M&A — это модно!

Номер 1. Зов истории

Статья представляет собой краткий анализ структуры российского рынка слияний и поглощений, а также его характерных особенностей и «подводных течений».

Юлия ПУГАЧЕВА
M&A – это модно!

"Экономические стратегии", №01-2007, стр. 142-144

Пугачева Юлия Феликсовна — аналитик ОАО «РосБизнесКонсалтинг».

Последнее время масс-медиа пестрят заголовками типа: "ГазпромБанк" скупает банки, РЖД купит блокирующий пакет НМТП, "АРКТЕЛ" приобрел интернет-провайдера, "Нафта-Москва" интересуется авиакомпанией "Сибирь". Рынок слияний и поглощений в России растет просто ошеломляющими темпами, вызывая определенные опасения даже у европейских и других международных компаний. Многие аналитики уже сейчас с уверенностью утверждают, что в 2006 г. было совершено в 3-4 раза больше подобных сделок, чем в 2005 г., и в 7 раз больше, чем в 2004 г. (1).

Национальный и международный рынки слияний и поглощений действительно стали весьма привлекательны для российского капитала. Во многом – за счет появления свободного доступа к кредитным средствам после повышения общего кредитного рейтинга Российской Федерации, а также за счет привлечения компаниями средств путем публичного размещения акций (IPO; 2).

Сам термин "слияния и поглощения" (mergers and acquisitions, или M&A) уже прочно вошел в лексикон среднестатистического "белого воротничка". По сути, понятие "слияния и поглощения" охватывает все возможные формы объединения двух и более компаний с различными вариантами изменения юридического статуса объединяющихся компаний. На практике обычно это сделки, удовлетворяющие следующим требованиям:

  • объектом сделки является полный имущественный комплекс компании или 100% пакета акций;
  • объектом сделки является более 25% общей доли капитала компании (или блокирующий пакет акций);
  • сделка влечет за собой смену собственника актива;
  • сумма сделки составляет не менее 900 тыс. долл.

В России в 1990-е гг. большинство сделок, подходящих под термин "слияние", осуществлялось в рамках приватизации, а интерес к зарубежным активам ограничивался созданием оффшорных компаний. Лишь к концу последнего десятилетия XX в. появились слияния и поглощения в их традиционном понимании. И эта новая тенденция может быть расценена как определенный индикатор развития экономики государства или отдельных его отраслей. Причем одной из специфических особенностей российского рынка M&A является стремление к максимальному неразглашению информации о проведенных сделках. Множество мелких и средних сделок проходит очень тихо, а СМИ получают данные только о наиболее крупных сделках, которые представляют собой верхушку этого айсберга.

Российский рынок слияний и поглощений на текущий момент – это три основных направления: сделки по слиянию и поглощению на национальном рынке; приобретение иностранных активов российскими компаниями; сделки, связанные чаще всего с поглощением российских компаний крупными западными фирмами.

Проведение M&A-сделки – это наиболее эффективный способ приложения капитала, который, как известно, "должен работать". Вероятно, именно поэтому в России лидерами по M&A-сделкам были и остаются наиболее прибыльные отрасли экономики: нефтяная, газовая, металлургическая, машиностроительная и телекоммуникационная. В последние годы к ним вплотную начали приближаться банковский и страховой секторы экономики, а также транспортная отрасль.

В основе принятия решений о слиянии или поглощении в большинстве случаев лежат одни и те же мотивы: стремление к завоеванию большей доли рынка, повышение эффективности производства и диверсификация деятельности.

На внутреннем рынке РФ преобладают сделки в основном по так называемой горизонтальной интеграции, которая позволяет серьезно расширить свое присутствие на рынке за счет увеличения клиентской базы, экономии на масштабе и комбинировании взаимодополняющих ресурсов. Сейчас горизонтальная интеграция стала особенно актуальна в свете приближающегося вступления России в ВТО.
К примеру, мы часто слышим о том, что какая-нибудь известная сеть супермаркетов скупает более мелких конкурентов, формируя единую розничную сеть под известным брендом. По аналогии в машиностроении активно оперирует "Евразхолдинг", в телекоме – "Связьинвест". В финансовом секторе крупные московские банки поглощают малоизвестные региональные, что обходится значительно дешевле развития собственной филиальной сети, а кроме того, позволяет избежать бюрократических проволочек, связанных с процедурой лицензирования и прочих дополнительных расходов. После этого многие региональные банки либо вовсе прекращают свое существование, становясь частью материнской компании, либо продолжают функционировать как дочерние банки головной финансовой структуры в рамках единой банковской группы. Реже встречаются примеры того, как приобретаемый банк становится органичной частью банка-приобретателя. При этом сделка по слиянию и поглощению может давать дополнительный импульс к дальнейшему развитию обеих компаний, но уже под одним брендом. Схожие процессы наблюдаются и в телекоммуникационном секторе, который в последнее время с завидным постоянством снабжает СМИ информацией об очередной M&A-сделке.

Использование компаниями горизонтальной интеграции обусловливает достаточно быстрое достижение поставленных целей развития и ведет к ослаблению конкурентного давления за счет увеличения масштабов деятельности и географического присутствия. В первую очередь данная тенденция характерна для нефтегазовой отрасли, которая, как прогнозируют эксперты, еще долго будет оставаться крупным игроком на рынке слияний.

Также для укрепления рыночных позиций используется и другая стратегия слияний и поглощений – вертикальная интеграция. Рост в этом случае достигается за счет покупки фирм-поставщиков или сбытовых сетей, а иногда приобретения транспортных активов, что дает значительную экономию на издержках и нивелирует часть рисков. Лидером таких сделок по слиянию и поглощению в России на сегодняшний день является металлургическая отрасль, которая формирует крупные холдинговые цепочки – от добычи руды до транспортировки конечной продукции зарубежным покупателям.
Но характерной особенностью российского рынка слияний и поглощений остается наличие значительного числа операций, отражающих желание менеджмента диверсифицировать существующий бизнес. Нередко это выход на абсолютно новый для компании рынок и рынок смежной категории продукции. Приобретенные активы (в том числе торговая марка) позволяют компании войти на новый для нее рынок, что очень важно при современном уровне конкурентной борьбы, а затем, если будет возможность, успешно расширить производство. Такой конгломерат весьма вероятен в области банковских и страховых услуг, для управляющих и девелоперских компаний, агропромышленного комплекса и пищевой промышленности, фармацевтики и пр. Хотя совсем недавно прошла нашумевшая сделка между группой "Нафта-Москва" (3) и сетью супермаркетов "Меркадо". И таких примеров на национальном рынке уже немало. Кроме того, российские компании стали проводить активную экспансию за рубеж.

Как показывает практика, основной целью покупки российскими компаниями иностранных активов является завоевание определенной доли нового рынка сбыта. Так, пионерами в приобретении зарубежных активов стали металлурги и нефтегазовые компании. И тем и другим было крайне необходимо как-то обойти суровые административные барьеры, ограничивавшие сбыт производимой ими продукции на рынках США и Европы.

Еще одна стратегическая цель, ради достижения которой российские компании осуществляют M&A-сделки в отношении международных, – расширение общей ресурсной базы и приобретение передовых технологий (4). Именно так Новолипецкий комбинат объясняет покупку двух европейских производителей стали – DanSteel и DUERCO (5). Осуществление этой сделки дает НЛМК отличную возможность получить доступ к передовым производственно-операционным навыкам, а также позволяет воспользоваться синергетическим эффектом от объединения технологических знаний в области гидрометаллургии, имеющихся в подразделениях компании и в приобретаемых зарубежных активах.

Похожие задачи решают и не столь "мощные" игроки на рынке M&A: в 2005 г. известный производитель
сухариков и снеков компания "Сибирский берег" купила казахскую компанию "Болжау" и китайского производителя сушеных кальмаров и рыбы. Этот шаг не только обеспечил компании снижение себестоимости продукции за счет доступа к более дешевым трудовым ресурсам и сырьевой базе, но и открыл путь на огромные рынки Китая и Южной Кореи.

Кроме подобных сделок российский капитал стремится войти в крупные международные альянсы. На сегодняшний день эту тенденцию хорошо отражают компании-авиаперевозчики: "Красноярские авиалинии" (KrasAir), "Аэрофлот", "Сибирь" (S7) и др. В апреле 2006 г. "Аэрофлот" стал частью глобального перевозчика SkyTeam, а КrasAir завершает организацию нового авиационного холдинга AiRUnion. В холдинг войдут собственно KrasAir, "Домодедовские авиалинии", "Омск-авиа", "Самара" и "Сибавиатранс". AiRUnion уже выбрал себе первую "жертву" в плане международной экспансии – венгерскую авиакомпанию Malev, но будет это слияние или поглощение заведомо более слабого игрока рынка, пока не ясно. Тем не менее вполне понятно, что такие объединения дают возможность и иностранным, и российским компаниям воспользоваться разветвленной сетью маршрутов и узнаваемым брендом на каждом из рынков.

Обратный процесс – приобретение иностранными корпорациями фирм-резидентов РФ – не менее увлекателен. Флагманами M&A-сделок на нашем рынке стали зарубежные банки. Почти все ведущие мировые банки, в том числе Raiffeisen, Societe General, Commerzbank, СITIBANK, покупали "дочек" в России по самым высоким ценам. А самым влиятельным игроком финансового сектора в 2006 г. стал инвестиционный банк Deutsche UFG, образованный в результате недавно завершенного поглощения банком Deutsche Bank "Объединенной финансовой группы". Вместе с тем самые свежие новости от Morgan Stanley, который в последней декаде 2006 г. завершил покупку 100% пакета акций "Городского ипотечного банка", вполне могут внести значительные коррективы в итоговый рейтинг M&A сделок с участием иностранного капитала.

Примечания

1. По данным информационно-аналитического проекта "Слияния и Поглощения в России"/Mergers.ru
2. Initial Public Offering или IPO – первичное размещение акций на фондовых рынках.
3. ОАО "Нафта-Москва" было создано в октябре 1994 г. в результате преобразования "Союзнефтеэкспорта". Позже ОАО "Нафта-Москва" вместе со швейцарской компанией Swiru Holding учредили ГНК "Нафта-Москва". В настоящее время почти 100% ГНК "Нафта-Москва" принад-лежит ЗАО "ФК-Капитал".
4. Как считают аналитики портала Mergers.ru, такого рода сделки заключают "самые передовые" российские компании, стремящиеся к действительно "серьезному" выходу на международные рынки.
5. По данным Mergers.ru, общая стоимость сделки превышает 830 млн долл.

 

Следить за новостями ИНЭС: