Мировая экономика: грядут тощие годы

Номер 8. Экспедиция, однако…

Аналитический обзор РИА «РосБизнесКонсалтинг».

Аналитический обзор РИА РБК
Мировая экономика: грядут тощие годы

"Экономические стратегии", №08-2008, стр. 58-60

Рыбас Святослав Юрьевич – политолог, историограф.

2008 г. войдет в историю мировой экономики как год второго в новом тысячелетии биржевого краха, переросшего в масштабный экономический коллапс. В начале десятилетия кризис рынка так называемых доткомов в США вызвал обвал высокотехнологичных секторов рынка акций по всему миру и лишь частично затронул ситуацию в макроэкономике и на товарных рынках. Однако начавшееся летом 2007 г. разрушение рынка американской ипотеки привело к тому, что к концу 2008 г. глобальная экономическая система оказалась на грани глубокой рецессии и, судя по всему, погрузится в нее уже в году будущем.

Кризис действительно начался не вчера, и более того: в конце осени этого года аналитики заявили, что американская экономика уже с начала 2008 г. находится в состоянии спада. Это вызвало шок на рынках: конечно, инвесторы полагали, что все плохо, но не думали, что так давно "плохо" и что американские финансовые власти, по сути дела, обманывали инвестиционное сообщество, заявляя о том, что пока никакой рецессии в стране нет. Вообще, именно федеральный резерв и министерство финансов США, по мнению ряда экспертов, могут вполне заслужено оказаться в роли козлов отпущения, ответственных за то, что творится сейчас в экономике и на рынках.

На наш взгляд, причины кризиса заключаются в том, что мягкая монетарная политика федеральной резервной системы, которая вызвала беспримерную дешевизну денег в середине десятилетия, а также сама по себе мировая банковская система, увеличивавшая денежную массу и расширявшая кредит, не обеспеченный реальными накоплениями, привели к тому, что на рынке начали надуваться как традиционные пузыри (недвижимость, товары), так и новые, как выяснилось, злокачественные образования. Они были основаны на изобретенных изощренными умами финансистов способах применения кредитного рычага и секьюритизации имеющихся резервов и активов. Результат этой изобретательности оказался печальным. Рынок производных на закладные по ипотечным кредитам американцев, выросший до гигантских размеров буквально за 5 лет, рухнул за полгода. Под его обломками оказались как гиганты инвестиционного бэнкинга – "Леман Бразерс" и "Берн Стернс", так и многие другие.

В итоге мировая финансовая система была парализована, и паралич этот немедленно распространился на реальные сектора экономики многих стран мира. Как следствие – резкое падение производства, рост безработицы, банкротства и полный набор несчастий, которые обычно сопутствуют мировому экономическому кризису. Понятно, что, начавшись не вчера, вся эта история закончится не завтра. Похоже, что мировая экономика только входит в полосу кризиса, который может продлиться до 2010 г. как минимум.

Одним из проявлений перегрева мировой экономики стал беспрецедентный рост цены на нефть – в середине 2008 г. она достигла уровня 147 долл. за баррель. Если вспомнить 1998 г., когда нефть стоила 15 долл. за баррель, можно отчетливо представить, куда ушла значительная часть тех денег, которыми накачивалась мировая экономика в последние годы. Пузырь лопнул в июле этого года, и цены за какие-то месяцы упали до отметки 40 долл. за баррель. Цены на бензин в США, еще недавно бившие рекорды, снизились до минимального за пять лет уровня. Многие страны – производители нефти всерьез обеспокоены столь стремительным падением цен, ведь ниже определенного уровня котировок ее добыча просто станет нерентабельной. Беспокоится и ОПЕК, но пока как-то вяло и лишь на словах – похоже, члены картеля понимают, что не в силах совладать с тем, что происходит на рынке.

Текущее снижение цены на нефть, судя по всему, не имеет ничего общего со сдвигом баланса спроса и предложения; сегодня разрушается спрос, который стимулировался доступностью кредитов. Основным фактором снижения цен на нефть стало резкое сокращение мирового денежного предложения, и, следовательно, на данный момент усилия ОПЕК по поддержке цен не будут эффективными. Конечно, картель может волевым усилием убрать с рынка определенное количество нефти, но тогда возникнет угроза резкого роста цен в будущем; кроме того, это приведет к разногласиям внутри самого картеля. Ведь чем жестче квоты, тем больше соблазн их нарушить. В итоге рынок сейчас пытается нащупать дно самостоятельно, но где оно – сказать очень сложно.

В конце октября 2008 г. доллар в паре с евро вырос до уровня 1,235 долл./евро, что стало максимальным значением для курса американской валюты с апреля 2006 г. Таким образом, за какие-то 3,5 месяца доллар совершил мощнейший рывок вверх против большинства мировых валют (исключение составила, пожалуй, лишь иена) и стал, быть может, единственным активом, который принес своим владельцам прибыль в период острой фазы начала экономического кризиса. Напомню, что еще летом в паре с евро доллар снижался до уровня 1,6 долл./евро. Феномен роста курса доллара был во многом связан с тем, что инвесторы на мировом рынке с началом острой фазы кризиса стали активно избавляться от целых классов активов, и американская валюта, как это традиционно бывает во время обвалов рынков акций и товаров, выступила в качестве условной тихой гавани, даже несмотря на все те проблемы, которые существуют в экономике США. Немаловажную роль здесь сыграл и процесс репатриации капиталов американскими инвесторами, покупавшими доллары для того, чтобы инвестировать их в казначейские обязательства США. Впрочем, после бурного роста доллара на рынке Forex в конце октября основные валютные пары вступили в полосу высокой волатильности. Движения американской валюты, как правило, происходили в строгой противофазе с динамикой американских фондовых индексов, что отражало общую нестабильность рынков. Однако уже в середине декабря доллар вновь рухнул по отношению к евро и достигал уровня 1,45 долл./евро. Вероятно, что против доллара сыграла и относительная стабилизация фондовых рынков, и вновь усилившееся влияние фундаментальных факторов, и снижение уровня процентной ставки в США до рекордно низкого уровня. В этих условиях многие аналитики сейчас дают самые разные прогнозы относительно будущего американской валюты.

Вполне вероятно, что 2009 г. станет для мировой экономики переломным. Финансово-экономический ландшафт на планете стремительно меняется, закатываются одни звезды, на их месте могут зажечься другие. К их числу аналитики относят и Китай, который пока что переживает кризис без особых потрясений. Если ось мировой экономики будет стремительно смещаться на восток, это приведет к возникновению совершенно новых возможностей и для России, которая пока только готовится к грядущим трудностям.

Для российской экономики 2008 г. оказался неоднозначным: бурный рост в первой половине года, снятие политической неопределенности после завершения череды выборов, взлет рынка акций и радужные перспективы развития. Но в итоге – почти жесткая посадка в декабре с неясными перспективами на будущий год. Так, по самым последним, ноябрьским, данным Росстата, промышленное производство в России упало за последний месяц осени на 10,8% по сравнению с октябрем. По сравнению с ноябрем 2007 г. промышленность снизилась на 8,7% против роста на 5,3% годом ранее. Последний раз падение промышленного производства в России наблюдалось в начале 1999 г., когда отмечался спад в промышленности после кризисного для страны 1998 г.

Учитывая, что, по последним оценкам Минэкономики, в 2008 г. промышленное производство должно вырасти всего на 1,9%, в декабре 2008 г. масштабы обвала промышленности могут более чем удвоиться и составить 19%. Как отмечает главный экономист Альфа-банка Н.В. Орлова, на удивление резкая остановка промышленного производства отражает замедление инвестиционной активности, что сказывается на производстве оборудования и транспортных средств. Скорее всего, данное замедление является результатом кризисов доверия и ликвидности, которые теперь переросли в сжатие кредитного рынка. Это указывает на то, что, несмотря на невысокую долговую нагрузку, реальному сектору экономики России необходимо погашать задолженность быстрее, чем компаниям в других странах, из-за краткосрочности кредитных портфелей. Для аккумулирования ликвидности некоторые крупные компании, судя по всему, перестали платить поставщикам. Возникшая из-за этого просроченная задолженность способствует замедлению роста промышленного производства, считает эксперт.
Четыре месяца назад казалось, что крупные золотовалютные резервы России помогут ей избежать углубления кризиса. Эти надежды, увы, не оправдались: экономика быстро замедляется, рубль слабеет, сами резервы истощаются. Но возможно, что худшие времена еще впереди. Пока в России не наблюдалось заметного падения спроса на продукты и услуги со стороны населения. Но в предстоящие месяцы повышение задолженности по зарплате, уменьшение величины заработной платы вообще, рост безработицы и удорожание кредита для физических лиц вызовут сокращение потребления, что вызовет дальнейшее торможение российской экономики. Уже сейчас Правительство пытается понять, что делать с теми гражданами, которые не могут расплатиться по долгам за ипотеку, как не допустить массового роста безработицы, особенно в депрессивных регионах, как быть с квотами на иностранную рабочую силу.

В России, где проблемы рынка труда всегда были отодвинуты на второй план, а кредитный рынок для населения сформировался за последние два года, решить все эти проблемы будет архисложно.

Российское Правительство отозвалось на мировой кризис обещаниями колоссальной государственной поддержки общим объемом 110 млрд долл. и направило еще 60 млрд долл. на обеспечение обязательств российских банков. Не удивительно, что эти гигантские государственные интервенции в сочетании со снижением международных резервов ЦБ РФ с начала августа примерно на 150 млрд долл. вызвали опасения девальвации рубля. ЦБ действительно пошел на ослабление курса национальной валюты по отношению к бивалютной корзине, но начал делать это плавно и прогнозируемо, что вызвало удивление у многих экспертов. Сейчас ключевой вопрос заключается в том, позволит ли Центробанк рублю стать плавающим и куда в таком случае курс уплывет.

На сей счет существует много различных авторитетных мнений.

Так, госпожа Орлова из Альфа-банка полагает, что замедление экономического роста России – результат кризиса нынешней модели роста и манипуляции валютным курсом этот кризис преодолеть не позволят. Действительно, в предыдущие годы приток капитала использовался для финансирования роста заработной платы, что, в свою очередь, способствовало росту импорта. Рост импорта ускорился с 2003 г., когда уровень загрузки производственных мощностей превысил 70%. В настоящее время загрузка превышает 80%. Поэтому, считает эксперт, экономический рост невозможно стимулировать посредством снижения курса рубля. Однако аналитики ИК "Тройка Диалог" полагают, что у российских властей, напротив, есть только один разумный выбор – ослабить рубль (в идеале – ввести плавающий курс), благодаря чему сальдо счета текущих операций могло бы вновь стать положительным. Особого смысла в поддержании искусственно завышенного курса рубля нет: при текущем курсе российские товары не могут успешно конкурировать с импортными, полагают аналитики.

2008 г. войдет в историю, как год мгновенного обрушения русского рынка акций, который оказался абсолютно не способен противостоять внешнему негативу. Снижение цен на нефть вкупе с быстрым оттоком денег иностранных инвесторов привело к тому, что российские фондовые индексы за какие-то три месяца упали до многолетних минимумов, а капитализация российского рынка уменьшилась более чем на 1 трлн долл. всего лишь за полгода. Дошло до смешного – рыночная стоимость ряда российских нефтегазовых гигантов в сумме оказалась сравнимой с капитализацией одной бразильской нефтяной компании. Рынок в России еще раз показал свою фундаментальную слабость, сильную зависимость от иностранцев и спекулянтов и встречает Новый год не в самом лучшем расположении духа.

Наступающий год для российской экономики может оказаться сложным. Судя по всему, мы только втягиваемся в кризис, который в полной мере проявит себя в середине 2009 г. Проблема заключается в том, что сейчас ситуация в России очень сильно зависит от тенденций в экономике глобальной, а там говорить о каких-то прогнозах очень и очень сложно. Конечно, ключевое значение для нашей страны будет иметь динамика цен на нефть, но уже сейчас многие аналитики отмечают, что российское Правительство должно быть готово к тому, чтобы по-новому взглянуть на текущие экономически реалии и противопоставить кризису не только подушку из нефтедолларов и надежду на рост цен на черное золото. Необходимо разработать новый подход к промышленной политике, развивать новые производственные мощности, изыскивать новые источники инвестиций и не допустить стремительного снижения уровня жизни населения. Если внешняя конъюнктура будет улучшаться, а власти не совершат грубых просчетов в экономической политике, я полагаю, что рост экономики может начаться уже в конце 2009 г. Если же нет, скорее всего, Россию ждет несколько худых лет.

ПЭС 8339/22.12.2008

Следить за новостями ИНЭС: