Мысли о разном…

Номер 5. Любой ценой!?

Председатель Комиссии по экономической политике Московской городской Думы Ирина Рукина знает, как раскрутить маховик экономики: прежде всего необходимо дать людям работу и достойную зарплату. «Россия – богатейшая страна. Хватит воровать деньги, пора начинать их зарабатывать. Это гораздо выгоднее».

Ирина РУКИНА
Мысли о разном…

"Экономические стратегии", 2002, №5, стр. 34-39.

Законотворчество – процесс перманентный. Законы принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. Их тысячи, они регулируют буквально все сферы нашей жизни. И мы, скорее, на подсознательном уровне, стараемся не нарушать те из них, которые знаем и с которыми соприкасаемся по роду деятельности.
Московская городская дума – орган, где кипит кропотливая и незаметная для посторонних глаз работа, где решаются столичные проблемы, в том числе и в области законодательства. Москва – мегаполис, где есть практически все: от автомобилестроения до производства пластмассовых крышек, от крупнейших аэропортов до маленьких аэродромов. И это огромное хозяйство должно функционировать и развиваться, подчиняясь единым правилам.
Ирина Рукина, депутат Московской городской думы третьего созыва, координирует деятельность Думы по направлениям: "промышленность, экономическое взаимодействие с регионами", "инвестиционная политика", является одним из разработчиков ряда основополагающих законов города Москвы. В своем интервью главному редактору "ЭС" Александру Агееву Ирина Рукина дает оценку ситуации в столице и высказывает предложения по решению актуальных проблем.

Есть мнение, что высокая энергозатратность, в силу климата, снижает конкурентоспособность российского производства. Означает ли это, что государству следует жестко регулировать тарифы естественных монополий? Какова политика правительства Москвы?

Нам практически ежедневно приходится рассматривать эти вопросы, утверждаем ли мы ставки платежей за электроэнергию, тепло или воду, решаем ли конкретные проблемы, связанные с дотациями из городского бюджета на восстановление изношенных сетей, занимаемся ли промышленными предприятиями, для которых увеличение тарифов является непосильным бременем. Все зависит от профиля предприятия. Если взять завод по переработке мусора или совхоз "Московский", то это весьма энергоемкие производства. Доля затрат на энергоресурсы здесь составляет значительную величину – от 50 до 70%.

А например, в швейной промышленности уровень энергозатрат значительно ниже. Но в любом случае наша экономика – очень энергоемкая. Такие развитые страны, как США или Япония, стремятся снизить энергоемкость своей продукции, чтобы повысить ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Однако проблема ресурсо- и энергосбережения стоит не только перед промышленностью, это касается и населения. Нужно внедрять прогрессивные технологии, малую энергетику. Здесь существует масса проектов, которые пока не внедряются. Кризис начала 1970-х годов способствовал появлению в США новых разработок в области энергетики, спровоцировал очередной виток научно-технического развития. Понимая, что поставить под контроль естественные монополии очень сложно, американцы пошли по другому пути. Они приняли очень жесткий закон о защите прав потребителей и распространили его действие не только на товары, но и на услуги. Через СМИ граждан Соединенных Штатов научили, как бороться с монополиями. В суды посыпались сотни тысяч исков против повышения тарифов. Естественные монополии понесли колоссальные убытки и были вынуждены установить счетчики в домах. Началась широкомасштабная кампания, направленная на сбережение ресурсов и энергии. Стали появляться высокочастотные преобразователи для управления асинхронными двигателями. Их использование позволило экономить энергию, тепло и воду. С тех пор прошло 30 лет. Соединенные Штаты сделали мощный рывок в области электроэнергетики. На поставках устаревшей техники в Россию многие западные компании заработали огромные деньги.

Политика импорта энергосберегающего оборудования предыдущего поколения? Это была ошибка Виктора Черномырдина, правительства или давление американских компаний?

И то, и другое, и третье. Соглашение из разряда тех, что сдерживают развитие отечественной науки и инженерно-технической базы. Сейчас ситуация несколько изменилась: появились законы о поставках для государственных нужд, проводятся федеральные и региональные конкурсы. Подобные меры, направленные на поддержку отечественного производителя, уже приносят плоды, но на протяжении долгих лет мы оставались заложниками политики импорта энергосберегающего оборудования предыдущего поколения. Кстати, это одна из причин нашего отставания в развитии микроэлектроники. Вместе с тем, все еще существуют области, где мы лидируем, например, силовая электроника. К сожалению, в РФ отсутствует промышленная политика, то есть осмысленная государственная политика, которая дала бы толчок развитию тех отраслей, где мы все еще сильны. Даже термина такого нет – "промышленная политика".

Московская дума пытается как-то поправить положение, но это непросто, поскольку на пути у нее стоит федеральное законодательство. Несколько лет назад я была автором закона "О промышленной деятельности в городе Москве", благодаря которому родилась "Комплексная программа развития промышленности в городе Москве". Если в бюджете РФ на 2003 год на нужды отечественной промышленности выделяется примерно 500 млн рублей, то в Москве эта цифра составила 2,3 млрд рублей, и мы постараемся ее еще увеличить. Средства выделяются и под вышеупомянутую комплексную программу развития промышленности, где есть огромный раздел, посвященный энергетике, ресурсо- и энергосбережению.

Речь идет примерно о 70 млн долларов. Что можно сделать на такие деньги?

Мы разработали финансовые механизмы, которые позволят преумножить эти средства. Во-первых, это банковские кредиты, предполагающие погашение процентных ставок из бюджета города. Банки охотно участвуют в этом процессе. Погашение процентов может осуществляться на четверть, половину или полностью. Все зависит от программы, представленной предприятием, и от того, в состоянии ли оно не только вернуть кредит, но и выйти на новый виток развития. На сегодняшний день в сферу действия программы уже попало 90 московских предприятий.

Есть еще один вариант – облигационные займы, где погашение части купонного дохода также берет на себя правительство Москвы. Сегодня таким образом вышло на фондовый рынок зеленоградское предприятие "Микрон". Оно выпустило на 150 млн рублей облигаций, которые разошлись, как горячие бублики. Здесь важен сам факт гарантий правительства Москвы. В соответствии с законом департамент науки и промышленной политики создал реестр продукции, выпускаемой в Москве, и регистр субъектов промышленной деятельности.
Вот каким путем пришлось идти, чтобы миновать Сциллу и Харибду федерального и московского законодательства.

Я считаю, что это прорыв, позволивший многим предприятиям города обновить основные фонды еще в период действия 50% инвестиционной льготы.

К сожалению, хуже всего дело обстоит в энергетике, потому что федеральная программа в этой сфере декларативна, а московские – достаточно условны. Самая реальная из них – программа установки счетчиков в жилых домах. Этим мы сейчас и занимаемся. Но планы по ресурсо- и энергосбережению неосуществимы в условиях монополизированного рынка. Монополии не заинтересованы в экономии ресурсов. Гораздо проще увеличить тарифы.

Таблица 1. Ожидаемые поступления в бюджет России за счет рентных платежей за пользование природными ресурсами

Вы имеете в виду "Мосэнерго"?

Естественной монополией является не только "Мосэнерго", но и "Мосводоканал". Но в данном случае мы говорим о "Мосэнерго" потому, что исторически именно эта структура строилась и развивалась как монополист в силу заложенных в ее основу технологий. Крупные теплоэнергоцентрали обречены на то, чтобы блокировать развитие альтернативных источников энергии. Предложив сделать новый район Куркино идеальным, с точки зрения экологии, и для этого отказаться от централизованных сетей, заменив их средствами малой энергетики, мы натолкнулись на сопротивление "Мосэнерго". Эта организация не хочет уступить даже малую часть рынка. Монополистам всегда есть, чем припугнуть московское правительство. У нас, в частности, имеются долги за газ. Если мы примем решение, которое им не понравится, они вполне могут что-нибудь отключить. Приходится по старинке тянуть сети на большие расстояния, хотя можно было бы все сделать дешевле.

Таблица 2. Объем энергетических дотаций в России 2000 года

Получается, монополии сильнее, чем московское правительство?

Сильнее по той простой причине, что у правительства Москвы очень небольшой процент акций "Мосэнерго" – 2,5%. Это ведь частная компания. Данный факт накладывает отпечаток на взаимоотношения естественных монополий и города, хотя мы стараемся находить разумные решения. Для того чтобы понять, насколько обосновано повышение тарифов, и объяснить людям, почему они постоянно растут, мы должны хорошо знать структуру затрат монополий. Предоставляемые ими данные нужно проверять, необходима независимая экспертиза.
С просьбой о проведении аудита мы обратились в Контрольно-счетную палату. Но здесь возникает большая проблема: у нас нет независимой экспертизы, никто до сих пор не знает, что это такое. Мне, например, ясно одно – экспертом может быть только такой человек, на которого никто не оказывает давления.

Маховик экономических реформ не раскрутится до тех пор, пока не появится возможность влиять на политику естественных монополий. Ведь так получается, что именно они отвечают за жизнеобеспечение страны, ее городов и деревень. Можно долго спорить о том, государственными они должны быть или частными, но в бизнесе есть незыблемое правило: частник, чем бы он ни занимался, в первую очередь нацелен на извлечение прибыли. Вспомните, в Великобритании в 1980-е годы приватизировали угольную отрасль. В результате она пришла в упадок, и Тэтчер пришлось вернуть ее в лоно государства. Система жизнеобеспечения и частные компании – это несовместимые вещи.

А как дела обстоят сейчас?

Картина далека от идеала. Возьмем, например, "Газпром", где есть совет директоров и множество миноритарных акционеров.

Я сама принадлежу к их числу -когда-то приобрела на свои два ваучера примерно 2000 акций по 1 рублю. Таких, как я, у "Газпрома" немало. Но, по сути дела, мы ничего не решаем, потому что нет консолидированного пакета. Понятно, что в этой ситуации советом директоров принимаются решения, которые кем-то заранее подготовлены. Я не знаю, заключало ли руководство РАО "ЕЭС России" с государством договор, в котором все было бы четко прописано, поэтому оно не подпадает под определение "управляющая компания", и вообще трудно сказать, что это такое, с юридической точки зрения.

Значит, нам нужен Гамаль Абдель Нассер, который национализировал Суэцкий канал?

Дело в том, что рубильник – "это наше все". Что произойдет, если он окажется в частных руках? Развитие науки и техники идет семимильными шагами. Вспомните роман Александра Беляева "Властелин мира" или "Гиперболоид инженера Гарина" Алексея Толстого. Желательно, чтобы государство держало систему жизнеобеспечения под контролем.
Хочу сказать несколько слов о реструктуризации РАО "ЕЭС". Выглядит все очень хорошо, но в то же время явно прослеживается тенденция: отдать то, что не приносит прибыли, и оставить под контролем то, что прибыль приносит. Однако нельзя забывать, что речь идет о выживании государства. Анатолий Борисович – блестящий менеджер, но срок работы чиновника в высоких государственных структурах строго ограничен, и поэтому нельзя полагаться на конкретную личность. Ведь завтра на этом посту окажется кто-то другой.

Эта проблема актуальна для Москвы? Например, уйдет Юрий Михайлович, а его преемник может отказаться от обязательств своего предшественника?

Это общая проблема. Она не просто характерна для нашей страны, но имеет исторические корни. Есть масса примеров того, как вопросы государственной важности решались на примитивном уровне… Даже судьба великой страны решалась в бане. В России личность, придя во власть, становится всемогущей. Между тем, в этой ситуации человек должен быть строго ограничен полномочиями и законом. В США, скажем, каждый крупный чиновник знает пределы своей компетенции.

Получается, что в России энергетики фактически находятся вне сферы действия закона?

Такого быть не должно. Закон действует на всей территории страны и обязателен для всех, по крайней мере, мы к этому стремимся. Сегодня регионы стараются привести свое законодательство в соответствие с федеральным, которое объявлено приоритетным. Это абсолютно правильно.

И Москва тоже?

Мы работаем в данном направлении, хотя и понимаем, что федеральное законодательство противоречиво, в нем очень много дыр, способствующих появлению коррупции. Поэтому московское правительство одновременно готовит законодательные инициативы, направленные на совершенствование нормативной базы нашей страны.

Как Вы прокомментируете не слишком удачное вмешательство государства в кадровую политику "Газпрома"?

Государство – неэффективный управленец. Именно поэтому я и ратую за принятие закона о доверительном управлении – необходимо выбирать самых лучших наемных менеджеров, которые на основании очень жесткого договора будут проводить государственную политику. В 1992 году я была на стажировке в США, на авиационных предприятиях штата Оклахома изучала принципы организации работы с кадрами, которой там придается большое значение. Второе лицо после главы компании – это менеджер по кадрам. Даже в том случае, когда фирма берет сезонного рабочего, с ним проводят семь-восемь интервью, стремясь выяснить не столько его профессиональную пригодность, сколько то, как он впишется в коллектив. У нас, к сожалению, ничего подобного нет.

Политический деятель характеризуется тем, кого он берет в свою команду. Масштабная личность всегда предпочтет лучших. А как у нас формируется кадровый состав? Либо это "неликвиды", либо те, кого выбирают по принципу личной преданности. Настоящий прорыв могут осуществить только умные, нетрадиционно мыслящие люди, фонтанирующие идеями, умеющие проводить эти идеи в жизнь.

Таблица 3. Прогнозируемая динамика ВВП России по оценкам различных экспертов*

Отличается ли подход к формированию команды управленцев на региональном и федеративном уровне?

Юрий Лужков – сильная личность, очень умный человек. С ним работают блестящие исполнители его воли, мыслей и желаний, обеспечивающие функционирование города в нормальном режиме. Москва становится все краше, постоянно реализуются новые программы. Это говорит о том, что созданная им система, может быть, далекая от совершенства, разумна и работает в интересах москвичей. Горожане любят своего мэра и доверяют ему, он очень хороший хозяйственник. В переходный период, в эпоху системного кризиса такие лидеры необходимы. Наверное, ему не очень нужны те, кто фонтанирует идеями. Он сам знает, что нужно делать, хотя, как любой смертный, может очень сильно ошибаться в людях.

Кто из государственных деятелей XX века Вам наиболее симпатичен?

Я серьезно изучаю Китай: философию, историю, опыт вхождения в рыночную экономику. Восток – дело тонкое. Мне чрезвычайно интересен Дэн Сяопин. В стране с жесточайшим коммунистическим режимом он выдвинул лозунг: "Богатейте, это не зазорно".

"Не важно, какого цвета кошка,…

…главное, чтобы она ловила мышей". Имя этого человека переводится на русский язык как "маленькая бутылочка". И в этой "маленькой бутылочке" такое замечательное содержимое.
XX век изобилует интересными личностями. Например, Кеннеди-старший в качестве министра труда выводил Америку из Великой депрессии. И ведь лучше закона, чем закон о занятости 1940-х годов, до сих пор нет. Он прекрасно понимал, как раскрутить маховик экономики: человек имеет работу, получает за свой труд достойное вознаграждение, идет в магазин и покупает отечественные товары. Предприятия, которые выпускают эти товары, платят налоги, пополняется бюджет, реализуются социальные программы и т.д. А у нас сейчас превалирует мнение, что мы сможем увеличить зарплату, когда начнется подъем экономики. Полный абсурд! Нужно привлечь ресурсы государства, чтобы обеспечить занятость населения. Здесь нет ничего сложного. Россия – богатейшая страна. Хватит воровать деньги, пора начинать их зарабатывать. Это гораздо выгоднее.

Последний фирменный вопрос: Ваша любимая притча, поговорка, девиз, анекдот?

Мой девиз – постоянный поиск здравого смысла. Прежде чем что-то сделать, нужно спросить себя: "А зачем?"

Следить за новостями ИНЭС: