Мир сказок и реальность. К миру без войн, без атомного оружия и экологических катастроф

Номер 7. Мир вразнос

Продолжение статьи, посвященной беспристрастному анализу мер по предотвращению войны, на которые возлагает надежды нынешнее поколение жителей Земли.

Герман Тыркалов
Мир сказок и реальность. К миру без войн, без атомного оружия и экологических катастроф

"Экономические стратегии", №07-2008, стр. 96-101

Тыркалов Герман Кузьмич — член Союза писателей России, генерал-майор МВД.

Окончание. Начало см. в № 5-6/2008.

Войны, по меткому выражению Карла Клаузевица, являются продолжением политики иными средствами. С этим определением, отражающим истинное положение дел, нельзя не согласиться.
Политика, как известно, тесно связана с экономикой и иными многочисленными взаимозависимыми факторами как объективного, так и субъективного свойства, которые и определяют сущность политической деятельности. При этом объективные факторы, как бы ни было велико их влияние на политику, воздействуют на нее опосредствованно и сами по себе не определяют конкретных методов, форм и средств, в коих политика находит свое внешнее выражение, свою материализацию, что широко подтверждается практикой, когда в схожих ситуациях государства и их лидеры ведут себя по-разному, когда по одному и тому же вопросу мнения политиков расходятся, а смена лидеров обычно влечет за собой изменения либо поправки в политическом курсе. Данное положение имеет исключительно важное значение для правильной ориентации в поисках пути предотвращения войн.

Для успешного решения этой задачи необходимо также разобраться в, казалось бы, парадоксальном явлении, когда общественный разум с осуждением относится к войнам и уж, во всяком случае, к грядущей ядерной войне, требует неприменения оружия тотального уничтожения, прекращения безумной гонки вооружений и в то же время беспрестанно возникают войны, накоплено невообразимое количество ядерных зарядов. Утверждают, что нынче их имеется столько, что можно 15 раз уничтожить все живое на планете.

Две основные взаимосвязанные предпосылки позволяют государствам прибегать к войнам. Одна из этих предпосылок заключается в наличии армии и ее боеспособности, другая – в допустимости, возможности продолжения политики "иными средствами", а именно – путем военных действий.

Многовековая история сделала войны традиционным явлением в международных отношениях. Как известно, участники сражений, проявляя мужество и героизм, удостаиваются признания и славы, полководцы становятся знаменитостями, их имена обретают бессмертие; во многих странах молодое поколение проходит обязательную военную службу, воспитывается на боевых традициях; наличествует вполне правомерное понятие прогрессивных и справедливых войн. А тем временем политические деятели, ратуя за общественные интересы, приумножают накопленный историей богатейший опыт применения в международных отношениях методов насилия, действуя ad exemplum, т.е. следуя от века принятым образцам.
Обобщая сказанное, обратим внимание на следующее. Во-первых, войны как таковые не являются прямым и неизбежным порождением объективно действующих в обществе законов, а выступают как продукт политической деятельности, т.е. как некое внешнее выражение политики. Иначе говоря, войны – продукт субъективной деятельности людей. Это не восход и заход солнца, не приливы и отливы, не землетрясения, а, повторюсь, результат субъективной деятельности людей, точнее – политиков. Следовательно, войны как общественное явление в основе своей не являются неизбежным злом. Во-вторых, чтобы изжить войны из практики международных отношений, необходимо устранить упомянутые выше основные предпосылки, обусловливающие возможность их возникновения. Посильно ли решить такую задачу? Да, несомненно, ее можно решить, и об этом должно знать все население Земли, чтобы, в свою очередь, сказать решительное "да" в пользу мира и братства.

Для решения этой задачи необходима некая независимая от государств и их политики сила, которая бы, подчиняясь общечеловеческим интересам, надежно противостояла любым попыткам насилия в решении международных вопросов, взяла бы на себя роль механизма принуждения в соблюдении норм международного права. Создание Организации Объединенных Наций с ее вооруженными силами отражает эту идею, но не разрешает проблемы, поскольку ООН не хватает реальной власти над государствами и тем более над всесильными межгосударственными военно-политическими союзами.

Административно-управленческие функции в глобальном масштабе должно осуществлять Всемирное правительство, обладающее надлежащей силой принуждения к исполнению выработанных человечеством норм международной жизни, норм, категорически исключающих возможность военных конфликтов.

Люди, глядя на одно и то же, часто видят разное. Идея создания Всемирного правительства одними воспринималась и воспринимается как спасительное для мира средство, другими – как фантастика или как посягательство на национальную независимость и самостоятельность.

Еще Ян Гус высказывал мысль об объединении государств в содружество, но тогда для этого не было объективных предпосылок, стало быть, такое объединение не являлось исторической необходимостью.

Ныне положение в корне изменилось: расчлененный государственными границами мир с разнящимися идеалами и понятиями превратился во взаимосвязанный и взаимозависимый целостный организм. Перед человечеством встает все больше и больше глобальных проблем, решение которых требует объединения усилий. Возникла мировая система, плохо ли, хорошо ли, но управляемая ООН и другими международными организациями, обладающими различными административно-управленческими функциями. Сегодняшний мир без управления просто немыслим. Сама жизнь привела нас к этому. Если бы дело обстояло иначе, то не было бы современных международных транспортных связей, телефонной и радиосвязи, не было бы глобальной компьютерной и телевизионной сети. В мире действует Интерпол, иначе говоря – совместными усилиями в известной мере поддерживается общественный порядок. Налажено взаимодействие при спасении попавших в беду кораблей, существует международное разделение труда, многое делается совместными усилиями в области здравоохранения и т.д.

Сотрудничество государств подчинено системе международных правил. Однако правительства пока нет, и это обусловило ощутимые потери. Самое страшное – не находит радикального разрешения проблема выживания человечества. Речь идет не только о войнах, но и о возможности экологической катастрофы. Как уже упоминалось, эта проблема, по единодушному мнению специалистов, представляет для мира не меньшую опасность, нежели перспектива ядерной войны.

Суть нового, соответствующего времени политического мышления состоит в том, что оно должно исходить из приоритета общечеловеческих интересов. Об этом любят говорить политики, но, к сожалению, следующие за словами конструктивные меры малоэффективны, ибо без коренного переустройства управления миром они зачастую нагло игнорируются. Несомненно, мировое сообщество столкнется со множеством препятствий на пути предстоящих преобразований. Неминуемо возникнут противоборствующие силы, апеллирующие к территориальным проблемам, возможны претензии националистического, политического, религиозного и, наконец, личного характера.

Наиболее существенным доводом противников Всемирного правительства является утверждение о том, что его создание обернется попранием национального суверенитета и захватом власти могущественными державами, в частности Соединенными Штатами Америки, явно и нагло претендующими на мировое господство. Кое-кого такая роль США не смущает. Ибо для людей очень важно жить в мире, тем более если эти люди не чураются капиталистического образа жизни и по натуре не гордого десятка. Но ведь нельзя на проблему смотреть из колодца, надо видеть ее в полном объеме. Что это значит в данном случае? Предположим, что Россия стала бы перед США на колени. Но от этого не восторжествует мир на земле, потому как не продадут свою душу Америке ни Китай, ни Индия, ни Япония, ни Германия, ни многие малые государства, например, такие как Куба, Северная Корея; многие страны Южной Америки поднимутся против самовластья Соединенных Штатов, т.е. поднимется "новый пролетариат". Я же веду речь не о захвате мировой власти какой-либо могущественной державой или группой государств, а о создании Всемирного правительства на демократической основе.

Ущемит ли это национальные интересы государств? Вопрос не праздный. Попробуем в этом разобраться.

Строго говоря, понятия "независимость" и "суверенитет" претерпят некоторые изменения – они будут более соответствовать требованиям современности. При этом отметим, что Всемирное правительство не должно иметь целей, кроме тех, которые представляют глобальные общественные интересы. Оно не вправе вмешиваться во внутренние дела государств, в том числе связанные с религией. Государства сохранят независимость в выборе форм политического устройства, путей социального и экономического развития, в осуществлении внутренней и внешней политики.

В то же время Всемирным правительством будут предприняты исчерпывающие и категорические меры, направленные на предупреждение военных конфликтов – это и разоружение, и контроль за соблюдением антивоенных законоположений, и иные действия, которые явятся надежной преградой на пути агрессии и терроризма.

Правомерно ли считать, что подобные действия всемирной власти явятся попранием государственного суверенитета? Думается, что нет. Когда отсутствует дискриминация, когда торжествует разум и все делается во благо людей, о каком попрании независимости и суверенных прав может идти речь?!

В современном мире связывать понятия суверенитета с возможностью насилия, агрессии, гонки вооружений просто недопустимо. Человечество располагает достаточным интеллектуальным потенциалом, чтобы обстоятельно разбираться в конфликтных ситуациях и разрешать их по справедливости, мирным путем, не подвергая земную цивилизацию риску уничтожения. Могут возразить, дескать, я рисую идиллическую картину, припомнить при этом Ольстер или Чечню, распри между Арменией и Азербайджаном, Израилем и Палестиной, т.е. те случаи, когда действия государств, уповающих на разум и взывающих к справедливости, оказываются бесплодными. Все это так. И тем не менее другого пути нет и быть не может. Это должно стать непреложным законом! Разум и нравственность – вот те единственные начала, на которых должны основываться решения спорных вопросов, насилие исключается, исключается категорически, оно должно быть признано невозможным, как переселение одной из враждующих сторон на другую планету. Останутся только диалог и арбитраж. В утешение пессимистам добавлю, что самые продолжительные, пусть нескончаемые дебаты, несомненно, более справедливы и гуманны, нежели насилие, терроризм и войны, против чего будет воздвигнута непреодолимая преграда.

Понятно, что при рассмотрении глобальных проблем все страны должны быть поставлены в равное положение, дискриминация недопустима.

Политика устрашения, политика с позиции силы, "холодная война", гонка вооружений будут изжиты из практики международных отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями: ликвидацией или существенным сокращением армий до пределов, диктуемых внутренними соображениями; перепрофилированием военно-промышленных комплексов; самым строгим наказанием нарушителей антивоенного законодательства, террористов, а также осуществлением иных жестких и бескомпромиссных мер в этом направлении. Нет слов, такие преобразования таят в себе определенную сложность, могут вызвать у некоторой части населения недовольство – люди, к сожалению, в большинстве своем эгоистичны и во имя ощутимого личного блага готовы бездумно закрыть глаза на проблемы окружающего мира. Разве не так поступает человечество, когда грубо вторгается в природу и, разрушая среду обитания, рубит сук, на котором сидит? Такова жизнь. Представляется однако, что на фоне общественного признания необходимости переустройства мира всякое недовольство частного характера будет сравнительно легко преодолено.

Что касается возможности захвата власти наиболее сильными и влиятельными державами, то этому должна противостоять разработанная коллективными усилиями система управления миром, в которой одним из краеугольных камней будет глобальное разоружение и равноправное участие государств в решении вопросов, входящих в компетенцию мирового сообщества.
Тут стоит оговориться: в жизни не все так просто. Всесилие великих держав может проявиться, как это часто случалось, в форме пренебрежения общественным мнением, нежелания подчиниться мировому сообществу, в данном конкретном случае – нежелания иметь единую всемирную централизованную власть. Кто может предвидеть, как отнесутся те же Соединенные Штаты к идее создания Всемирного правительства? Или Россия? Или Китай? Или исламские страны? Ясно одно: многое будет зависеть от позиции этих и других государств. Хватит ли у них величия духа, чтобы проникнуться заботой о всеобщем благе, стать вровень со всеми? Хватит ли мудрости и смирения, чтобы осознать правоту слов Франклина Рузвельта, сказанных в 1945 г.: "Мир, который мы строим, не может быть американским или британским миром, русским, французским или китайским миром, он не может быть миром больших или миром малых стран. Он должен быть миром, базирующимся на совместных усилиях всех стран". Эта мысль настолько современна, что кажется – она высказана сегодня.

Политические лидеры способны оказывать на своих подданных поистине огромное влияние, к сожалению не всегда благотворное; в свою очередь, люди часто излишне доверчивы и рабски покорны. Вспомните недавнее прошлое: "Люди, идите убивать во Вьетнам!" И американцы шли, убивали и гибли сами. Или: "Эй Вы, верноподданные! Идите в Ирак, установите там порядок, который нравится Бушу и его компании. Мы Вам за это заплатим!" И опять же люди громили неподвластную им страну. Увязли там, как во Вьетнаме. Натравили на своих сограждан террористов. Сущий идиотизм! К великому сожалению, многие, очень многие довольствуются судьбой пешек в игрищах политиков, часто незадачливых, одурманенных манией величия.
Тысячи других правителей, как сохранившихся в памяти людей, так и забытых, погубили в войнах бесконечные миллионы жизней.

О, как понятно возмущение Ла Боэси "добровольным рабством" могущественных в своем единстве народов, но вечно пасующих перед тщедушными тиранами!

К сожалению, со времен Средневековья, когда великий итальянец писал свои "Размышления о добровольном рабстве", в политике мало что изменилось.
Когда же иссякнут в людях угодничество и раболепие, обрекающие их на роль пешек в политических играх правителей?! Пора разобраться в происходящих событиях: ни лозунги типа "да здравствует мир во всем мире!", ни упование на милость столпов международной политики, ни разговоры о сокращении вооружений, ни самые оптимистичные декларации не спасут мир от катастрофы. Только единое полновластное демократическое правительство способно покончить с войнами, с терроризмом и сохранить среду обитания человечества. Все остальное – политические вариации, которыми во все времена была богата история, так же как и войнами. Как важно преодолеть предвзятость и вражду в отношениях между народами!
Кстати сказать, создание Организации Объединенных Наций является великим прецедентом разумного подхода к глобальным проблемам. Вот другой пример: несмотря на политические различия в ходе Второй мировой войны государства плечом к плечу сражались против всемирной угрозы фашизма. И создание ООН выразило общечеловеческое стремление к миру на планете. Нынче, как никогда прежде, обстановка требует объединения всех народов – в этом спасение человечества!

Трудно переоценить в общечеловеческом деле роль средств массовой информации, они в жизни общества заняли ничем иным не восполнимое место и словно бы призваны самой историей помочь ему избавиться от пут смертельного кризиса.

Необходимо глубоко разобраться в хаосе событий и, отрешившись от консерватизма в мышлении, постигнуть истину о том, что только власть общечеловеческого разума в форме Всемирного правительства способна решить проблему выживания населения Земли, что Всемирное правительство – это закономерный продукт общественного развития и ему нет альтернативы. Организация Всемирного правительства, равно как и создание регламентирующих его деятельность документов, – дело общечеловеческое. Вероятно, целесообразна состязательность политических деятелей, ученых, всех желающих принять участие в разработке соответствующих проектов. Мне бы хотелось высказать на этот счет лишь некоторые соображения.
В частности, представляется целесообразным использование накопленного человечеством опыта по разделению органов власти на законодательные и исполнительные. Высшим законодательным органом может стать избираемый всеми государствами мира на определенный срок Всемирный форум, созываемый на пленарные заседания, скажем, не реже двух раз в год. В промежутках между заседаниями Форума могло бы действовать его представительство. Помимо этого, возможно, необходим независимый, формируемый Всемирным форумом и только ему подотчетный контрольный орган, который бы наблюдал за деятельностью всех правительственных учреждений мирового сообщества как законодательных, так и исполнительных. Контрольный орган должен иметь широкую сеть средств массовой информации.

Исполнительные органы власти также формируются Всемирным форумом и полностью ему подотчетны.
Для размещения Всемирное правительство должно иметь собственную, независимую от государств территорию (подобно Ватикану). Возможно, будет признано целесообразным иметь независимые правительственные территории на всех континентах Земли. Конечно же, необходима Всемирная конституция, основные положения которой должны со всей определенностью гарантировать независимость государств, их полную самостоятельность в решении внутренних вопросов, как то: политического устройства, социального и экономического развития и т.д., т.е. за государствами необходимо безоговорочно сохранить все суверенные права (можно строить социализм, соревнуясь с капитализмом, можно совершенствовать капитализм, жить под властью религии – кому как нравится), за исключением возможности решать международные проблемы с позиций силы, военным путем, а также осуществлять иные акции, способные причинить ущерб жизни и здоровью населения, окружающей среде.

Конституция должна предусматривать категорический запрет на производство и разработку оружия массового уничтожения, а также ограничения на изготовление вооружения, санкционированного Всемирным форумом и необходимого государствам для обеспечения общественного порядка. Конституция должна категорически запретить вмешательство одного государства во внутренние дела другого (направление полицейских подразделений или внутренних войск, добровольцев, поставку вооружения и т.п.). Вероятно, потребуется совершенствование законодательства, расширение и укрепление Интерпола в целях решительного усиления борьбы с международной преступностью и наркомафией.

Всемирное правительство должно располагать вооруженными силами. Их значение условно можно назвать символическим, поскольку государства не будут иметь возможности осуществлять агрессивные замыслы, но это вовсе не значит, что правительственные войска окажутся не способными пресечь любые возможные военные авантюры, проявления международного терроризма и т.п. Они должны быть достаточно сильными, чтобы надежно стоять на страже мира и общественной безопасности. Правительственные войска будут вооружены и рассредоточены в соответствии с решениями Всемирного форума.

Правительственные вооруженные силы, на мой взгляд, следует комплектовать по принципу наемных войск, а весь высший командный состав рекрутировать из гражданских лиц, назначаемых Всемирным форумом на ограниченный срок. Иными словами, в правительственных вооруженных силах не будет ни генералов, ни маршалов, ибо они просто-напросто не потребуются. Изживут себя Наполеоны!

Надо полагать, для Всемирного правительства станет посильной задача, которая до сих пор кажется неразрешимой. Речь идет о предотвращении нависшей над миром экологической катастрофы. Это проблема глобального масштаба, она требует привлечения крупных научных сил, огромных материальных затрат и, главное, возведения в ранг закона разработанных специалистами перспективных мероприятий.

На мой взгляд, конституция должна отразить необходимость международной помощи слаборазвитым странам. На Земле ужасающе много людей, которые испытывают голод и другие лишения. Давно назрела необходимость преодолеть разрыв между экономически развитыми и слаборазвитыми государствами. Эта проблема приобрела глобальный характер, находится на острие международных отношений и требует к себе самого пристального внимания, тем более что за последние годы упомянутый разрыв начал возрастать. Если все останется по-прежнему, добром это не кончится.

В мою задачу не входило создание модели управления миром в современных условиях. Я преследовал иную цель – доказать необходимость и закономерность организации Всемирного правительства, и если мне пришлось добавить несколько штрихов к его эскизному проекту, то это исключительно для иллюстрации основного замысла.
И еще: приходится признать, что население планеты пока не блещет достаточным общественным разумом, не умеет постичь сложных общественных проблем, не осознало того, что сегодня нельзя замыкаться, словно улитка в своем панцире, отгораживаться от мира национальными интересами. Только общими усилиями мы можем спасти человеческую цивилизацию, гарантировать жизнь наших детей и будущих поколений.

Нужно изменить образ мышления, отбросить отжившие взгляды и традиции. В прежние времена говорили: дескать, дома и стены помогают. Нынче все изменилось, родные стены, как во время землетрясения, могут погубить. Это в прошлые времена можно было обойтись без управления миром, во всяком случае ограничиться ООН. Сегодня без Всемирного правительства мир погибнет – такова историческая закономерность.

ПЭС 8020/11.02.2008

Следить за новостями ИНЭС: