Конфликт интересов невозможен

Номер 2. Репутационные риски

Представитель НП «АРМО» в рабочей группе по формированию Национального совета по оценочной деятельности Юрий Вячеславович Сафонов отвечает на вопросы «ЭС», посвященные взаимодействию СРО между собой и с потребителями оценочных услуг.

Юрий Сафонов
Конфликт интересов невозможен

"Экономические стратегии", №02-2008, стр. 122

Представитель НП "АРМО" в рабочей группе по формированию Национального совета по оценочной деятельности Юрий Вячеславович Сафонов отвечает на вопросы "ЭС", посвященные взаимодействию СРО между собой и с потребителями оценочных услуг.

В какой степени введение саморегулирования в оценочной деятельности отвечает современным требованиям рынка?

Оно позволяет максимально полно и оперативно учитывать интересы как потребителей оценочных услуг, так и самих оценщиков, которые сегодня вынуждены работать на основе достаточно слабой нормативно-правовой базы. Кроме того, заложенные в системе саморегулирования механизмы ответственности оценщика за некачественно оказанные услуги позволяют существенно повысить уровень защищенности интересов потребителя.

Какие преимущества для осуществления профессиональной деятельности получает оценщик-физлицо, вступив в НП "АРМО"?

С введением механизма саморегулирования существенно повысился статус профессии оценщика как таковой, поэтому вступление специалиста в одну из СРО само по себе делает его членом сообщества представителей интересной и престижной профессии. Что касается АРМО, то это одна из наиболее динамично развивающихся саморегулируемых организаций, где состоят, в частности, специалисты крупнейших консалтинговых компаний России. Таким образом, члены АРМО могут рассчитывать на серьезную методологическую поддержку.

Международный опыт профессионального регулирования подтверждает эффективность системы СРО. Не случится ли так, что контроль чиновника над оценщиком будет заменен контролем коллеги-конкурента? Возможно ли реально обеспечить дебюрократизацию, достичь высокого профессионализма и повысить ответственность?

Конфликт интересов, подразумевающийся под "контролем коллеги-конкурента", невозможен в силу норм Закона об оценочной деятельности, где подробно описаны ограничения на занятие оценочной деятельностью для сотрудников СРО: СРО обязана не допускать конфликта интересов, а в случае его возникновения в отношении СРО предусмотрены санкции вплоть до ликвидации саморегулируемой организации. Мы стараемся максимально дебюрократизировать процедуры, выстраиваемые в ходе становления системы саморегулирования. Повышение профессионализма субъектов оценочной деятельности – одна из основных целей саморегулирования, отвечающих интересам всех участников рынка. Ее достижение будет обеспечиваться как за счет повышения требований со стороны потребителей услуг, так и за счет целенаправленной работы саморегулируемых организаций, "кровно" (в части компенсационного фонда) заинтересованных в высоком качестве услуг.

Насколько эффективно работает система защиты прав потребителей на российском рынке оценочных услуг в условиях отмены лицензирования?

Система защиты прав потребителей заработала совсем недавно – с 1 января 2008 г., и пока рано говорить о ее эффективности. Тем не менее за прошедшие три месяца в нашу организацию поступило несколько жалоб на качество оказанных услуг, и ни одна из них не осталась без ответа.

В какой мере и в каком формате взаимодействуют между собой СРО?

В настоящий момент идет активный процесс формирования Национального совета по оценочной деятельности, который с высокой вероятностью объединит представителей всех СРО оценщиков. В рамках Национального совета предполагается их совместная работа над наиболее насущными вопросами рынка оценки, в том числе над совершенствованием нормативно-правовой базы (особенно в области разработки и утверждения стандартов оценки). Кроме того, совместная работа предполагает в перспективе объединение интеллектуального потенциала сообщества и выработку оптимальных с точки зрения всех участников рынка правил игры, а также формирование качественной нормативно-правовой и методологической базы оценочной деятельности. Необходимо отметить, что потребители оценочных услуг в этом процессе не будут лишь сторонними наблюдателями, они смогут внести свой вклад в развитие рынка, так как на долю независимых членов в соответствии с Законом об оценочной деятельности отведено до 25% состава Национального совета по оценочной деятельности.

ПЭС 8097/14.04.2008

Следить за новостями ИНЭС: