Мостостроители Казахстана | Институт экономических стратегий

Мостостроители Казахстана

Номер 1 - ЦА. Своя игра

Качество в строительстве мостов — это как диагноз врача в медицине: может спасти, а может и убить пациента

Александр Рязанов
Мостостроители Казахстана

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №1-2006, стр. 86-91

В Республике Казахстан АО "Трансстроймост" является лидером в области мостостроения. Предприятие работает с 1940 г. За это время им возведены тысячи несущих и ограждающих конструкций, построены километры мостов, путепроводов, водопропусков. Кроме того, "Трансстроймост" добился больших успехов в производстве стальных и железобетонных конструкций и изделий, а также в архитектурном и строительном проектировании. Большие и малые сооружения построены коллективом "Трансстроймоста" во многих регионах бывшего СССР. Это Уфа, Самара, Сызрань, Дагестан, Ставрополье, Тульская и Рязанская области, Алтайский край. А в самой Республике Казахстан мостостроители оставили свой след буквально в каждой области. Трудно представить Алматы, Астану, Атырау без мостов и путепроводов, возведенных АО "Трансстроймост".
Компания не просто успешно адаптировалась в условиях рыночной экономики, но добилась международного признания. Опытом внедрения эффективных экономических стратегий поделился с нами генеральный директор АО "Трансстроймост", почетный гражданин Меркенского района Республики Казахстан Александр Владимирович Рязанов.

Сейчас АО "Трансстроймост" – достаточно известная мостостроительная организация. А как все начиналось?

История "Трансстроймоста" началась в июне 1940 г., когда на станции Зима Восточносибирской железной дороги была создана специализированная мостовая контора. Через полтора года приказом наркома путей сообщения она была преобразована в Мостопоезд № 22 и переброшена в Орел для проведения восстановительных работ в районах, освобожденных от немецких захватчиков. В январе 1944 г. Мостопоезду был присвоен номер 431. В это время его коллектив восстанавливал разрушенные мосты на станциях Лиски, Лифен, Белев, Лугано, Орша, Елец. В 1955-1957 гг. Мостопоезд был передислоцирован на станцию Топчиха Алтайского края, где строил железнодорожные мосты и искусственные сооружения на железнодорожной линии Алейская – Семипалатинск.

С 1957 г. Мостопоезд № 431 приступил к сооружению мостов в Казахстане, сначала в Джамбуле, а затем в Караганде. В феврале 1967 г. наше предприятие было передислоцировано в поселок Новоилийск (ныне – г. Капчагай) Алма-Атинской области, который стал для него родным домом. В 1969 г. Мостопоезд № 431 меняет название на Мостоотряд № 25 и приступает к возведению мостов не только в Казахстане, но и в России, Киргизии. В этом статусе предприятие существовало долгие годы. Лишь в 1994 г. Мостоотряд № 25 был переименован в Государственное акционерное общество "Трансстроймост". В 1997 г. ГАО "Трансстроймост" меняет форму собственности и становится акционерным обществом – ОАО "Трансстроймост". 8 августа 2003 г. на общем собрании акционеров ОАО "Трансстроймост" было принято решение о перерегистрации в соответствии с Законом РК "Об акционерных обществах" от 13 мая 2003 г. в АО "Трансстроймост".

Начало 1990-х гг. было непростым для всех предприятий: Казахстан обрел независимость, начался переход от плановой экономики к рыночной. Как Вам удалось пережить это время?

Вы правы, это был трудный период: экономический хаос и разрыв хозяйственных связей. Но мы выстояли. Казахстану, ставшему на путь независимости, предстояло решить тысячи больших и малых проблем. Одна из них – сохранение и развитие в строительной сфере лучшего из того, что было накоплено.

Искусство мостостроения в нашей республике имеет многовековую историю. Мы, современное поколение мостостроителей, вписываем в нее новые страницы. Нашей организации более 60 лет. Нам есть чем гордиться: у нас прекрасная профессиональная репутация, устоявшиеся традиции, имеются технологические достижения. Но тогда, в начале 1990-х, нам, мостостроителям, пришлось особенно тяжело. Чтобы сохранить организацию, технические и человеческие ресурсы, мы стали искать заказы за пределами страны. Работали в России и Киргизии, и наша работа всегда получала высокую оценку. Прибыль пускали на модернизацию парка специализированной техники и оборудования, старались идти в ногу с техническим прогрессом. Залогом такого успеха явился профессионализм и руководителей предприятия, и рядовых исполнителей. Но важную роль сыграл еще один фактор – высокая гражданская ответственность за настоящее и будущее молодого государства.

АО "Трансстроймост" давно получило международное признание, имеет многочисленные награды. А какой из них Вы особенно гордитесь?

Каждая награда – это определенный этап, конкретные достижения. Потому мне сложно ответить на Ваш вопрос. Первую международную награду Arco Europe Gold Star Award, которую ежегодно присуждает организация Business Initiative Directions, мы получили в апреле 1999 г. в Париже. Она символизировала признание нашего профессионального успеха.
30 октября 2000 г. в Женеве Международная конвенция по награждению "Звездой за качество" отметила нашу работу "Платиновой звездой за качество". За инновационные и технологические находки в области мостостроения в 2001 г. в Париже мы в третий раз удостоились сертификата международного качества. 14 мая 2005 г. в Женеве Седьмой международный форум "Высокое качество в деловой практике" присудил АО "Трансстроймост" золотую медаль.

Международные награды значат для нас очень много, поскольку подтверждают тот факт, что мы способны работать на уровне мировых стандартов, но особенно радует признание земляков. 11 июня 2001 г. Алматинский филиал ОАО "Национальный центр экспертизы и сертификации" вручил нам Международный сертификат соответствия производства системе качества ИСО 9002.
Качество в строительстве мостов – это как диагноз врача в медицине: может спасти, а может и убить пациента. Вы прекрасно представляете, какая трагедия может произойти, если мост построен плохо. Поэтому к вопросам качества мы относимся со всей серьезностью.

К сожалению, жители Астаны усомнились в качестве нашей работы. Некоторые из них высказывали опасения по поводу надежности пешеходного перехода через Ишим, соединяющего центр новой столицы Казахстана с зоной отдыха, – уверяли, что мост буквально качается под ногами. Однако статические и динамические испытания, проведенные независимой экспертизой, подтвердили высокие эксплуатационные качества моста. Фактический прогиб конструкций при максимальной нагрузке составил 53 мм, что меньше допустимого показателя в 61 мм. В связи с этим нам особенно дорога награда, которую АО "Трансстроймост" получило в июле 2005 г. Это диплом Областного акимата Алматинской области за II место в конкурсе качества товаров и услуг по Алматинской области.

Что позволило Вам добиться таких впечатляющих результатов?

Действительно, некоторые наши сооружения можно назвать впечатляющими, например пойменный внеклассный автодорожный мост через реку Урал возле Уральска длиной 1500 м.
Еще один пример. В 2001 г. мы сдали в эксплуатацию транспортную развязку в районе аэропорта, которая является своего рода визитной карточкой южной столицы. Подобные стройки всегда сопряжены с ограничением движения транспорта, но в данном случае этого удалось избежать. Объект строился круглосуточно, вахтенным методом, на нем было занято 300 человек. В рекордные сроки было перемещено 120 тыс. т грунта, уложено 7 тыс. кубометров бетона, 300 т арматурной стали. Развязка, названная по основному направлению аэропортовской, по качеству выполнения работ, сейсмостойкости, сопротивлению нагрузкам на дорожное полотно, габаритам проезда отвечает самым современным требованиям. Другой объект, который может быть внесен в книгу рекордов КИНЭС, – первая в истории мостостроения Казахстана и Средней Азии трехуровневая развязка в городе Алматы.

В августе 2003 г. АО "Трансстроймост" успешно прошло сертификацию системы менеджмента качества ИСО 9001:2000 на соответствие строительной продукции и работ в области строительства. Сертификацию проводил "Казахстанский центр сертификации". 1 сентября 2004 г. наша компания прошла повторную сертификацию. Список сертифицированных материалов увеличился.

Но качество конечной продукции зависит не только от материалов, но и от квалификации сотрудников. Инженерно-технические работники АО "Трансстроймост" прослушали полный курс по внедрению системы менеджмента качества. На данный момент 16 из них получили личные сертификаты "Система менеджмента качества ISO семейства 9000. Специалист в области качества".
Кроме того, постоянно действующая строительная лаборатория АО "Трансстроймост" аттестована Госстандартом Республики Казахстан. Оборудование лаборатории регулярно (в соответствии с графиком) проходит проверку в "Алматинском центре сертификации и метрологии". Качество железобетонных конструкций, изготовленных на производственной базе в г. Капчагай, соответствует СНИПам и Госстандартам. Также на всех строительных участках при производстве продукции присутствуют лаборанты, которые берут пробы всех строительных материалов и следят за качеством осуществления строительно-монтажных работ.

Мы никогда не делали секрета из того, как добиваемся высоких темпов выполнения заказов: умело расставляем людей, грамотно проводим подготовительные работы – поставки конструкций и материалов, устройство временных объездов, оснащение объектов техникой. Огромную роль здесь играет техническая вооруженность. У нас она такова, что мы можем активно внедрять новейшие технологии. Предметом особой гордости для нас являются высокопроизводительные буровые агрегаты "Като" (Япония) и "Бауэр" (Германия). Трудятся на этой технике профессионалы своего дела. Кстати, о технической базе. Она продолжает модернизироваться и обновляться. Только в 2002 г. приобретены 10 самосвалов КамАЗ и 4 самосвала КРАЗ, новые экскаваторы, автогрейдеры, тяжелые катки, две автомойки фирмы "Харчер". Из Чехии поступили экскаваторы и самосвалы на базе автомобиля "Татра", передвижные бетономешалки.

Вы упомянули о трехуровневой развязке в Алматы. Как в любом мегаполисе, транспортная проблема здесь стоит очень остро, и решается она не без Вашего участия.

Да, мы уже привыкли к громадным автомобильным пробкам на дорогах, парализующим движение на многие часы. Недостаточное количество дорожных развязок, современных путепроводов, перекрестков со светофорами приводит к тому, что путешествие на автомобиле подчас очень сильно затягивается.
В первую очередь нужно нормализовать дорожное движение на магистральных транспортных развязках, где сходятся многочисленные городские и пригородные трассы. Алматы имеет четкую прямоугольную планировку улиц и ограничен четырьмя такими развязками, через которые проходит основной поток транспорта. Здесь решили построить новую современную транспортную развязку, чтобы покончить с этой проблемой раз и навсегда.

Мы выиграли тендер на строительство. Надо отметить, что подобных объектов в городе еще не было. Эта трехуровневая транспортная развязка – действительно уникальное сооружение, которое не только позволяет автомобилям двигаться без светофоров и пробок во всех направлениях, но и украшает город. Длина эстакадной части развязки составит 644 м, ширина проезжей части – 40 м. Это позволит обеспечить шестиполосное движение. Длина подземного тоннеля – 90 м. При строительстве учитывали и сейсмичность района: путепровод должен выдержать землетрясение в 9 баллов.

Было установлено, что именно на северном кольце максимальная интенсивность движения. Ежесуточно этот "нервный узел" города пропускает 92 тыс. машин. Это данные 2001 г., сегодня прибавилось еще процентов десять.

1 июля 2005 г. завершено строительство уникальной трехуровневой транспортной развязки на пересечении улиц Саина и Райымбека. Длина эстакадной части развязки составляет 644 м, а ширина проезжей части – 40 м. Это позволяет обеспечить восьмиполосное движение. Эстакада держится на 264 буронабивных сваях диаметром 1,6 м. При строительстве использовано 12 тыс. кубометров сборного и 30 тыс. кубометров монолитного железобетона, 2650 т металла. С вводом развязки на пересечении улиц Райымбека и Саина пропускная способность данного узла увеличилась в 3,5 раза и сегодня составляет 120 000 автомобилей в сутки.

А какой из Ваших проектов был самым запоминающимся?

Самый запоминающийся – это всегда текущий проект, потому что о нем помнишь постоянно. А самым необычным для нашей организации проектом было строительство аквапарка. Ведь наша основная задача – строительство, реконструкция, капитальный ремонт мостов, путепроводов, транспортных развязок и водопропускных труб на автомобильных и железных дорогах, строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог с твердым покрытием республиканского и местного значения, а также производство железобетонных конструкций. А здесь всего за год – с августа 1992 по август 1993 – ОАО "Трансстроймост" по заказу казахстанско-итальянского СП построило самое настоящее чудо: аквапарк в г. Капчагае. Десятки тысяч жителей и гостей республики по достоинству оценили этот водно-развлекательный оазис под открытым небом. Аквапарк стал популярным местом отдыха.

Десятилетие независимости Казахстана стало для Вашей компании особой датой. Расскажите об этом подробнее.

2001 г. – год 10-летия независимости Республики Казахстан – был знаковым для ОАО "Трансстроймост". Начиная с этого года мы стали сами выполнять все работы от проектирования до сдачи объекта "под ключ". Это заметно повысило конкурентоспособность компании. Именно в этом юбилейном году мы сдали в эксплуатацию более двадцати мостов в Казахстане и шесть – в Российской Федерации. Вот такой своеобразный рекорд! На предприятии созданы стенды и опалубки предварительно напряженных железобетонных изделий. Освоен выпуск автодорожных железобетонных пролетных строений длиной 12, 18, 21, 24 и 33 м. АО "Трансстроймост" теперь не зависит от заводов-изготовителей ЖБИ.
Особенно почетным свидетельством заслуг коллектива в этом году стала благодарность президента Казахстана Нурсултана Назарбаева за выдающиеся профессиональные достижения, безупречную деловую репутацию и большой вклад в развитие экономики республики.

А у Вас есть какие-нибудь особенности при работе с заказчиками?

Есть одна особенность. Мы берем отзыв заказчика о каждом вводимом в строй объекте. Вот несколько строк из отзыва о работах, проведенных на железнодорожном мосту через реку Белую в Уфе: "Замена пролета была произведена по новой технологии, так как действующее русло реки не позволило строить эстакаду и накаточные пути. Был использован метод надвижки без накаточных путей. Замена русловых пролетов проводилась методом "в навес", что исключает устройство пирсов. Замена проведена в течение 5 суток". Заметьте, менялись пролеты моста, "отработавшие" 110 лет! Это очень помогает нам в работе.

А вот еще пример. В 1998 г. ОАО "Трансстроймост" ремонтировало автодорожные мосты на федеральной магистрали Москва – Самара – Челябинск. Были увеличены габариты мостов, заменены крайние балки пролетных строений и, соответственно, увеличены опоры. Директор Федеральной дирекции автодороги Москва – Самара Виктор Лазутин высоко оценил нашу работу. Он особо отметил высокое качество работ, произведенных в кратчайшие сроки. Лазутин отозвался о нас как о надежных партнерах, которым можно доверять. В отзыве он указал, что намерен заключить долгосрочный договор о сотрудничестве в сфере строительства новых и ремонта существующих мостов.

Что обеспечивает стабильность организации? Без чего она не смогла бы существовать?

Без людей. Успешная кадровая политика является одной из главных причин нашей стабильности. Среди сотрудников АО "Трансстроймост" 15 заслуженных строителей СССР, 20 – России, 5 – Киргизии, 10 – Казахстана, один Герой Социалистического Труда – Е.Н. Обидин. Мы всегда уделяли должное внимание расстановке и подготовке кадров. Много сил и энергии отдали организации ее бывшие руководители, казахстанские мостовики В.А. Старик и Ю.П. Гулий.

Заслуженный строитель Российской Федерации В.А. Старик руководил Мостоотрядом № 25 в течение 14 лет (с 1966 по 1970 г.). Он воспитал целую плеяду ведущих инженеров. Ю.П. Гулий – заслуженный строитель Российской Федерации и Республики Казахстан, президент ОАО "Трансстроймост" с 1980 по 2001 г. – сумел сохранить организацию в самые трудные времена, в период перехода к рыночной экономике. Талантливый специалист, обладающий выдающимися организаторскими способностями, он уделял огромное внимание внедрению новых технологий и испытанию новой техники. Отношение к специалистам, признание их заслуг очень важно. Ведь сегодня добиться успеха можно только благодаря слаженной работе команды.
Коллектив АО "Трансстроймост" чтит память своих сотрудников, погибших во время Великой Отечественной войны, а также заслуженных мостостроителей Российской Федерации и Республики Казахстан Г.И. Глазкова, М.А. Злоканова, И.И. Копытина, которых когда-то знал весь Союз. Их труд неоднократно отмечался благодарностями и правительственными наградами. В книге почета АО "Трансстроймост" значатся их имена и еще сотни имен мостостроителей, внесших значительный вклад в развитие организации.

Заслуженным уважением коллег пользуется Герой Социалистического Труда Е.Н. Обидин, работающий на предприятии с 1955 г. Е.Н. Обидин – зачинатель рабочей династии. Вместе с ним более 40 лет проработала его жена, а сегодня работает сын Александр.

Мы стремимся всеми способами повышать производительность, в частности за счет улучшения условий труда. "Трансстроймост" приобрел новые производственные базы в Астане и Алматы. Теперь вахтовики в этих городах живут не в вагончиках, а в благоустроенных общежитиях.

Поделитесь планами на будущее.

В будущее мы смотрим с оптимизмом. Пока есть реки, мостовики без работы не останутся. Мы готовы к плодотворному сотрудничеству с мостостроительными и автодорожными предприятиями не только своей республики, но и других государств СНГ. На сегодняшний день в Астане АО "Трансстроймост" осуществляет строительство трех объектов: транспортной развязки, автодорожного моста через реку Акбулак, автодорожного моста через реку Ишим. Также ведутся работы по реабилитации трассы Астана – Боровое.
Масштабные проекты реализуются и в Алматы: строительство транспортных развязок на пересечении проспекта Рыскулова и улицы Кудерина, а также проспекта Рыскулова, проспекта Сейфуллина и улицы Жаисугурова. Кроме того, мы строим мост в Атырау, реконструируем автодорогу Самара – Шымкент.
В планах предприятия – строительство завода мостовых металлических конструкций, оснащенного современнейшими гильотинами, аппаратами автоматической и полуавтоматической сварки. Еще одно направление развития производства – изготовление монолитных конструкций, благодаря которым можно строить мосты по индивидуальным проектам. Такие мосты украсят облик любого города.

Спасибо, успехов Вам.

Следить за новостями ИНЭС: