Куда шагают выставки

Номер 1. Командная игра

Заместитель Генерального директора ОАО «ГАО ВВЦ» Сергей Красников считает, что «в России выставка – это показатель того, что страна вышла из экономического кризиса, довод в пользу ее оценки как крепнущего партнера, государства, обеспечивающего достойный уровень услуг».

Сергей Красников
Куда шагают выставки

"Экономические стратегии", 2003, №1, стр. 52-55.

Выставка – это сфера обслуживания, а не производства. Но обслуживания весьма престижного, отвечающего, в том числе, политическим интересам государства. Это многолюдное шоу, состязание. Отношение к выставкам, промышленным или художественным, всегда было особым: туда стремились попасть, чтобы увидеть самое-самое, обсудить новинки, восхититься, посетовать, почему ничего подобного нет в продаже.

Что же касается места выставочного сектора в экономической жизни, да и в социальном развитии России, то оно, на мой взгляд, определяется несколькими существенными факторами. Один – это уровень развития производительных сил и производственных отношений. Конечно, участвовать в выставке может и страна с неразвитой промышленностью, кустарными промыслами, низкими доходами населения, но представленные ею экспонаты не выдержат конкуренции. Другой фактор – уровень открытости общества, его интеллектуальная составляющая, готовность к диалогу, восприятию чужого лучшего. Еще один важный момент: любая выставка – генератор деловых отношений. Здесь заключаются торговые контракты, соглашения о кооперации. Все происходит в буквальном смысле как на рынке: выясняется, чьи условия выгоднее, нельзя ли снизить цену. И "продавец", и "покупатель" должны проявить себя дипломатами, тонкими психологами, расчетливыми экономистами.

Какими еще качествами следует обладать устроителю выставки, этому своеобразному макро-коробейнику? Кстати, не случайно выставкам сопутствуют ярмарки, где не дивятся уникальной новинке, а покупают. В России выставка – это показатель того, что страна вышла из экономического кризиса, довод в пользу ее оценки как крепнущего партнера в торгово-экономических отношениях, государства, обеспечивающего пусть не самый высокий, но достойный уровень услуг. Выставки позволяют отстаивать интересы российского производителя, поддерживать выход отечественных товаров на мировые рынки. Не случайно партнерами наших выставочных организаций являются Торгово-промышленная палата РФ и Российский союз промышленников и предпринимателей.

Выставочная гильдия России – это десятки постоянно функционирующих структур. Однако главной выставкой страны и сегодня остается Всероссийский выставочный центр (ВВЦ). Раньше ВДНХ была знаменитой "витриной социализма", ежегодно привлекавшей более 12 млн посетителей. В 1990-е годы ВВЦ потерял лидирующее положение в выставочной индустрии и превратился в ярмарку мелких предпринимателей. Причины очевидны: экономический спад, резкое ухудшение конъюнктуры, снижение спроса на услуги выставочного центра. Экспонаты были вывезены или растащены, устаревала материальная база и инфраструктура, годами не ремонтировались исторические памятники, уходили из-под управления гостиницы. Проявились и криминальные тенденции. Ситуация на ВВЦ в точности повторяла то, что происходило за ее забором. В 1999 году акционеры государственного акционерного общества – Правительство России и Правительство Москвы – утвердили Концепцию развития ОАО "ГАО ВВЦ". Во исполнение этого документа была создана инициативная группа; проанализировав хозяйственную деятельность ВВЦ, она подготовила отчет для акционеров. Горькие выводы отражали реальную ситуацию. Так, "ГАО ВВЦ" практически не занималось ярмарочно-выставочной деятельностью. Доходная часть формировалась в основном за счет сдачи в аренду и субаренду имущества холдинга. Финансовые потоки, проходившие через лабиринты дочерних предприятий, не имели экономического обоснования, были непрозрачными.

Необходимо было урегулировать земельно-имущественные отношения, провести структурную реорганизацию комплекса, ликвидировав паразитирующие "дочки", сформировать рыночные показатели хозяйственной деятельности "ГАО ВВЦ". На конкурсной основе были привлечены независимые компании – оценщики и аудиторы. Ревизия арендованных площадей помогла определить рыночную стоимость имущества, находящегося на балансе холдинга. Новое руководство пошло и на серьезные управленческие шаги для оптимизации административного аппарата. Все это позволило стабилизировать работу ВВЦ, повысить его инвестиционную привлекательность.

ВВЦ-2002 – сложный развивающийся организм, нацеленный прежде всего на выставочную работу. Так, в I полугодии 2002 года выставочно-ярмарочные акции прошли в XXI павильоне (табл. 1). Дополнительно к этому было организовано и проведено 20 выставочно-ярмарочных мероприятий, самые крупные из которых – Гуандунская торгово-экономическая выставка (КНР), Национальная выставка "2002: Год Украины в Российской Федерации", "Инициатива молодых – будущее России", международная выставка "Экспокамень-2002". Краткосрочные выставки-ярмарки (до 8 дней) составили 65% от общего количества.

Таблица 1.

Классификация мероприятий
План
Факт
Выставки (в т.ч. международные)
77 (17)
75 (19)
Ярмарки
8
10
Смотры
11
14
Итого (в т.ч. международные)
96 (17)
99 (19)

Более половины выставок и ярмарок (52%) состоялось на площадях до 1000 кв. м, всего треть – на площадях от 1000 до 3000 кв. м. В первом полугодии 2002 года мероприятия проводились на площади 206 796 кв. м (для сравнения, в I полугодии 2001 года – 174 158 кв. м). Причем, 76% от общей задействованной экспозиционной площади занимали именно выставки. "Покупайте российское", "Легкая и текстильная промышленность", "Регионы России", "Московская промышленная выставка-ярмарка", а также международные выставки "Цветы", Книжная ярмарка и многие другие уже стали традиционными для ВВЦ. Появились и совершенно новые инициативы, такие как "Выставка СНГ", посвященная 10-летию образования Содружества.

В суперпавильонах №№ 20 и 57 в первом полугодии 2002 года проведено 35 выставочно-ярмарочных мероприятий – на 15 больше, чем в первом полугодии 2001 года. Коэффициент использования площадей увеличился на 8,8%, прирост доходных поступлений – 77%. Поступления в бюджет ВВЦ от эксплуатации 3-х крупнейших павильонов составили более 25,2 млн руб. при плановых 18,2 млн руб. Увеличение произошло за счет большей загрузки экспозиционных площадей.

Ряд проблем мешает успешному развитию ВВЦ как субъекта, привлекательного с точки зрения вложения средств:

Неурегулированность имущественно-земельных отношений. Комплекс на северо-западе Москвы представляет собой основную территорию площадью 237,5 га, переданную ОАО "ГАО ВВЦ" по договору аренды земли. На ней расположено более 200 объектов, принадлежащих Центру, и более 130 находятся в его пользовании. Кроме этого, имеются территории с недвижимостью в районе "Отрадное" (производственная база), в Пушкинском и Рузском районах Подмосковья (социальные объекты).

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 18.01.96 года №29 "О вкладе города Москвы в уставный капитал ОАО "ГАО ВВЦ" право долгосрочной аренды основной территории Выставочному центру предоставлено сроком на 49 лет и оформлено договором аренды земли с Москомземом. Тем же постановлением нам было предоставлено право заключать договоры со сторонними землепользователями от имени Правительства Москвы с обязательной регистрацией их в Москомземе, что, однако, противоречит положению о передаче земельных участков в г. Москве в субаренду. Все это не позволяет развертывать на территории ВВЦ крупное инвестиционное строительство, так как нет желающих тратить деньги на проекты, реализуемые на участке, аренда которого не гарантирована даже на срок окупаемости проекта.

Будущее ВВЦ связано с расширением его выставочных мощностей и совершенствованием базы для культурного отдыха. Но средства в модернизацию не вкладывались с середины 1980-х годов, часть недвижимости находится в аварийном состоянии. Почти две трети объектов имеют нормативный износ от 70% до 100%, такая же степень износа у 85% инженерных сетей. В их реконструкцию нужны крупные капиталовложения. Павильоны, большинство из которых построено более 50 лет назад, не отвечают современным требованиям проведения крупных выставок, не позволяют предоставлять экспонентам соответствующие услуги. Средняя площадь таких павильонов составляет 2,200 кв. м, что явно недостаточно. Поэтому ОАО "ГАО ВВЦ" вынуждено уступать другим самый прибыльный сегмент выставочного рынка и заниматься менее крупными выставками. Ремонт и частичная реконструкция не могут принципиально изменить ситуацию: необходимо строительство современных выставочных площадей.

Неурегулированность отношений с арендаторами на ВВЦ. Только за счет упорядочения документации, ужесточения финансовой дисциплины за первое полугодие 2002 года поступления в бюджет выставки возросли на 45 млн рублей (по сравнению с тем же периодом 2001 года). Повышение ставок арендных платежей должно как минимум втрое увеличить доходы ВВЦ. С 1-го января 2003 года все арендаторы переведены на рыночные арендные ставки. Одновременно по согласованию с властями Москвы решается вопрос об изменении внешнего облика Выставки. С Центральной аллеи и площадей вокруг фонтанов будут убраны шашлычные, сосисочные и другие точки "общепита", уже давно работающие в антисанитарных условиях. Постепенно из павильонов, являющихся памятниками истории и культуры, коммерсанты переедут в здания, не перспективные с точки зрения выставочной работы. В будущем планируется построить Торговый центр у Южного входа ВВЦ.

Проблема инвестиционной привлекательности. Предварительная, укрупненная оценка необходимых затрат на ремонт и расширение экспозиционных площадей составляет:

  • строительство новых выставочных площадей (150000 кв. м) – 7,2 млрд руб.;
  • реконструкция существующих выставочных площадей, в том числе являющихся памятниками истории и культуры (170,000 кв. м) – 6 млрд руб.;
  • модернизация инженерных сетей и подстанций, с учетом расширения выставочных возможностей – 2,5 млрд руб.;
  • только реставрация фонтана "Дружба народов" и арки Главного входа – 0,5 млрд руб.

Финансирование строительства современных выставочных павильонов можно осуществить, используя различные схемы привлечения капитала. Последующая эксплуатация подобных сооружений гарантирует высокую рентабельность и окупаемость проектов. Для реконструкции же памятников культуры и объектов инженерной инфраструктуры придется мобилизовать внутренние ресурсы ОАО "ГАО ВВЦ", в том числе повысить доходность активов, снизить издержки, а также использовать возможности акционеров, так как подобные проекты не являются прибыльными и, соответственно, привлекательными для инвесторов. В настоящее время ведутся переговоры с крупнейшими российскими финансовыми группами об инвестициях на территории ВВЦ. Приемлемы для нас и точечные проекты по строительству. Рассматриваются различные способы привлечения средств, в том числе проектное финансирование, облигационные займы, финансовый лизинг, передача концессий (прав аренды). Вместе с тем оптимальным способом финансирования строительства новых выставочных площадей мы считаем выпуск рублевого облигационного займа. По сравнению с традиционными формами, в том числе кредитами и векселями, эта форма внешних заимствований имеет ряд достоинств: значительные объемы, более длительный срок пользования ресурсами и удешевление стоимости заемных средств. Корпоративные облигации позволяют привлекать капиталы без изменения состава акционеров.

Такой подход сочли разумным и перспективным зарубежные собеседники на инвестиционном форуме "Россия – США" в Бостоне, где со специальным докладом выступил руководитель нашего предприятия А.В. Юрченко. Кстати, впервые за историю столь представительной встречи речь шла об инвестициях именно в выставочный бизнес.

Чужие руки и доходы вместо своих… Показателями эффективности выставочной деятельности являются рост числа посетителей, количества выставок и их участников. При том что эти показатели постоянно растут, следует признать, что успех достигается, как говорится, чужими руками: большая часть выставок на ВВЦ организуется сторонними компаниями-операторами. Они и собирают львиную долю доходов, а в бюджет ВВЦ преимущественно идут отчисления за пользование площадями и коммунальными услугами. Между тем, главные прибыли заключены именно в комплексном сопровождении выставки – информационном, рекламном, организационном и т.д. Расталкивать локтями опытных в делах посредников – даже на "своем поле" – вряд ли целесообразно. Пора внедряться в новые области выставочного бизнеса. Перспективы ВВЦ тесно связаны с развитием "города на Проспекте Мира" именно как многофункционального, конкурентоспособного комплекса.

Тенденции развития выставочного бизнеса показывают: его высокая рентабельность возможна только при условии использования современных решений. В частности, эффективно действующие экспозиционные центры располагают универсальными пространствами площадью не менее 200 тыс. кв. м. Проведение выставок, в том числе международных, возможно только в специальных павильонах с необходимой инфраструктурой и оборудованием. Специалистами МНИИП "Моспроект-4" и экспертами парижского выставочного центра "Пари-Норд" разработаны архитектурные планы реконструкции и развития ВВЦ. Согласно этим планам сохраняются существующая структура, большая часть парковой зоны и памятников архитектуры, исторический центр отводится под рекреационную зону и постоянные выставочные комплексы стран СНГ, а также регионов России и отраслей экономики. Тем самым выставке возвращается ее исходный статус: она снова становится местом, где представлен национальный масштаб, вся страна.

В совокупности перечисленные меры позволят существенно улучшить инвестиционный потенциал комплекса; устранить препятствия для поступления денежных ресурсов; финансировать новое строительство новыми же способами; вести всю работу по реконструкции ВВЦ под непосредственным контролем самих акционеров.

Менеджмент холдинга ориентирован на разработку и реализацию прибыльных проектов. В частности, будет развиваться сфера досуга, включая VIP-отдых в запрудной зоне. Не менее живописное место – "Рыбацкая деревня": ресторан на берегу чистейшего пруда, где посетители ловят рыбу, и, по желанию, повар ее тут же готовит. Серьезный коммерческий интерес представляют проекты зрелищных программ. На ВВЦ есть Выводной круг, где снимали кинокомедию "Свинарка и пастух". Мы хотели бы превратить его вместе с прилегающими павильончиками в "Центр семейного досуга".

Павильон "Космос" планируется превратить в центр научно-технического досуга и образования. С этой целью идут переговоры с руководством Росавиакосмоса, Рособоронэкспорта, Федерации космонавтики РФ, оборонных предприятий. Полагаем, что уже в 2006 году он будет работать по-новому и примет гостей и участников Всемирного аэронавтического конгресса.
Совместно с Минпромнауки, Минобразования, Минкультуры России разрабатывается несколько проектов. Среди них – новый формат выставочно-ярмарочной деятельности по инновационной, инвестиционной и образовательной тематике, Международная выставка "ЭКСПО НАУКА 2003", серия крупных молодежных инициатив. Главными из них станут Всемирный молодежный интеллектуальный форум, а также проект Города научно-технического досуга молодежи.

Предусмотрено создание здесь Инновационной ассоциации с участием ряда министерств и столичных властных структур, ТПП, Венчурного инновационного фонда. Цель – содействовать формированию рынка интеллектуальной собственности; выстроить систему (пере)подготовки кадров для инновационной деятельности; помочь предприятиям малого и среднего бизнеса с выгодой реализовывать инновации; стимулировать продвижение отечественной интеллектуальной собственности за рубежом; преодолеть технологическую отсталость России.
В наступившем году основными задачами мы считаем дальнейшее совершенствование корпоративной управленческой модели, оптимизацию и снижение внутренних издержек и всестороннее увеличение доходов холдинга – обновленного холдинга со всемирно известным брендом "ВДНХ".

Следить за новостями ИНЭС: