Нематериальные активы в процессе реструктуризации

Номер 8. Культурный слой

Значение нематериальных активов в балансе компании, по мнению автора, настолько велико, что их идентификация и оценка способна защитить компанию от банкротства и стоит на страже имущественных интересов акционеров. В статье подробно классифицируются различные виды НМА.

Лидия Мокрова
Нематериальные активы в процессе реструктуризации

"Экономические стратегии", №08-2006, стр. 166-171

Мокрова Лидия Павловна – старший преподаватель кафедры "Экономика и антикризисное управление" Финансовой академии при Правительстве РФ, директор по маркетингу Британского страхового общества.

При всей заинтересованности акционеров в развитии компаний, акциями которых они владеют, приоритетным, безусловно, является обеспечение успешности и устойчивости бизнеса. Успех и долгосрочная устойчивость фирмы в современном мире во многом определяется степенью ее адаптации к ускоряющимся и усложняющимся изменениям, происходящим во внутренней и внешней среде. В условиях информационной экономики адаптация является прежде всего информационно-интеллектуальным и социально-психологическим процессом. В развитых странах производственная структура уже не дает возможности обеспечивать существенные преимущества фирмы только за счет материальных и финансовых факторов, делая их, в принципе, общедоступными. Индивидуальные преимущества и лидерство во все большей и большей степени становятся следствием эффективного использования уникальных факторов нематериального, неосязаемого характера, включающих в себя объекты интеллектуальной собственности. Еще более актуальной становится эта проблема при создании нового предприятия, когда рекордный отрыв от конкурентов возможен только при использовании такого фактора, аналога которому нет. Как нельзя лучше подходит для этого интеллектуальная собственность.

Обладание нематериальными активами – важное конкурентное преимущество, которое не всегда принимается в расчет советом директоров и менеджментом компании при выработке стратегии ее развития. Обладание нематериальными активами также способно существенно увеличить уровень капитализации компании, рыночную стоимость ее акций. Учет и отражение в бухгалтерских документах прав на имеющиеся нематериальные активы способны существенно увеличить стоимость чистых активов компании. К сожалению, большинство российских организаций, обладая нематериальными активами, не отражает их в отчетности. Это значительно снижает стоимость организации и лишает ее целого ряда преимуществ, включая конкурентные, инвестиционную привлекательность, стратегичность. Неучтенные нематериальные активы снижают реальную стоимость акций или долей участия для собственников, что наносит ущерб их имущественным интересам. Таким образом, задачей, актуальной для менеджмента компании, является выявление, оформление прав и обеспечение учета нематериальных активов, принадлежащих компании, а также информирование рынка о наличии таких активов.

Но давайте разберемся, что же такое "нематериальные активы". История развития нематериальных активов и интеллектуальной собственности начинается в XV-XVIII вв. с появлением привилегий и удостоверяющих их документов, по которым те или иные лица освобождались от налогов или получали приоритет в отдельных видах деятельности. Так, в России одна из первых привилегий была пожалована М.В. Ломоносову в 1752 г. "на деланье разноцветных стекол, бисера, стекляруса и других галантерейных вещей".

Зарегистрированы факты жалования привилегий в XII в. в Иерусалимском королевстве, в Сицилии. Привилегия не была законодательным актом, но милостью монарха. В самых ранних привилегиях на использование изобретений не делалось различий между автором, заказчиком и лицом, внедрившим изобретение.

Петиция, направленная итальянцем Джакобусом Аукантиусом английской королеве в 1559 г., содержала следующие аргументы: "В высшей степени справедливо, чтобы тот, кто, проводя исследования и находя полезные для общества вещи, пользовался правами, охраняющими продукты его труда, запрещая их использование другими, поскольку потрачено много средств на проведение экспериментов, как это случилось со мной. Я изобрел новый тип колесных машин и печей. Красильщики и пивовары, узнав о моем изобретении, могут его использовать без моего разрешения, а я, потратив много денег и труда, не получу никакого возмещения. Следовательно, я прошу запретить использование любых колесных машин как для полировки, так и для измельчения или каких-либо печей, подобных моим, как для полировки, так и для измельчения без моего разрешения".

Привилегии часто служили обогащению приближенных суверена. Так, известна выданная в 1565 г. в Шотландии привилегия на соль, закрепившая право на этот вид деятельности за одним лицом из 100. Оставшиеся не у дел должны были менять свою коммерческую специализацию. Привилегиями часто манипулировали цеха, чья деятельность была основана на секретах производства. Изобретатели представляли угрозу этим могущественным сообществам, которые зачастую являлись кладбищем идей. Феодально-сословные стандарты неизбежно трансформировались в связи с развитием производства. Со временем привилегии переходят в национальные и, далее, зарубежные патенты. Монаршие милости приобретают законодательный, т.е. единый для всех характер.

На сегодняшний день в России преимущественно используется следующая классификация нематериальных активов. Признаками нематериального актива в соответствии с ПБУ 14/2000 являются:

  • отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
  • возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
  • использование в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, который превышает 12 месяцев;
  • не предполагается их последующая перепродажа;
  • способность приносить организации экономическую выгоду (доход) в будущем;
  • наличие документов, оформленных надлежащим образом и подтверждающих существование самого актива и исключительного права организации на результаты интеллектуальной деятельности.

Большинство классификаций нематериальных активов, представленных в научной литературе, сводится к тому, что это деловая репутация, интеллектуальная собственность и организационные расходы. В содержание нематериальных активов не включен целый ряд активов, представляющих интерес для новых собственников или инвесторов. Правоприменительная практика показывает, что обнаружение негативных явлений, связанных с неправомочным использованием нематериальных активов, является процессом, с которым необходимо бороться уголовно-правовыми средствами. Нематериальные активы нуждаются в защите, в том числе правовой. Международные, в особенности европейские стандарты существенно расширяют возможности идентификации и правовой защиты нематериальных активов. Однако в чистом виде они не могут быть применены в России.

В ноябре 2000 г. Европейская группа профессиональных ассоциаций оценщиков – TEGOVA (The European Group of Valuer’s Associations) – опубликовала новые стандарты оценки, которые дополнены методическими руководствами. Одно из них, а именно методическое руководство под номером 8 (далее – МР-8), посвящено оценке нематериальных активов, в том числе не включаемых в баланс компании. Более того, в МР-8 нашла отражение новая парадигма оценки бизнеса.
Согласно МР-8, все подлежащие оценке НМА, включая НМА, не учитываемые на балансе, делятся на три категории:

  • гудвилл бизнеса (нераспределенные нематериальные активы);
  • персональный гудвилл;
  • идентифицируемые нематериальные активы.

Гудвилл бизнеса неотделим от компании и может быть учтен на балансе после ее продажи. Персональный гудвилл, как правило, связан с личностью руководителя компании, не передается при ее продаже и поэтому не учитывается при расчете ее стоимости, за исключением случаев, когда при смене собственника компании руководить ею продолжает то же лицо. Идентифицируемые НМА могут оцениваться в индивидуальном порядке, если им можно приписать конечный срок службы и если за этот период они обеспечивают бизнесу измеримые выгоды. Обычно эта категория включает права интеллектуальной собственности и другие аналогичные активы, в том числе ноу-хау, информационные ресурсы, списки клиентов и т.п.

Кроме того, к НМА, согласно МР-8, могут относиться:

  • обученная и собранная вместе рабочая сила;
  • благоприятные трудовые договоры;
  • благоприятные договоры аренды;
  • благоприятные договоры страхования;
  • благоприятные контракты на поставки;
  • контракты о найме;
  • соглашения об отказе от конкуренции;
  • клиентские отношения;
  • разрешения;
  • технические библиотеки и хранилища газет;
  • прочие нематериальные активы.

Из всего списка потенциальных НМА к человеческому капиталу, безусловно, относятся: персональный гудвилл, обученная и собранная вместе рабочая сила; благоприятные трудовые договоры; контракты о найме. Эти активы, как правило, неотчуждаемы. Исключение составляют контракты о найме, в которых предусмотрена возможность передачи нанимаемого лица в другую компанию. Кроме того, ноу-хау относят одновременно и к человеческому, и к структурному капиталу.
Человеческий капитал, как уже было сказано, не может быть собственностью компании. В этом его принципиальное отличие от имущественных прав, возникающих, в частности, из обязательств служащих компании. В то же время человеческий капитал играет едва ли не ведущую роль в формировании стоимости компании. Имущественные права, как правило, могут быть включены в состав НМА. В том числе при использовании довольно изощренной юридической техники в имущество компании могут быть превращены контракты с наиболее ценными работниками.

Клиентский капитал представлен в МР-8 такими НМА, как соглашения об отказе от конкуренции, клиентские отношения. Вероятно, сюда же следует включить часть прав интеллектуальной собственности, в том числе права на товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменную упаковку, фирменное наименование. При этом права на интеллектуальную собственность могут быть учтены на балансе, а соглашения об отказе от конкуренции и клиентские отношения, как правило, нет. Иначе говоря, здесь имеет место еще один разрыв между составом НМА в оценочном и в бухгалтерском смысле.

Согласно MAGIC (1), интеллектуальный капитал может быть подразделен на 4 категории:

  • человеческий капитал (Human Capital), включающий навыки, опыт и компетентность компании в отношении реакции на изменения рыночного спроса и потребностей клиентов (в том числе навыки лидерства и управленческий опыт);
  • организационный капитал (Organizational Capital), включающий способности, инфраструктуру и процессы компании в отношении производства и поставки на рынок продуктов и услуг;
  • рыночный капитал (Market Ca-pital) – способности компании по взаимодействию с внешними субъектами (клиенты, партнеры, поставщики и другие заинтересованные стороны);
  • инновационный капитал (Innovation Capital) – способность компании осуществлять инновации, улучшать и развивать неиспользованный потенциал и создавать долгосрочное богатство.

В XXI в. изменилось влияние материальных и нематериальных активов на конечный результат деятельности коммерческой организации. Интеллектуальная собственность компаний становится все более дорогостоящим активом, реальную стоимость которого не всегда могут отразить принципы бухгалтерского учета. Особенно это относится к тем отраслям, где ключевую роль играют не столько здания, оборудование, сколько доходность патентов, товарных знаков, авторских прав и других так называемых "неосязаемых" активов. Это в первую очередь кредитно-финансовые институты – банки, страховые компании, инвестиционные и паевые фонды и пр. Впрочем, это относится к очень многим отраслям, связанным с предоставлением услуг и с производством. По данным Генеральной прокуратуры РФ (2), при приватизации, проводившейся в 1990-х гг., НМА составили 3-5% от стоимости приватизированных предприятий, в то время как нематериальная составляющая может превышать 50-70%. Так, среднее отношение стоимости предприятия к стоимости его активов в развитых странах изменилось от 1 в 1980-х гг. до 8 на сегодняшний день (3).

Необходимость идентификации и оценки нематериальных активов чаще всего возникает в связи с изменениями в организации. Эти изменения могут быть связаны с масштабами организации, составом собственников, характером использования активов, т.е. с реструктуризацией. Это может быть реорганизация (в том числе приватизация), ликвидация, банкротство или раздел предприятия. В этом случае нематериальные активы должны быть учтены и оценены в составе всего имущественного комплекса предприятия. Нематериальные активы, особенно права на объекты интеллектуальной собственности, могут передаваться по лицензионным договорам и в этом случае оцениваться отдельно. Нематериальные активы все чаще становятся объектом залога, страхования, используются в качестве составной части франчайзинга и лизинга. Хотя экономические дисциплины не уделяют достаточно внимания изучению нематериальных активов, существуют различные способы идентификации и выделения отдельных нематериальных активов из всего перечня активов предприятия. Современные подходы оценочной деятельности позволяют определить их стоимость, и даже если нет возможности использовать эти величины для целей бухгалтерского учета, можно учитывать нематериальные активы в составе стоимости организации.

Существуют различные технологии оценки НМА: договорная, аналитическая (расчетная), экспертная. Основным типом оценки, признаваемым налоговой инспекцией, является расчетный. Однако серьезным недостатком этого типа оценки является сложный алгоритм расчетов, погрешности применяемых коэффициентов. Экспертный подход неизбежно субъективен и поэтому не устраивает аудиторов. Возможность избежать субъективности возникает при использовании мнения нескольких экспертов и научно обоснованных технологий расчета. Традиционно применяют три подхода при оценке собственности: доходный, затратный и сравнительный и значительный перечень методов в рамках каждого из них. Применимость того или иного метода зависит от многих факторов, в том числе цели оценки, доступности информации, характера актива. Методическая база оценки стоимости была полностью завезена из США в 1990-е гг. и некритически усвоена представителями формирующейся профессии.

Привлекательной стороной импортируемого инструментария для оценщиков в России была его системность. Но, будучи перенесены на российскую почву, три общепринятых подхода могли опереться лишь на оторванные от реальности данные бухгалтерии и прогнозы, зачастую слишком благоприятные. Ситуация усложнилась из-за математической подкованности людей, приходящих в оценку. Вместо story о компании мы получили тяжеловесные манипуляции с числовыми массивами, не внушающие никакого доверия (4).

В последнее время методы оценки нематериальных активов являются объектом научного исследования – предложено множество новых и усовершенствованных методик. Однако практика оценки и учета развивается достаточно медленно. Причинами этого являются несовершенство законодательства, сложность и слабая изученность самих активов, субъективность оценки и многое другое. Существенно продвинуть решение этих проблем может внесение изменений в законодательные и нормативные акты, создание простых и убедительных методик оценки, изучение природы нематериальных активов в рамках экономических дисциплин.

Серьезные проблемы существуют и в понятийном аппарате. Например, четкого определения понятия "бренд" не существует ни в законодательстве, ни в экономической теории. Можно исходить из утверждения, что экономический эквивалент понятия "бренд" – товарный знак, а "ребрендинг" – изменения товарного знака и производных от него: фирменный стиль, позиционирование, идеологии имиджа. В этом случае мы начинаем оперировать еще более неопределенными с точки зрения закона понятиями. Торговая марка (товарный знак) является одним из старейших видов маркировки продукции, помогающих потребителю принять решение о покупке, а изготовителю – реализовать свою продукцию и успешно функционировать в условиях рыночной конкуренции. Однако утверждать, что торговая марка и товарный знак – тождественные понятия, нельзя, хотя перевод на английский будет один и тот же – tread mark.

В европейской экономической литературе существует следующее мнение. Бренд – торговая марка, достигшая высокого уровня известности и лояльности, превратившаяся в сознании покупателя именно в бренд – символическую ценность, определяющую выбор товара и готовность платить за него дороже (5). Бренд – это образ торговой марки в сознании покупателя, однозначно идентифицирующий товар (услугу) и определяющий покупательский выбор в конкурентном ряду (в определенной товарной группе и ценовой категории).

В известном смысле торговую мар-ку и бренд можно считать синонимами, разница между ними в степени из-вестности, "раскрученности". Товарный знак (trade mark) – составляющая торговой марки, получившая правовую защиту в патентном ведомстве страны. Создавать, развивать, изменять бренд – в первую очередь привязывать к знаку или наименованию предложение добавленной стоимости. Однако вопрос выбора добавленных ценностей является одним из самых важных. Как определить стоимость столь распространенного явления, как ребрендинг? Если бренд изменился на 30%, его можно считать новым, т.е. возможно использовать затратный подход при определении стоимости ребрендинга, принимать к учету и начислять амортизацию. Многие российские предприятия недооценены именно на стоимость брендов. И это часто является причиной их кризисов и поглощений, в том числе и недружественных. Предприятия, не учитывающие нематериальные активы, практически грабят себя, отдавая в качестве налогов ту часть своих средств, которую могли бы оставлять у себя на амортизацию НМА (6).

Актуален, как никогда, вопрос уменьшения потерь от незаконного использования и вывоза из страны нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности. По оценкам экспертов, объем оборота контрафактной продукции превышает объем оборота наркотиков. Бюджет недополучает огромные суммы, которые могли бы быть использованы для развития науки, образования и пр. Неидентифицированные нематериальные активы отрицательно сказываются на показателях, диагностирующих платежеспособность организации, делают необъективным мониторинг ее финансового состояния. Кроме отрицательного воздействия на общую стоимость организации это лишает ее возможности восстановления платежеспособности при возникновении кризисной ситуации, мешает развитию практики финансового оздоровления. Кроме того, недооцененные организации чаще прочих становятся мишенью при недружественных поглощениях. Таким образом, идентификацию и оценку нематериальных активов можно рассматривать как способ защиты имущественных интересов акционеров (участников) и инструмент предупреждения банкротства.

Таблица 1. Классификация нематериальных активов с точки зрения возможностей учета в составе имущественного комплекса организации

Примечания
1. MAGIC – европейский исследовательский проект, частично финансируемый Европейской комиссией. Цель проекта – разработка методологии оценки интеллектуального капитала.
2 Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов. М., 2006.
3. Рутгайзер В.М. Семинар "Новые подходы в оценке нематериальных активов". Финансово-промышленная академия, апрель 2006 г.
4. Чиркова Е. Как оценить бизнес по аналогии. Альпина Бизнес Букс, 2005.
5. Ситников А.П., Крылов И.В. Предисловие к русскому изданию ‘Undersending brends by 10 people who do’. London, 1999.
6. Международная конференция Российского общества оценщиков "Проблемы оценки имущества в экономике переходного периода", 1996 г.

Следить за новостями ИНЭС: