Легче идти вперед, чем в нужном направлении

Номер 3. Заплыв против течения

Рейтинги 100 наиболее стратегичных компаний и управленцев.

Рейтинговый центр ИНЭС
Легче идти вперед, чем в нужном направлении

"Экономические стратегии", 2002, №3, стр. 06-13.

Одно из исследований установило интересную закономерность, справедливую для развитых стран. Если на 10% больше абитуриентов выберут инженерные специальности, это обеспечит дополнительный рост экономики на 0,5% на долгие годы вперед. С другой стороны, если удвоится число поступающих на юридические факультеты, экономика будет дополнительно сжиматься на 0,3% каждый год.

Примеров подобных разрушительных для общества инвестиций множество. Сколько российского ВВП уходит на охрану: стальные двери в квартирах по всей стране, охранные службы крупных корпораций и так далее?

Забавно, что и на микроуровне, где руководители предприятий, казалось бы, могут контролировать ситуацию, происходит то же самое. Например, если бы в Москве центральный офис одной из крупнейших нефтяных компаний переехал в более просторный особняк, смогла бы вся компания работать гораздо эффективнее? Или можно было бы существенно увеличить продажу гвоздей, если бы производящая их фирма оплатила заказные статьи в ведущих российских изданиях о своем прекрасном, отзывчивом руководителе?
Сказать, что такова специфика национального бизнеса, будет неправильно, скорее, это следствие его неразвитости. Исправить ситуацию могут две вещи.

Во-первых, более открытая система корпоративного управления в общероссийском масштабе. Жесткий контроль со стороны акционеров, требующих постоянного повышения эффективности, и прозрачность действий руководителей реально могут провести черту между тем, что приближает компанию к достижению намеченных целей и тем, что не приводит к искомому результату. Нередко, например, часть сотрудников центрального офиса работает над решением таких проблем, как развоз жен руководителей компании в магазины, а детей – в школы на служебных машинах. Может ли глава крупной компании позволить себе машину и водителя для таких нужд? Вопрос риторический. Как гласит одно из основных правил бухучета, деньги руководителей или акционеров и деньги компании – вещи разные.

Другой шаг, который позволит уменьшить число непродуктивных действий, – это повышение стоимости фондов производства и, в первую очередь, труда. Очень часто вместо того, чтобы рационально организовать бизнес-процесс, в компанию принимаются новые сотрудники.

Независимо от состояния рынка и позиции компании на нем, дополнительные, непродуктивные расходы не делают ей чести. Снижение непродуктивных действий может иметь все большее значение для российского бизнеса по мере исчерпания запасов таких первичных факторов конкурентоспособности, как низкая заработная плата, доступность дешевого сырья, недорогая электроэнергия и возникновение необходимости замены основных фондов.

Рациональное уменьшение расходов организации, рост производительности труда являются актами стратегического управления. И компании, предпринимающие подобные действия, будут замечены Рейтинговым центром Института экономических стратегий и на основе не раз описанной в нашем журнале математически выверенной модели усилят свои позиции в рейтинге стратегичности, что будет, в свою очередь, отражать их способность к глубокому анализу бизнес-среды, определению ключевых факторов успеха и созданию у себя необходимых для успеха компетенций.

Нас спрашивают читатели о том, почему в рейтинге, например, лидируют руководители крупнейших нефтяных компаний? Ответ очевиден, что ресурсы, находящиеся в распоряжении этих компаний и наравне с целями и реализацией составляющие триаду стратегического управления, позволяют этим компаниям сегодня держаться на Олимпе российского бизнеса. И несомненно, у них больше возможностей для стратегического развития, чем у более гибких, но небольших предприятий. Хотя стратегическое рвение, своего рода "безумство храбрых" (высокие оценки целеполагания и реализации при низких ресурсах) малого бизнеса, может дать путевку в первую сотню стратегичных компаний. Другой вопрос читателей – как можно сравнивать компании из разных отраслей или управленцев из коммерческих структур и, например, председателя Центробанка? Дело в том, что стратегическое управление – это перевод системы из одного состояния в другое, заведомо лучшее.

И рейтинг стратегичности призван уловить способность трансформации. Для учета отраслевых различий начаты программы специализированных рейтингов. Уже были опубликованы рейтинги страховых компаний; формируются рейтинги банков, предприятий ОПК, ТЭК, телекоммуникаций и других отраслей. В этих спецвыпусках в полной мере будет отражен стратегический потенциал той или иной сферы экономики.


Кресло директора
Приход в Москву немецкой торговой сети Metro Cash&Carry показал, насколько эффективно может работать магазин. Заявление в Министерство по антимонопольной политике российских розничных компаний не может объяснить всей разницы между ценами в Metro и том же "Седьмом Континенте". Скорее, это эффективность всей цепочки логистики. Более того, некоторые российские компании, как, например, розничная сеть "Пятерочка", показывают, что дисциплина в реализации стратегии может реально приводить к значительным сбережениям.
В среднем в "Пятерочке" наценки составляют 10-12%, в обычных супермаркетах около 40%. Офисом одному из топ-менеджеров этой крупнейшей по числу магазинов розничной продовольственной сети страны до недавнего времени служила небольшая комната, где из обстановки – только простой конторский стол, потертое кресло и книжный шкаф. Владельцу этого кабинета приписывают фразу: "Нашему покупателю не важно, в каком кресле я сижу. Ему важно купить себе продукты по низким ценам".

Властелин колец
Западноевропейский концерн Airbus и группа "Каскол" (повышение в рейтинге с 22 до 16 места) подписали соглашение о создании инженерного центра и приступили к подготовке долгосрочной программы по производству агрегатов для самолетов Airbus в России. Инженерный центр будет иметь право организовывать субподряды на проведение проектных работ на контрактной основе на предприятиях России для изготовления комплектующих как серийно выпускаемых самолетов Airbus, так и новейшего лайнера сверхбольшой вместимости А380. Учитывая, что в межфирменных сетях (к созданию которых стремится весь мировой бизнес) наиболее значимым элементом является связь между узлами, а не сами узлы, можно ожидать, что "вес" группы "Каскол" в российском авиастроении в ближайшее время будет увеличиваться.

Падение нравов
В принципе есть два пути роста: через созидание и через разрушение. В течение долгого времени в России доминировал второй путь: многие состояния были созданы на волне тяжелых экономических реформ. После августа 1998 года и особенно прихода к власти В.В. Путина российский бизнес начал переориентироваться на созидательную стратегию развития. Те же, кто остается в рамках парадигмы "разрушения", как правило, могут рассчитывать только на краткосрочный эффект. Так, например, "МДМ-Банк", в свое время прокредитовав Завод им. В.А. Дегтярева (ЗиД) под залог контрольного пакета, в мае-июне предпринял крайне агрессивные и лукавые действия по захвату контрольного пакета ЗиДа. Ирония судьбы в том, что это делается на фоне досрочно возвращенного кредита "МДМ". Весьма резкое падение рейтинга "МДМ-Банка" является следствием растущего неприятия Экспертным советом проекта недобросовестного, хищнически ориентированного поведения.

Пора подводить черту…
Главные игроки московского рынка сотовой связи подвели итоги 2001 года. В последнее время "ВымпелКом" обогнал МТС по числу абонентов в Московском регионе, но компания МТС заработала больше денег. В условиях жесткой ценовой конкуренции, руководство МТС решило отказаться от погони за количеством малоприбыльных клиентов. Более того, в последнее время произошли другие приятные для МТС события – покупка "Кубань GSM" и долгожданное продвижение дел в Беларуси. Для "ВымпелКома" (снижение в рейтинге с 12 до 14 места) стал серьезным испытанием недавний программный сбой на одном из столичных коммутаторов сети, повторившийся дважды – набрав абонентов, "ВымпелКом" не успел расширить сеть. Когда летом 2000 года на несколько часов "упала" сеть "Мобильных ТелеСистем", злорадству конкурирующих сотовых операторов не было предела. "ВымпелКом" даже построил на проблемах МТС целую рекламную кампанию, но теперь сам наступил на те же грабли.

Лед тронулся
Самая крупная в России по объемам добычи нефти компания "ЛУКОЙЛ" начинает реформы с целью повышения капитализации. Уже разработана программа реструктуризации на срок до 2005 года, которая, по сути, представляет собой стратегию ускоренного развития, быстрого роста прибыльности и капитализации. Сегодня капитализация "ЛУКОЙЛа" составляет примерно 14,750 млрд долл. (30 долл. на каждый баррель добычи), а "ЮКОСа", добывающего в год на 20 млн т нефти меньше, – 21,609 млрд долл. (36 долл. на баррель добычи). Главным направлением называют сокращение операционных затрат компании. По плану в следующем году они снизятся с нынешних 3,5 долл. на баррель добытой нефти до 3 долл., а к 2005 году – до 2,5 долл. Для этого предполагается на четверть сократить число малодебитных скважин, которые можно было эксплуатировать в период высоких цен, но теперь они убыточны. Кроме того, "ЛУКОЙЛ" планирует реорганизовать сервисный бизнес, продать ряд непрофильных (машиностроительных, транспортных, строительных, сельскохозяйственных предприятий). Не исключено также, что компания избавится от одного из предметов своей гордости – флота, состоящего из 10 танкеров ледового класса. За счет снижения себестоимости добычи и роста выручки "ЛУКОЙЛ" уже в этом году намерен добиться роста прибыли на 300-500 млн долл. Несомненно, это окажет положительное влияние на стратегический потенциал корпорации, но только в том случае, если реализация намеченной стратегии пройдет успешно. "ЛУКОЙЛ", по сравнению с тем же "ЮКОСом", является, по сути, феодально-раздробленным государством, чья управляемость не столь велика.

Банк инноваций
"ИМПЭКСБанк", известный своими инновациями в обслуживании клиентов (денежные переводы по всей стране, самая разветвленная после Сбербанка филиальная сеть и т.д.), объявил о выходе на российский рынок принципиально новых пластиковых карт – безымянных Visa Electron и Maestro. По скорости выпуска они сравнимы с Visa TravelMoney, а по функциональности неотличимы от обычных карт Visa Electron и Maestro. Представленные карты – это полноценные банковские карты, особенностью которых является отсутствие на них имени держателя. Все плюсы этих новых карт вытекают именно из их безымянности. Во-первых, карту можно передавать любому лицу, например, жене или ребенку. Во-вторых, благодаря отсутствию на карте имени, время ее оформления заметно сократилось – на это требуется всего около десяти минут. Банку выгодно выпускать подобные карты, поскольку, кроме перечисленных преимуществ, их себестоимость меньше себестоимости обычных дебетовых карт. Несомненно, с развитием среднего класса и увеличением числа людей, пользующихся банковскими услугами, такой инновационный подход расширит клиентскую базу "ИМПЭКСБанка".

База данных
В прошлом номере мы писали о том, что "Русский алюминий" оказался более рентабельным, чем его основные зарубежные конкуренты, а также о том, что по мере того, как в России будет повышаться уровень заработной платы и тарифы естественных монополий, источник текущего конкурентного преимущества истощится. После этого "Русал" показал серьезность своих намерений и дальше сохранять преимущество перед конкурентами – компания создала систему документирования информации о бизнес-процессах на основе инструментария ARIS Tools. Система предназначена для анализа деятельности различных подразделений компании. Она предоставляет сведения о структуре, принципах и условиях функционирования организаций в виде доступных для понимания графических моделей, решая тем самым задачу совершенствования бизнес-процессов и организационной структуры корпорации. Осуществленное в рамках проекта описание бизнес-процессов будет способствовать более эффективному внедрению в "Русском алюминии" системы SAP R/3. Стоит отметить также развивающуюся программу "Русала" по поддержке отечественной науки (см. стр. 14-15).

Все выше и выше…
В этом выпуске рейтингов необходимо отметить достижение "Рособоронэкспорта" (повышение в рейтинге с 28 до 17 места): подписан контракт с Китаем на постройку восьми дизельных подводных лодок проекта "Кило", оснащенных ракетным комплексом "Клаб", на сумму не менее 1,5 млрд долл. Это одна из крупнейших сделок в истории российского оружейного экспорта, которая загрузит три завода работой на несколько лет. Контракт рассчитан примерно на пять лет.

ххх
Итак, легче двигаться вперед, чем в нужном направлении, или как говорят авиаконструкторы: "В самолете только двигатели движут его вперед, все остальное – тормозит".


Действующие лица: рейтинг «100 наиболее стратегичных управленцев»

Действующие лица: рейтинг «100 наиболее стратегичных компаний»

Следить за новостями ИНЭС: