны и для России, и их практическое решение является необходимым условием перехода российской экономики на путь инновационного развития.

На обеспечение развития системообразующих механизмов устойчивого развития ориентирована разработанная Институтом экономики информационного общества перспективная технология композиционного информационного моделирования (Composition Тechnology Information Modelling, CIM-технология), обеспечивающая автоматизированную композицию (пространственно-структурно-параметрический синтез) моделей сложных процессов развития из фрагментов моделей предметных знаний (4). Практическая реализация указанной технологи дает возможность трансформировать механизмы управления процессами развития производственных и экономических систем в открытую саморазвивающуюся систему, приобретающую способность к саморегуляции. Содержание этой технологии изложено в работах, публиковавшихся по мере расширения сферы ее приложения (4-8).

В частности, Институтом экономики информационного общества осуществлена разработка приложения указанной технологии к сфере недропользования (разработка крупномасштабных проектов освоения нефтяных месторождений). Выбор указанной сферы приложения CIM-технологии определялся проявлением в этой области производственно-экономической деятельности всей совокупности современных проблем информационного характера, связанных с обеспечением эффективного использования невозобновляемых минеральных ресурсов как важнейшего элемента национального богатства.

Результаты практического применения разработанной CIM-технологии показали ее высокую перспективность. На ее основе могут быть созданы интеллектуальные вычислительные сети композиционного технико-экономического моделирования, а в перспективе и системы обеспечения самоподдерживающегося развития информационного общества. Но пока в России нет для этого ни достаточной мотивации, ни условий.

Авторы отдают себе отчет в том, что многие изложенные в статье вопросы являются в значительной мере дискуссионными. Требуют своей оценки ожидаемые ответы России на новые цивилизационные вызовы. Сопоставительный анализ процессов формирования новой информационной экономики в условиях глобализации (4) с прогнозами развития Российской Федерации, приведенными в фундаментальной работе "Россия в пространстве и времени" (3), показывает, что от ответов на эти вызовы будут зависеть в значительной мере перспективы развития России в XXI в. и ее роль в мировой системе.

Литература

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. – 336 с.
2. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: Transtation Project, 2000.
3. Кузык Б.Н., Агеев А.И., Доброчеев О.В., Куроедов Б.В., Мясоедов Б.А. Россия в пространстве и времени (история будущего)/Кузык Б.Н. (руководитель авт. коллектива). М.: Институт экономических стратегий, 2004. – 336 с: карт.
4. Лазарев И.А., Хижа Г.С., Лазарев К.И. Новая информационная политика и сетевые механизмы ее развития. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005. – 240 с.
5. Лазарев И.А., Лазарев К.И. Информационная экономика. (Экономика Информационного Общества), Серия "Учебники экономико-аналитического института МИФИ". М.: МИФИ, 1999. – 172 с.
6. Лазарев И.А. Технология композиционного информационного моделирования как основа обеспечения самоподдерживающегося развития в информационном обществе. Компьюлог. 1999. № 1 (31), с. 16-19.
7. Лазарев И.А. Информация и безопасность. Композиционная технология информационного моделирования сложных объектов принятия решений. М.: Московский городской центр научно-технической информации, 1997. – 336 с.
8. Лазарев И.А. Композиционное проектирование сложных агрегативных систем. М.: Радио и связь, 1986. – 312 с.: илл.
9. Мелюхин И.С. Проблемы формирования основ информационного общества в России. Проблемы информатики. 1997. № 6, с. 18-21.
10. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М: Молодая гвардия, 1990. – 351 с.
11. Мэтьюз Р. Информационная стратегия и семиотика. Экономические стратегии. 2000. Июль – август, с. 67-69.
12. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России. 1997. № 4, с. 15-18.
13. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. – 603 с.
14. Хижа Г.С. Информационное общество и его экономическая система / Сборник докладов на Всероссийской конференции "Будущее России – создание информационного общества XXI века". М., 2001.
15. Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука, 1996. – 206 с.
16. Урсул А.Д. Становление информационного общества и переход к устойчивому развитию. Проблемы информатизации. 1997. № 4, с. 6.
17. Bradford De Long, Michael Froomkin, The Next Economy. April 1997, http://www.law.miami.edu/~froomkin/articles/newecon.htm
18. Kevin Kelly, New Rules for the New Economy, WIRED September, 1997, http://www.wired.om/wired/0.09/newrules.html

Следить за новостями ИНЭС: