Лауреаты программы “Действующие лица”

Номер 1. Who are you?

Лауреаты 2003 года программы ИНЭС/ЭС «Действующие лица» в номинациях «Управленец», «Компания», «Экономический прорыв».

Рейтинговый центр ИНЭС
Номинации по итогам 2003 года

"Экономические стратегии", №1-2004, стр. 06-11.

Программа Института экономических стратегий и журнала "Экономические стратегии" "Действующие лица" ("ДЛ") направлена на выявление лучших образцов стратегического управления в российском бизнесе. В течение года рейтинговый центр ИНЭС и Экспертный совет программы "ДЛ" осуществлял мониторинг динамики стратегических решений в российском бизнесе и эффективности их реализации. Методологической основой мониторинга явилась уже известная нашему читателю стратегическая матрица – девятифакторная модель, позволяющая выявить качество целеполагания и ресурсной базы, а также эффективность корпоративного управления. В отличие от множества сугубо размерных (по объемам выручки, прибыли и т. п.) или вкусовых (в зависимости от субъективных симпатий жюри) рейтингов, наша система ранжирования лидеров и компаний опирается на тщательный сбор информации и мощный аналитический аппарат, успешно опробованный во многих отечественных и зарубежных программах стратегического консалтинга.

Стоит заметить, что модель ярко продемонстрировала высокую чувствительность к изменениям стратегического потенциала компании в случае с "ЮКОСом", который в нашем рейтинге начал скольжение вниз за несколько месяцев до известных событий – в июне 2003 года, несмотря на все видимые признаки благополучия. Целый ряд будущих взлетов и падений стратегичности других управленцев и компаний, впоследствии проявившихся в более "грубых показателях" их карьерной и экономической динамики, был зафиксирован в нашем рейтинге в фазе "раннего предупреждения".
Хорошую прогнозную способность система оценки стратегичности показала и в специализированных рейтингах: страховых компаний, банков, выставочных организаций, предприятий ТЭК, телекоммуникаций, сферы высоких технологий, а также государственного управления. Не все они были нами обнародованы, однако в текущем году их обновленные версии будут вынесены на суд читателя.

Лауреаты 2003 года выбирались по трем номинациям: "Управленец", "Компания" и "Экономический прорыв года". Они фокусируют внимание соответственно на личных управленческих заслугах, общекорпоративных достижениях и на исключительных событиях в деловом мире, имевших важное стратегическое значение для страны. По итогам 2003 года было решено не выбирать номинантов в категориях "Государственный деятель" и "Экономист".

Номинация "Управленец 2003 года"

АКИМОВ Андрей Игоревич – Председатель Правления АБ "Газпромбанк"

За обновление стратегии развития банка и ее успешную реализацию

"Газпромбанк" входит в пятерку крупнейших российских банков. Долгое время вовлеченность в империю "Газпрома" позволяла банку развиваться при практически нулевых организационных и инвестиционных рисках. Однако диверсификация "Газпромом" своей банковской стратегии создала явный вызов и для "Газпромбанка" – вызов, который предстояло осмыслить и реализовать новой команде во главе с Андреем Акимовым, имеющим серьезный опыт руководящей работы в сфере международных финансов. В результате "Газпромбанк" заметно обогатил палитру своей клиентской базы и, выйдя за пределы газовой отрасли, начал обслуживать предприятия химической промышленности, машиностроения, оборонного комплекса, электроэнергетики и др. Безусловно, проекты в газовой отрасли составляют важнейшее конкурентное преимущество "Газпромбанка", но его поддержание требует постоянного совершенствования всего комплекса банковских технологий, услуг и продуктов.
Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service установило рейтинг "Газпромбанка" на уровне странового рейтинга России, максимально возможный для российских банков. Эта оценка отражает успех "Газпромбанка" в операциях на международном рынке капитала, в том числе в выпуске в октябре 2003 года еврооблигаций с погашением в 2008 году в объеме 750 млн долл. с доходностью к погашению 7,25% годовых. "Газпромбанк" стал первым из российских банков, подписавшим соглашение о кредитной линии с Банком Китая для кредитования торговых операций между странами.

О высокой эффективности проводимой политики свидетельствуют все экономические показатели банка: балансовая прибыль, собственные средства, активы и др. (см. стр. 32 – 37). Таким образом, практически по всем факторам нашей модели стратегического управления "Газпромбанк" показал явное наращивание потенциала развития, но особенно по ясности и креативности целеполагания, усилению ресурсной базы и сетевой (партнерской) кооперации.


САРКИСОВ Сергей Эдуардович – Генеральный директор ОАО "РЕСО-Гарантия"

За международную экспансию и высокую надежность в области автострахования

Страховая компания "РЕСО-Гарантия" и ее лидер Сергей Саркисов устойчиво удерживают высшие позиции в нашем рейтинге наиболее стратегичных компаний и управленцев. Прошедший год отмечен уверенным наращиванием конкурентоспособности "РЕСО-Гарантии" практически по всем аспектам стратегичности. Экспертный совет программы особо выделил два стратегических решения компании. Во-первых, приобретение 100% акций литовского страховщика Snoro Garantas, что со вступлением Литвы в ЕС в мае 2004 года открывает для "РЕСО-Гарантии" каналы выхода на европейский страховой рынок. Учитывая, что, помимо Литвы, "РЕСО-Гарантия" имеет дочернюю компанию в Беларуси, завершает сделки по приобретению крупных пакетов акций страховых компаний на Украине и в Казахстане, облик транснациональной страховой фирмы обрисовывается достаточно отчетливо, обнажая далеко идущие международные планы Сергея Саркисова. Во-вторых, "РЕСО-Гарантия" давно выступала за обязательное автострахование и потому после его введения была готова мощно заявить о своих конкурентных преимуществах. Став одним из лидеров в ОСАГО, компания продемонстрировала новации в технологиях автострахования, предложив клиентам нетривиальные для России продукты, такие, например, как полис "РЕСОавтостар" с использованием возможностей спутниковой навигации.

Кроме того, РЕСО вышла на достаточно закрытый рынок страхования Российского фонда федерального имущества, продолжила оказание услуг по линии Государственного таможенного комитета (выступает гарантом обеспечения импортерами своих обязательств перед таможенными органами с увеличением суммы лимитов).


РОВЕНСКИЙ Юрий Александрович – генеральный директор РИА "РосБизнесКонсалтинг"

За успешный запуск в эфир первого в России круглосуточного телеканала деловой информации и аналитики РБК-ТВ

Медиапроект РБК стратегически важен для развития эффективной деловой среды по нескольким причинам. Во-первых, он продемонстрировал возможность успешного бизнеса в информационно-коммуникационной области, на уровне западных аналогов. До этого телевидение было, скорее, объектом политико-идеологических устремлений вкупе с сугубо рекламными технологиями извлечения доходов, а также мишенью для квазиобщественных захватов, что наиболее наглядно показала судьба почти всех федеральных каналов – ОРТ, НТВ, ТВС.

Во-вторых, проект по праву может называться самым технологичным российским телеканалом, вещающим круглосуточно. Важны и наличие собственной современной технической базы, а также нацеленность на быстрое освоение региональных площадок.

В-третьих, РБК-ТВ напрямую вышел на рынок "больших смыслов", предложив не только систематизированный поток новостей, но и платформу аналитического осмысления событий в мире экономики и политики, задав свои требования к прозрачности бизнеса, внятности его позиционирования в обществе. Более того, РБК-ТВ сразу же составил серьезную конкуренцию мэтрам телевещания, практически без сопротивления завоевав лидерство в освещении экономической проблематики.

Только этих трех обстоятельств достаточно, чтобы считать появление РБК-ТВ принципиально важным бизнес-событием года, а с учетом уже охваченной аудитории в семь-восемь миллионов человек и прежде достигнутых высот в информационном бизнесе и его капитализации – важным сдвигом в информационно-политическом пространстве страны. Соответственно, все это – большая заслуга команды Юрия Ровенского, его коллег и партнеров.


Номинация "Компания 2003 года"

АВПК "Сухой" и НПК "Иркут"

За реализацию стратегии консолидации авиастроительного комплекса

АВПК "Сухой" представляет собой жемчужину российского высокотехнологичного сектора. Однако угрозы его развитию проявились не в дефиците конструкторских компетенций или финансов. Что касается первого, то в стране Жуковского и Сухого, Королева и Туполева, несмотря ни на какие сложности, существует первоклассная школа. А относительно второго можно сказать, что "голь на выдумку хитра" и поставки самолетов Су в Китай, Индию, Вьетнам создали необходимую "подушку безопасности" и сформировали предпочтения главного заказчика – ВВС России. Удар глобальной конкурентоспособности некогда единого комплекса был нанесен по параметру "сети": "обнуление" госзаказа, приватизация и общая атмосфера промышленного раздробления спровоцировали мощные центробежные процессы. Фрагментация технологически единых производств – общая беда промышленности России.

На этом фоне то, что удалось найти компромиссную конфигурацию корпоративизации не только административными, но и более тонкими методами настройки всей совокупности интересов "стейкхолдеров" "Сухого", представляется стратегически важным явлением. Процесс этот далек от отточенной завершенности, но и, говоря авиационным языком, "точка невозврата" все же пройдена.
Можно дать и сравнительную оценку: РСК "МиГ", в середине 1990-х годов под маркой ВПК "МАПО" положившее начало интеграционным проектам первого поколения в сфере авиастроения, в настоящее время утратило свое организационно-экономическое лидерство в давнем соревновании двух школ боевого самолетостроения.
Таким образом, именно по фактору "сети" АВПК "Сухой" совершил давно готовящийся стратегический прорыв. Важно указать и на то, что линейка программ комплекса продолжает пополняться, помимо новых боевых машин, самолетами гражданской авиации. Стратегическое значение при этом имеет партнерство с мировым авиалидером – Boeing – в области разработки ближне- и среднемагистрального самолета (RRJ), производство которого намечено на 2006-2007 год. Этот проект, с одной стороны, позволяет получить доступ к конструкторской базе Boeing, а с другой – дает опыт создания самолета на базе широкой международной кооперации.

Реализация стратегии на уровне, близком к успеху, нарастающая эффективность деятельности, растущий контрактный портфель, улучшение позиционирования во внешней среде – все это позволило АВПК "Сухой" занять достойное место среди наиболее стратегичных компаний России 2003 года.

Номинацию "Компания 2003 года" с АВПК делит другой "птенец гнезда "Сухого" – НПК "Иркут". Такой дуэт показателен с точки зрения развития крупных и сложных хозяйственных систем. Но нам это говорит о стихийно сложившемся натурном эксперименте по отладке двух разных моделей управления крупными производствами, отпочковывающимися от одного материнскогого древа. Причем можно говорить и о соперничестве двух моделей интеграции, хотя, по большому счету, – это разновидность внутривидовых конкуренций и сотрудничества, то, что сейчас модно называть COOPETITION (кооперативная конкуренция). Не случайно параллельно развитию двух юридически независимых структур с обеих сторон идет осмысление возможности их слияния в будущем.
НПК "Иркут" признан компанией года за успешное преобразование в полноценную авиационную производственную корпорацию, участвующую в международном производственном сотрудничестве.
НПК "Иркут" является первой в России частной вертикально-интегрированной авиастроительной компанией. Поглотив ОКБ им. Яковлева, компания усилит свои компетенции на рынке боевых и учебно-боевых самолетов. До сих пор фирма не имела собственного конструкторского бюро.

НПК "Иркут" создана в прошлом году на базе Иркутского авиапроизводственного объединения (ИАПО). Корпорация владеет также примерно 45% акций ТАНТК им. Бериева, КБ "Русская авионика" и ряда других инновационных фирм. Контрольный пакет принадлежит менеджменту, государство в лице АВПК "Сухой" имеет 14,7% акций. Предприятие производит на экспорт в Индию истребители Су-30МКИ и гидросамолеты Бе-200 по заказу МЧС. Выручка в 2002 году превысила пол-миллиарда долларов, чистая прибыль – 10 млн долл. Крупнейший успех НПК и его маркетингового партнера "Рособоронэкспорта" – подписание контракта на поставку 18 истребителей Су-30МКМ в Малайзию. В давнем соперничестве микояновской и суховской фирм этот контракт означает безусловное поражение РСК "МиГ", не удержавшей за собой малазийский рынок.
Отмечая корпорацию как лауреата, мы обращаем внимание на опережающий рост ее стратегического потенциала. Хороший ресурсный задел, подготовка публичного размещения акций, развитие сетевой (кооперативной) конфигурации фирмы (с ОКБ им. Яковлева, АК им. Ильюшина, индийской фирмой НАL), целеустремленное и инициативное лидерство, защищенное, в отличие от многих государственных предприятий отрасли, от недружественных перемен, являются основанием для оптимистичной оценки перспектив "Иркута", хотя не стоит пренебрегать политическими и технологическими рисками.


Группа "Ист Лайн"

За успешное развитие авиатранспортного узла Домодедово и диверсификацию в железнодорожный бизнес

Группа "Ист Лайн" совершила своеобразную революцию в отечественном подходе к авиапассажирам, полностью реконструировав аэропорт Домодедово и введя международные стандарты услуг. Потянувшиеся туда пассажиры, а за ними и ведущие авиакомпании – это лучшая оценка стратегически передовой модели ведения бизнеса "Ист Лайна".

Любопытно заметить, что "Ист Лайн" оказался среди победителей неявного эксперимента на лучшую работу пресс-службы, проведенного редакцией "ЭС" в 2000 году. Среди всех адресатов, которым были направлены поздравительные обращения, с точки зрения высокого качества ответа и его скорости выделялись две структуры: Администрация Президента Путина и компания "Ист Лайн". Реакцию на очень положительные и ни к чему не обязывающие послания многих других участников нашей программы мы до сих пор держим в тайне как их специфическую, крайне уязвимую компетенцию маркетинговой работы в современных условиях.

Отмечая "Ист Лайн", наши эксперты обратили внимание на высокую гибкость и динамизм в стратегическом планировании, стремление к поиску новых направлений бизнеса, таких, например, как железнодорожное машиностроение. Важно отметить и то, что группа продолжает усиливать свои компетенции и в сфере, где ею обретено конкурентное преимущество, – в управлении аэропортом, формируя партнерство с германской фирмой, продолжая инвестиции в оборудование и инфраструктуру Домодедова. Урок этот важен потому, что он демонстрирует нежелание "почивать на лаврах", заблаговременную подготовку к появлению новых конкурентов на месте поверженных.


Номинация "Экономический прорыв 2003 года"

ООО "Глобал Экспо"

За успехи в организации выставочной деятельности и диалога общественности и власти

Проведение общественно-политического форума "Выборы-2003" в Манеже стало знаменательным событием. По замечанию Александра Вешнякова, "…форум не имеет прецедентов в российской истории – в течение пяти дней каждый избиратель может ознакомиться со всеми политическими партиями, которые пойдут на выборы, принять участие в круглых столах, межпартийных дискуссиях…". За пестрой чередой презентаций партий и их лидеров остался незамеченным непосредственный организатор форума – фирма "Глобал Экспо", возглавляемая Еленой Демидовой. Как показали дальнейшие предвыборные дебаты, джентльменский потенциал участников был столь же невелик, сколь сильна их склонность к применению грязных информационных технологий. В том, что форум "Выборы-2003" прошел как успешное общественно-политическое и бизнес-мероприятие, был весомый вклад профессионального организатора, активно укрепляющего свое влияние в выставочном и коммуникационном бизнесе.


Стальная группа "МЕЧЕЛ"

За успешное формирование первого в России холдинга, объединившего активы металлургических и угольных предприятий

Появление среди наших номинантов группы "Мечел" симптоматично по ряду причин. Во-первых, при всех надеждах на новую инновационную экономику предприятия металлургии и энергетического сырья еще долго будут оставаться хребтом российской экономики, поэтому органической составляющей ее структурной модернизации является их преобразование в современные бизнес-структуры.
Во-вторых, "Мечел" – это первая отечественная металлургическая компания, которая перевела на свой баланс все зарубежные активы: два завода в Румынии – Kost и S.C. Industria Sarmei S.A. и один в Хорватии – Mechel Zeljezara. А после непродолжительной, но шумной борьбы с "Евразхолдингом" компания в середине года также включила в свой состав одного из крупнейших производителей железной руды – Коршуновский ГОК. Учитывая, что практически все предприятия черной металлургии испытывают недостаток в сырье, группа "Мечел" таким образом частично решила эту проблему.
Победа "Мечел" в номинации "Экономический прорыв года" зафиксировала серьезный, мучительно давшийся рывок в усилении ресурсной базы предприятия за счет формирования стратегически важного альянса и усовершенствования корпоративной культуры.

Следить за новостями ИНЭС: