Конкурентные стратегии страховщиков определяют рынок

Номер 3. Капитал в бегах

В статье описаны основные тенденции, характерные для современного страхового рынка и определяющие, как это явствует из названия, конкурентное поведение его участников. Приведенные в статье цифры основаны на данных Агентства массовых страховых коммуникаций и Всероссийского центра изучения общественного мнения.
 

Денис БРЫЗГАЛОВ
Конкурентные стратегии страховщиков определяют рынок

"Экономические стратегии", №3-2006, стр. 74-79

Брызгалов Денис Викторович — исполнительный директор Агентства массовых страховых коммуникаций (АМСКОМ).

Страхование в Российской Федерации является одной из самых динамично развивающихся отраслей. Показатели деятельности страховщиков в течение последних десяти лет сохранялись на уровне выше среднего (в сравнении с другими экономическими показателями). Тем не менее, несмотря на увеличение страховых премий, собранных страховщиками (в абсолютных показателях), наметилась тенденция сокращения доли страховых услуг в ВВП – с 3,2% в 2003 г. (максимальный показатель) до 2,3% в 2005 г. (минимальный показатель).

Средняя страховая премия на человека за период 2000-2005 гг. увеличилась в 2,9 раз и составила 3436 руб., но темпы ее роста снижаются с каждым годом. В то же время средняя премия, приходящаяся на одну страховую компанию, линейно возрастала на протяжении последних трех лет и в 2005 г. достигла 475 млн руб. Это обусловлено не только увеличением страховых взносов, но и снижением количества страховых компаний. По данным Министерства финансов РФ, на 1 января 2006 г. в России было зарегистрировано 1033 страховые компании, что на 19,3% меньше, чем в начале 2005 г., и на 26,1% меньше, чем в начале 2004 г. Объем страховых премий в 2000-2005 гг. увеличился в 2,9 раз – с 171 до 490,6 млрд руб., выплаты выросли в 2,3 раза – с 119,8 до 274,5 млрд руб.

Основные тенденции, характерные для страхового рынка и определившие конкурентное поведение страховщиков, обусловлены:

  • снижением темпов роста страхового рынка с 61,8% в 2001 г. до 4% в 2005 г.;
  • увеличением удельного веса обязательных видов страхования с 14,5% в 2001 г. до 40,7% в 2005 г. Во многом это связано с введением в 2003 г. обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. На этот вид страхования в 2005 г. пришлось 11%, или 53,8 млрд руб., страховых премий и 10%, или 27,5 млрд руб., выплат. Не меньший вклад внесло и обязательное медицинское страхование, по которому в 2005 г. собрано 140,7 млрд руб., или 28,7%, всех премий и произведено на 132,4 млрд руб., или на 48,3%, выплат;
  • стремительным сокращением доли страхования жизни (по сбору премий – с 34,5% в 2003 г. до 5,2% в 2005 г., а по выплатам – с 55,3% до 9,1% соответственно). Эксперты страхового рынка связывают данную тенденцию со сворачиванием налогооптимизирующих схем вследствие активной борьбы Федеральной службы страхового надзора с данным явлением;
  • высокими темпами роста страхования физических лиц, в частности автострахования (58% в 2005 г.) и долгосрочного страхования жизни (40% в 2005 г.);
  • продолжающимся увеличением доли иностранных компаний (с 2,7% в 2003 г. до 4,3% в 2005 г.) при стабилизации совокупного уставного капитала российских страховщиков (146,5 млрд руб. в 2004 г., 147,3 млрд руб. в 2005 г.).

Конкуренция в системе ОМС

Обязательное медицинское страхование (ОМС) на протяжении последних пяти лет демонстрирует устойчивые темпы роста. В 2005 г. сборы по ОМС составили 140 млрд руб., что больше показателя 2004 г. на 44,8%, выплаты превысили 132 млрд руб., увеличившись на 41,8%.

Традиционно рынок ОМС считался "поделенным" сегментом с высокими входными барьерами, что связано с особенностями осуществления данного вида страхования. Страховые медицинские организации не имеют возможности формировать прибыль и ограничиваются небольшим процентом на ведение дел, покрывающим затраты, связанные с содержанием офиса и документооборотом, лишь при достаточно больших оборотах. Поэтому единственным способом, позволяющим небольшим компаниям выйти на рынок ОМС, является использование административного ресурса.

К 2003 г. на рынке ОМС сложилась устойчивая группа федеральных и региональных страховых медицинских организаций, в полной мере удовлетворявшая потребности системы. По итогам года лидировали страховые медицинские организации федерального уровня МАКС-М (страховая премия по ОМС 8090 млн руб.), РОСНО-МС (5386 млн руб.), "СКПО-Мед" (1991 млн руб.), "Спасские воро-та-М" (1966 млн руб.), "Солидарность для жизни" (1940 млн руб.).

В журнале "Экономические стратегии" № 3 за 2005 г. рассматривалась стратегия страховой компании МАКС, нацеленная на выход на региональные рынки. В частности, указывалось, что МАКС-М, являясь лидером по обязательному медицинскому страхованию, сначала создает в регионе филиал, работающий в сфере ОМС. Он обеспечивает поступления, необходимые для функционирования филиала. На базе этого "обязательного" филиала организуется подразделение компании МАКС, занимающееся реализацией полисов компании по добровольным видам страхования.

В 2005 г. пятерка лидеров по сборам ОМС выглядела следующим образом: МАКС-М (18 708 млн руб.), РОСНО-МС (12 504 млн руб.), "Газпроммедстрах" (8628 млн руб.), "Солидарность для жизни" (7090 млн руб.), "КапиталЪ Медицинское Страхование" (6350 млн руб.). Также в десятку лидеров вошли "Ингосстрах-М" (2314 млн руб.) и "РЕСО-Мед" (1829 млн руб.). Как видно из приведенных данных, страховые группы, занимающиеся добровольными видами страхования ("СОГАЗ", "КапиталЪ Страхование", "Ингосстрах"), захватили существенные сегменты рынка ОМС, соизмеримые с долями традиционных лидеров. В частности, страховые премии, собранные ЗАО "КапиталЪ Медицинское Страхование" в 2005 г., увеличились по сравнению с 2004 г. более чем в 6 раз и составили 6350 млрд руб. Выплаты выросли в 5,9 раз, достигнув 5920 млн руб.

В структуре страховых премий наибольший объем пришелся на регионы – Иркутская область (24%), Нижегородская область (17%), Мурманская область (13%), Волгоградская область (11%). В 2005 г. более чем в 3 раза (до 11 млн человек) увеличилось количество застрахованных по ОМС. Активный выход ЗАО "КапиталЪ Медицинское Страхование" на рынок ОМС стал возможен, так как акционеры компании постановили считать медицинское страхование одним из перспективных направлений и инвестировали в его развитие значительные средства. Собственный капитал страховщика был доведен до 350 млн руб., компания приобрела ряд региональных страховых медицинских организаций – МСФ "Адонис-Плюс", ООО "МСК "Медпрана-Люкс".
Одной из составляющих успеха в региональной экспансии в сфере ОМС, помимо инвестиционного ресурса, явилась четко сформулированная концепция конкурентных преимуществ компании, что для рынка ОМС, где услуга регламентирована и имеет законодательно ограниченные рамки, – достаточно редкий случай.

В частности, ЗАО "КапиталЪ Медицинское Страхование" разработало специальную программу по оценке структуры заболеваемости работников предприятия и затрат на оказание медицинских услуг в системе ОМС. По согласовании со страхователем страховщик осуществляет анализ заболеваемости и разрабатывает систему профилактических мероприятий, направленных на ее снижение и сокращение периодов временной нетрудоспособности работников предприятия.

Кроме того, работники получают возможность лечиться в лечебно-профилактических учреждениях, где улучшены материально-технические условия и повышен уровень подготовки персонала, что не только положительно скажется на лояльности работников по отношению к предприятию, но и сократит время их нетрудоспособности. Выполняя основную функцию страховой медицинской организации, ЗАО "КапиталЪ Медицинское Страхование" создало Центр по защите прав застрахованных, где работают врачи-эксперты, аттестованные в установленном порядке, а также юридическая служба.

О планах приобретения в российских регионах шести страховых компаний, специализирующихся на обязательном медицинском страховании, в 2005 г. заявила РОСНО-МС. Речь шла о покупке трех компаний в Омской и Иркутской областях, а также в Республике Бурятия. Еще по трем компаниям решения находятся в стадии принятия, две из них работают в Санкт-Петербурге и одна в Ростовской области. А страховая медицинская организация "Ингосстрах-М" в 2005 г. присоединила "ЭкоОМС" (г. Брянск).

Приведенные примеры свидетельствуют о возрождении интереса крупных страховщиков к обязательному медицинскому страхованию и развитии в этом сегменте рыночной конкуренции.

Надежды на жизнь

В секторе страхования жизни имеют место разнонаправленные тенденции. Как уже отмечалось выше, по итогам 2005 г. сборы по страхованию жизни сократились на 75,2% и составили 25,3 млрд руб. Уменьшение числа операций по страхованию жизни Федеральная служба страхового надзора связывает с ликвидацией "налогосберегающего" страхования, не так давно активно использовавшегося многими страховыми компаниями для обслуживания интересов своих клиентов в части ухода от налогов. Реальное долгосрочное страхование жизни развивается высокими темпами, на уровне 40-50% в год, но в силу небольшого объема еще не может оказать существенного влияния на тенденцию падения рынка страхования жизни в целом.

По оценкам Федеральной службы страхового надзора, доля долгосрочного страхования жизни в 2004 г. не превышала 3,2% от официальных сборов по страхованию жизни, или 3,3 млрд руб. (115 млн долл.). Агентство массовых страховых коммуникаций (АМСКОМ) в исследовании, озаглавленном "Страховой рынок России: отчетные и реальные показатели", оценивает реальный рынок страхования жизни в 3,9 млрд руб. (140 млн долл.), аналитики объединенной финансовой группы оценивают рынок долгосрочного страхования жизни в 180 млн долл. По состоянию на начало 2005 г. в России насчитывалось 458 страховых компаний, имеющих лицензию на страхование жизни с совокупным уставным капиталом 74,5 млрд руб. При этом уставный капитал 40 организаций был менее 20 млн руб., 220 – от 20 до 60 млн руб., и 198 – свыше 60 млн руб. В 2005 г. рынок долгосрочного страхования жизни оценен специалистами РА "Эксперт" в 140-180 млн долл., а темпы его роста составили 40%.

Несмотря на то что объем рынка долгосрочного страхования жизни незначителен, многие страховщики ожидают его существенного развития в ближайшее время, что определяет их интерес к инвестированию в данное направление бизнеса. Также не стоит забывать о требованиях Закона "Об организации страхового дела в РФ", предписывающего разделение страховых компаний по видам бизнеса – личное страхование (страхование жизни, ДМС, страхование от несчастного случая) и имущественное страхование, включая ответственность и личные виды, за исключением страхования жизни.

Соответственно, на страховом рынке сохранялась тенденция создания дочерних страховых компаний, специализирующихся на страховании жизни. Так, АФК "Система", Allianz и РОСНО создали специализированную компанию страхования жизни "Альянс РОСНО Жизнь". В группе компаний "Русский мир" появилось общество страхования жизни ОСЖ "Русский мир", в группе "Межрегионгарант" – "МРГ-Лайф", страховая группа "Росстрах" также создала специализированного страховщика жизни – ООО "Страховая компания "Росстрах Жизнь"". Компания "Дельта Капитал 2000" – основной партнер "РЕСО-Гарантия" по страхованию жизни – перерегистрирована и переименована в ООО "РЕСО-Дельта".

Интерес к страхованию жизни предопределил приход иностранных страховщиков на российский рынок. В 2005 г. в Москве была зарегистрирована "дочка" крупнейшего британского страховщика жизни, компании Aviva. О создании в России компании по страхованию жизни заявила банковская группа Societe Generale.

Вместе с тем, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), полученным в марте 2006 г., 74,4% россиян тратят все свои доходы, к накоплению склонны лишь 21,8% взрослого населения России. Те, кто склонен к накоплению, предпочитают пользоваться услугами банков (депозит, карточка) либо хранят свои средства дома (наличные, драгоценности). Долгосрочное страхование жизни как инструмент накопления не пользуется популярностью у россиян.

Получается, что перспективы развития долгосрочного страхования жизни, востребованного частными лицами, крайне туманны. Страховщики связывают надежды на развитие корпоративного страхования жизни с элементами "сострахования" со стороны работника, а также на "обязательно-добровольное" страхование при ипотечном кредитовании.

Автостраховой локомотив

Автострахование является самым динамичным сегментом страховой отрасли: в 2003 г. темпы его роста составили 78%, в 2004 г. – 64%, что на фоне незначительных показателей, характерных для имущественного страхования в целом, делает автострахование перспективным направлением приложения усилий многих страховых компаний.

В 2005 г. рынок автострахования КАСКО показал солидный рост. По предварительным оценкам АМСКОМ, объем взносов по КАСКО увеличился на 58% и составил 1,9 млрд долл. Первые 10 компаний-лидеров по КАСКО сохранили свою долю на уровне двух третей всех сборов (65,4% в 2005 г. против 67,7% в 2004 г.). А пятерка лидеров по КАСКО не изменилась: "Ингосстрах" (9,3 млрд руб., 17,2%), "Ресо-Гарантия" (8,1 млрд руб., 15,0%), "Росгосстрах" (5,1 млрд руб., 9,4%), РОСНО (3,0 млрд руб., 5,5%), "АльфаСтрахование" (2,5 млрд руб., 4,6%).

Основные факторы роста рынка автострахования остались прежними – продажи новых автомобилей, главным образом иномарок, и развитие автокредитования. Продажи иномарок выросли почти на 50% и достигли 610 тыс. штук, в то время как продажи отечественных автомобилей сократились на 8%. За счет этого доля рынка, занимаемая иномарками, в общем объеме продаж новых легковых автомобилей выросла с 31,7% в 2004 г. до 43% в 2005 г. Эксперты Business Vision установили, что 30-35% автомобилей в 2005 г. было куплено в кредит; из них 40% составили новые иномарки стоимостью более 10 тыс. долл.

В условиях повышенной конкуренции в сегменте автострахования страховщики особое внимание уделяют стратегиям продвижения услуг, и в первую очередь каналам продаж и учету моделей потребительского поведения автострахователей.

В исследовании "Автовладельцы и страхование", проведенным ВЦИОМ и АМСКОМ, преобладающими каналами приобретения полиса КАСКО названы "офис страховой компании" (36%) и "страховой агент" (28%). Около 11% пользователей КАСКО приобрели его в ГИБДД, 5% – через Интернет, 3% – у страхового брокера, 2% – на бензозаправке, и еще 2% – в банке. При выборе страховой компании автовладельцы, покупающие КАСКО, склонны обращать внимание на два важнейших фактора: репутацию крупной финансово устойчивой компании (57%) и близость ее офиса (22%). Остальные факторы важны, но не различаются у страхователей и не страхователей КАСКО. На выбор страховщика при приобретении КАСКО также сильно влияет собственный опыт работы с компанией – "купил там, где покупал" (32%), мнение агента (20%) и знакомых (16%). То есть по КАСКО основным мотивом выбора услуги и страховщика является рекомендация знакомых (50%). Несколько меньшее значение имеет собственный опыт работы с компанией. Решение о необходимости страховаться принимается под воздействием такого фактора, как "знания о страховании", что характерно для результативной модели второго типа (24%).

В 16% случаев движущей силой выступает агент. Автострахование (КАСКО и ОСАГО) среди россиян является наиболее востребованным видом страхования, что обусловливает интерес к нему многих страховщиков. В то же время автострахование характеризуется высокой убыточностью, что заставляет разрабатывать различные стратегии кросс-продаж для автострахователей.
В соответствии с "Матрицей взаимного стимулирования сбыта страховых услуг", разработанной ВЦИОМ и АМСКОМ, к приоритетным страховым услугам для кросс-продаж можно отнести страхование от несчастного случая, ДМС, страхование квартиры. При правильной постановке системы кросс-продаж автострахование может послужить локомотивом для активизации потребления других страховых услуг.

Экспансия в регионы продолжается

С каждым годом возрастает значение регионов в формировании показателей деятельности страховых компаний. В 2005 г. сохранялась тенденция снижения доли страховых премий и выплат, приходящихся на Центральный федеральный округ, – с 66,6% до 59,6%, а доля других округов по сравнению с 2004 г. увеличилась в среднем на 1-2 процентных пункта.
Особенно велико значение регионов (по сравнению с Москвой) в сфере ОСАГО. Но, так как основную часть этого рынка составляют договоры с физическими лицами, страховщики с целью расширения своей доли вынуждены формировать насыщенную ритейловую сеть. Понимая это, федеральные компании в 2004-2005 гг. начали активный поход в регионы, либо открывая собственные филиалы, либо приобретая региональные страховые компании. При этом судьба региональных компаний может быть различна: они или преобразуются в филиалы федеральных компаний, или продолжают работать под собственным брендом.

В частности, группа "АльфаСтрахование" подписала соглашение о покупке 100% пакета долей ООО "Межотраслевая страховая компания (МСК) "Аверс", входящего в группу компаний "ТАИФ", за 53 млн руб. Предполагается, что в течение текущего года произойдет объединение приобретенной компании и казанского филиала группы. Страховая компания МРСС приобрела 74% акций компаний СК "АСК-Петербург" и СМК "АСК-Мед". Блокирующий пакет акций, составляющий около 26%, остался у менеджмента компаний. Планируется, что в дальнейшем компания будет работать под прежним брендом АСК. Группа "Ренессанс Страхование" приобрела петербургскую группу компаний "Прогресс Нева". В результате интеграции "Прогресс Нева" войдет в группу "Ренессанс Страхование", бренд "Прогресс Нева" предполагается сохранить. Филиал "Ренессанс Страхования" в Петербурге сольется с компанией "Прогресс Нева", а филиал петербургской компании в Москве – с офисом "Ренессанс Страхование".

В 2005 г. страховщики открыли на территории России более 100 филиалов. Лидером неожиданно стала Московская страховая компания. Несмотря на "узкий территориальный" бренд, она позиционировалась в самых разнообразных регионах: Саратов, Тула, Уфа, Томск, Хабаровск, Улан-Удэ, Коломна, Дмитров, Омск, Челябинск, Липецк, Калуга, Ставрополь, Тамбов, Иркутск. Далее следуют "Страховой капитал" – 13 филиалов, "Зенит" – 11 филиалов, "КапиталЪ Медицинское Страхование" – 7 филиалов.

Не менее грандиозные планы у страховщиков по развитию ритейла и региональной экспансии и в 2006 г. Так, группа компаний РОСНО намерена увеличить объем инвестиций в развитие продающей сети до 5-8 млн долл. Ожидается открытие около 100 точек продаж и 50 точек по страхованию жизни. Во многом тенденция настойчивого движения федеральных компаний в регионы может объясняться территориальным распределением объектов страхования физических лиц и растущими финансовыми возможностями для приобретения страхового полиса.
Ряд исследований свидетельствует о сосредоточении движимого и недвижимого имущества граждан России именно в регионах, а не в Москве и Санкт-Петербурге. В частности, исследование ВЦИОМ и АМСКОМ "Владельцы недвижимости и страхование" показывает, что 67,5% или 73,6 млн россиян владеют недвижимым имуществом. При этом 48,3%, или 52,6 млн человек, обладают квартирой, 11,3%, или 12,3 млн человек, – загородным домом, 10%, или 10,9 млн человек, – дачей, 4,4%, или 4,8 млн человек, – нежилым помещением. Соответственно, около 7 млн человек владеют двумя видами недвижимости. Только треть (33%) квартир и 38% дач сосредоточено в городах с населением более 500 тыс. человек, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Около 78% загородных домов сосредоточено в городах с населением менее 100 тыс. человек и селах.

Автомобиль в России имеют 22,3% взрослого населения, или 24,3 млн человек. Если рассматривать территориальное распределение автовладельцев, то наибольшее их количество сосредоточено в городах с населением менее 100 тыс. человек (32%, или 7,8 млн человек).

В селах проживают до 26% автовладельцев, или 6,3 млн человек. На Москву и Санкт-Петербург приходится 9% автовладельцев, или 2,2 млн человек. Примерно равное количество автовладельцев в крупных и средних городах, по 3,9-4,1 млн человек (16-17%).

С другой стороны, страховой потенциал, имеющийся у владельцев движимого и недвижимого имущества, может реализоваться лишь при достаточно высоком уровне доходов населения или обязательности страхования, например по ОСАГО. Таким образом, в 2005 г. на страховом рынке преобладал "территориально-видовой" вектор развития компаний.

В качестве наиболее востребованного вида страховщики рассматривают автострахование, включая ОСАГО; используют различные стратегии позиционирования в этом сегменте рынка для быстрого увеличения количества клиентов и страховых премий. При этом необходимо учитывать, что автострахование является одним из самых убыточных видов страхования, и для дальнейшего развития страховщику необходимо расширять портфель в сторону низкоубыточных видов (страхование имущества, от несчастного случая).

Перспективным сегментом рынка в долгосрочной перспективе может выступать накопительное страхование жизни. Свои позиции на нем уже обозначили не только российские, но и иностранные компании. Если в автостраховании период окупаемости инвестиций может не превышать 1-2 лет, то в страховании жизни страховые компании рассматривают свои вложения как долгосрочные (на 8-10 лет).

Но вне зависимости от видового позиционирования страховой компании для всех страховщиков на данном этапе характерны увеличение точек продаж страховых услуг и экспансия в регионы, что обусловлено территориальным распределением объектов страхования и потребительским поведением страхователей. Можно прогнозировать, что выделенные тенденции носят среднесрочный характер и сохранятся в 2006 г.

Таблица 1. Распределение обладателей различных видов недвижимости по населенным пунктам

Таблица 2. Распределение автовладельцев по населенным пунктам

Следить за новостями ИНЭС: