Контуры антикризисного сценария

Номер 3. Энергия индивидуальности
Контуры антикризисного сценария

 


Андрей Белоусов
Контуры антикризисного сценария
“Экономические стратегии”, 2000, №3, стр. 46-63

Таблицы и схема к статье, pdf, 176 K

В предыдущем номере журнала “Экономические стратегии” была опубликована статья “Экономика России: стратегические угрозы и альтернативы развития”. В этом материале приведен анализ двух наиболее вероятных сценариев экономической политики: сценария “потребительски-ориентированного роста” и сценария “экспорто-ориентированного роста”. Анализ показал, что ни один из них не обеспечивает в среднесрочной перспективе выхода экономики России из системного кризиса, выхода за пределы спирали саморазрушения.

Длительное недоинвестирование, падение эффективности, структурные перекосы, хроническая “жизнь в долг”, развал системы государственного управления – эти и другие факторы породили крупномасштабную волну угроз, которая проявится в ближайшее десятилетие. В то же время, сегодняшняя расстановка сил в экономике, интересы действующих игроков, их рефлексивные и ресурсные возможности не позволяют надеяться на успешное противодействие этим угрозам.

Дело осложняется еще и тем, что в предстоящем десятилетии России предстоит решить две стратегические задачи, от которых зависит не только то, какое место она займет в мировом сообществе, но и во многом само выживание российского общества. Причем, в отличие от крупнейших индустриально развитых стран, эти задачи придется решать одновременно и в сжатые сроки, что создаст дополнительную нагрузку на ресурсы.

Во-первых, это повышение качества жизни, сохранение и развитие “человеческого капитала”. Во-вторых, это обеспечение конкурентоспособности и эффективности российской экономики по отношению к индустриально развитым странам.

Отсюда необходима не просто корректировка экономической политики. Требуется качественное изменение самой модели экономического развития как на объектном, так и на субъектном уровнях. Параметры таких изменений определяют цели, условия и факторы конструктивной антикризисной стратегии.

Объективные цели антикризисной стратегии

Особенности предстоящего периода – в крайней ограниченности выбора целевых направлений конструктивной антикризисной стратегии. Масштабы угроз ближайшего десятилетия и располагаемые ресурсы достаточно жестко определяют параметры и качественное содержание экономического развития, необходимые для преодоления нового обострения системного кризиса.

Первое направление – повышение уровня и качества жизни основной массы населения.

В ближайшее десятилетие эта задача является императивом антикризисной стратегии по целому ряду причин. С одной стороны, уход от сегодняшней ситуации, когда, по разным оценкам, 35-50% населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, необходим для того, чтобы сохранить “человеческий капитал”, демографический, образовательный и культурный потенциал общества и создать благоприятную социальную среду для мотиваций к труду и предпринимательской деятельности. С другой стороны, рост благосостояния необходим и как фактор экономического оживления: запустить российскую экономику невозможно, если не будет создан эффективный платежеспособный спрос на массовую потребительскую продукцию отечественных товаропроизводителей.

В конечном счете за десять лет требуется создать российский “средний класс” – массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления не ниже дореформенного. Он должен охватить, по крайней мере, 40% населения. Одновременно следует резко, до 10-15%, сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Как показывают расчеты, для реализации таких условий средний уровень потребления должен возрасти по сравнению с сегодняшним в 1,8 раза (см. таблицу 1).

Второе направление – резкая активизация инвестиций для качественной модернизации производственно-технологического аппарата и поддержания сырьевой базы экономики.
Для того, чтобы сохранить необходимые производственные мощности и при этом нормализовать процесс их качественного обновления, объем производственных инвестиций должен возрасти в 2,4 раза. При этом необходимо:

  • расширить внутренние финансовые источники инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений предприятий реального сектора;
  • перейти к режиму интенсивного обновления производственного аппарата;
  • обеспечить структурный маневр инвестициями в пользу обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства;
  • восстановить и развить собственную базу инвестиционных ресурсов (машин, технологического оборудования), максимально задействовав имеющийся инновационный и технологический потенциал.

Третье направление – обеспечение военной безопасности страны.

Уровень прогнозируемых в период с 2000 по 2010 год военных угроз, а также требования военно-технологической безопасности требуют увеличения расходов на национальную оборону по сравнению с бюджетом 1998 года в 2,2 раза, до 175-180 миллиардов рублей (в ценах 1998 года, см. таблицу 2). Нормализация расходов на оборону подразумевает, в частности:

  • поддержание численности вооруженных сил, необходимой для ведения одного-двух вооруженных конфликтов средней интенсивности на различных театрах военных действий, то есть не менее 1,2 миллиона человек (это потребует не менее 54 миллиардов рублей, исходя из ежегодных расходов на одного военнослужащего в 45 тысяч рублей);
  • значительное увеличение в структуре военного бюджета доли инвестиционной компоненты – закупок вооружений и военной техники, оборонных НИОКР, капитального строительства. Модернизация вооружений четвертого поколения, доработка и начало закупки образцов пятого поколения для отдельных видов войск (авиация, танковые войска), начало разработки вооружений шестого поколения потребуют увеличения расходов на инвестиционные статьи военного бюджета как минимум в три раза.

Четвертое направление (поддержание и развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство “человеческого капитала”.

Для того, чтобы сохранить систему отраслей социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, культура), поддержать ее развитие и обеспечить проведение необходимых реформ, требуется увеличить расходы на конечное потребление государственных учреждений, оказывающих индивидуальные услуги как минимум на 40%.

Пятое направление – сохранение и развитие инновационного потенциала.

Поддержка инновационного потенциала страны означает, прежде всего, стимулирование эффективного спроса на инновации. В обозримом будущем это может быть обеспечено только в рамках повышения инвестиционной активности и развертывания технической реконструкции производственного аппарата на базе новой отечественной техники, когда каждый рубль капиталовложений имеет высокое инновационное наполнение.

В то же время необходимо резкое повышение расходов на науку. За последнее десятилетие валовой продукт науки и научного обслуживания снизился с 3% ВВП (1989-1990 годы) до 0,6-0,8%. Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование гражданских и военных НИОКР, соответствующие расходы должны быть увеличены не менее, чем втрое.

Шестое направление – обеспечение внешней платежеспособности страны.

Для того чтобы гарантированно обеспечить платежеспособность страны и иметь возможность наращивания валютных резервов (не прибегая к чрезвычайным мерам в валютной и внешнеэкономической сферах) в ближайшее десятилетие, необходимо иметь активное сальдо торгового баланса по товарам и услугам на уровне не менее 15-20 миллиарда долларов США при сокращении вывоза капитала как минимум вдвое.

Реализация отмеченных шести целевых направлений определяет параметры необходимого увеличения объема ВВП – на 60-65% (см. таблицу 3). Другими словами, если мы хотим решить отмеченные выше проблемы в течение десятилетия, необходимо уже в ближайшие годы не просто добиться оживления экономики, но и перейти к ее росту с темпами не ниже 5% в среднем за год, поддерживая такой режим в течение восьми-десяти лет. Только такие параметры позволят одновременно решать неотложные задачи повышения благосостояния, развития социальной сферы, обновления производственного аппарата, обеспечения оборонной достаточности, обслуживания государственного долга.

Сложившаяся в период с 1992 по 1998 год модель российской экономики радикально не соответствует этим объективным требованиям. По многим конкурентным позициям российская экономика в нынешнем виде уступает не только промышленно развитым странам, но и ведущим экспортерам сырьевых товаров. Как показали сценарные расчеты, в долгосрочной перспективе “потолок” ее роста, определяемый, с одной стороны, предложением энерго-сырьевых ресурсов, с другой стороны, возможностями расширения конечного спроса (потребления, валового накопления, экспорта, импортозамещения), не превысит 2-3% в год.

Из этого вытекает ключевая объективно заданная цель антикризисной стратегии на ближайшее десятилетие. Необходимо сформировать новую модель российской экономики, которая, в отличие от сложившейся, обладает потенциалом долгосрочного динамичного роста, позволяя решать задачи повышения уровня жизни, эффективности и конкурентоспособности, сохранения целостности и обеспечения безопасности страны.

Данные условия задают одновременно и минимальные границы повышения эффективности экономики. Экономический рост не может быть равномерным: он будет складываться за счет одновременного увеличения темпов развития обрабатывающей промышленности и сохранения инерционной динамики в первичных секторах. Такой режим развития на протяжении длительного времени может обеспечиваться только за счет мобилизации всех источников повышения эффективности – структурных, технологических, организационных.

Создание новой модели экономики и выход на траекторию динамичного роста потребуют изменений основных макроструктурных пропорций.

1. Переориентация производства на внутренний спрос и сокращение доли импорта в его покрытии. В ближайшие один-два года основным источником роста со стороны конечного спроса останется импортозамещение, в дальнейшем – производственные инвестиции, и, в меру ослабления финансовых ограничений, государственный спрос, во второй половине десятилетия – потребительские расходы.

2. Разблокирование источников роста внутреннего спроса, прежде всего – увеличение доходов и накоплений реального сектора, замороженных в неденежных формах расчетов. В течение ближайших пяти-шести лет доля валовой прибыли товаропроизводителей (без учета банков) в совокупных доходах экономики должна оставаться стабильно высокой на уровне 30-35%. Необходимо изменение ценовых пропорций между первичными и конечными секторами экономики, обеспечивающее ускоренное формирование накоплений в обрабатывающей промышленности и аграрном секторе.

3. Обеспечение опережающего, по сравнению с конечным потреблением, роста валовых сбережений и инвестиций.
Доля валовых национальных сбережений в ВВП должна оставаться примерно на уровне 1999 года, вплоть до середины десятилетия, 28-30%. В последующем она может несколько снизиться. Доля валового накопления основного капитала должна возрасти с нынешних 16% ВВП до 18-20% к 2005 году и продолжить свой рост до конца десятилетия (до 20-23% ВВП) за счет снижения нагрузки на валовые сбережения со стороны вывоза капитала и других капитальных операций с внешним миром.

4. Изменение структуры товарного производства в пользу обрабатывающей промышленности. Основными очагами роста на разных этапах рассматриваемого периода станут: отрасли потребительского комплекса, обеспечивающие импортозамещение; отрасли машиностроения, производящие инвестиционное оборудование; отрасли высокотехнологичного машиностроения, позволяющие обновлять оборудование на современном качественном уровне.

5. Опережающий по сравнению с динамикой производства и инфляции рост денежной массы с одновременным изменением её структуры в пользу средств на счетах предприятий. Основными факторами замедления скорости оборота денег в экономике станут: снижение уровня неплатежей, вытеснение бартера и денежных суррогатов, ужесточение требований к платежеспособности предприятий, дедолларизация национального хозяйства и повышение склонности населения к сбережению. Для выхода на требуемую траекторию роста необходимо, чтобы доля бартера в продажах сократилась с сегодняшних 35 % до 25-30% к 2005 году и 15-20% к 2010 году.

Условия реализации антикризисной стратегии

Формирование качественно новой модели российской экономики предполагает осуществление ряда ключевых условий. Следует подчеркнуть, что эти условия сами по себе еще не создают импульс динамичного экономического развития – они лишь образуют требуемый формат конструктивной среднесрочной стратегии.

Первое – формирование субъекта экономической политики, интересы и возможности которого соответствовали бы системным целям конструктивной антикризисной стратегии.
Для этого, прежде всего необходимо задать жесткий формат “правил игры”, переводящий взаимодействие ключевых экономических игроков в конструктивное целеориентированное русло. А это возможно только в рамках консолидации одновременно на трех социальных уровнях: власти (групп элиты); власти и общества; самого общества (основных социальных групп).

Такую консолидацию можно практически обеспечить только одним способом: превратить повышение уровня жизни граждан в реально работающий критерий для действий властей всех уровней, корпоративных структур (предпринимателей, профсоюзов и других) и социальных групп. Конкретные организационные механизмы, реализующие данный подход, активно разрабатывались в период с 1997 по 1999 год и были законодательно оформлены в ряде субъектов Российской Федерации.

Второе – концентрация банковского и промышленного капитала, формирование крупных производственно-финансовых корпораций и мощных банковских структур.

Выполнение данного условия абсолютно необходимо для решения целого ряда задач:

  • o обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, где разрозненные российские предприятия, как правило, многократно уступают своим иностранным конкурентам по масштабам капитала, организационным и ресурсным возможностям и другим критериям;
  • создания целостных производственно-технологических комплексов, восстановления технологической кооперации;
  • реструктуризации отдельных предприятий, их финансовой санации и вывода из эксплуатации устаревших производственных мощностей;
  • реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на техническую реконструкцию производственного аппарата;
  • восстановления единой управленческой вертикали, создания партнеров для государства при формировании и реализации крупных государственных проектов и программ;
  • создания противовеса, препятствующего экономическому сепаратизму регионов;
  • укрепления платежеспособности и ликвидности предприятий.

Третье – создание эффективной вертикали государственной власти, без чего невозможна никакая последовательная экономическая политика.

В сегодняшних российских условиях формула сильного государства включает:

  • экономический союз между государством и национальным капиталом, основанный на единстве цели – преодолении кризиса и достижении экономического благополучия страны (такой союз предполагает, в частности, развитие партнерских отношений между государством и крупными корпорациями);
  • социальную ответственность крупного капитала, развитие социального партнерства;
  • реальную ответственность всех уровней власти за поддержание и рост благосостояния населения;
  • безусловное сохранение федеративного формата и территориальной целостности государства;
  • укрепление демократических механизмов контроля за исполнительной властью и местного самоуправления;
  • подавление коррупции и криминализации государственного аппарата.

Четвертое – развитие эффективных механизмов реализации государственной экономической политики.

В настоящее время текущая экономическая политика государства на федеральном уровне осуществляется преимущественно в двух формах:

1) принятия нормативных актов, регламентирующих деятельность экономических агентов;
2) операций Центрального банка, связанных с регулированием денежного обращения и финансовых рынков.

По мере реализации трех предшествующих условий механизм государственной экономической политики на федеральном уровне должен быть расширен, по крайней мере, в следующих направлениях:

  • превращения федерального бюджета в активный инструмент управления государственным спросом;
  • развития государственного целевого программирования как инструмента решения системных задач;
  • качественного повышения управления государственной собственностью.

Пятое – осуществление социальных реформ, направленных, прежде всего, на усиление адресности социальной поддержки, а также на сохранение и качественное развитие общедоступной социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение).

В ближайшие годы необходимо одновременно решить две трудно совмещаемые задачи. Первая – согласовать социальные расходы государства с реально имеющимися ресурсными возможностями. Вторая – сохранить общедоступную систему социальных институтов, повысив при этом качество оказываемых ими услуг.

Решение этих задач состоит в том, чтобы, с одной стороны, повысить приоритетность финансирования социальных расходов, наложив запрет на снижение в реальном выражении соответствующих бюджетных статей. С другой стороны, необходимо усилить адресность социальной поддержки и обеспечить строго целевое использование финансовых ресурсов, направляемых на социальные нужды.

Шестое – расширение денежной эмиссии и превращение денежного предложения в инструмент экономической политики.

В настоящее время на денежную эмиссию как экономический инструмент наложено табу, она рассматривается, в основном, как отрицательный побочный эффект активных операций Центрального банка (например покупка валюты) и балансирования доходов и расходов бюджета. Между тем в условиях крайне низкой монетизации хозяйственного оборота расширение предложения денег является одним из факторов повышения хозяйственной активности, оживления производства и нормализации кругооборота капитала в реальном секторе экономики. Кроме того, денежная эмиссия остается одним из немногих мобильных экономических ресурсов, остающихся в распоряжении федерального центра.

Поэтому задача состоит не в том, чтобы запрещать денежную эмиссию, а в том, чтобы выстроить такую организационную схему, которая позволила бы направлять эмиссионный ресурс на снятие актуальных экономических угроз, минимизировав при этом ее негативные последствия (инфляция, падение валютного курса рубля). Для этого необходимо:

  • осуществлять гибкое регулирование денежного предложения, выдерживая его соответствие со спросом на деньги (ликвидность) со стороны предприятий и населения;
  • осуществлять меры по замедлению скорости оборота денег, используя процентную политику, ужесточение требований к уровню ликвидности и прочее;
  • эффективно задействовать “антиинфляционные якоря” – например цены на товары и услуги естественных монополий, валютный курс и другое;
  • максимально отсечь эмитируемые денежные средства от валютного и других финансовых рынков.

Возможности расширения предложения денег будут существенно зависеть от реструктуризации банковской системы и налаживания системы банковского кредитования предприятий реального сектора.

Седьмое – вытеснение денежных суррогатов, сокращение неплатежей и неденежных форм расчетов.

Начиная с 1995 года главной причиной распространения неденежных форм расчетов стали не столько монетарные факторы (нехватка денежных средств, ограничение денежного предложения), сколько структурные (дисбалансы между доходами и расходами, плохое финансовое положение предприятий) и институциональные. Из этого следует, что монетизация хозяйственного оборота объективно превратилась из текущей в долгосрочную, поэтапно решаемую задачу.

Тем не менее, продвижение в сторону вытеснения неплатежей, денежных суррогатов и бартера остается одним из ключевых условий реализации конструктивной экономической стратегии.

Во-первых, это является одним из наиболее емких источников дополнительных ресурсов для инвестиций и бюджета. По оценке экспертов, в неплатежах и бартере сегодня заморожены доходы экономических агентов в объеме не менее 10-12% ВВП.

Во-вторых, бартерные операции и оборот денежных суррогатов стали одной из наиболее криминализованных сфер экономики, включая уход от налогообложения, теневое предпринимательство и тому подобное.

В-третьих, монетизация хозяйственных связей является одним из главных факторов повышения инвестиционной привлекательности предприятий, без чего нельзя рассчитывать, даже при наличии ресурсов, на сколь-нибудь значительный рост капиталовложений.

Восьмое – сокращение оттока капитала и конвертация валютных активов резидентов в инвестиции.

Сохраняющаяся, несмотря на увеличение активного торгового сальдо, напряженность платежного баланса обуславливает первоочередную необходимость реализации данного условия. В ближайшие годы его значение резко возрастает в силу двух обстоятельств.

Во-первых, это необходимость расширения инвестиционных ресурсов. После девальвации рубля сокращение вывоза капитала и привлечение внутренних валютных активов в качестве инвестиционных ресурсов стало одним из наиболее крупных возможных источников капиталовложений в российскую экономику. Объективно возникла альтернатива:

  • либо ресурсы, полученные за счет активного торгового сальдо, уйдут во внутренние валютные активы или за рубеж в форме вывоза капитала (что принципиально одно и то же);
  • либо будут созданы каналы для направления этих ресурсов в инвестиции.

Во-вторых, это стабилизация валютного курса. В условиях крайней недостаточности валютных резервов Центрального банка перекрытие каналов оттока капитала становится ключевым фактором предотвращения падения курса рубля.

Девятое – повышение сбалансированности государственных доходов и расходов.

Снижение возможностей внешних и внутренних заимствований и необходимость выплачивать часть платежей по внешнему долгу за счет налоговых доходов бюджета резко обострили проблему его сбалансированности. Эта проблема усиливается еще и тем, что для стимулирования экспорта и импортозамещения нужно поддерживать низкий валютный курс рубля – но чем ниже курс, тем большую часть доходов бюджета нужно направлять на обслуживание внешнего долга и тем меньше ресурсы для непроцентных расходов.

Конструктивное решение данной проблемы предполагает комбинацию одновременно нескольких подходов.

1. Расширение налоговой базы бюджета. В ближайшие годы основными источниками возможного увеличения налогов останутся: повышение монетизации оборота и сокращение неплатежей; упорядочение налоговых льгот; доходы, полученные за счет девальвации рубля; увеличение прибыли производителей; усиление контроля за доходами и расходами физических лиц.

2. Бюджетное администрирование, повышение эффективности использования средств бюджета и внебюджетных фондов, налаживание контроля за полнотой и целевым использованием государственных средств.

3. Гибкое использование заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

Десятое – урегулирование проблемы государственного внешнего долга.

В ближайшее десятилетие платежи по внешнему долгу станут одним из главных факторов, определяющих характер и возможности экономической политики. Без реструктуризации “советского” долга общая сумма платежей (проценты плюс погашение основной части долга) в отдельные годы может достигать 6-7% ВВП. Такая величина является абсолютно неподъемной для нашей экономики, тем более, в условиях ограничения возможностей внешних заимствований.

Наиболее адекватными условиями реструктуризации внешнего долга представляются следующие:

  • полные выплаты по российскому внешнему долгу, образованному с 1992 года;
  • полное списание или перенос за пределы десятилетия выплат по погашению основной части “советского” внешнего долга;
  • выплаты процентов по “советскому” внешнему долгу в пределах 70-100% от сумм по графику.

Одиннадцатое – преобразования на уровне предприятий, связанные с повышением прозрачности хозяйственной деятельности и защитой прав собственника и кредитора.

В настоящее время нерешенность многих экономических проблем обусловлена не столько недостатком ресурсов, сколько недостатком хозяйственных мотиваций и неопределенностью статуса собственности. Для того, чтобы ослабить ограничения в этой области, необходимо, по крайней мере:

  • повысить прозрачность деятельности предприятий, в том числе за счет реорганизации бухгалтерского учета и статистической отчетности;
  • обеспечить правовую защиту кредиторов и инвесторов, позволяющую снизить их риски до приемлемого уровня.

Ограничения и ресурсы перехода к новой модели экономики

Ключевая особенность перехода к новой модели экономики состоит в том, что он требует в первоочередном порядке форсированного наращивания инвестиций.
Вплоть до периода с 1994 по 1995 год существовала благоприятная возможность перехода к динамичному экономическому росту за счет повышения загрузки простаивающих мощностей. Она определялась тем, что в то время российская экономика располагала достаточно большим парком относительно нового оборудования, введенного в периоды с 1986 по 1987 год и с 1988 по 1989 год, когда были развернуты масштабные программы технической реконструкции ряда отраслей. Наличие такого парка давало возможность некапиталоемкого роста в течение относительно длительного периода.

Однако с тех пор ситуация кардинально изменилась. Прошло пять лет, и средний срок производственного оборудования, введенного с 1986 по 1989 год, достиг 10-13 лет, – то есть того критического возраста, когда требуется обновление из-за морального старения. В настоящее время “новым” является оборудование, введенное в эксплуатацию после 1992 года, когда инвестиционная активность резко снизилась. По данным Госкомстата России, если в 1994 году доля промышленного оборудования с возрастом менее 10 лет составляла 44,5%, то уже в 1997 году – 29,4%, а в настоящее время – еще меньше. Одновременно по прогрессивным видам оборудования, способным выпускать конкурентоспособную продукцию, уровень загрузки в полтора-два раза выше среднего и в большинстве отраслей (цветная металлургия, химия и нефтехимия, пищевая промышленность, медицинская промышленность и другие) бли-зок к предельному (65-85%).

Поэтому уже сегодня возможности некапиталоемкого роста за счет загрузки производственных мощностей очень ограничены. Они сохранились, в основном, в машиностроении (20-25% выпуска продукции) и в легкой промышленности (до 30%). Учитывая масштабы и темпы разрушения производственнотехнологического аппарата, необходимо во главу угла поставить именно обновление основного капитала, – то есть развертывание инвестиционного процесса с выходом на максимально возможные темпы роста капиталовложений.

В среднесрочной перспективе существует три основных ограничения для перехода к наращиванию инвестиций.

Первое – недостаток экономических и финансовых институтов, ориентированных на расширение инвестиций. Одним из главных факторов, сдерживающих рост капиталовложений, является не нехватка ресурсов, а низкий инвестиционный спрос со стороны предприятий и отсутствие мотиваций со стороны потенциальных инвесторов. Для того чтобы ослабить это ограничение, необходима концентрация капитала – создание мощных хозяйственных структур, способных в рамках реализации крупных проектов замкнуть весь инвестиционный цикл. Кроме того, необходимо обеспечить реальную защиту прав инвесторов и создать механизмы снижения инвестиционных рисков (страхование, предоставление гарантий).

Второе – социальные ограничения. Критически низкий уровень жизни основной массы населения не позволяет увеличивать инвестиции за счет снижения потребления. Более того, в среднесрочной перспективе решение неотложных социальных задач потребует значительных экономических ресурсов, сокращающих инвестиционные возможности экономики. Не менее 20% ВВП должно направляться на финансирование социальных нужд: социальные трансферты, содержание социальной сферы, субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и тому подобное.

Третье – недостаток свободных финансовых ресурсов для инвестиций. Между тем имеющийся финансовый потенциал российской экономики позволяет удвоить ресурсы капиталовложений (см. таблицу 4).

Самым крупным резервом является повышение обеспеченности хозяйственного оборота денежными средствами и сокращение бартера. За счет высвобождения доходов предприятий реального сектора, “замороженных” в неденежных формах расчетов, инвестиционные ресурсы могут быть увеличены к 2005 году на 2,5-3% ВВП, а к 2010 году – на 4-4,5% ВВП.

Значительным резервом, возросшим в результате девальвации рубля, является сокращение вывоза капитала и привлечение валютных активов резидентов. С учетом прогнозируемого состояния платежного баланса емкость данного источника оценивается к 2005 году в 1,5-2% ВВП, к 2010 году – 2,5-3% ВВП.

Снижение производственных издержек при росте эффективности использования основных фондов и рабочей силы (за счет их реструктуризации и повышения уровня загрузки мощностей) оценивается не менее чем в 4-5% ВВП.

Стабилизация реальных доходов и накоплений населения, восстановление его доверия к банковским учреждениям позволит расширить инвестиционные ресурсы за счет сбережений на 2-3% ВВП.

Таким образом, общая величина возможного увеличения инвестиций от перечисленных факторов, то есть без сокращения потребления и без дополнительного привлечения иностранных инвестиций, составляет к 2005 году 7-10% ВВП, а к 2010 году – 13-16% ВВП (см. таблицу 4). Другими словами, имеющиеся ресурсные возможности позволяют увеличить только за счет внутренних источников объем капиталовложений к 2005 году в полтора раза, а к 2010 году – вдвое.

Важнейшим преимуществом российской экономики является наличие собственного инновационного и высокотехнологичного машиностроительного потенциала, сосредоточенного, главным образом, в отраслях оборонного комплекса. Его использование позволит в перспективе наполнять инвестиционный спрос за счет развертывания собственного производства конкурентоспособной машинн-отехнической продукции, не ухудшая платежный баланс.

Прогнозные расчеты показывают, что реализация отмеченных базовых условий может обеспечить в среднесрочной перспективе экономический рост с темпами, значительно более высокими, чем в “потребительски-ориентированном” и “экспорто-ориентированном” вариантах – на уровне 4,5% в среднем за год. Еще больше увеличить темпы роста оказывается практически невозможно из-за ограничений со стороны снижающихся производственных мощностей, инерционного развития сырьевой базы (сельское хозяйство, топливный сектор), нагрузки со стороны внешнего долга и необходимости поддерживать социальные и оборонные расходы.

Такая экономическая динамика создаст все предпосылки для того, чтобы избежать развертывания угроз и развития событий по катастрофическому варианту. Практически, во второй половине десятилетия удастся выйти на объем инвестиций, требуемый для качественного обновления производственно-технологического аппарата и предотвращения дальнейшей деградации сырьевых отраслей. Объем ВВП позволит также решить проблему оборонных расходов и поддержания социальной инфраструктуры.

К сожалению, не удастся решить в требуемых масштабах проблему повышения уровня жизни населения. Хотя конечное потребление домашних хозяйств возрастет почти на 60%, его уровень к 2010 году будет ниже того, который необходим для формирования массового “среднего класса”. По-видимому, окончательное решение проблемы благосостояния будет вынесено за пределы десятилетия.

Объективные цели, ограничения и ресурсные возможности определяют общую схему реализации антикризисной стратегии. Её основные элементы и структурные связи отражены на схеме 1

Этапы формирования новой модели экономики

Переход к новой модели российской экономики предполагает три последовательных этапа с различными задачами, источниками и секторами экономического оживления.

Первый этап, продолжительностью до трех лет, ориентирован, главным образом, на создание институциональных и финансовых предпосылок для перехода к динамичному росту. Ключевыми ограничениями на этом этапе являются фактор времени и недостаток организационных возможностей.

Второй этап (четыре года) предусматривает форсированный рост инвестиций, направленных на модернизацию производственного аппарата и сырьевой базы. Ключевым ограничением здесь является недостаток финансовых ресурсов.

Третий этап (четыре года) ориентирован на рост потребления и расширение социальной сферы. Ключевым ограничением на данном этапе становятся материальные ресурсы: энергоносители, сельскохозяйственная продукция и производственные мощности.

Первый этап: 2000-2002 годы

Главная задача первого этапа – поддержать процесс оживления экономики, начавшийся в 1998-1999 годах, и выйти на темпы роста ВВП не ниже 3,5-4% в год. Основными факторами ее решения в этот период могут стать импортозамещение, расширение финансовой базы товарного производства (вытеснение неплатежей и бартера, нормализация оборотного капитала), а также некоторое расширение экспорта промежуточных товаров.

Вторая задача – запуск механизмов, обеспечивающих процесс консолидации власти и основных экономических субъектов, преодоление разрыва между федеральным центром и субъектами Федерации. Речь идет о процедурах согласования целевых ориентиров и условий обеспечения конкретного уровня благосостояния населения и создании механизма ответственности за их реализацию. На этой основе необходимо выстроить новую схему экономических отношений между федеральным центром и субъектами Федерации и радикально укрепить властную вертикаль.

Третья задача – активизировать создание институциональных предпосылок экономического роста. Необходимо ускорить формирование крупных промышленных корпораций, способных взять на себя основную тяжесть санации производства и реструктуризации основного капитала. На них должна быть возложена консолидированная ответственность по платежам налогов, гарантированию взаиморасчетов между предприятиями, своевременному погашению кредитов, поддержанию ликвидности предприятий. Кроме того, должна быть завершена реструктуризация банковской системы: выделен слой мощных устойчивых банков, ориентированных на работу с крупными корпоративными клиентами.
Развитие системы банков и корпораций позволит задействовать дополнительные резервы экономического роста. Они состоят в сокращении издержек, обусловленных низкой загрузкой мощностей и неэффективным использованием рабочей силы.

Четвертая задача – создать финансовую базу расширенного производства за счет повышения монетизации экономики. К концу данного этапа необходимо снизить уровень бартера в продажах промышленности не менее чем на пять процентных пунктов.

Оздоровление платежного оборота, вытеснение неплатежей и бартера остается главным реальным источником повышения собираемости налогов и роста доходов предприятий, который может быть задействован в ближайшие три года. Это предполагает расширение кредитной эмиссии и требует построения банковских каналов, направляющих кредитные ресурсы в производство конкурентоспособных товаров и препятствующих переливу средств на валютный рынок. Расширение денежного оборота будет способствовать увеличению валовых накоплений в экономике и налоговой базы государства.

Пятая задача – повышение сбалансированности бюджета. К концу этапа необходимо увеличить уровень налоговых поступлений в консолидированный бюджет (включая целевые бюджетные фонды) с сегодняшних 25% до как минимум 26-27% ВВП. В то же время необходимо обеспечить устойчивый первичный профицит бюджета на уровне 3-4% ВВП.
Шестая задача – добиться поступательного снижения уровня инфляции. К концу периода уровень инфляции не должен превышать значений, подавляющих инвестиционную активность и склонность к сбережению – около 10% за год.

В целом данный этап будет характеризоваться следующими параметрами.

Особенности российского национального хозяйства – наличие незагруженных конкурентоспособных производственных мощностей, ограничения со стороны платежеспособного конечного спроса – позволяют обеспечить лишь относительно умеренный рост экономики за три года на 11-12% (см. таблицу 5). В то же время произойдет значительное улучшение экономического климата, проявляющееся в ослаблении регионального сепаратизма, монетизации хозяйственного оборота и улучшении финансового положения производителей. Последнее позитивно отразится на росте валовых национальных сбережений, которые к 2002 году могут составить 30-31% ВВП.
Это позволит уже на данном этапе оживить инвестиционный процесс. Прирост капиталовложений за весь период может составить 9-10%. Рост реальных доходов и потребления населения будет соответствовать расширению ВВП и составит за три года 11-12%.

Второй этап: 2003-2006 годы

Главная задача этого периода – максимально возможное ускорение обновления материально-технической базы российской экономики, повышение эффективности и конкурентоспособности производства.

С этой целью на данном этапе необходимо задействовать все источники повышения инвестиций:

  • ограничение вывоза капитала и расширение использования валютных активов резидентов в инвестиционных целях (уровень такого использования должен составить к концу периода не менее 50%);
  • дальнейшая монетизация экономики и вытеснение бартера (за весь период его доля в хозяйственном обороте должна снизиться еще не менее чем на пять-шесть процентных пунктов);
  • привлечение иностранных инвестиций, к концу периода – на уровне около 5 миллиардов долларов в год.

В результате, к концу периода норма валовых национальных сбережений может возрасти до 32-33% ВВП, а накопления основного капитала (за счет ограничения вывоза капитала за рубеж) – с 16% до 20-21% ВВП. Это позволит выйти на околопредельные темпы повышения капиталовложений в экономику – 13-14% в год и увеличить общий объем инвестиций в основной капитал за четыре года на две трети. Такие темпы наращивания инвестиций будут вполне достаточны для того, чтобы перейти к фронтальному обновлению производственного аппарата, повысив норму выбытия его устаревших неконкурентоспособных звеньев в два-три раза.

Общие темпы экономического роста в этот период могут составить 4,7-5,1%, повышения конечного потребления домашних хозяйств – 3,5-4%. Более высокие темпы практически недостижимы – во-первых, из-за ресурсных ограничений, во-вторых, вследствие необходимости поддерживать относительно высокий уровень первичного профицита бюджета (около 3% ВВП). Тем не менее, на этом этапе (с 2003 по 2004 год) население сможет восстановить средние объемы потребления до уровня, предшествующего финансовому кризису 1998 года. Инфляция стабилизируется на уровне около 7-8% в год.

На рубеже 2005-2006 годов российская экономика столкнется с ужесточением ресурсных ограничений. Производство выйдет на нормальную загрузку конкурентоспособных мощностей, после чего “мощностной фактор” станет сдерживать дальнейшее ускорение его роста. Будут выработаны резервы снижения энергоемкости, образовавшиеся в период спада производства в 1991-1994 годах, и энергоносители станут еще одним ограничителем роста. Наконец, общие объемы роста будут сдерживаться и со стороны сельского хозяйства, динамика производства в котором не превысит 1% в среднем за год.

Усиление ресурсных ограничений будет означать завершение второго и переход к третьему этапу.

Третий этап: 2007-2010 годы

На этом этапе неизбежно некоторое снижение темпов экономического роста. Главными задачами становятся: поддержание роста в условиях ужесточения ресурсных ограничений и перенос центра тяжести с инвестиций на потребление.

Необходимо подчеркнуть, что эти две задачи тесно связаны между собой. Структурный маневр в сторону неэнергоемкого и некапиталоемкого потребительского спроса является единственной возможностью “вписаться” в предложение первичных ресурсов, сохранив при этом динамичный экономический рост. Кроме того, выход на достаточно высокие показатели уровня жизни (к началу этапа по сравнению с 1999 годом – увеличение на 20%) позволит активизировать социальные реформы и снизить нагрузку на бюджет.
Заключительный этап антикризисной стратегии характеризуется следующими макроэкономическими параметрами.

Произойдет снижение среднегодовых темпов роста ВВП до 4,4-4,7%, в основном за счёт замедления динамики капитальных вложений. При этом уровень жизни (потребление населения) будет расти опережающим темпом – на 4,9-5,1% в год. Темпы роста инвестиций в основной капитал составят 6,6-6,8%.

Рассматриваемый вариант близок к оптимальному с точки зрения целей, угроз и ресурсных возможностей российской экономики в предстоящее десятилетие. Он позволяет не только сохранить, но и расширить конкурентоспособный промышленный потенциал страны: несмотря на высокую норму выбытия, производственные мощности за десятилетие снизятся всего на 10%, а в машиностроении и пищевой промышленности останутся примерно на уровне 2000 года. Благодаря обновлению производственного потенциала и позитивным структурным сдвигам удастся задействовать резервы повышения эффективности: так, рост машиностроения составит около полутора раз при увеличении производства топливных ресурсов на 28%.

В значительной степени будет решена проблема сохранения и развития “человеческого капитала”. Конечные расходы государственных учреждений возрастут более чем в полтора раза, что гарантирует качественное улучшение отраслей социальной сферы.

Будет обеспечен также необходимый, с точки зрения безопасности страны, рост оборонных расходов.

Что касается уровня жизни, то, хотя его повышение и не достигнет необходимых значений, он будет неуклонно и динамично возрастать. Будут созданы материальные предпосылки для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни для основной массы граждан России.

Следить за новостями ИНЭС: