Метаморфозы медной пары

Номер 5-6. Обескураживающая простота

В этом году крупнейший в Европе оператор местной проводной связи компания МГТС отмечает юбилей. Являясь историческим преемников первой московской ручной телефонной станции, МГТС — безусловный лидер московского рынка фиксированной связи. Генеральный директор ОАО «МГТС» Алексей Валентинович Гольцов, отвечая на вопросы «ЭС», определяет перспективы фиксированной связи в контексте ее конкуренции с мобильными системами.

Алексей Гольцов
Метаморфозы медной пары

"Экономические стратегии", №05-06-2007, стр. 100-103

В этом году исполнилось 125 лет московскому телефону. Первая ручная телефонная станция была запущена в эксплуатацию в 1882 г. Сегодня Московская городская телефонная сеть – крупнейший в Европе оператор местной проводной связи, входящий в Группу "КОМСТАР-ОТС", являющуюся безусловным лидером московского рынка фиксированной телефонии. Генеральный директор ОАО "МГТС" Алексей Валентинович Гольцов, отвечая на вопросы "ЭС", подводит итоги и определяет перспективы рынка проводной связи.

В этом году исполняется 125 лет Московской городской телефонной сети – эта дата говорит сама за себя. Что бы Вы назвали самым главным достижением МГТС?

История московской телефонной сети – это отражение всей истории телекоммуникаций в России. В далеком 1882 г. телефон появился в пяти городах: Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Одессе и Варшаве. В нашем городе телефонная сеть была первой запущена в коммерческую, как бы мы сегодня сказали, эксплуатацию. И с тех пор она растет вместе с Москвой, покоряя все новые и новые телекоммуникационные вершины. 125 лет назад телефон был чудом, а теперь без него нельзя представить нашу жизнь.

Самое главное достижение МГТС, как ни парадоксально это звучит, – то, что наш труд не всегда заметен абоненту. Телефон работает – и хорошо. На самом деле это и есть самая высокая оценка нашей работы – москвичи должны всегда находиться на связи, что бы ни случилось, а МГТС обязана ее обеспечить. Мне хотелось бы сказать о еще одном значительном достижении последнего времени: мы начинаем ломать сложившееся стереотипное отношение к домашнему телефону исключительно как к средству передачи голосовых сообщений. Теперь телефонная сеть – это канал доступа в Интернет, она дает возможность получать видеоконтент, предоставляет многие другие услуги. И в этом смысле в составе Группы компаний "КОМСТАР-ОТС" мы достигли больших успехов: услугами высокоскоростного доступа в Интернет под торговой маркой СТРИМ пользуется в среднем каждый третий москвич. Функциональное назначение обычного телефона постоянно расширяется. А самое главное то, что москвичи начинают все активнее пользоваться новыми возможностями домашнего телефона.

Как Вы оцениваете темпы развития телекоммуникационной отрасли России? Какие основные изменения произошли за текущий год?

Я бы назвал темпы развития телекоммуникационной отрасли в нашей стране стремительными. Россия за год проходит тот путь, на который у многих европейских стран уходит гораздо больше времени. Вы знаете, что отрасль связи – одна из самых быстрорастущих в стране? Это в первую очередь связано с желанием многих компаний активно строить и развивать свой бизнес.

Что касается прошедшего, 2006 г., то его можно смело назвать революционным. В связи с изменениями в законодательстве телекоммуникационный рынок практически полностью поменялся, и это отразилось как на межоператорском взаимодействии, так и на взаимоотношениях с абонентами. Основные изменения связаны с демонополизацией рынка дальней связи, введением принципа "платит звонящий" и установлением новой системы оплаты местных разговоров. Практически произошла коренная перестройка нашей работы. На глазах меняется все – от методов ценообразования на услуги связи до способов обслуживания клиентов. Меняются и абоненты: они становятся более требовательными как к качеству связи, так и к обслуживанию, предоставляемому оператором. Я думаю, так и должно быть: это стимулирует любого оператора на постоянное повышение качества услуг.

Сейчас, когда сотовая связь становится все более и более популярной, приходится бороться за каждого клиента. Как в Вашей компании решается эта проблема? Вы не опасаетесь, что часть абонентов откажется от фиксированных телефонов в пользу сотовых?

Нет, не опасаюсь. Сегодня мы не наблюдаем значительного оттока абонентов от оператора фиксированной связи, т.е. МГТС, к сотовым операторам. Поверьте мне, фиксированный телефон будет нужен всегда! Сегодня сотовую связь чаще всего используют для оперативных разговоров, а если что-то нужно обсудить обстоятельно и подробно, в том числе провести важные деловые переговоры, люди в первую очередь тянутся за трубкой стационарного телефона. Во-первых, в фиксированных сетях лучше качество связи. Кроме того, разница в оплате за мобильный и домашний телефоны остается значительной.

И, наконец, уже сегодня по обычной медной паре можно получить не только голосовую связь, но и доступ в Интернет, и видеоконтент. К тому же через год-полтора фиксированные телефоны будут выполнять те же функции, что и мобильные. Беспокойство вызывает другое: перетекание части трафика с фиксированных сетей на мобильные. И здесь перспективы фиксированной связи я вижу в предоставлении услуг широкополосного доступа, а также конвергентных сервисов, разработанных совместно с другими операторами, в том числе предоставляющими услуги мобильной связи.

Какие дополнительные услуги, предоставляемые МГТС, наиболее востребованы потребителем?

По большому счету потребности абонентов в дополнительных услугах применительно к домашнему телефону еще только формируются. Ведь большинство абонентов привыкли к тому, что стационарный аппарат – это только передача голоса. Но современные проводные операторы обязаны развивать самые разные дополнительные услуги. На сегодняшний день в МГТС есть ряд таких сервисов, наиболее популярные из них – цифровой АОН, а также переадресация и удержание вызова. Кроме этого мы оказываем и другие услуги: отправка и прием SMS-сообщений, организация горячей линии и конференц-связи. Вместе с ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в декабре прошлого года запустили услугу "Мобильный домашний", и абоненты теперь могут иметь один номер и для использования в сетях мобильной связи, и для звонков по стационарному телефону.

Сразу оговорюсь: в данном случае не включаю в понятие "дополнительные услуги" широкополосный доступ в Интернет под брендом СТРИМ, который на основе нашей сети предоставляет компания "КОМСТАР-Директ". Группа компаний "КОМСТАР-ОТС" планирует к 2011 г. занять 50% рынка широкополосного доступа в Интернет в Москве.
Продвижение цифровых услуг зачастую тормозится неполной цифровизацией сети и требованиями, предъявляемыми к телефонным аппаратам. Чтобы привлечь внимание абонента к новым услугам, надо и сформировать спрос на них, и преодолеть стереотип, сложившийся в отношении возможностей привычного домашнего телефона. Задача нетривиальная, но мы с нею справляемся! Безусловно, мы будем и дальше расширять список дополнительных услуг.

Я думаю, что сейчас самое время рассказать о телефоне нового поколения, сервисы которого будут доступны нашим абонентам уже через год. Представьте себе аппарат с экраном, с помощью которого можно не только услышать, но и увидеть собеседника. Кроме того, такой телефон является еще и информационным терминалом. Абоненты смогут узнать в режиме онлайн погоду, расписание поездов и электричек, сеансы в кинотеатрах, получить информацию о пробках на дорогах и другие необходимые данные.

Когда, по Вашим прогнозам, окончательно завершится переход с аналоговых АТС на цифровые?

На сегодняшний день около 50% московских номеров – цифровые. Темпы, которыми мы проводим реконструкцию – более 500 тыс. номеров в год. Полностью сеть станет цифровой к 2012 г. Хочу сказать, что выбора у нас нет: оборудование устаревает, а рынок связи устанавливает новый уровень качества и услуг. У цифровой телекоммуникационной сети есть неоспоримые преимущества, и в первую очередь то, что она позволяет вводить те самые дополнительные услуги.

С 1 февраля 2007 г. МГТС ввела три тарифных плана для оплаты услуг местной связи – безлимитный, повременной и комбинированный. Каким образом распределились предпочтения абонентов между тарифными планами?

53% абонентов выбрали безлимитный тариф, где-то 25% – повременной, остальные – комбинированный. За последующие месяцы колебания составляли не более процента, т.е. соотношение практически не изменилось. Из этого можно сделать вывод, что выбор абонентов был осознанным. За прошедшие несколько месяцев, получая счета и оплачивая услуги МГТС, люди убедились в его правильности. Новая система оплаты местной телефонной связи действует успешно. Сейчас напряженности, которая была в марте, уже нет, очередей в абонентских залах тоже практически не наблюдается, спал вал звонков в справочно-сервисные центры с просьбой разъяснить изменения, связанные с введением трех тарифных планов. Мы считаем, что ситуация полностью стабилизировалась.

Какой объем инвестиций запланирован на текущий год? Какие проекты МГТС намерена реализовать?

В 2006 г. объем капвложений составил около 230 млн долл., в 2007 г. он будет несколько меньше прошлогоднего. МГТС по-прежнему направляет половину инвестиций на реконструкцию сети. Напомню, что полностью цифровизировать сеть планируется к 2012 г. Мы намерены в 2007 г. ввести в эксплуатацию более 630 тыс. номеров, из которых 584 тыс. будут предназначены для замены аналоговой емкости. Что касается конкретных планов, то помимо нашего основного проекта – модернизации сети – мы продолжим совершенствовать систему обслуживания абонентов. МГТС последовательно проводит в жизнь политику дистанционной работы с клиентами, стараясь максимально упростить им общение с оператором. Кроме того, в сентябре начнется проект "Телефонный мастер" Группы компаний "КОМСТАР-ОТС". Сотрудники МГТС, ранее устранявшие только неисправности связи, будут бесплатно подключать пакет услуг triple play, настраивать компьютер для выхода в Интернет, а также консультировать абонента по дальнейшей работе с услугами СТРИМ.

Как бы Вы прокомментировали новые инициативы Мининформсвязи, в частности отмену оплаты звонков с фиксированного телефона на сотовый?

В течение последних нескольких лет Министерство информатизации и связи провело огромную работу по изменению системы взаиморасчетов как между абонентами и операторами, так и в части межоператорских расчетов. С момента реализации регуляторных изменений прошло не так много времени. Мы только начали играть по новым правилам, определенным новым законодательством. Все планируемые Мининформсвязи изменения потребуют дополнительной проработки со стороны профильных министерств и участников рынка. Кроме того, нужно будет внести значительные изменения в существующий порядок взаиморасчетов. Пока что могу сказать, что если будет отменена оплата звонков с фиксированного телефона на сотовый, логичным будет пересмотр тарифов на местную связь. Ведь в себестоимость услуги будут заложены те затраты, которые компания несет при оказании услуг зоновой связи. Дело в том, что основную часть стоимости звонка с фиксированного на мобильный телефон составляет компенсация сотовым компаниям (от 95 коп. до 1,03 руб. за 1 минуту в зависимости от способа передачи трафика).

Позвольте задать наш фирменный вопрос: есть ли у Вас любимая притча или поговорка, наиболее ярко характеризующая Ваше отношение к бизнесу?

Есть замечательная притча, которую я, если позволите, перекрою на свой лад. "Как вырастить идеальный газон?" – спросили как-то у английского садовника. "Очень просто, – ответил он. – Надо посеять траву, а затем постоянно поливать и подстригать ее. И так сто двадцать пять лет подряд".

ПЭС 174/02.08.2007

Следить за новостями ИНЭС: